НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ ДОБЫЧЕ ЯНТАРЯ

О.С.ЗИБЕРОВА, кандидат юридических наук

Незаконная добыча янтаря, нормативно- правовое регулирование, противодействие незаконной добыче янтаря, нелегальный оборот янтаря, янтарь, балтийский янтарь, сукцинит.

В статье рассматривается современное состояние нормативно-правовой базы в сфере противодействия незаконной добыче янтаря в Калининградской области. Автор приводит доводы о необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования отношений в сфере добычи янтаря. Формулирует предложения по совершенствованию законодательства в сфере административной и уголовной ответственности за незаконную добычу и оборот янтаря и изделий, изготовленных с применением янтаря. Указывается на необходимость разработки механизма контроля за легальностью обращения янтаря на внутреннем рынке, включая проработку вопроса о лицензировании деятельности по продаже янтарного сырья.

 

Эффективное государственное правовое регулирование янтарной отрасли, а также развитое и работающее законодательство, направленное на противодействие незаконной добыче янтаря, являются важными факторами повышения конкурентоспособности легальной национальной янтарной отрасли. Отсутствие эффективных механизмов сбора статистической информации о состоянии легальной янтарной отрасли не могло не отразиться на показателях, которые должны объективно характеризовать ситуацию, сложившуюся в сфере нелегального оборота янтаря. На это указывает, например, Н.С. Хмурец в своей статье, посвященной влиянию незаконной добычи янтаря в Калининградской области на янтарную отрасль в целом [1]. Прежде действовал целый ряд избыточных норм в сфере оборота и вывоза янтаря, ювелирных изделий с янтарем и янтарной бижутерии, препятствовавших реализации продуктов переработки янтаря за пределами Калининградской области и превращению региона в мировой центр янтарного производства.

Отсутствие в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС) [2] отдельного кода для обработки янтаря наряду с отсутствием в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) [3] отдельного кода для обработанного янтаря не позволяло оперативно формировать достоверную информацию о таких важных параметрах янтарной отрасли, как число легальных хозяйствующих субъектов, занятость, объемы производства основных продуктов переработки янтаря. Органы государственной власти фактически были лишены возможности принимать упреждающие меры государственного регулирования отношений в сфере добычи, переработки янтаря, оборота янтаря и продуктов его переработки, направленные на соблюдение интересов Российской Федерации и защиту законных экономических интересов хозяйствующих субъектов [4]. Не фиксируя объемы легальной добычи янтаря, его переработки, оборота, сложно контролировать объем нелегального оборота янтаря. То есть, если нет информации об общих объемах законно добытого янтаря и легальной янтарной продукции, находящейся на рынке, говорить о выявлении истинных объемов нелегальной янтарной отрасли не приходится. В регионе существует вторая янтарная отрасль – криминальная, где объемы незаконной добычи янтаря исчисляются 150-300 т в год, а годовой оборот нелегальной янтарной продукции и янтаря-сырца оценивается более чем в 300 млн долларов США. Некоторые камни весом 50-150 грамм могут быть оценены в 5-6 тысяч долларов США [5].

Указанная проблема была частично решена в 2016 году выделением в новых общероссийских классификаторах обработки янтаря и производства изделий из янтаря в качестве отдельного вида экономической деятельности и обработанного янтаря в качестве отдельного вида продукции. Однако вопрос об организации статистического учета производства и потребления янтаря требует дальнейшей проработки. В частности, ряд востребованных на рынке и выпускаемых в относительно больших количествах изделий из янтаря в сочетании деревом, металлами и другими материалами классифицируется в одних и тех же группах с изделиями, не содержащими янтаря. Деятельность по производству таких продуктов по-прежнему объединяется с деятельностью по производству продуктов, не содержащих янтаря.

Для учета и оценки объемов нелегального оборота янтаря, а также для эффективного противодействия контрабанде янтаря (как сырца, так и изделий из янтаря) необходимо наличие эффективного механизма таможенного оформления янтарьсодержащей продукции. Так, вывоз продуктов переработки янтаря, в том числе изготовленных в сочетании с другими поделочными материалами, с территории Калининградской области на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза требовал подтверждения страны происхождения этих товаров. Частичным решением данной проблемы была временная отмена требования о подтверждении страны происхождения в отношении изделий, полностью состоящих из янтаря, а также изделий из драгоценных металлов, которые не могут быть помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (приказ Федеральной таможенной службы от 22 июля 2013 г. № 1357) [6]. В то же время актуальное для калининградских переработчиков янтаря требование об обязательном подтверждении страны происхождения товаров при вывозе из Калининградской области на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза изделий, состоящих из янтаря и других поделочных материалов, за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отменено не было. Получается, даже легальный янтарь и изделия из него из-за объема бюрократических проволочек стимулируют лиц, легально занятых в янтарной отрасли, к выведению основной доли готовой продукции в «тень» с целью контрабандной переправки через границу, минуя получение сертификатов.

