ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОФИЦЕРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РОСГВАРДИИ

ШИМКО С.Ю., кандидат педагогических наук

Инновативность офицера, инновационное педагогическое мышление, инновационные педагогические процессы в подразделении, типизация инновационных мыслительных задач в учебно-воспитательной сфере, инновационно-педагогический процесс, Росгвардия, личность офицера, профессиональная подготовка личного состава.

В статье рассмотрена сущность и структура инновационной направленности педагогического мышления офицеров подразделений Росгвардии, которая анализируется через призму инновационных педагогических процессов в подразделении и инновативности как свойства личности офицера. Раскрываются характерные черты инновационного педагогического мышления, приводится типизация инновационных мыслительных задач в учебно-воспитательной сфере. Делается вывод о том, что высокого качества и эффективности подготовки кадров Росгвардии сегодня невозможно достичь без инновационных изменений в форме и содержании мышления офицерского корпуса, методов преподавания учебных дисциплин, воспитания. В этих условиях пробудить и поддерживать интерес подчиненных к учебно-боевой деятельности способен только офицер, отличающийся инновационным стилем мышления.

 

Насущная необходимость постоянного наращивания боеготовности войск национальной гвардии обусловливает необходимость непрерывного повышения эффективности и качества подготовки личного состава, поиска научного решения проблемы развития педагогических инноваций в планировании и реализации профессиональной подготовки. Особое значение эта проблема приобретает в последнее время в условиях необходимости повышения эффективности противодействия современным вызовам и угрозам национальной безопасности, рисков возникновения конфликтов, характеризующихся непредсказуемостью развития ситуации, обеспечения антитеррористической защищенности жизненно важных объектов инфраструктуры и совершенствования системы территориальной обороны.

Одним из наиболее востребованных свойств современного офицера войск национальной гвардии в условиях динамично изменяющейся ситуации в стране и войсках является его инновативность – готовность оперативно, грамотно и точно реагировать на изменения в системе военно-служебных отношений (в том числе и военно-педагогических) в целях повышения их качества и эффективности. Базисным инновативным свойством офицера подразделения является инновационный характер мышления [4].

Инновационная педагогическая деятельность при организации обучения военнослужащих имеет свою культурно заданную форму, проявляющуюся в вице создания проектов, педагогического конструирования учебно-воспитательных целей, программ, развивающих сред, способов и средств педагогической деятельности и др. Она должна обеспечиваться в организационном и нормативно-правовом аспекте. Инновационно-педагогический процесс, направленный на качественное совершенствование обучения военнослужащих, четко структурирован и имеет конкретные этапы: определение потребности в изменениях; сбор информации, оценка качества системы обучения, точное установление, что необходимо реформировать в ней как устаревшее, неэффективное, нерациональное; разработка инновационного проекта с расчетом его практической значимости и эффективности; построение алгоритма его реализации, персонификация задач, определение ответственных и средств решения задач, установление форм контроля; реализация проекта, включая его пробное использование; ин- ституализация (длительное использование) нововведения; распространение передовой практики. Совершенствования требуют прежде всего подходы к организации обучения военнослужащих, а также цели, методы, технологии, результаты обучения, способы использования учебно- материальной базы.

У каждого офицера Росгвардии, выполняющего педагогические функции, складывается свой стиль учебно-воспитательной деятельности, в котором по-разному сочетаются традиционное и инновационное. Стиль зависит от мотивации офицера, накопленного опыта педагогической деятельности, особенностей психических познавательных процессов и многих других факторов. Особую роль в творческом подходе к решению учебно-воспитательных задач играет инновационная направленность педагогического мышления [2, 3].

Инновационное педагогическое мышление – понятие относительно новое – рассматривается как:

– развивающееся мышление (его форма, предназначенная для обеспечения новаторской педагогической деятельности) [1];

– продуктивная, творческо-созидательная форма мышления, творческое формирование субъективных образов учебно-воспитательных целей и действий в сознании офицера [5];

– система процессов, выполняющих функцию выявления существенных свойств и связей в учебно-воспитательной реальности; мышление, осуществляющее интерпретацию педагогических действий, их результатов и психологических состояний подчиненных, а также самого себя [6];

– механизм, при помощи которого офицер реализует свои адаптационные возможности не как объект сложившихся обстоятельств, а как субъект, целенаправленно создающий педагогические обстоятельства, [7] и др.

Учитывая сложившиеся в науке подходы к определению инновационной направленности педагогического мышления и выводы из анализа творческого решения офицерами подразделений учебно-воспитательных задач, под инновационной мыслительной деятельностью офицера Росгвардии следует понимать мотивированную систему интеллектуальных действий по:

– осуществлению критического анализа существующей системы (технологии) обучения и воспитания;

– разработке новых (модернизации или модификации имеющихся) способов решения педагогических задач;

-моделированиюусловийэффективногоре- шения учебно-воспитательных задач в соответствии с запросами служебно-боевой деятельности посредством реализации педагогических инноваций с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Анализ инновационных процессов в ходе обучения военнослужащих войск национальной гвардии позволил выявить ряд проблем, затрудняющих их реализацию [11]. Это: консерватизм части офицеров; слепое следование традиции по принципу «у нас и так все хорошо»; недостаточная подготовленность офицеров к осуществлению инновационной деятельности; неблагоприятная социально-психологическая обстановка в конкретной части (подразделении); недостаток и неэффективное использование материальных и финансовых ресурсов.

