НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ И РОЛЬ В МЕХАНИЗМЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ФЕДЕРАТИВНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

УХАНКИН В.В., кандидат юридических наук

Государственная целостность, государственная национальная политика, национальная безопасность, государственное управление, Конституция, российская федеративная государственность, федерализм.

В статье рассматриваются вопросы национальных и федеративных отношений в Российской Федерации, связанные с государственным управлением в сфере национальной политики России. Внимание сосредоточено на понятии национальной политики и ее содержании. Также автором обозначается роль национальной политики в многонациональном федеративном российском государстве. Отмечается, что национально-этнический фактор всегда связан с вопросом государственного устройства. Поэтому этнонациональная политика является важнейшей функцией в механизме многонационального государства и направлением внутренней и внешней политики государства.

 

Проблемам национальных и федеративных отношений, взаимоотношений центральной власти и национальных элит, национальному вопросу, теории межнациональных отношений, теории и практики национальной политики посвящены работы многих обществоведов, политологов и юристов. Однако единой позиции по вопросу понимания и содержания государственной национальной политики Российской Федерации до настоящего времени не выработано, также как и не завершен поиск оптимальной формы федеративного государственного строительства России. Об этом говорят многочисленные дискуссии, в частности недавние, посвященные формированию российской нации. Требуют дальнейшей научной разработки и вопросы государственного управления в многонациональном государстве и в сфере национальной политики в частности. Многообразие подходов к пониманию категорий «нация» и «национальная» свидетельствует о сложности и многогранности проблемы как в научном, так и в прикладном плане.

В российском государственном управлении, научном обороте, общественно-политическом дискурсе, официальных документах и нормативных правовых актах больше используется понятие «государственная национальная политика». К примеру, в действовавшей ранее Концепции государственной национальной политики Российской Федерации 1996 года и новой Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [1]. Но в последнее время все чаще национальная политика именуется этнической политикой или этнополитикой.

Стоит напомнить, что термин «национальная» используется и применительно к Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [2]. Но в данном случае может возникнуть вопрос: о безопасности какой конкретно нации в многонациональной Российской Федерации идет речь? Ответ на этот вопрос должен быть предельно четким. Речь идет о национальной безопасности многонационального народа Российской Федерации.

На этом небольшом примере можно увидеть, что существуют некоторые терминологические тонкости в данном вопросе. Но они не только терминологические или, говоря в общем, филологические. Следует сказать, что проводимое долгое время изучение таких сложных феноменов человеческого общества, как этнос и нация (или даже нации-этносы), не привело исследователей к единой точке зрения.

Различны и сами подходы. Имеются в виду не только подходы к понятию нации с точки зрения конструктивизма, примордиализма или функционализма, но и подходы к пониманию этничности с этих позиций – от отрицания идеи врожденного, биологического характера до ее понимания как изначальной объективной характеристики человека, которую он не может выбирать. Либо рассмотрение этничности как ограниченного по времени явления.

Как писал Л.Н. Гумилев, «этносы – явление природы, «биологические единицы» [3, с. 169]. В свою очередь, В.А. Тишков полагает, что эт- ничность наций создается государством [4, с. 72]. Ю.В. Бромлей писал, что каждая нация – «социально-этническая общность» [5, с. 14]. М.С. Джунусов предложил квалифицировать нацию как «социально-этническую категорию», считая этнический признак равноценным признаку социальному [6, с. 23]. По мнению Р.Г. Абдулатипова, развитие общности людей по этническому признаку прошло от этнографического понимания этноса до его полного политического оформления как нации-государства [7, с. 50]. Как пишут авторы книги «Нациестроительство в современной России»: «два главных, принципиальных смысла понятия «нация» таковы:
– нация как гражданство, как коллективный суверенитет, основанный на общем политическом участии;
– нация как этничность, сообщество тех, кого связывают общие язык, история или культурная идентичность» [8, с. 60-61].