Негативное влияние на продвижение легальной янтарной продукции Калининградской области оказывало отсутствие у Калининградской областной таможни полномочий по выпуску ювелирных изделий с янтарем и янтарной бижутерии, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны и экспорта. И наоборот, эта ситуация способствовала увеличению объема «теневого янтаря», а также преступных доходов от нелегального оборота янтаря. Необходимость совершения таможенных операций в других регионах (на Специализированном таможенном посту Центральной акцизной таможни, Северо-Западном и Смоленском акцизных таможенных постах Центральной акцизной таможни) приводила к дополнительным расходам производителей изделий из янтаря Калининградской области, что также активизировало преступные связи в янтарной отрасли, сращивало легальный сектор экономики с «теневым».

Процедуры и правила перемещения янтарного сырья и продукции из янтаря на основные рынки сбыта в Российской Федерации, ЕАЭС и внешние рынки определяют конкурентоспособность продукции янтарной отрасли. В сфере регулирования легального перемещения и вывоза продукции янтарной отрасли необходимо реализовать следующие меры:

– внести изменения в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в целях повышения эффективности учета и контроля вывоза янтарного сырья, янтарного полуфабриката и изделий из янтаря;

– подготовить предложения по оптимизации мер нетарифного регулирования вывоза янтаря на экспорт;

– оптимизировать систему таможенного контроля и оформления перемещения основной группы продукции из янтаря и с применением янтаря;

– ввести эффективные меры таможенно-тарифного регулирования ввоза и вывоза янтарного сырья и основных видов продукции из янтаря.

Ст. 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена ответственность за самовольную добычу янтаря, а также сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном и (или) переработанном виде. Величина административных штрафов для физических лиц, совершающих указанные правонарушения, совсем недавно не превышала 5 тысяч рублей, что являлось правовым инструментом, не способным влиять на процессы противодействия незаконной добыче янтаря. Законодатель прошел по пути радикального увеличения юридической ответственности за самовольную добычу янтаря в рамках ст. 7.5 КоАП, ужесточив ответственность до 500 тысяч рублей для физических лиц, до 800 тысяч рублей – для должностных лиц, до 60 миллионов рублей – для юридических лиц [7]. В рамках ст. 7.5 КоАП предусматривается ответственность как за незаконную добычу янтаря, так и за его транспортировку или хранение в целях сбыта (как в натуральном, так и в переработанном виде).

Незаконная добыча янтаря доказывается, исходя из момента фактического задержания, наличия добытого янтаря-сырца, орудий добычи. Транспортировка янтаря или янтарной продукции сложностей с доказыванием не вызывает при условии, что ей занимается группа сообщников. Наиболее сложным является доказывание факта хранения янтаря с целью сбыта. В этой ситуации большое значение приобретают показания свидетелей, обнаружение блокнотов и записных книжек, выписки из банковских счетов и квитанции, подтверждающие движение денежных средств.

Необходимо подчеркнуть, что давно назрел вопрос о введении уголовной ответственности за незаконною добычу янтаря. Стоит отметить, что такая юридическая практика уже существовала. В УК РСФСР 1960 г. [8] предусматривалась уголовная ответственность за самовольную добычу янтаря с месторождений или мест промышленной разработки, а равно сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном или переработанном виде, если эти действия совершены после применения мер административного взыскания за такое же нарушение. Опыт прошлых лет видится нам эффективным. Законопроект о внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации проходил первое чтение, но был отклонен [9]. По мнению многих политиков, аналитиков, специалистов янтарной сферы, это происходит, кроме прочих причин, в силу лоббирования криминальных интересов тех, кто занят в «теневой» янтарной отрасли и получает «теневой» янтарный доход.

