К ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАФЕДРЫ

А.Н. Григорьев, доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, доцент

Информация, информационно- образовательная среда, кафедра, образовательная организация высшего образования, образование, портал.

Статья посвящена исследованию проблемы разработки информационной образовательной среды кафедры образовательной организации высшего образования. Автором анализируется опыт решения данной задачи на кафедре административно-правовых дисциплин и информационного обеспечения органов внутренних дел Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. Ключевым элементом системы информационно-образовательной среды кафедры является кафедральный интранет – портал – сайт кафедры, доступный только в рамках локальной сети образовательной организации. Он объединяет в себе ресурсы и функции, позволяющие научно- педагогическим работникам кафедры выполнять свою работу быстрее, проще и эффективнее, а также обеспечивает надежное хранение, структуризацию и оперативный доступ к необходимой в практической деятельности информации.

 

Несмотря на предпринимаемые государством усилия по противодействию современной преступности состояние дел в данной сфере вряд ли можно признать удовлетворительным. Хотя в январе-сентябре 2018 года и зарегистрировано на 3,9% преступлений меньше, чем за аналогичный период прошлого года, их абсолютное количество – 1490,9 тысячи – не может не вызывать беспокойства. При этом, по официальным статистическим данным МВД России, рост регистрируемых преступлений отмечен в 27 субъектах Российской Федерации, а ущерб от преступлений составил 419,6 млрд рублей, что на 33,4% больше аналогичного показателя прошлого года [1]. Как указал в своем выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России Президент Российской Федерации В.В. Путин, «почти половина преступлений – как и прежде – остаются нераскрытыми. Имеющийся у министерства потенциал используется далеко не в полном объеме, в том числе в таких чувствительных для общества сферах, как борьба с коррупцией, защита граждан, их собственности и бизнеса от преступных посягательств» [2].

В связи с этим вполне закономерным представляется то, что руководством страны и Министерства внутренних дел уделяется самое пристальное внимание повышению эффективности правоохранительной деятельности, готовности сотрудников органов внутренних дел обеспечить решение задач по охране правопорядка, усилению противодействия преступности и терроризму, обеспечению общественной безопасности, охраны прав и свобод граждан. Ключевая роль в решении данных задач принадлежит образовательным организациям МВД России, поскольку именно там проходит процесс становления будущих сотрудников органов внутренних дел не только как профессионалов, но и как личностей, обладающих широким кругозором и имеющих активную гражданскую позицию. В связи с этим, несмотря на то, что «в настоящее время система подготовки кадров МВД России является одной из самых крупных среди ведомств «силового» блока и продолжает устойчиво функционировать, наращивая свою эффективность» [3], нельзя не согласиться с мнением А.Ф. Караваева о том, что «перед образовательными учреждениями МВД России стоят очень важные задачи: улучшение качества преподавания, совершенствование организации и содержания учебно-воспитательной, научно-методической, научно-исследовательской работы курсантов и преподавателей … и изменения парадигмы профессионального образования. Поэтому в новой системе юридического образования важное значение должно придаваться совершенствованию учебного процесса в вузе, поиску новых форм, средств и методов его оптимизации, которые смогли бы улучшить процесс профессионального становления курсанта – будущего специалиста» [4].

Достижение указанных целей предопределяет необходимость реализации целого комплекса мер психолого-педагогического, организационно-управленческого, научно-методического, социально-экономического, информационно-педагогического, кадрового и правового характера. Однако, как представляется, одним из важнейших условий успешной перестройки образовательного процесса в ведомственных образовательных организациях является создание гибкой, высокотехнологичной информационно-образовательной среды как «совокупности условий осуществления процесса профессиональной подготовки, обеспечивающих реализацию субъектами подготовки своих потребностей и возможностей по отношению к информации о предметной области и направленных на приобретение обучающимися знаний, навыков и умений, формирование и развитие профессионально значимых личностных качеств специалиста органов внутренних дел» [5, с. 152]. «Тенденции развития высшей школы актуализируют необходимость эффективного применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах образования, – отмечает Н.Б. Стрекалова. – Интеграция России в мировое образовательное пространство, усиление глобализационных процессов и задача обеспечения качественным образованием всех желающих выводит информатизацию высшей школы на новый проблемный уровень – объединения разрозненных ИКТ в единую информационно-образовательную среду» [6].