Как видно, понятие «нация» многозначно и его употребление должно исходить из контекста, в который оно встраивается. Говоря о терминологических тонкостях, еще раз следует подчеркнуть, что в русском языке закрепились следующие подходы к пониманию категории «национальная»: как производное от слова «нация» в этническом значении и в политическом значении.
Учитывая изложенное, перейдем к уяснению понятия «национальная политика». Прежде всего, национальная политика представляет собой вид государственной политики. Это сложное многогранное и комплексное явление, сочетающее в себе совокупность стратегических интересов России, включая интересы ее многонационального народа, как на внутригосударственном уровне, так и на внешнеполитическом. Существуют различные определения национальной политики. Приведем некоторые из них.

Как полагает В.А. Тишков, «то, что несколько десятилетий называлось «национальной политикой», на самом деле есть политика в отношении российских национальностей, или этническая (точнее – этнокультурная) политика. Именно так эта сфера общественной жизни и управления называется в других странах» [9].

Т.М. Заметина пишет следующее: «Государственная национальная политика – целенаправленная, научно обоснованная, легитимная, долгосрочная, институциализированная в правовых формах деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, направленная на реализацию положений Конституции РФ, Концепции государственной национальной политики РФ, федеральных законов, законов российских субъектов, обеспечение государственной целостности, равноправия, самоопределения народов, их национальное и культурное развитие» [10].

Т.М. Матюгина, Л.С. Перепелкина, В.Г. Стель- мах полагают: «Национальная политика – это система законодательных, организационных и идеологических мер, осуществляемых государством и направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на разрешение противоречий в сфере национальных отношений. Это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства. Национальная политика – система мер, осуществляемых государством, направленная на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений» [11, c. 8].

И.Н. Гаврилова полагает, что «государственная национальная политика – это система целенаправленных долгосрочных мер, направленных на сохранение самоидентичности государства и всех его составляющих, в первую очередь народа, с учетом внутренних мировоззренческих и иных ценностей, а также геополитических ориентиров» [12].

В учебнике по этнополитологии написано следующее: «В общественно-научной лексике термин этнополитика имеет ограниченное распространение. Его российским аналогом является понятие «национальная политика», которое означает государственную политику управления этническим разнообразием на коллективном и индивидуальном уровнях, политику регулирования отношений между этническими общностями, политику поддержки и развития языков и культур, представители которых населяют территорию страны или отдельного региона.

Нередко российские политики и активисты этнополитических движений понимают под «национальной политикой» государственный патронаж этнических меньшинств, что является неверной точкой зрения, ибо термин «национальная политика» по своему смысловому содержанию является синонимом термина «государственная политика».

Поэтому, когда речь идет о национальной политике, подразумевается внешняя и внутренняя политика государства, призванная реализовывать национальные, то есть государственные интересы. Поэтому более точным термином для определения внутренней политики государства, сферой которой является регулирование отношений между этническими общностями и между ними и государством, является термин этнополитика. Или «этнонациональная политика», который все более широко используется в общественных науках» [13, с. 371-372].

Существовали также определения, которые предлагалось закрепить в официальных документах. Так, в проекте Федерального закона «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации» она понималась как «система мер, осуществляемых государством по обеспечению конституционных прав народов и граждан Российской Федерации на самобытное национально-культурное развитие всех этнических общностей, независимо от численности и вероисповедания, гармонизации межнациональных отношений, основанных на единстве многонационального народа Российской Федерации и дальнейшем укреплении общегражданской идентичности – российской нации» [14].

В проекте «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года» национальная политика определялась как «совокупность организационно-управленческих, финансово-экономических и нормативно-правовых мер федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с участием институтов гражданского общества по обеспечению этнокультурных запросов и прав граждан, достижению гражданского и межэтнического согласия как условия обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации» [15].