В настоящее время в случае самовольной добычи янтаря ответственность наступает в рамках ст. 7.5 КоАП «Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней», а также ст. 7.3 КоАП «Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами». Административная ответственность по указанным составам невелика, и для лиц, профессионально или систематически занимающихся самовольной добычей янтаря, не является препятствием для продолжения противоправной деятельности.

Если будет доказано, что масштабы деятельности принесли преступный доход в размере, превышающем 2,25 млн рублей, действия в сфере незаконной добыче янтаря образуют состав преступления по ч. 1 ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», а в случае извлечения дохода в особо крупном размере – от 9 млн рублей, ответственность наступает по ч. 2 ст. 171 УК РФ. Таким образом, преступная деятельность в объемах, приносящих доход менее 2,25 млн рублей не является уголовно наказуемой, ответственность наступает только в рамках КоАП. Кроме того, проблемой я анализ состояния преступности в сфере янтарной отрасли, потому что статистика привлечения к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ не позволяет выделить те преступления, которые были совершены в сфере незаконного оборота янтаря.

Особый интерес вызывает вопрос доказывания того, что преступная деятельность носит длящийся характер, ведь в случае задержания злоумышленников на месте добычи янтаря при них не будет большого объема янтарного сырья. Преступная деятельность в сфере незаконной добычи янтаря по большей части носит организованный характер, хотя самовольная добыча янтаря осуществляется небольшими по численности группами. Это необходимо для маскировки и мобильности. Но «прикрывает» и обеспечивает каждую такую группу целая преступная сеть, включающая в себя информаторов, «оперативников», наблюдателей, курьеров, «кураторов», надсмотрщиков, «сборщиков», охранников, менеджеров, финансистов, юристов, коррумпированных чиновников и организаторов преступной деятельности. Вопрос доказывания величины ущерба, причиненного преступной группой, а также наличия самой преступной группы является ключевым. В 90% случаев описанная деятельность не подпадает под признаки преступления, предусмотренные статьей УК РФ, хотя и приносит миллионные «теневые» доходы от самовольной добычи янтаря.

Ситуацию необходимо в корне менять. Полагаем, что необходимо внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, дополнив его новой статьей, которая может выглядеть следующим образом:

«Статья 191.2. Самовольная добыча янтаря.

1. Самовольная добыча янтаря, а равно сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном или переработанном виде, если эти деяния совершены в крупном размере или после привлечения к административной ответственности за самовольную добычу янтаря, –
наказываются…

2. Те же деяния, совершенные организованной преступной группой или в особо крупном размере, –
наказываются.

Примечание: крупным размером в настоящей статье признается стоимость незаконно добытого янтаря, превышающая 250 000 рублей, а особо крупным – 1 000 000 рублей».

Существует также необходимость дополнить ст. 191 УК РФ «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга», включив в ее диспозицию указание на поделочный янтарь. Для этого на законодательном уровне необходимо разделить янтарь-сырец (мелкой фракции), поделочный янтарь (пригодный для производства ювелирных изделий, изготовления сувениров и прочей обработки), а также янтарь, пригодный для использования в медицинской сфере (изготовления лечебных и косметических препаратов).

Необходимость внесения указанных изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации обусловлена и отношением к янтарю в отечественном законодательстве в целом. Так, решением Совета Министров РСФСР от 8 февраля 1991 г. № 103-р [10] янтарь был отнесен к категории полудрагоценных камней; Постановлением правительства Российской Федерации от 5 января 1999 г. № 8 [11] уникальные янтарные образования были отнесены к категории драгоценных камней; в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 января 1994 г. № 35 [12] янтарь упоминается в одном ряду с драгоценными металлами и камнями. Закон Калининградской области «Об охране и рациональном использовании янтаря на территории Калининградской области» [13] определил особенности добычи и использования янтаря. Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях [14] содержит нормы, направленные на противодействие нелегальному обороту янтаря: ст. 36 «Незаконные действия с янтарем», ст. 37 «Незаконное нахождение граждан в местах промышленной разработки янтаря».

Анализ противоправной и преступной деятельности в янтарной отрасли позволяет с уверенностью говорить о том, что нелегальная добыча янтаря и нелегальный оборот янтаря и янтарной продукции носит транснациональный преступный характер. Именно поэтому эффективному противодействию нелегальной добыче янтаря, а также функционированию «теневого» рынка янтарной продукции может содействовать совершенствование международного законодательства, направленного на совместное целевое сотрудничество стран в данной сфере.