Изучение проблемы развития инновационной направленности педагогического мышления офицеров показывает, что оно непосредственно связано с инновационными военно- педагогическими процессами, которые имеют ряд особенностей [10]:

1. Они длительны по времени, что обусловлено их сложностью (многофакторностью и многоуровневостью).

2. Разработка и реализация инноваций сопряжена с большими трудностями, возникающими вследствие недостаточной профессиональной готовности офицеров идти на риск, преодолевать сложности перестройки стиля и ритма деятельности.

3. Отсутствуют критерии точной оценки эффективности применения офицером инноваций (фактически он одновременно применяет и традиционные и инновационные разработки, а конечные результаты достигаются за счет деятельности многих людей, в том числе и за счет отношения к службе самих военнослужащих).

4. Инновации должны быть востребованы на всех уровнях: от руководства воинской части до руководства батальонного и ротного уровня и далее – до личного состава, ради которого и вводятся изменения.

5. Офицеры могут «застревать» на различных этапах инновационного процесса: не принимать инновацию и уклоняться от участия в ее разработке и реализации; поддерживать и активно участвовать в разработке и реализации инновации не на всей протяженности ее разработки и реализации.

6. Офицеры могут не обладать достаточным профессионально-педагогическим уровнем проектирования инноваций и их реализации: не иметь умений моделировать учебно- воспитательный процесс, анализировать педагогическую ситуацию, критически воспринимать свой личный опыт, принимать решения, планировать его исполнение в различных условиях.

Инновационное мышление в его внешней абстрагированной форме может быть представлено как некое качество, свойство, характеристика. Когда речь идет о формировании рассматриваемой формы мышления, оно предстает как процесс, в котором можно выделить несколько этапов:

I этап. Инициация – разработка системы четко и последовательно выстроенных задач, поиск и определение подходящих методов деятельности, формулирование прогнозируемого результата;

II этап. Планирование реализации новаторской педагогической идеи в конкретных условиях жизнедеятельности воинского подразделения, которое включает в себя разработку: сценария использования педагогического приема, метода, технологии; плана проведения занятия или воспитательного мероприятия; замысла проведения занятий по предмету или плана государственно-патриотического (военно-профессионального, служебно-про- фессионального, правового и др.) воспитания подчиненных; программы мероприятий, способствующих формированию сплоченности военнослужащих и др.;

III этап. Интеллектуальное сопровождение реализации плана включает в себя: организацию общения с подчиненными военнослужащими, их инструктирование, контроль и оценку своих действий, а также поведения подчиненных;

IV этап. Оценка педагогической эффективности учебно-воспитательной инновации – сравнение полученных результатов и затраченных ресурсов с запланированными.

V этап. Обобщение опыта использования инновации.

Типизация инновационных мыслительных задач в учебно-воспитательной сфере деятельности офицера подразделения Росгвардии приводит к определению проективно-модельных и проективно-нормативных задач [11]. При этом среди задач инновационного мышления офицера следует указать:

– обоснование альтернативных новаторских идей, касающихся целей, содержания, приемов, методов, технологий, форм учебно-воспитательного процесса;

– устное, письменное или другое объективированное фиксирование новаторских идей, предложений;

– подготовку методических рекомендаций, указаний, инструкций по организации педагогической деятельности с учетом наработанных новаторских идей и предложений.

Решение этих задач предполагает определение структурных компонентов инновационного педагогического мышления офицера, соответствующих характеру решаемых интеллектуальных задач [2, 8, 9, 12]:

– аналитико-диагностический компонент, обеспечивающий решение задач аналитического характера и оценки сложившейся педагогической ситуации;

– дивергентно-прогнозный компонент, обеспечивающий решение задач, связанных с генерированием «веера» прогностических идей развития педагогической ситуации;

– конвергентно-организационный компонент, обеспечивающий принятие оптимального решения, соединяющего в себе все лучшее из возможных вариантов достижения учебно-воспитательной цели и концентрирующего внимание на объединении усилий при разработке плана действий в сложившейся ситуации и его реализации;

– рефлексивно-оценочный компонент, обеспечивающий успешное осуществление контрольно-оценочных действий и психологических состояний на каждом этапе мыслительного процесса.

