ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

О.А.Яковлева, кандидат юридических наук

Введение: одним из приоритетных направлений политики мирового сообщества в сфере охраны окружающей среды является правовое регулирование общественных отношений. В сознании людей возникло понимание того, что оптимальное состояние окружающей среды достигается путем не простой борьбы с загрязнением, а с помощью позитивной человеческой деятельности. На смену разрозненных мер государства по борьбе с загрязнением пришла многоцелевая система действий, которая получила правовое и организационное оформление. Одним из элементов данной системы является экологическое предпринимательство.

В работе поставлена цель проанализировать вопросы, касающиеся правовой сущности экологического предпринимательства, его виды, направления деятельности и их правовое обеспечение. Методы: в методологическую основу данного исследования входит целый комплекс методов научного познания, среди которых основополагающее значение занимают методы системного анализа, синтеза. Результаты: в работе представлен анализ развития экологического предпринимательства в нашей стране и за рубежом. Рассмотрены понятие и виды экологического предпринимательства. На основе данного анализа обосновано суждение о необходимости регламентации и закреплении в законодательных актах механизма направлений деятельности экологического предпринимательства. Выводы: объективный процесс экономического, социального развития общества привел к возникновению нового направления деятельности в сфере предпринимательства – экологического предпринимательства. Это сфера отношений на экологическом рынке, урегулированная нормами права, возникающих при проведении работ, производстве продукции природоохранного назначения, проведении научной, финансовой деятельности, оказании услуг.

Ключевые слова: экология, предпринимательство, правовое регулирование, аудит, страхование, туризм.

 

Введение

Одним из приоритетных направлений политики мирового сообщества в сфере охраны окружающей среды является правовое регулирование общественных отношений. Считают, что рубеж 70-х гг. является переломным моментом в охране окружающей среды в развитых странах. Именно тогда была осознана необходимость перехода к новому и более качественному типу экономического развития в условиях высоких требований к состоянию окружающей среды. В сознании людей возникло понимание того, что оптимальное состояние окружающей среды не просто борьба с загрязнением, а позитивная человеческая деятельность. Разрозненные системы мер по борьбе с загрязнением в государствах сменились на многоцелевые системы действий, которые получили организационное и правовое оформление. Например, в Японии уже в 70-е гг. были приняты законодательные акты по охране окружающей среды и организации экологического предпринимательства [5, с. 25].

Развитие института экологического предпринимательства

Объектами законов стали выступать, с одной стороны, основные элементы окружающей среды – вода, почва, воздух, твердые бытовые отходы, вызывающие загрязнение, а с другой – регламентирование предпринимательской деятельности. Организация охраны окружающей среды в большинстве развитых стран предусматривает государственные управления природопользования федерального и местного уровней, а также структуры управления, созданные в промышленных компаниях. В рамках этого выполняется разработка и реализация целевых комплексных программ регулирования природопользования; предупреждение экологических последствий от антропогенной деятельности; содействие в подготовке высококвалифицированных специалистов; своевременное информирование; сотрудничество в области охраны среды на международном уровне [1, с. 8]. В связи с резким обострением экологических проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, возникает необходимость, во-первых, расширить и ужесточить нормативно-правовую основу регулирования, финансовые затраты на отчистку загрязненных объектов окружающей среды полностью возложить на фирмы-загрязнители, во-вторых, регламентировать и узаконить экологическое предпринимательство, сделать данную отрасль в экономике государства одной из самых прибыльных. Такие фирмы, обеспечивающие экологически чистое производство, должны были быть поставлены в равные экономические условия через систему штрафных санкций и дополнительных расходов на обеспечение охраны окружающей среды [2, с. 35].

В Российском государстве процесс развития института (в том числе и регулирующего данную сферу законодательства) экологического предпринимательства начинается с 80-х гг. ХХ века. Прежде всего этот период характерен возникновением экологически ориентированных кооперативов и артелей, которые осуществляли свою деятельность, используя отходы от производства, перерабатывая вторичное сырье и др. В 90-е гг. в российской правовой действительности появились нормативные документы, регламентирующие отдельные виды экологического предпринимательства, например, экологическое страхование и экологический аудит.

