МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ В XXI в.

Ю.И.Михайлов

Аннотация. Целью настоящей статьи является освещение вопросов применения силы в международном праве. Объектом статьи являются международно-правовые отношения, связанные с применением силы в современном международном праве, а предметом статьи особенности правового регулирования, включая систему международно-правовых норм, определяющих юридические основания применения силы в международном праве.

Ключевые слова: сила, угроза, конфликт, право, применение.

 

Применение силы в XXI в., прежде всего военной, при наличии у пяти ядерных государств (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) смертоносного оружия массового поражения, признанных международным правом и еще у нескольких государств (например: Индия, Пакистан, КНДР, Израиль), имеющих ядерное оружие, которые не признаны международным правом ядерными державами, и имеющих средства его доставки в любую точку нашей планеты, является особо важным вопросом, затрагивающим мир и международную безопасность и саму основу существования цивилизации на земле.

Незабытые человечеством ужасы Второй мировой войны и фактически продолжающиеся непрерывно вооруженные конфликты в настоящее время в различных регионах нашей планеты заставляют ответственное международное сообщество принимать необходимые меры, чтобы вовремя пресекать агрессивные действия и ликвидировать возникающие очаги войны. Хотя успешными и эффективными такие меры назвать сегодня трудно (в качестве примера можно привести действия России по принуждению к миру Грузии в 2008 г., вторым примером являются действия России с 2015 г. и по настоящее время в Сирийской Арабской Республике по борьбе с международным терроризмом).

Созданный международным сообществом после Второй мировой войны в рамках ООН механизм позволил приобрести значительный опыт по пресечению агрессии в рамках ст. 42 Устава ООН, по применению санкций против государств-правонарушителей в рамках ст. 41 Устава ООН, по осуществлению миротворческих функций по поддержанию мира в горячих точках в рамках ст. 40, 43.

Но, в связи с распадом СССР и социалистической системы, прекращением существования Организации Варшавского Договора, ослаблением роли России, как одной из ядерных держав в 90-е гг. и в начале 2000 гг., укреплением и расширением военного блока НАТО, США и возглавляемый ими НАТО, почувствовав себя победителями в холодной войне, все чаще стали применять военную силу, грубо нарушать и попирать международное право и не оглядываясь на Совет Безопасности ООН, который только один в международном праве наделен полномочиями определять нарушения, угрожающие миру и принимать решения по принятию мер к поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (ст. 39 Устава ООН). Можно привести несколько конкретных примеров, когда США нарушали международное право и наносили ракетно-бомбовые удары по Ливии и Ираку, Судану и Афганистану в 1996-1999 гг. В марте 1999 г. натовские силы под руководством США развязали наглую агрессию против Югославии, подвергнув ее массированной бомбардировке.

Наиболее свежим примером грубого нарушения международного права являются ракетные удары по объектам в Сирии, нанесенные США, Великобританией и Францией 14 апреля 2018 г.

Международному сообществу в настоящее время хорошо известно, что на страже запрещения применения силы в международном праве лежит основополагающий императивный принцип неприменения силы или угрозы силой, закрепленный в Уставе ООН, в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права 1970 г. и в Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

Вопросы, связанные с предотвращением войны между государствами, с предотвращением войны внутри одного государства (ликвидации угрозы гражданской войны, военного мятежа, направленных на разрушение государства), а также вопросы защиты миротворческих сил ООН далеко не праздные, потому что они напрямую связаны с ликвидацией блоковых концепций обеспечения мира и безопасности и что ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических и других целей, так как международная безопасность неделима.

Мы знаем, что в настоящее время международное право регулирует применение силы следующим образом: с одной стороны, категорически запрещает применение силы или угрозу силой, а с другой стороны, разрешает применять силу и обращаться к войне для пресечения агрессии в рамках ст. 42 Устава ООН, при проведении миротворческих операций по поддержанию мира в горячих точках в рамках ст. 40, 43 Устава ООН, по принуждению к миру.

Впервые запрещение силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях было закреплено в Гаагских конвенциях 18991907 гг. В последующем ограничения возможности обращаться к войне, как средству разрешения конфликта, были закреплены в Статуте Лиги Наций (в преамбуле, ст. 10, 12, 13 и 15). Также в рамках Лиги Наций были подготовлены и иные документы, такие как: проект Договора о взаимной помощи 1923 г., Женевский протокол о мирном урегулировании международных конфликтов 1924 г. (оба документа в силу не вступили), Декларация об агрессивных войнах 1927 г.

Впервые запретившим войну был Парижский Договор 1928 г., который вступил в силу 24 июля 1929 г. и СССР присоединился к договору первым из всех участников, ратифицировав его 6 сентября 1928 г.

