ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

А.А.Гончарова

Введение: общественная экспертиза как компетентное участие граждан в управлении делами государства имеет большой потенциал в области повышения качества принимаемых решений и нормативных правовых актов. Оценка регулирующего воздействия имеет ту же цель, а на стадии публичных консультаций реализуется теми же субъектами, что и общественная экспертиза. В связи с этим необходимо выявить соотношение данных понятий, определить, должна ли оценка регулирующего воздействия проводиться только лишь заинтересованными, или же еще и компетентными субъектами, что и определило цель настоящей работы. Методы: методологическую основу проведенного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых основное место занимают методы анализа, формально-логический и сравнительно-правовой. Результаты: рассмотрена оценка регулирующего воздействия в целом и стадия публичных консультаций в частности с точки зрения их соотношения с процедурой общественной экспертизы, проанализированы мнения ученых по данному вопросу, а также положения нормативных правовых актов. Выводы: установлено, что в настоящее время процедура оценки регулирующего воздействия не является общественной экспертизой. В то же время данные институты достаточно близки. В перспективе возможно проведение в рамках оценки регулирующего воздействия не только общественных обсуждений, но и полноценных экспертных исследований со стороны гражданского общества.

Ключевые слова: общественный контроль, общественное обсуждение, общественная экспертиза, оценка регулирующего воздействия, публичные консультации.

 

Введение

Государство стремится повысить качество принимаемых нормативных правовых актов и социально значимых решений различными способами, в том числе привлекая субъектов гражданского общества. В настоящее время активно развивается сравнительно молодой институт общественной экспертизы, который предполагает компетентное участие граждан и общественных объединений в управлении делами государства. С 2010 г. официально реализуется процедура оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ) на федеральном, а с 2011 г. и на региональном уровнях, которая также предполагает участие общественности на определенных стадиях ее проведения. Возникает вопрос о соотношении общественной экспертизы и оценки регулирующего воздействия. От ответа на данный вопрос зависит статус результатов публичных консультаций в рамках ОРВ.

Оценка регулирующего воздействия – вид общественной экспертизы?

В литературе можно встретить мнение, что ОРВ представляет собой общественную экспертизу [4, с. 106]. Данная точка зрения встречается в социологической литературе и нуждается в критической оценке с точки зрения юридической науки.

Задачей ОРВ является анализ проблем и целей государственного регулирования, выявление и оценка альтернативных вариантов решения проблем, а также определение связанных с ними выгод и издержек субъектов предпринимательской среды, подвергающихся воздействию государственного регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта государственного регулирования [1, с. 134]. В целях обеспечения учета мнения максимально широкого круга адресатов действия проекта акта и формирования объективной позиции общества в отношении готовящегося документа в рамках процедуры ОРВ проводятся публичные консультации в отношении проектов актов в виде их общественного обсуждения. Оценка регулирующего воздействия осуществляется при непосредственном участии институтов гражданского общества: публичные консультации являются неотъемлемой и важнейшей частью процедуры ОРВ. ОРВ проводится федеральными органами исполнительной власти – разработчиками проекта, а заключение по результатам ОРВ готовит Министерство экономического развития. Представляется справедливой позиция Д.С. Вечернина, который признает ОРВ одной из форм экспертной деятельности, одновременно сочетающей в себе возможности обеспечения обратной связи с обществом [2, с. 23]. Однако общественной экспертизой процедура ОРВ не является, поскольку проводится она государственными органами, а участие общественности реализуется лишь на определенном этапе. Можно предположить, что предоставляемые в рамках публичного обсуждения мнения участников обсуждений являются общественными экспертизами оцениваемого проекта акта. Данное предположение имеет право на существование и в силу того, что на информационном портале об оценке регулирующего воздействия http://orv.gov.ru в документе для регистрации в качестве участника публичных консультаций используется формулировка «Единая база экспертов предпринимательского сообщества по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов». То есть участники названы экспертами. Возникает вопрос: являются ли они таковыми? От ответа на данный вопрос будет зависеть и статус выражаемого ими мнения: оно будет либо экспертным заключением, либо мнением в рамках общественного обсуждения. Основным критерием, позволяющим отличить общественную экспертизу от иных форм общественного контроля, является компетентность экспертов: общественная экспертиза является обществен
ной лишь по форме, но не по содержанию. К участникам публичных консультаций не предъявляется никаких особых требований, регистрация на сайте является формальной процедурой допуска к обсуждению проекта акта. Публичные консультации проводятся с целью сбора мнений всех заинтересованных лиц относительно обоснованности окончательного выбора варианта предлагаемого правового регулирования. Исходя из сказанного, ответы на вопросы в рамках публичных консультаций проекта нормативного акта, подлежащего ОРВ и размещенного на сайте http://regulation.gov.ru для публичных обсуждений, не являются общественными экспертизами и представляют собой иную форму общественного контроля – общественные обсуждения. Хотя участников общественных обсуждений и называют экспертами предпринимательского сообщества по оценке регулирующего воздействия, они таковыми не являются, поскольку их компетентность не всегда соответствует уровню эксперта, а даваемое заключение является лишь их позицией по вопросам, сформулированным в целях выявления мнения заинтересованных лиц и сбора предложений в рамках общественного обсуждения.

Перспективы развития правового регулирования

На сегодняшний день процедура ОРВ не является общественной экспертизой, но в перспективе она может стать таковой, и от бизнес-сообщества уже поступали подобные предложения. Так, вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ОАО «МТС» Руслан Ибрагимов в интервью OPEC.ru высказал идею «возложить оценку регулирующего воздействия дополнительно на пул независимых экспертов из числа наиболее авторитетных в профессиональной среде квалифицированных юристов, экономистов, отраслевых специалистов и, возможно, аудиторов» [3]. Экспертный пул в таком составе сможет провести грамотную всестороннюю экспертизу законопроектов и подготовить заключение с прогнозом последствий принятия законопроекта, в том числе в цифрах. Кроме того, благодаря внедрению рассматриваемого предложения ОРВ будут подвергаться проекты нормативных актов, вносимые не только Правительством РФ, но и иными субъектами права законодательной инициативы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батуева, Д. В. Институт оценки регулирующего воздействия в российской практике / Д. В. Батуева // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2015.- №№ 19.- С. 133-138.
2. Вечернин, Д. С. Эволюция института оценки регулирующего воздействия: проблемы и перспективы / Д. С. Вечернин // Вестник МГОУ. Серия «Юриспруденция». – 2014. – №№ 4. – С. 22-28.
3. Как нам реорганизовать общественную экспертизу // Научно-образовательный портал IQ Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://iq.hse.ru/news/ 177671900.html (дата обращения: 04.05.2018). – Загл. с экрана.
4. Меньшикова, Г. А. Оценка регулирующего воздействия как общественная экспертиза управленческих решений / Г. А. Меньшикова, А. А. Миронова, Н. А. Пруель // Вестник СПбГУ Серия 12, Социология. – 2016. – Вып. 3. – С. 101-117.

Источник: Legal Concept = Правовая парадигма. – 2018. – Т. 17, № 3.

Просмотров: 7

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code