Следственные действия – обыск, выемка документов и предметов

При расследовании уголовных дел, возбужденных по факту легализации (отмывания) преступных доходов, своевременное осуществление обыска и выемки (ст. 182 и 183 УПК РФ) является одним из важнейших средств получения доказательств преступной деятельности и, по сути, определяющим успешность расследования. Промедление в производстве этих следственных действий может привести к утрате документов, предметов преступной деятельности. Обыск или выемка должны производиться незамедлительно, как только появились основания полагать, что необходимые объекты:

не выдадут по запросу следователя;

могут быть подвергнуты уничтожению, порче либо изменению.

Главной задачей проведения обыска (выемки) как на начальном, так и на последующем этапе расследования легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, является обнаружение и изъятие документов и предметов, которые несут на себе информацию о преступной деятельности.

Для достижения поставленных задач большое значение имеет подготовка к проведению обыска (выемки). В процессе подготовки лица, осуществляющие данное следственное действие, должны быть ознакомлены с целями обыска (выемки), уведомлены о внешнем виде разыскиваемых объектов, а если это документы, то о примерном их содержании.

Необходимым условием эффективности обыска (выемки) является объективная оперативная информация, в которой могут быть данные:

о времени появления искомых предметов;

об их местонахождении;

об их признаках;

о времени их перемещения.

При производстве обыска (выемки) по рассматриваемой категории дел соблюдаются общие тактические требования: внезапность, планомерность и последовательность.

Однако проведение обыска (выемки) при расследовании легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, имеет свои особенности, которые относятся как к разыскиваемым объектам, так и к местам поиска.

Следователю приходится работать с большим объемом документов, разнообразных видов и форм. Именно поэтому определение категории и количества документов, подлежащих изъятию, с целью выяснения тех или иных обстоятельств расследуемого события вызывает на практике большие затруднения.

Нередки случаи, когда не изымаются необходимые документы либо изымаются все подряд, без учета их информативного значения, из-за чего не вычленяется и не обнаруживается вся возможная информация, которая содержится или может содержаться в документах. Поэтому во избежание изъятия документов и предметов, не относящихся к делу, следователь должен знать, какие документы подлежат изъятию. При подготовке к следственному действию ему нужно учитывать, что перечень объектов, подлежащих обнаружению  и изъятию, определяется спецификой деятельности участников легализации (отмывания) преступных доходов, а также применяемыми для этого способами.

Так как в процессе производства обыска или выемки следователю приходится просматривать большое количество документов и предметов, к этой работе целесообразно привлекать помощников, в качестве которых, например, могут быть специалисты – бухгалтеры, товароведы, специалисты в области разработки и использования современных информационных технологий, которые в пределах своих специальных познаний будут давать пояснения по возникающим у следователя вопросам. При большом количестве предметов, документов необходимо составить их подробную опись, приложив ее к протоколу обыска (выемки), а изъятые предметы и документы упаковать и опечатать. В протоколе обыска (выемки) следует указать состояние документов и предметов, их реквизиты, количество страниц, при объемности документа могут быть приведены первая и последняя фразы его текста.

Большое значение имеет своевременный обыск в служебных помещениях, у которого есть свои особенности, зачастую обусловленные наличием большого количества работающих, посетителей, значительной площадью обыскиваемого служебного помещения, невозможностью приостановить служебную (производственную) деятельность делового предприятия.

В связи с этим можно дать следующие рекомендации:

прибыв на территорию, на которой планируется провести следственное действие, для обеспечения внезапности действий и исключения возможности уничтожения разыскиваемых объектов сообщить о цели своего посещения только перед началом обыска;

входить в обыскиваемое помещение вместе с понятыми, которые затем смогут свидетельствовать обо всем происходившем с момента начала обыска;

при наличии сведений о том, что в месте обыска может быть оказано сопротивление, следователя должны сопровождать сотрудники милиции;

разъяснить всем оказавшимся в обыскиваемом помещении гражданам правила поведения по время производства обыска (например, находиться в определенном месте, не передвигаться по помещению и не выходить из него без разрешения следователя, не вести переговоры и не вмешиваться в действия обыскивающих, не пользоваться телефонами и т.д.);