Но подписанный Парижский Договор не устранил войны между государствами. Яркими подтверждениями этих нарушений являются следующие случаи применения военной силы: 1927-1929 гг. Японская интервенция в Китай; 1937 г. начало войны между Японией и Китаем; 1935- 1936 гг. Нападение Италии на Эфиопию с применением отравляющих веществ; 1936-1939 гг. Гражданская война в Испании с вооруженным вмешательством в нее Германии, Италии, СССР и других стран; 1938 г. Германское вторжение в Австрию и аннексия Австрии; 1939 г. Германская аннексия Чехословакии; 1939 г. Германское вторжение в Польшу 1 сентября, начало Второй мировой войны; 1939 г. 17 сентября. Советское вторжение в Польшу; 1939 г. 30 ноября нападение СССР на Финляндию. Лишь после Второй мировой войны, которая унесла миллионы человеческих жизней и оставила в памяти людей огромные раны ужасов войны, и только после подписания Устава ООН было придано «второе дыхание» запрещению обращения к силе и была создана более совершенная система коллективной безопасности, которая и действует по настоящее время. Хотя в настоящее время мы также можем привести примеры грубых нарушений норм международного права США и возглавляемым ими блоком НАТО в Ливии, Ираке, Сирии, Афганистане и др.

Международное сообщество в настоящее время располагает достаточно большой правовой базой, регламентирующей применение силы для разрешения конфликтов между государствами, и могло бы полностью исключить войну из жизни человечества, но, как мы видим, это не происходит, и конфликты возникают, и парадоксально, что такие конфликты возникают при прямой поддержке и участии тех государств, которые бы должны пресекать такие действия и способствовать мирному разрешению конфликтов и споров без применения силы. Очень важно, что создание универсальной системы коллективной безопасности в рамках ООН позволило избежать лобового столкновения между ядерными державами, прежде всего США и СССР, сегодня между Россией и США, которые могут взаимно уничтожить не только себя, но и все человечество на нашей планете, и только благодаря паритету в вооружениях и страху перед наступлением катастрофы это не произошло и будем надеяться не произойдет никогда.

Международное сообщество в настоящее время уделяет значительно большее внимание практике проведения операций по поддержанию мира в «горячих точках». После Второй мировой войны и по настоящее время ООН проведено большое количество операций по разъединению конфликтующих сторон, контролю исполнения соглашений о прекращении огня, наблюдению за выполнением обязательств по передвижению войск конфликтующими сторонами, поддержанием правопорядка в контролируемых районах и зонах, оказанию гуманитарной помощи населению.

Очень сложным и проблемным в настоящее время стоит вопрос о возможности применения силы в случаях, когда в пределах одного государства происходят военные конфликты против центрального правительства (как, например: в Южной Осетии в 2008 г., в Косово (в Югославии), в Украине (Донбасс и Луганск 2014 г. по н.в.), выступления курдов на территории Турции, Ирака 2017 г. В таких случаях споры должны разрешаться прежде всего самими центральными правительствами без внешнего вмешательства во внутренние дела со стороны других государств, а международное сообщество должно действовать в соответствии с Уставом ООН и уставами региональных межправительственных организаций, опираясь на принцип разрешения конфликтов только мирными средствами.

Таким образом, действующее международное право, с одной стороны, категорически запрещает применение силы или угрозу силой, и это закреплено в Уставе ООН, а с другой стороны, разрешает применять силу и обращаться к войне для пресечения агрессии в рамках ст. 42 Устава ООН, при проведении миротворческих операций по поддержанию мира в горячих точках в рамках ст. 40, 43 Устава ООН, по принуждению к миру, право на самооборону в рамках ст. 51 Устава ООН, что и является международно-правовыми основаниями применения силы в международном праве в XXI в.

При этом единственным средством реализации внешнеполитических интересов для России сегодня является наращивание собственной мощи, посредством которой Россия готова обеспечивать баланс сил, который позволит решать все международные проблемы для поддержания мира и международной стабильности.

Библиографический список

1. Международное право в документах. – М.: Инфра-М., 1997.
2. Устав Организации Объединенных Наций // Действующее международное право. В 3-х т. / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. – М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1999. Т. 1.
3. Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. 1975.
4. Международное право: ведение военных действий (Сборник Гаагских конвенций и иных соглашений). – М.: МККК, 1999.

5. Женевские конвенции от 12 августа 1999 г. и дополнительные протоколы к ним. – М.: МККК, 1997.
6. Правовые основы применения вооруженных сил в XXI в. Международная конференция, посвященная столетию первой Гаагской конференции мира 1899 г. – М.: МККК, 1999.

7. Мелков Г.М. Международно-правовые вопросы применения силы в международном праве // Российский ежегодник международного права. – СПб., 1999.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 2 (65) 2018

Просмотров: 22

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code