Решение данной задачи подразумевает:

– создание соответствующей информационной инфраструктуры и разработку единой платформы для доступа к образовательной, организационно-управленческой и иной информации, необходимой для организации и управления образовательным процессом;

– разработку информационных образовательных ресурсов и их последующее размещение в информационно-образовательной среде.

При этом достаточно дискуссионным представляется вопрос о том, на каком уровне должна создаваться информационно-образовательная среда. Идет ли речь о создании единой информационной системы исключительно на уровне образовательной организации? Или же оправдано говорить о создании специализированных информационных систем в структурных подразделениях, прежде всего – кафедрах, с возможностью их дальнейшей интеграции в общевузовское информационное пространство? Первый из отмеченных подходов предполагает централизацию информационных процессов за счет создания единой аппаратно-программной платформы доступа к информационным ресурсам образовательной организации, второй – создание специализированного информационного пространства кафедры, способного обеспечить поддержку образовательного процесса на уровне подразделения и обеспечивающего взаимодействие с информационно-образовательной средой вуза. С учетом снижающегося уровня финансирования образовательных организаций МВД России, особенно в части приобретения современного аппаратного и программного обеспечения, наиболее оправданным представляется второй подход к созданию информационно-образовательной среды образовательной организации, поскольку он позволяет в максимальной степени задействовать имеющиеся материально-технические возможности и существующие разработки в данной сфере.

Рис. 1.
Информационная инфраструктура кафедры.

Здесь хотелось бы поделиться теми наработками, которые реализованы на кафедре административно-правовых дисциплин и информационного обеспечения органов внутренних дел Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. Как представляется, информационно-образовательная среда кафедры должна обеспечивать решение двух основных задач:

1) информационное обеспечение профессиональной деятельности научно-педагогических работников кафедры;

2) предоставление специализированных инструментов разработки учебно-методического обеспечения преподаваемых на кафедре дисциплин, организации доступа к нему обучающихся.

С точки зрения решения первой задачи информационно-образовательная среда должна обеспечивать доступ научно-педагогических работников к информации по всем направлениям деятельности кафедры, организацию обмена информацией между сотрудниками и работниками кафедры в рамках повседневной практической деятельности.

Решение второй задачи предполагает предоставление научно- педагогическим работникам кафедры специализированных инструментов для разработки учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин и организации контроля качества обучения. В свою очередь, обучающиеся могут использовать возможности информационно-образовательной среды кафедры для получения всей необходимой информации по преподаваемым на кафедре дисциплинам.

Исходя из поставленных задач была разработана и реализована представленная на рисунке 1 схема информационной инфраструктуры кафедры.

Центральными элементами этой инфраструктуры являются:
– сетевое хранилище данных;
– интранет-портал кафедры.

Сетевое хранилище (NAS – Network Attached Storage) – это система хранения больших объемов информации с самостоятельными программным обеспечением, средствами хранения (накопителями) и средствами коммуникации, оформленное в виде отдельного блока. По сути, сетевое хранилище представляет собой небольшой сервер, работающий под управлением внутренней операционной системы и обеспечивающий организацию записи, хранения и выдачи информации. В качестве такового нами была выбрана модель «D-link DNS-325», которая позволяет подключить два жестких диска емкостью до 2 Тб каждый, обеспечив доступ к ним пользователей по сети. На компьютере NAS видится как отдельный диск. В данном сетевом хранилище находится вся документация кафедры, в том числе и учебно-методическое обеспечение преподаваемых дисциплин.

В качестве несомненного преимущества выбранного решения следует отметить возможность установки в сетевое хранилище не одного, а двух жестких дисков, что позволяет обеспечить их зеркалирование – параллельную запись данных не на один, а на оба диска, что существенно повышает надежность хранения информации. Кроме того, следует отметить и то, что средства внутренней операционной системы сетевого хранилища позволяют обеспечить управление доступом пользователей к хранящейся в нем информации. Система позволяет заводить учетные записи различных пользователей, аутентификация которых осуществляется по паролю, назначать им права доступа к существующим директориям, устанавливать квоты на используемое дисковое пространство и т.д. Это представляется крайне важным, поскольку доступ к сетевому хранилищу осуществляется через локальную сеть образовательной организации.