перед началом обыска поручить членам группы быстро осмотреть объект (в том числе места общего пользования, подвал, чердак) с целью выяснить, кто находится в помещении, пресечь возможность скрыться или уничтожить, спрятать документы, предметы;

обнаружив какие-либо горящие предметы или документы, принять меры к тому, чтобы погасить огонь и сохранить несгоревшее (в протоколе при этом необходимо отметить данный факт и принятые меры);

организовать охрану всех выходов из обыскиваемого помещения;

детальную стадию обыска в служебном помещении начинать с рабочего кабинета интересующего следствие лица, а также с тех служебных помещений, в которых это лицо чаще всего бывает по роду своей служебной деятельности;

обратиться ко всем сотрудникам с предложением осмотреть свои рабочие места (в присутствии следователя и понятых) с целью обнаружения не принадлежащих им документов и предметов. Если имеются достаточные основания предполагать, что искомые документы и предметы могут находиться в обыскиваемых служебных помещениях либо кто-то из присутствующих  их скрывает при себе, то следователь должен произвести обыск конкретного служебного кабинета или рабочего места, а также предложить лицу, скрывающему при себе документы, добровольно выдать спрятанное, в противном случае произвести личный обыск последнего. Если во время такого обыска не будут обнаружены разыскиваемые документы и предметы, то следует произвести сплошной обыск во всех служебных кабинетах и помещениях;

не разрешать кому бы то ни было из лиц, работающих на объекте обыска, или иным лицам прикасаться к работающим компьютерам, включать или выключать компьютеры, при необходимости удалить персонал в другое помещение;

не разрешать персоналу выключать или включать электроснабжение объекта. Если перед началом обыска электропитание объекта было отключено, то до его подключения следует отключить от электросети все компьютеры и периферийные устройства;

не производить никаких манипуляций с компьютерной техникой, если их результат заранее не известен (в этом случае необходимо пригласить специалиста в области компьютерных технологий).

Предварительный осмотр изымаемых документов и предметов должен производиться на месте обыска или выемки. В случае если для осмотра большого количества документов и предметов требуются специальные технико-криминалистические средства и значительное время, то объекты изымаются, упаковываются, опечатываются и их осмотр производится позднее в рабочем кабинете следователя или ином удобном месте как самостоятельное следственное действие, о чем составляется протокол.

Необходимо знать, что всегда подлежат изъятию следующие документы (предметы):

документы, отражающие законодательные, нормативно-распорядительные положения, регламентирующие деятельность организации (фирмы) государственной или негосударственной собственности;

учредительные документы (устав, учредительный договор, протоколы собраний учредителей за интересующий период, регистрационное свидетельство, лицензия на осуществление определенных видов деятельности);

бухгалтерско-учетные документы (первичные учетные документы, Главная книга или оборотный баланс, журналы, ордера, ведомости, регистр, инвентаризационные описи, отчеты, другие учетные документы);

документы органов государственного контроля, на которые возложена обязанность по обеспечению законности деятельности контролируемых организаций (территориальные органы, структурные органы Рострудинспекции, Федеральной комиссии по ценным бумагам, Федеральная служба по экспортному и валютному контролю и др.).

Перечень искомых документов и предметов определяется, во-первых, спецификой деятельности делового предприятия, во-вторых, используемыми способами легализации (отмывания) преступных доходов, в-третьих, выбранными следователем направлениями поиска подозрительных финансовых операций и сделок, а именно:

1) обнаружением текущих финансовых операций по легализации (отмыванию):

2) обнаружением и восстановлением завершенных финансовых операций по легализации (отмыванию);

3) установлением факта получения и расхода тем или иным лицом финансовых поступлений от преступной деятельности.

В такой перечень искомых объектов можно включить следующие документы:

1. Коммерческие документы:

договорно-исполнительские документы (контракты, договоры, дополнительные соглашения и приложения к ним);

коммерческие счета (счет-фактура, счет-спецификация, предварительный счет, счет-проформа);

товарные документы (спецификация, техническая документация, упаковочные листы), а также документы, свидетельствующие о качестве товара  (сертификаты качества и соответствия, гарантийное письмо или гарантийное обязательство), протокол испытаний и другие документы, представляющие возможность идентификации товара (описание товара, чертежи, масштабные изображения, фотографии, иллюстрации и т.п.);

складские документы (расходные и приходные накладные, карточки складского, количественно-сортового учета (форма № М-17), товарные приходные ордера или акты приемки);

гарантийные письма (банковская гарантия, поручительство, залоговая квитанция) и др.