Нелегальная янтарная отрасль – это целая ниша криминальной экономики, где балтийский янтарь выступает источником получения криминального дохода. Говоря о преступной деятельности в рамках нелегальной янтарной отрасли, необходимо отметить, что самовольная добыча янтаря относится к сфере административно-правового регулирования. При этом следует подчеркнуть, что легализация (отмывание) преступных доходов, загрязнение вод при нелегальной добыче янтаря, порча земли, приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, подделка документов, незаконный оборот оружия, взяточничество и прочие коррупционные деяния, сопровождающие сферу нелегальной добычи янтаря, являются проявлениями организованной преступной деятельности. Именно поэтому нелегальную янтарную отрасль нельзя относить только к сфере административно-правового регулирования, ведь здесь с целью незаконного обогащения совершаются многочисленные преступления.

Нелегальная добыча янтаря, по экспертным оценкам, составляет от 25% до 50% от общего объема добычи. Это оказывает негативное воздействие на конкурентоспособность всей легальной цепочки – от добычи и производства конечных изделий, до сбыта полуфабрикатов и готовой продукции. Высокий спрос на янтарное сырье в иностранных государствах стимулирует его контрабандный вывоз и снижает привлекательность организации производства в Российской Федерации. Необходимо принятие мер государственного регулирования, направленных на минимизацию теневого оборота янтарной продукции. Такими мерами должны быть:

– реализация предложений по совершенствованию законодательства в сфере административной и уголовной ответственности за незаконную добычу и оборот янтаря и изделий, изготовленных с применением янтаря;

– разработка механизма контроля за легальностью обращения янтаря на внутреннем рынке, в том числе проработка вопроса лицензирования деятельности по продаже янтарного сырья.

Состояние законодательства, ориентированного на противодействие незаконной добыче янтаря, имеет большое значение для комплексного подхода к рассматриваемой проблеме. Массив правовых норм, направленных на борьбу с незаконной добычей янтаря и оборотом янтаря-сырца и янтарной продукции, должен быть эффективным, учитывающим реалии сегодняшнего дня. Эти нормы должны содействовать повышению эффективности борьбы с противоправной деятельностью, носящей признаки организованной преступности, объемы дохода от которой составляют миллионы рублей.

Библиографический список:

1. Хмурец Н.С. Влияние незаконной добычи янтаря в Калининградской области на янтарную отрасль // Актуальные проблемы обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации: доклады участников межвузовской научно-практической конференции. Калининград: Калининградский филиал Московского финансово- юридического университета, 2017. С. 83-86.
2. «ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст) (документ утратил силу) // СПС «КонсультантПлюс».
3. «ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст) (документ утратил силу) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Ренер Н.А. Криминалистическая характеристика незаконного оборота янтаря // Российский следователь. 2016. № 12. С. 5-7.
5. Зиберова О.С. Отдельные вопросы противодействия незаконной добыче янтаря // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 1 (51). С. 36-40.
6. Приказ Федеральной таможенной службы от 22.07.2013 № 1357 «Об особенностях совершения таможенных операций при вывозе отдельных категорий товаров с территории Калининградской области на остальную часть таможенной территории Таможенного союза» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
8. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // СПС «КонсультантПлюс».
9. Николаев Я. За незаконную добычу янтаря накажут лишением свободы // Российская газета. 2016. 4 октября.
10. Распоряжение Совета Министров РСФСР от 08.02.1991 № 103-р «Об отнесении янтаря к группе полудрагоценных камней» // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик // URL: http://www.libussr.ru/ doc_ussr/usr_18165.htm.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.01.1999 № 8 (ред. от 16.12.2014) «Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням» // СПС «КонсультантПлюс».
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.1994 № 35 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров с содержанием драгоценных металлов, драгоценных камней, янтаря и изделий из него» // Законодательство стран СНГ // URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=6339.
13. Закон Калининградской области от 21.12.2006 № 100 (ред. от 29.04.2009) «Об охране зеленых насаждений» (принят Калининградской областной Думой 14.12.2006) // СПС «КонсультантПлюс».
14. Закон Калининградской области от 12.05.2008 № 244 «Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях» (принят Калининградской областной Думой 24.04.2008) // СПС «КонсультантПлюс».

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (53)

Просмотров: 16

Rating: 5.0/5. From 2 votes.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code