Понятие и виды экологического предпринимательства.
Необходимость их законодательной регламентации

В настоящее время оценка и возмещение вреда, причиненного окружающей среде и природным ресурсам, здоровью населения, субъектам хозяйственной деятельности и правовых отношений, регламентируются обширным перечнем нормативных документов федерального и регионального уровней. Данная нормативная база затрагивает различные аспекты экологической предпринимательской деятельности. Широкий спектр нормативных документов, регламентирующих рассматриваемую сферу деятельности, диктует необходимость выработки ее дефиниции. Экологическое предпринимательство как научная категория достаточно подробно исследуется в литературе экономической направленности и эпизодически в правовой. В юридической литературе данный институт рассматривается с позиций законодательного определения предпринимательской деятельности, которой является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ). Признаки, характеризующие предпринимательскую деятельность, в научной литературе постоянно уточняются. Теоретики и практики признают их не всегда соответствующими действительности и удобными в правоприменении. Например, термины «риск», «систематичность», «прибыль». В контексте нашего исследования мы не ставим задач, связанных с уточнением законодательного понятия предпринимательской деятельности. Анализируя понятие экологического предпринимательства, нас интересует вопрос о соотношении понятий экологическая и предпринимательская деятельность. Полагаем, что экологическое предпринимательство является предпринимательской деятельностью, но не каждая предпринимательская деятельность может считаться экологической. На наш взгляд, экологическое предпринимательство – это сфера отношений на экологическом рынке, урегулированная нормами права, возникающих при проведении работ, производстве продукции природоохранного назначения, проведении научной, финансовой деятельности, оказании услуг. Думается, широкий спектр видов деятельности (регулируемых различными отраслями права) и вопросы их взаимодействия в рамках экономического рынка требуют издания отдельного нормативного акта федерального уровня, регулирующего вопросы экологического предпринимательства [3, с. 99-102]. Актуальность вопроса подтверждает жизнь. Например, при выборе земельного участка под строительство домов, торговых центров, туристических баз, автомобильных стоянок и др. необходимо положительное заключение экологической экспертизы. К сожалению, застройщики не всегда верно понимают момент выбора земельного участка под строительство, которым согласно Земельному кодексу является дата вынесения постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, которым утверждается акт выбора земельного участка и тем самым разрешается проектирование объекта. Материалы, представляемые на экспертизу, должны соответствовать положениям об оценке воздействия намеченной хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Проекта строительства на этой стадии быть не может. Чему, в ряде случаев, прямо противоположна практическая сторона дела. Так, без соответствующего разрешения были размещены садово-огородные участки (Волгоградская область Дубовский район); застроены дома в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника (Тверская область); на участке лесного фонда в водоохраняемой зоне размещена турбаза (Волгоградская область Калачевский район). По всем вышеуказанным объектам были вынесены судебные решения о сносе. ОАО «Торговый центр» (г. Волгоград) получило отрицательное заключение экологических органов контроля по объекту строительства автопарковки. Основной причиной отказа является необходимость расчета аэродинамической тени зданий и сооружений в замкнутом пространстве, так как все замечания в технических вопросах можно было устранить изначально, на стадии выбора земельного участка и сделать вывод о возможности (либо невозможности) строительства автопарковки внутри замкнутого пространства у здания торгового центра. Предприятие уже затратило деньги на разработку проекта и приступило к строительству. Другим примером служит прекращение строительства магазина «Пятерочка» (г. Волгоград). Причиной запрета послужила невозможность эксплуатации встроенной в магазин котельной (так как не соблюдена 50-метровая санитарно-защитная зона при проектировании котельной и не выдержана высота устья дымовой трубы). Очевидно, еще на стадии выбора земельного участка необходимо было сделать вывод, что строить котельную в жилой застройке нельзя [6, с. 26-27].