2. Транспортные документы: договоры перевозки; отгрузочные спецификации; товарно-транспортные накладные; расписка в получении груза; гарантийное письмо, извещение о прибытии груза; извещение о возникновении препятствий в поставке или перевозке груза; извещение о поставке; грузовой манифест (документ, в котором перечисляется весь груз, перевозимый на каком-либо транспортном средстве); фрахтовый манифест (помимо информации, которую содержит грузовой манифест, включает данные о плате за провоз, прочих расходах); акты досмотра комплектности и упаковки; коммерческий акт (составляется перевозчиком, удостоверяет факт несохранности груза при его выдаче получателю в пункте назначения); универсальный транспортный документ (подтверждает наличие договора перевозки любым видом транспорта или несколькими видами транспорта в соответствии с любой международной конвенцией или национальным законодательством, в соответствии с условиями перевозки); документ смешанной перевозки (подтверждает наличие договора смешанной перевозки, принятие груза оператором смешанной перевозки в свое ведение, его обязательство доставить груз в соответствии с условиями договора, составляется в соответствии с требованиями Конвенции о международных смешанных перевозках грузов); специфические документы по видам используемого транспорта.

3. Экспедиторские документы: отгрузочное поручение, экспедиторская инструкция, извещение экспедитором агента импортера, извещение экспедитором экспортера, счет кредитора, экспедиторское свидетельство о транспортировке, экспедиторское свидетельство о получении груза и др.

4. Страховые документы:  страховой полис, страховой сертификат, страховое объявление, счет страховщика и др.

5. Платежные и банковские документы:

А. Документы, отражающие и характеризующие операции по безналичным расчетам в банках:

а) юридическое дело клиента, в котором хранятся следующие документы:

заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;

документ государственной регистрации предприятия (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти);

копия учредительного договора о создании предприятия (заверенная нотариально);

копия устава (нотариально удостоверенная);

документ о подтверждении полномочий директора предприятия (приказ о приеме на работу или контракт);

документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт);

две карточки с образцами подписей первых лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенные);

справка из налоговой инспекции о постановке предприятия на учет для взимания налогов;

справка о постановке предприятия на учет в пенсионном фонде;

регистрационная карточка статистических органов;

б) договор о расчетно-кассовом обслуживании;

в) книга регистрации открытых счетов;

г) расчетные документы, отражающие платежные операции по счетам, копии или первые экземпляры которых хранятся в документах операционного банка: документы и банковские счета, участвующие в расчетах платежными поручениями, чеки, а также банковские проводки по аккредитивам;

д) учетные документы и бухгалтерские проводки, сопровождающие различные способы образования депозита;

е) выписки со счетов.

Б. Документы, отражающие и характеризующие финансовые операции, которые осуществляются в финансовом учреждении, но не проходят через банковский счет (кредиты, ценные бумаги, депозитные сертификаты и банковские векселя):

а) пакет документов, представляемых в банк для получения кредита:

заявление-ходатайство на выдачу кредита (в нем указываются сумма, цель и срок испрашиваемого кредита);

технико-экономическое обоснование потребности в кредите (позволяет судить об эффективности ссуды, реальных сроках окупаемости затрат и, следовательно, сроках возврата кредита);

бизнес-план (план доходов и расходов) на квартал, год;

копии контрактов или иных документов, подтверждающих цель кредита в соответствии с технико-экономическим обоснованием и возможность его погашения;

квоты и лицензии на ведение лицензированной деятельности;

балансы: годовой и на последнюю отчетную дату (они используются для определения платеже- и кредитоспособности клиента), заверенные ГНИ;

отчет о финансовых результатах (форма № 2), другие приложения к балансу;

проект кредитного договора (по принятой в данном банке форме);

договор залога, или договор гарантии, или договор поручительства. В зависимости от выбранной по согласованию с банком формы обеспечения возвратности кредита они прилагаются к кредитному договору;

выписки об оборотах по расчетному счету за последние 5-6 месяцев и план-прогноз потоков денежных средств на период пользования кредитом;

справка об уведомлении организацией налогового органа о своем намерении открыть в банке ссудный счет;

б) бухгалтерские проводки при кредитовании;

в) специальные регистрационные журналы, в которых учитываются проданные сертификаты, или специальные отрывные корешки сертификатов;

г) документы и бухгалтерские проводки, сопровождающие покупку.

