Глава 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК. § 7. Исполнение, изменение, расторжение контракта

Комментарий к ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” № 44-ФЗ

Глава 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК

§ 7. Исполнение, изменение, расторжение контракта

Вопрос-ответ:

В каких случаях обязательна экспертиза результатов исполнения контракта при закупке у единственного поставщика?

Во всех случаях, кроме закупок на основании п. 4, 15 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Дело в том, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ экспертиза – это часть приемки, а согласно ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в трех вышеназванных случаях нормы о приемке могут заказчиками не соблюдаться.

Отдельно в ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ выделены случаи, когда экспертизу нужно поручить стороннему эксперту, экспертной организации. Таких случаев 32, поэтому приводить их здесь не имеет смысла, вам следует ознакомиться с ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, в которой они перечислены путем отсылки к ч. 1 ст. 93 данного Закона.

 

Кто может быть экспертом, экспертной организацией? Каковы критерии, определяющие возможность лица или какой-либо организации быть экспертом. Какой нормативный документ определяет или будет определять эти критерии?

В самом общем виде эксперт (от лат. expertus – опытный) – квалифицированный специалист в определенной области, привлекаемый для исследования, консультирования, выработки суждений, заключений, предложений, проведения экспертизы.

Согласно п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ эксперт, экспертная организация – это обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам.

Документа, который устанавливал бы единые требования к экспертам, в нашей стране не существует. Поэтому можно рекомендовать выбирать экспертов в зависимости от предмета контракта.

См., например, Постановление Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263 “Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении”; Постановление Правительства РФ от 31.03.2012 N 272 “Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий”, ст. 14 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике” (в части экспертизы научных и научно-технических программ, проектов, финансируемых за счет соответствующего бюджета) и т.д.

В любом случае привлекаемый эксперт (экспертная организация) должен соответствовать требованиям, предусмотренным в ст. 41 Закона N 44-ФЗ.

 

Обязан ли заказчик привлекать экспертов или экспертные организации при заключении контракта с единственным поставщиком в связи с возникновением потребностей в определенных товарах, работах, услугах вследствие аварии либо возникновения чрезвычайной ситуации?

Да, в таком случае заказчик обязан привлечь стороннего эксперта или стороннюю экспертную организацию для проверки результатов исполнения контракта в соответствии с ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ.

 

Обязан ли заказчик при заключении контракта с единственным поставщиком проводить экспертизу предмета контракта?

Экспертиза предмета контракта Законом N 44-ФЗ не предусмотрена, экспертизе подлежат результаты исполнения контракта. Причем экспертиза проводится по всем контрактам (за исключением тех, которые заключаются на основании п. 4, 15 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), просто по общему правилу заказчик может провести эту экспертизу своими силами, а в определенных случаях он обязан воспользоваться услугами сторонних экспертов. Случаи привлечения таких экспертов указаны в ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ.

 

Существует ли определенный перечень экспертов и экспертных организаций, к которым заказчик обязан обращаться?

Конечно, нет. Выбор эксперта – это субъективное решение заказчика.

 

Каким образом заказчик должен осуществлять выбор экспертов и экспертных организаций? На основании каких документов данные специалисты будут осуществлять экспертизу? На платной либо бесплатной основе для заказчика будет происходить проведение экспертиз?

Выбор экспертов подчиняется общим правилам Закона N 44-ФЗ в части способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с экспертом (экспертной организацией) должен заключаться контракт.

Сторонний эксперт (экспертная организация) будет работать на платной основе, безусловно. Собственный сотрудник заказчика будет работать “бесплатно”, но в том смысле, что проведение экспертизы результатов исполнения контрактов будет предусмотрено его обязанностями согласно должностной инструкции, вознаграждением в таком случае является заработная плата этого сотрудника.

 

В течение какого срока должна будет проводиться экспертиза (при заключении контракта с единственным поставщиком)?

Сроки проведения экспертизы Законом N 44-ФЗ не предусмотрены. Если экспертиза проводится заказчиком своими силами, соответствующие сроки целесообразно установить приказом руководителя, если же экспертиза будет проводиться силами сторонних экспертов, соответствующие сроки будут оговорены в контракте, заключенном с экспертом (экспертной организацией).

 

Обязаны ли мы выбирать экспертов по каждому способу приемки товаров, работ, услуг?

Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами, как вариант заказчик может привлекать экспертов, экспертные организации (ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в ряде случаев, когда закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Кроме того, Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

 

Нужно ли каждый месяц размещать отчет об отдельном этапе исполнения контракта, если контракт заключен на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с естественным монополистом и если экспертиза по таким контрактам не нужна?

В одной только формулировке вопроса содержатся несколько ошибочных суждений. Во-первых, между календарным месяцем и этапом исполнения контракта какой-либо связи нет. Скорее всего, вы совершаете в адрес естественного монополиста ежемесячные платежи за его услуги. Однако платеж не тождественен этапу исполнения контракта. Этап должен иметь определенный результат, какой именно – определяется в тексте контракта (как, впрочем, любого договора). Могу предположить, что контракт выполняется естественным монополистом в один этап с ежемесячными платежами, поэтому отчет нужно подготовить и разместить по окончании такого контракта.

Во-вторых, экспертизе подлежат результаты исполнения любого контракта (за исключением закупок у единственного поставщика в порядке п. 4, 15 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Разница лишь в том, что заказчик может проводить экспертизу своими силами или привлекать экспертов, экспертные организации (т.е. сторонних лиц). Так вот контракт с естественным монополистом – это как раз тот случай, когда сторонние эксперты не требуются (ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, разделение на этапы должно быть прямо предусмотрено в тексте контракта, этапы исполнения контракта не тождественны порядку платежей, экспертизу исполнения такого контракта заказчик проводит своими силами. Заключение, подготовленное по результатам экспертизы, прилагается к отчету об исполнении контракта.

 

Можно ли изменить в сторону увеличения сроки исполнения контракта, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ, по взаимному соглашению сторон?

Нет, нормы о возможном изменении срока исполнения контракта в Законе N 44-ФЗ нет. Посмотрим, как будет складываться судебная практика по таким делам. Попутно отмечу, что подобной нормы не было и в Законе N 94-ФЗ, а практика была весьма противоречивой (“Не запрещено – значит можно”, “Не разрешено – значит нельзя”).

 

Если контрактом не предусмотрена выплата аванса, заказчик все равно обязан установить обеспечение контракта (закупка менее 50 млн. руб.)?

Да, потому что согласно ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ установлено общее правило об обязательном обеспечении контракта. Так что заказчик должен установить обеспечение исполнения контракта в размере от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта безотносительно к авансу. Если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн. руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта.

Исключения, конечно, есть, однако они установлены не в связи с размером начальной (максимальной) цены контракта. В случаях, указанных в ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе решить вопрос о необходимости обеспечения исполнения контракта по своему усмотрению.

 

Придется ли предоставлять обеспечение исполнения контракта бюджетным учреждениям?

Да, придется, поскольку обязанность предоставить обеспечение исключается только в отношении казенных учреждений, но не бюджетных (ч. 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Статья 94. Особенности исполнения контракта

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

Статья 96. Обеспечение исполнения контракта

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 99

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code