Данные примеры свидетельствуют о том, что действующее законодательство не содержит правового механизма учета экологических факторов при планировании, проведении различного рода работ и услуг. Механизм имеет реальную возможность быть урегулированным субъектами, осуществляющими свою деятельность в рамках экологического предпринимательства и в соответствии с нормативными документами (юристы, эксперты в области экологии и др.). Застройщик, обратившийся за квалифицированной помощью к данным субъектам, получил бы разъяснения о том, что пока не существует Генерального плана города, проекта детальной планировки, требуется проведение экологического экспертирования по каждому земельному участку. В соответствии с нормативными документами, регулирующими планирование, размещение, строительство и эксплуатацию объектов, эксперты качественно и без последующих рисков для предпринимателя подготовят пакет документов (согласованных с различного рода инстанциями), позволяющих им беспрепятственно осуществить размещение объекта.

Кроме правовых услуг, в сфере экологического предпринимательства мы можем говорить об экологическом аудите, экологическом страховании, экологическом туризме [7, с. 89-92].

Экологический аудит может проводиться по отношению к деятельности любых субъектов хозяйственной и иной деятельности, на предприятиях, в заказниках, заповедниках, национальных парках, рыбохозяйствен- ных предприятиях, мусоросжигательных заводах и др.

Предметом экологического аудита является природоохранная документация субъекта хозяйственной и иной деятельности, а критериями при проведении экологического аудита являются законодательные акты, которым должна соответствовать документация, проверяемого субъекта. Следует разграничивать инициативный (добровольный) и обязательный экологический аудит. Инициаторами добровольного аудита выступают индивидуальные предприниматели, некоммерческие или коммерческие организации. Обязательным экологический аудит будет являться в случаях, определенных федеральным законом.

Страхователями в рамках экологического страхования могут быть любые индивидуальные предприниматели, юридические лица, деятельность которых может повлечь риск засорения, загрязнения, порчу объектов природы.
Экологический туризм как вид экологического предпринимательства может быть организован на территориях как с общим, так и со специальным эколого-правовым режимом. Экологический туризм следует развивать с получением дохода от этого вида деятельности, с его последующим использованием на развитие заповедников, национальных и природных парков [4, с. 56].

Выводы

Таким образом, объективный процесс экономического, социального развития общества привел к возникновению нового направления деятельности в сфере предпринимательства – экологического предпринимательства. Однако данный институт в силу своей новизны для России требует более детального правового урегулирования, четкого определения целей и задач, выработки механизмов взаимодействия всех отраслей права в экономической сфере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов, А. П. Экологическое предпринимательство: проблемы и перспективы / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, А. Е. Черноморец // Правовое пространство России: опыт и современность : сб. науч. тр. памяти проф. В. Г. Тимофеева. Кн. 2 : Гражданское право и процесс. Уголовное право и процесс. – Чебоксары : Изд-во Чуваш. гос. ун-та, 2008. – С. 7-10.
2. Бобошко, В. И. Особенности экологически-ориентированного малого предпринимательства в России / В. И. Бобошко // Экономика природопользования. – 2006. – N° 5. – С. 31-40.
3. Коваленко, В. И. Исследование рынка экологических услуг – СПб. : Изд-во СПбГИЭУ 2007. – 170 с.
4. Никитин, А. И. Экологический туризм в Германии / А. И. Никитин, С. В. Федорова // Строй-Много. – 2017. – № 2 (7). – С. 54-61.
5. Новоселов, С. Н. Экологическое предпринимательство: сущность, особенности, пути развития / С. Н. Новоселов // Инженерный вестник Дона. – 2012. – № 4. – С. 23-28.
6. Черевчина, И. Выбор земельного участка: государственная экологическая экспертиза / И. Черевчина // Законность. – 2005. – № 10. – С. 26-28.
7. Черняховский, Э. Р. Перспективы развития экологического предпринимательства / Э. Р. Черняховский // Экономика природоподьзования. – 2006.- № 4. – С. 88-93.

«Legal Concept = Правовая парадигма». 2018. Т. 17. № 2

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 29

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code