Согласимся с В.Ю. Зориным, что «суть национальной политики в России – это не только проблемы состояния и развития этнического разнообразия населения страны («многонационального народа»), но и построение системы государственной организации и управления в условиях многонациональности, учета и реализации прав этнических общностей и входящих в них граждан, связанных с сохранением их культуры, традиций, языка в условиях единой страны и разного типа расселения. Наконец, сюда же входят проблемы межэтнических отношений, включая конфликты, а также методы их предотвращения и разрешения.

В сферу межэтнических отношений можно включить и такие явления российской жизни, как ксенофобия и связанный с ней экстремизм, направленные главным образом против иностранцев, но также и собственных граждан или наших недавних соотечественников – выходцев из регионов Южного, Северного Кавказа и Средней Азии».

Он полагает, что «в понятие государственной национальной политики в ее традиционной трактовке входят разработка и реализация конституционно-правовых норм, деятельность специализированных институтов государственного управления разного уровня, государственные программы и проекты в области развития, сохранения культуры и языка, просвещение и информация, общественные движения и организации этнокультурного направления, мониторинг этноконфессиональ- ной ситуации и прикладные научные исследования.

В современном общественном дискурсе практические деятели и теоретики все чаще употребляют термин этнополитика, выделяя тем самым политические аспекты функционирования этничности» [16, с. 3-4].

В связи с этим в целях более четкого понимания смысла государственной национальной политики и национальной безопасности в названия документов следует включать слово «этнический», особенно там, где это возможно: или в качестве замены слова «национальный», или как уточнение в скобках. Возможно, для более точного понимания сути данной политики следует использовать словосочетание «национально-этническая политика».

Таким образом, национально-этническая политика в Российской Федерации представляет собой целенаправленную деятельность (целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие государства), включающую в себя экономически обеспеченную систему мер (законодательных, организационных, идеологических и иных), направленных на правовое регулирование межнациональных (межэтнических) процессов, сохранение и развитие всех представителей многонационального народа Российской Федерации в рамках российского федеративного государства, а также на формирование межнационального согласия и равноправных отношений между народами, проживающими на территории Российской Федерации, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных (межэтнических) проблем, гармонизации межнациональных отношений [17], а также противодействие деструктивному вмешательству в сферу межнациональных отношений других государств, что в комплексе позволяет обеспечить национальную безопасность и, как результат, государственную целостность России.

В связи с этим представляется важным учитывать, что национальная политика тесно взаимосвязана с другими видами политики, такими как миграционная, демографическая, региональная, экономическая, социальная, языковая. Они здесь не расставлены по значимости. Все эти виды политик, по сути, включены в содержание национальной и, наоборот, иные виды политик в Российской Федерации не должны разрабатываться и реализовывать- ся без учета национальной политики.

Для России как многонационального федеративного государства одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности и сохранения государственной целостности является выработка оптимальных форм взаимодействия, сосуществования и сотворчества различных участников межнациональных отношений, а также выстраивание системы отношений между федеральным центром и субъектами федерации.

Необходимо учитывать, что «вся деятельность государственных институтов власти и управления, обеспечивающая развитие социально-экономических и духовно-политических процессов в многонациональной стране, должна строиться на ясно обозначенных принципах национальной политики, которая по сути является политикой тщательного и своевременного учета и разработки механизмов согласованных национально-специфических интересов народов и территорий в тактике и стратегии всей страны» [18, с. 118].

Как мы уже отмечали ранее, особенностью Российской Федерации является то, что в ней национальные и федеративные отношения неразрывны, и поэтому федеративные отношения являются органической частью государственной национальной политики и наоборот [19, с. 76]. Для России национальная политика имеет особое значение. Власть в период империи старалась осуществлять сотрудничество с местными элитами, уважать местные законы, языки и традиции. И это все влияло на то, что российское многонациональное государство, несмотря на определенные трудности, смогло достаточно успешно существовать. Да и народы, входившие в состав Российского государства, получали гарантии безопасности, условия для социально-экономического и культурного развития. Подтверждением тому являются многочисленные документы с просьбами о вхождении в состав России.

