ОБ ОЦЕНКЕ И ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

О.В.Жигарь

Статья посвящена вопросам повышения эффективности мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обозначены меры социальной поддержки, принимаемые на федеральном и региональном уровне. Раскрываются проблемы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предлагаются пути их решения. Описывается возможность участия социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации мер социальной поддержки.

Ключевые слова: меры социальной поддержки, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, качество жизни, социальные услуги, эффективность мер социальной поддержки, социально ориентированные некоммерческие организации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются наиболее незащищенной и уязвимой категорией граждан. В России к детям- сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением или ограничением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, а также объявлением их умершими и т. д. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в России наблюдается увеличение численности детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей (табл. 1) [1; 2].

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в России распределяются по интернатным учреждениям. Это могут быть дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей сирот, школы-интернаты общего типа, школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Распределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по интернатным учреждениям представлено на рис. 1.

Россия как социальное государство гарантирует поддержку детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно Конституции, «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства <…>, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» .

На федеральном уровне детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) обеспечение жильем;
2) государственная социальная стипендия;
3) ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей;
4) 100 % заработной платы, начисленной студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период производственного обучения и производственной практики;
5) социальные льготы в области образования и медицинского обеспечения [4].

На региональном уровне помимо полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также предоставляются дополнительные гарантии по социальной поддержке. Например, в Челябинской области предоставляются такие дополнительные гарантии, как:
1) дополнительные гарантии права на образование;
2) дополнительные гарантии права на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием;
3) дополнительные гарантии права бесплатного проезда на городском, пригородном, в сельскойместности — навнутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;
4) дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание;
5) дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение .

Таблица 1
Численность детей-сирот идетей,оставшихсябез попеченияродителей, в возрасте до 18 лет, имеющих право на получение мер социальной поддержки в 2011 — 2016 гг.

Рис. 1. Распределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по интернатным учреждениям

Предоставляя такое разнообразие мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо проводить также оценку качества жизни данной категории граждан. Качество жизни довольно широкое и многогранное понятие, которое отражает все сферы жизни детей, и при его оценке необходимо учитывать все составляющие. В настоящее время разработано некоторое количество различных методик оценки качества жизни населения (табл. 2).

Оценкакачестважизнидетейсоответствующей категории включает оценку качества самого учреждения, его потенциала и ресурсов, самих воспитанников, а также их социальную адаптацию. К основным показателям при оценке качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно отнести:

1. Материально-техническую базуучреждения (обеспечение безопасных условий; соответствие санитарно-гигиеническим нормам; наличие условий, отвечающих потребностям и возрасту детей; обеспеченность необходимым оборудованием и т. д.);

2. Кадровое обеспечение (соответствие квалификации и опыта работы сотрудников назначению и функциям учреждения; способность удовлетворить в любое время потребности детей; информированность воспитателей о своих воспитанниках);
3. Организация жизни детей, в том числе образовательные и воспитательные программы (близость к семейному образу жизни; степень открытости для социальных взаимодействий; включенность в реальную жизнь; характер интеграции воспитанников в среду семейных детей; наличие возможностей для выбора и самостоятельности; характер условий для включения ребенка в разнообразные виды практической деятельности).

Таблица 2
Методики оценки качества жизни населения

Также оценку качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно провести, используя следующие показатели:

1. Психическое развитие детей-сирот (благополучие, самооценка, тревожность, агрессивность, потребностью в защите, страхи и др.);

2. Отношение детей-сирот к воспитателям и другим воспитанникам;

3. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (уровень образования, трудоустройство и профессиональный рост, наличие семьи и родственных отношений, законопослушность и нормативность);

4. Соблюдение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако, несмотря на предоставляемые меры социальной поддержки, качество жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России характеризуется невысоким показателем во всех сферах. Отмечается низкий уровень вовлеченности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общественную жизнь, низкий уровень социализации, бытовой и социальной адаптации. Все это говорит о низкой эффективности мер социальной поддержки. Причиной этого может быть отсутствие должного внимания к социальным мерам поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ведь при оценке качества жизни используются как объективные, так и субъективные показатели.

Основную нагрузку и ответственность по социальной поддержке несет государство, так как ни один субъект общества не может в полной мере нести такую финансовую нагрузку. Однако для повышения эффективности социальных мер было бы целесообразно привлечь социально ориентированные некоммерческие организации. Это позволило бы вовлечь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в активную социальную жизнь.

На данный момент негосударственных некоммерческих учреждений социального обслуживания чуть больше 1 %, а ведь они могут повысить эффективность мер социальной поддержки, что в результате приведет к повышению качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций в данную сферу будет способствовать личностному развитию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их адаптация в социальной среде, а также организации их досуга. Социально ориентированные некоммерческие организации позволят создать условия развития социальных связей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обществе и повысить их социальную значимость.

Активное использование социально ориентированных некоммерческих организаций возможно в сфере творчества. Участие в различных проектах, раскрытие своих способностей в творческом направлении позволяет самореализоваться детям- сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей.

Особо стоит отметить необходимость создания большего количества некоммерческих организаций в области спорта и туризма. Привлечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сферу спорта и туризма позволяет закладывать основные психофизические и нравственные качества личности. При этом у детей развиваются такие качества, как самоутверждение, потребности в познании самих себя, формирование устойчивой адекватной самооценки, а также повышение личностной уверенности. Причем привлечение детей-сирот в спорт влияет не только на их социальное развитие, но и на здоровье, что в итоге может привести к сокращению расходов на медицинское обслуживание.

Таким образом, для повышения эффективности мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо ориентироваться не только на материальные меры социальной поддержки, но и на социальные посредством развития и привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций.

Список литературы

1. Компоненты изменения численности населения РФ. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения 12.10.2017).
2. Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта РФ. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/# (дата обращения 13.10.2017).

Источник: “Вестник факультета управления Челябинского государственного университета” 2017. № 2

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 19

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code