УРОВНИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ЭМАНСИПИРОВАННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Ю.А.Климкина
Т.В.Худойкина

Введение: в статье освещаются базовые уровни правового сознания: обыденный и научный, а также автором выделяется практический уровень правосознания эмансипированных несовершеннолетних. Указывается их значимость и актуальность для формирования правового сознания эмансипированных несовершеннолетних. Отсюда целью исследования является анализ уровней правового сознания и их значимость для эмансипированных несовершеннолетних. Методы: методология исследования основана на системно-структурном подходе с применением методов анализа и синтеза, обобщения, сравнения и аналогии. Выводы: в результате исследования выявлены проблемы, которые возникают при взаимодействии вышеуказанных уровней правового сознания эмансипированных несовершеннолетних. Взаимосвязь научного и практического уровней правосознания позволяет несовершеннолетнему принять решение о необходимости эмансипации, однако знания об институте эмансипации не всегда предоставляются или усваиваются несовершеннолетним. В процессе образовательной деятельности несовершеннолетний усваивает теоретические знания, которые порой не находят своего отражения в практической деятельности. Современное общество требует высокого уровня правосознания со стороны эмансипированных несовершеннолетних, поэтому указывается необходимость в повышении уровней правосознания прежде всего агентов и институтов социализации, которые взаимодействуют с несовершеннолетним.

Ключевые слова: правосознание, несовершеннолетний, эмансипация, уровни правового сознания, социализация, образование.

 

Введение

В современном постиндустриальном обществе, с активно развивающимися рыночными отношениями, особую актуальность приобретает институт эмансипации несовершеннолетних. Дети, достигшие шестнадцатилетнего возраста, все чаще изъявляют желание обрести полную правовую и материальную независимость от своих родителей. Принимая решение о необходимости эмансипации, ребенок руководствуется своим правовым сознанием. Правосознание формируется в процессе социализации ребенка [1, с. 100-101], поэтому объективность принимаемого им решения об эмансипации зависит от уровней его правового сознания.

Научный и обыденный уровни правосознания эмансипированных несовершеннолетних

В научной сфере вопрос об уровнях правосознания порождает ряд проблем. Традиционно в отечественной юридической науке принято выделять два таких уровня: научный (теоретический) и обыденный (эмпирический).

Научный уровень правосознания эмансипированных несовершеннолетних реализуется путем познания объективных законов, правовых явлений, поэтому он начинает закладываться в системе общего образования, то есть со школьной скамьи, затем продолжает формироваться в рамках среднего профессионального образования либо – высшего.

Обыденный уровень правосознания является дискуссионным вопросом. Среди теоретиков-правоведов нет единства по определению обыденного сознания. Все чаще обыденный уровень правосознания определяется учеными-правоведами исходя из житейско- эмпирических знаний и навыков, которые добываются внутренним путем.

Правовое сознание эмансипированных несовершеннолетних начинает формироваться с рождения. Первичными агентами социализации ребенка являются, прежде всего, родители, ближайшее окружение, поэтому обыденный уровень правосознания начинает закладываться с раннего детства. Обыденное правосознание тесно связано с психологией и реализуется посредством чувственного познания. Эмоциональное и стихийное поведение – характерная черта обыденного уровня правосознания.

В соответствии со ст. 27 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из возможных условий эмансипации несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, является осуществление им трудовой деятельности по трудовому договору, или реализация предпринимательской деятельности. В связи с этим достижение научного уровня правосознания для несовершеннолетнего является значимым, так как в условиях динамично развивающегося информационного общества ребенок должен обладать соответствующим уровнем теоретических знаний для освоения базовых навыков. Получение качественных знаний и умение применить их на практике – залог успешной профессиональной деятельности.

Значение практического уровня правосознания эмансипированных несовершеннолетних

Практическое применение полученных знаний, умений и навыков является неотъемлемой частью при формировании правового сознания эмансипированных несовершеннолетних. Д.А. Керимов, помимо двух традиционных уровней правосознания, выделяет третий уровень – практический, базирующийся на полученном правовом опыте [2, с. 208]. Некоторые ученые считают, что практический и обыденный уровень – это смежные понятия [3, с. 184].

Применение практического уровня к правовому сознанию эмансипированных несовершеннолетних весьма актуально. Полученные несовершеннолетним житейские и научные знания отражаются в его поступках, действиях, формируют образ жизни.

Для современного общества наиболее актуальным является взаимосвязь научного и практического уровней правового сознания. В рамках образовательных учреждений несовершеннолетний, получая научную информацию, должен не только знать, как ее применять, но и иметь возможность непосредственно наблюдать за процессом реализации теоретической информации, либо самостоятельно осуществлять его. Несовершеннолетний, достигший шестнадцатилетнего возраста, осуществляющий предпринимательскую деятельность, получив правовую информацию о возможности эмансипации, начинает процесс реализации своего законного права. Следовательно, образовательным организациям (учреждениям) следует сделать акцент на те знания, умения и навыки, которые способны оказать влияние на формирование правосознания несовершеннолетних.

Политика Российского государства направлена на создание гражданского общества. Гражданское общество подразумевает правовую грамотность всех граждан Российской Федерации. Однако среди несовершеннолетних и даже среди совершеннолетних граждан есть те, кто никогда не слышал о возможности эмансипации.

Данный факт зачастую свидетельствует о существующей проблеме не только по осмыслению и усвоению правовых норм со стороны несовершеннолетних, но и о низком уровне правового сознания со стороны агентов и институтов социализации. В образовательной программе выделяется предмет «Право», который изучается в 10-м или 11-м классах. В рамках данного предмета рассматриваются такие темы, как: статус несовершеннолетних, их права и обязанности. Институт эмансипации во многих учебниках и учебных пособиях не затрагивается. Учебная литература, которая все-таки включает в себя институт эмансипации, делает это вскользь, ссылаясь на ст. 27 Гражданского кодекса РФ. Поэтому основная ответственность по освещению данного правового аспекта лежит непосредственно на работниках образовательных организаций (учреждений). От их уровня правового сознания зависит уровень правового сознания ребенка [4].

Выводы

В заключение следует отметить: помимо традиционных уровней правового сознания необходимо выделять и практический уровень, которому должна быть отведена значимая роль при формировании правового сознания эмансипированных несовершеннолетних. Однако уровень правосознания таких несовершеннолетних зависит, прежде всего, от уровня правового сознания учителей, наставников, родителей, воспитателей. Чем выше уровень правосознания последних, тем больше знаний, умений и навыков получает молодое поколение, и тем ближе государство на пути к становлению полноценного гражданского общества. Повышение всех уровней правового сознания несовершеннолетних должно стать важнейшим приоритетным направлением общества и государства в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брыжинская, Г. В. Факторы правовой социализации / Г. В. Брыжинская // Перспективы науки. – 2015. – №> 11 (74). – С. 100-102.
2. Керимов, Д. А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права) / Д. А. Керимов. – М. : Норма, 2000. – 315 с.

3. Ратинов, А. Р. Структура и функции правового сознания / А. Р. Ратинов // Проблемы социологии права. – Вильнюс, 1970. – 203 с.
4. Худойкина, Т. В. К вопросу о выявлении характера правового сознания / Т. В. Худойкина // Перспективы науки. – 2015. – №> 11 (74). – С. 116-119.

Цитирование. Климкина Ю. А., Худойкина Т. В. Уровни правового сознания эмансипированных несовершеннолетних // Legal Concept = Правовая парадигма. – 2018. – Т. 17, № 4. – С. 60-63.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 32

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code