Революция 1917 года привела к свержению самодержавия и распаду России. Но, возможно, по причине того, что царским правительством уделялось серьезное внимание вопросам, касающимся национальной политики, а она в целом соответствовала потребностям и уровню развития большинства народов, они не спешили покидать империю. Более того, позднее подавляющую часть бывшей Российской империи удалось собрать, но уже в рамках СССР. Поначалу советское руководство не брало в расчет достижения дореволюционного периода, и только в 1930-х годах начинается пересмотр национальной политики. Огромное значение данному вопросу придается в период Великой Отечественной войны. Здесь важными были и борьба с антисоветским бандпов- станчеством, и национальный фактор в иностранной агрессии против СССР, и советский ответ на него, а также отрицательные аспекты советской политики, связанные с депортацией народов и итоги реализации национальной политики в предвоенный и военный периоды истории нашего государства [20, с. 7].

Но в 1990-е годы попытки формирования на территории Российской Федерации анклавов по этническому принципу, увеличение числа очагов национальной напряженности (зоны конфликтов исчислялись десятками) в совокупности с целым рядом объективных и субъективных, внутренних и внешних причин привели к распаду государства. Несмотря на то, что советская национальная политика в целом была достаточно эффективна, при определенных условиях национальный

фактор оказался одним из деструктивных. Как видно из истории, именно национальный фактор играл существенную роль в усилении центробежных либо центростремительных тенденций. Национально-этнический фактор в Российском многонациональном государстве всегда связан с вопросом государственного устройства. Поэтому этнонациональная политика является важнейшей функцией в механизме многонационального государства и направлением внутренней и внешней политики государства.

Библиографический список:

1. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 52. Ст. 7477.
2. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера. Л., 1989.
4. Тишков В. А. Очерки теории этноса и политики этничности в России. М., 1997.
5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
6. Джунусов М.С. Нация как социально-этническая общность людей // Вопросы истории. 1966. № 4. С. 16-30.
7. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славянский диалог, 2000.
8. Кара-Мурза С.Г., Куропаткина О.В. Нациестроительство в современной России. М.: Алгоритм: Научный эксперт, 2014.
9. Тишков В. А. Как обновить концепцию национальной политики? // URL: http:// valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii/kak_obnovi.html.
10. Заметина Т.В. Федерализм в системе конституционного строя России: Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2010. 54 с.
11. Матюгина Т.М., Перепелкина Л.С., Стельмах В.Г. Национальная политика в России: XVI – начало XXI века. М., 2014.
12. Гаврилова И.Н. Национальная политика в России: проблемы и перспективы // Теория и практика общественного развития. 2013. № 5. С. 207-214.
13. Этнополитология: политические функции этничности: Учебник для вузов / В.А. Тишков, Ю.П. Шабаев. М., 2011.
14. Проект Федерального закона № 369190-3 «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.01.2006) // СПС «КонсультантПлюс».
15. Проект Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года, принятой за основу рабочей группой по подготовке Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям (текст по состоянию на 01.11.2012) //
URL: http://gosbook.ru/node/64560.
16. Зорин В.Ю. Государственная национальная политика в России и современность / Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М.: ИЭА РАН, 2011. Вып. 225. 33 с.
17. Уханкин В.В. Вопросы правового регулирования и государственного управления в сфере национальной политики современной России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 2 (48). С. 46-50.
18. Общая и прикладная политология: Учебное пособие / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997.
19. Уханкин В.В. О совершенствовании государственного управления в сфере национальной политики российского федеративного государства // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 2 (52). С. 76-81.
20. Синицын Ф.Л. Советская нация и война. Национальный вопрос в СССР. 1933-1945. М.: Центрполиграф, 2018.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (53)

Просмотров: 14

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code