Однако ключевым элементом системы информационно-образовательной среды кафедры является кафедральный интранет-портал – сайт кафедры, доступный только в рамках локальной сети образовательной организации. Он объединяет в себе ресурсы и функции, позволяющие научно-педагогическим работникам кафедры выполнять свою работу быстрее, проще и эффективнее, а также обеспечивает надежное хранение, структуризацию и оперативный доступ к необходимой в практической деятельности информации. Теоретически создание подобно рода портала возможно собственными силами и средствами, что, впрочем, с практической точки зрения представляется весьма и весьма проблематичным, поскольку требует обстоятельных знаний в области информационных технологий и программирования. Специалистов с таким уровнем подготовки в юридических вузах МВД России не так уж и много. Наиболее обоснованным и целесообразным решение данной задачи нам видится путем использования готовых программных решений, открытых для их последующей адаптации к организационно-штатной структуре кафедры и особенностям информационных потоков в рамках подразделения.

В связи с этим в качестве технологической основы разработки кафедрального интранет- портала была выбрана платформа «Microsoft SharePoint», которая широко используется для организации работы с корпоративной информацией в большинстве отечественных компаний, в том числе и в сфере профессионального образования. К несомненным достоинствам такого решения следует отнести прежде всего легкость и простоту управления порталом. Безусловно, эти характеристики являются в определенной степени относительными, поскольку предполагают наличие некоторого начального уровня знаний в области развертывания и администрирования подобного рода систем. Вместе с тем заложенные в «Microsoft SharePoint» подходы позволяют избежать необходимости постоянного обращения к специалистам информационно-технических подразделений за помощью и консультациями. Кроме того, платформа «Microsoft SharePoint» глубоко интегрирована в широко используемую в практической деятельности среду «MS Office». Ну и наконец – базовое решение «Microsoft SharePoint Foundation», которое может быть использовано в качестве основы для создания информационного портала кафедры, является бесплатным.

Что позволяет делать портал? Это ведение строевой записки по кафедре, контроль за расписанием учебных занятий, ведение журналов регистрации письменных работ по кафедре, замены преподавателей, обеспечение доступа к выполненным на кафедре научным исследованиям, учебно-методическому обеспечению преподаваемых дисциплин с любого компьютера, подключенного к локальной сети организации, и многое другое. Кроме того, как уже отмечалось, одной из важнейших задач, решение которой призвана обеспечить современная информационно-образовательная среда, является организации контроля качества обучения. В этих целях в компьютерных классах, закрепленных за кафедрой, развернуто программное обеспечение для контроля и проверки знаний «SunRav TestOfficePro», которое позволяет создавать тесты разного уровня сложности и направленности, эффективно проводить тестирование обучающихся.

Подводя итог, отметим, что описанный подход ни в коей мере не претендует на универсальность. Вместе с тем не вызывает сомнений, что его реализация позволяет успешно решать стоящие перед кафедрой задачи по различным направлениям деятельности при минимальных затратах на необходимое аппаратное, программное обеспечение и инфраструктуру.

Библиографический список:

1. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-сентябрь 2018 года // Сайт МВД России // URL: https:// мвд.рф/reports/item/14696015/.
2. Расширенное заседание коллегии МВД России. Владимир Путин принял участие в расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации // Сайт Президента России // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/54014.
3. Кубышко В. От курсов – к университетам // Официальный сайт Объединенной редакции МВД России // URL: http://ormvd.ru/interview/ot-kursov-k-universitetam/.
4. Караваев А.Ф. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов – сотрудников органов внутренних дел: Метод. пос. М.: ЦОКР МВД России, 2005.
5. Григорьев А.Н., Фадеева В.В. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образовательного процесса в вузе // Известия БГАРФ: психолого- педагогические науки (теория и методика проф. образования). 2012. № 3 (21). С. 151-160.
6. Стрекалова Н.Б. Стратегии развития информационно-образовательных сред // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 1 (2). С. 247-250.

Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 4 (54)

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code