Проведенные теоретико-экспериментальные исследования позволили выработать единые требования к организации обучения личного состава войск национальной гвардии [11]:

– обучение должно способствовать объединению воинского коллектива и включению каждого в увлеченную работу по повышению своей личностной и военно-профессиональной культуры;

– отношения между обучающими и обучаемыми строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сотрудничества, сотворчества;

– позицию офицеров в учебном процессе определяют: отказ от жесткого авторитаризма, принуждения и принижения личности подчиненного; поиск педагогических технологий и методов природосообразной, личностно- ориентированной, здоровьесберегающей направленности;

– дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации модульных, проблемных, дискуссионных, рефлексивных занятий и т.д.;

– основой дидактической системы является идея целостности, то есть обучение обеспечивает развитие всех сфер личности военнослужащего: нравственной, интеллектуальной, волевой, физической, эмоциональной, психомоторной;

– все изучаемые предметы способствуют тому, чтобы в сознании военнослужащего формировался целостный образ своей роли в решении поставленных задач, в системе безопасности общества и государства;

– обучение носит эвристический характер, когда учебная ситуация отличается: образовательной напряженностью; конкретизацией задания на решение проблемы; обязательным решением проблемы; дружеской коллективной поддержкой получения позитивного результата; общей демонстрацией полученного результата; открытой индивидуальной и коллективной рефлексией получения результата и возможностей повышения эффективности;

– антропологизация и система развивающего обучения открывают возможность для проведения «военно-профессионального марафона», в котором каждый военнослужащий может продемонстрировать свои интересы, приобретенные знания, умения и навыки, проявить интеллектуальные способности, раскрыть свою многогранность.

Развитие инновационной направленности мышления в учебно-воспитательном процессе непосредственно связано с формированием его исследовательско-педагогической составляющей, а именно следующих способностей офицера Росгвардии:

– подходить с системных позиций к анализу учебно-воспитательных процессов и явлений;

– изучать тенденции изменяющихся педагогических процессов, выявлять противоречия развития;

– соотносить приемы, методы, формы, технологии с целями и задачами учебно-воспитательного процесса;

– использовать весь арсенал приемов мыслительной деятельности при изучении и проектировании учебно-воспитательного процесса, стараться отходить от шаблонов;

– опираться на теоретико-методологические положения, разработанные современной педагогической наукой;

– стремиться быть максимально объективным, справедливым и принципиальным при решении педагогических задач, устремленным на постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Эффективное инновационное развитие обучения военнослужащих войск национальной гвардии предполагает реализацию комплекса педагогических условий, а именно:

– обеспечение инновационно-педагогической направленности нормативной базы организации обучения;

– совершенствование инновационно-проектной деятельности офицеров частей в сфере обучения подчиненных;

– разработку технологии реализации инновационного проекта обучения военнослужащих.

Офицеры подразделений Росгвардии, осуществляя педагогическую деятельность, исходят, как правило, из желания сформировать долгосрочную, эффективную педагогическую систему, которая позволит военнослужащим добиваться высоких результатов в служебно- боевой и учебной сфере. Высокое качество и эффективность подготовки кадров Росгвардии сегодня невозможно представить без инновационных изменений в форме и содержании мышления офицерского корпуса, методов преподавания учебных дисциплин, воспитания. В этих условиях пробудить и поддерживать интерес подчиненных к учебно-боевой деятельности способен только офицер, отличающийся инновационным стилем мышления. ¦

Библиографический список:

1. Батоврина Е.В. Развитие креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки: Дис. … канд. социол. наук. М., 2007. 224 с.
2. Волкова В.В., Махнин В.Л., Емельянов А.П., Ермаков Ю.В., Поляков В.Т. Анализ методов интенсификации обучения и форм подготовки военных специалистов // Педагогика и просвещение. 2016. № 4. С. 400-412.
3. Горбачев С.В. Подготовка будущих офицеров к применению инноваций в служебной деятельности: Дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2008. 145 с.
4. Дмитриев И.Н. Педагогическая поддержка развития творческого подхода курсантов военных институтов внутренних войск МВД России к решению тактических задач: Дис. … канд. пед. наук. СПб, 2015. 189 с.
5. Жуковский С.И. Формирование профессиональной готовности офицерских кадров к творческому решению задач управленческой деятельности: Дис. … канд. психол. наук. М., 1998. 181 с.
6. Коротков Э.Н. Развитие творческого мышления офицеров в процессе обучения. М.: ВПА, 1988. 202 с.
7. Мануйлов В., Федоров И. Модели формирования готовности к инновационной деятельности // Высшее образование в России. 2004. № 7. С. 56-64.
8. Овсянникова О.Н. Психолого-педагогические условия развития креативных способностей у курсантов военного вуза (На материале изучения курса иностранного языка): Дис. … канд. пед. наук. Орел, 2005. 206 с.
9. Прудников Л. А., Климов Р.С. Потенциальные возможности управления профессиональной подготовкой операторов на основе оценки психофизиологического состояния // Современное образование. 2016. № 2. С. 52-64.
10. Шарухин А.П. Военная педагогика: Учебник. СПб: ПИТЕР, 2017. 576 с.
11. Шимко С.Ю. Развитие инноваций в обучении военнослужащих частей внутренних войск МВД России: Автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб, 2011. 22 с.
12. Шпудейко С.А., Богомолов А.В. Методологические основы организации немонотонных процессов обучения сложным видам деятельности на основе теории трансформационного обучения // Информационные технологии. 2006. № 3. С. 74-79.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (54) 2018

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 30

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code