В. Документы, обеспечивающие и характеризующие платежный оборот в международных расчетах:

а) в банке экспортера: инкассовое поручение коммерческих документов, оформленных в соответствии с условиями контракта, которые хранятся в специальной картотеке по внебалансовому счету № 91102;

б) в иностранном банке:

первый экземпляр инкассового поручения, а также следующие коммерческие документы, подтверждающие объем, стоимость сделки и факт ее осуществления;

коммерческий счет (счет-фактура), выписанный экспортером для получения с покупателя причитающихся ему средств;

отгрузочные документы, удостоверяющие отгрузку товара (коносамент, дубликаты железнодорожных накладных и т.п.);

страховой полис, выданный страховщиком, о заключении договора страхования;

сертификаты, удостоверяющие происхождение, состояние, качество и иные свойства товара;

таймшит – документ, устанавливающий продолжительность времени и разгрузки судна;

спецификация;

переводные векселя (тратты), простые векселя, чеки и другие платежные документы;

второй экземпляр инкассового поручения – письмо-запрос иностранному банку о причинах задержки платежа;

третий экземпляр инкассового поручения – письмо, с которым иностранному банку выслан второй оригинал коносамента.

Г. Документы, отражающие перечисление денежных средств за границу, которое осуществляется с помощью банковского перевода посредством   системы SWIFT или ТЕЛЕКС:

а) в банке клиента платежное поручение на электронные платежи с приложением первых экземпляров платежных документов своих клиентов (заявление-поручение импортера о перечислении денег):

электронный образец платежного поручения;

выписки из лицевого счета клиента, с которого деньги сняты и отправлены в банк экспортера;

б) в РКЦ:

платежные поручения банка на электронные платежи с приложением вторых экземпляров платежных документов своих клиентов;

магнитный носитель с описью электронных платежей;

электронный образец платежного поручения;

в) табуляграммы, телетайпограммы, сообщения SWIFT и ТЕЛЕКС о перечислении средств и деталях платежа.

6. Документы так называемой «черной бухгалтерии», рабочие записи сотрудников учреждения.

7. Документы и предметы, регламентирующие и отражающие информацию делового предприятия и его операционную работу:

материалы об информации делового предприятия, фирмы;

должностные инструкции лиц, работающих с ЭВМ;

копии системного и прикладного программного обеспечения, применяемого в учреждении;

файлы с данными;

рабочие записи сотрудников учреждения, которые могут содержать пароли, коды доступа и т.п.;

электронная переписка;

магнитные носители, используемые для функционирующего программного обеспечения по банковским операциям за время совершения легализации (отмывания) преступных доходов;

технические указания на автоматизацию бухучета;

журналы аварийных и сбойных ситуаций, журналы регистрации использования информационных ресурсов в компьютерной системе (журналы рабочего времени компьютерных систем, журналы передачи смен, учета технических неисправностей ЭВМ, а также протоколы вечернего решения, представляющие собой копию действий оператора, отображенную на бумаге в ходе обработки информации после операционного дня). Эти документы имеются как в подразделениях банка, так и в обслуживающем данное подразделение отделе ВЦ;

файлы протоколов работы компьютера (логфайлы);

список паролей для осуществления санкционированного и несанкционированного входа в различные компьютерные системы;

перечень всех технических средств, используемых для автоматизации банковских операций;

список лиц, обслуживающих программное обеспечение и технические средства ЭВМ по состоянию на момент совершения операций по легализации (отмыванию) преступных доходов;

технические указания по обработке ежедневной бухгалтерской информации, осуществляемой на ЭВМ, с перечнем выходных форм – компьютерных распечаток (листингов) со статистическими  данными контроля достоверности банковской информации внутри ЭВМ.

8. Предметы, используемые при совершении легализации (отмывания) преступных доходов:

множительная техника, печатающие устройства;

подлинные и поддельные печати, штампы и т.п.

К содержанию

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 518

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code