ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В ЦАРСКОЙ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX вв.

У.А.Латыпов

Аннотация. В статье представлен историко-правовой анализ формирования правоотношений в сфере недропользования в царской России второй половины XIX – начала XX вв. Показана специфика российского законодательства, регулировавшего названную сферу деятельности. Раскрыты объект, предмет, условия, участники правоотношений в сфере недропользования, показано содержание материальной, процессуальной и охранительной форм правоотношений. Определены способы, посредством которых осуществлялось правовое регулирование разработки недр. Доказано, что государственное регулирование разработки недр в Российской империи в обозначенный период осуществлялось в рамках законодательства, устанавливавшего отношения недропользования, а именно Устава Горного Российской империи, регламентировавшего освоение рудных, угольных и нефтяных месторождений.

Ключевые слова: недра, недропользование, правомочия, правоотношения, материальные, процессуальные и охранительные формы правоотношений, способы регулирования, дозволения, обязывания, запрещения, дозволительно-обязывающий способ, Устав Горный.

 

Государственно-правовое регулирование сферы топливно- энергетических и минерально-сырьевых ресурсов в России в обозначенный период осуществлялось в рамках нарождающегося капиталистического уклада при соблюдении приоритета государственной собственности на недра.

Объектом правоотношений недропользования являлись ресурсы, находящиеся в недрах, на которые воздействовал человек в процессе своей экономической деятельности. В качестве субъектов права недропользования выступали лица, обладавшие правом собственности на недра, и лица, реализующие права в качестве пользователей недр.

Непосредственно участниками правоотношений недропользования являлись публично-правовые образования и властные институты, представляющие их интересы в пределах своей компетенции, физические и юридические лица, осуществлявшие разработку и переработку добытых из недр ресурсов.

В Российской империи второй половины XIX – начала XX вв. правоотношения в области недропользования возникали: а) на стадии учреждения и создания объектов недропользования; б) в процессе добычи и переработки ресурсов из недр; в) в процессе обеспечения безопасности труда на объектах, занимавшихся разработкой недр; г) в процессе сбыта сырья, добытого из недр; д) в результате прекращения деятельности объектов недропользования и других случаях.

В обозначенную эпоху правоотношения недропользования имели выражение в материальной, процессуальной и охранительной формах. В частности материальные правоотношения устанавливали субъективные права и юридические обязанности, принадлежавшие недропользователю в ходе разработки и эксплуатации недр. Процессуальные правоотношения регулировали порядок приобретения и прекращения прав на недра и государственный контроль над их использованием. Охранительные правоотношения складывались в процессе возникновения нарушений законодательства о недропользовании, обеспечивали пресечение правонарушения и привлечения виновных к юридической ответственности.

Особенность правоотношений в исследуемый период состояла в том, что государство, и в частности самодержец, в его лице, имел право вмешиваться в сферу недропользования посредством сочетания нескольких способов регулирования – дозволений, либо обязываний с запрещениями.

Общедозволительный способ правового регулирования основывался на принципах дозволения в сочетании с установленными законодательными запретами. Он стимулировал деятельность автономных, равноправных субъектов кампаний и частных лиц, занимавшихся разработкой недр, разрешая им совершать действия, не попавшие в разряд запрещенных. Он максимально раздвигал границы свободы субъекта, позволяя ему выбирать средства и способы достижения поставленных целей. Данный тип правового регулирования не сдерживал инициативы лиц, осуществлявших разработку недр, что вписывалось в задачи развития недропользования на рубеже XIX и XX вв.

Разрешительный способ правового регулирования недропользования основывался на запрете разработки недр без особого на то дозволения. В условиях самодержавной России данный тип регулирования отношений не противоречил общей правовой стратегии государства.

Помимо названных способов правового регулирования, можно выделить еще один дозволительно-обязывающий. Его разработал А.Ф. Черданцев. Данный способ правового регулирования определял позитивную обязанность субъекта, наделенного правами в объеме необходимом для исполнения соответствующих обязанностей. В авторской редакции он сформулирован так: «дозволено только то, что предписано законом» . Право ограничивало вмешательство государственной власти в деятельность субъектов посредством установления запретов при помощи специальных юридических механизмов, обеспечивающих реализацию дозволений, предотвращение злоупотреблений правом и возможных в силу этого посягательств на права и свободы других лиц .

Можно констатировать, что границы правомерности дозволений определяли запреты, которые вносили в общедозволительное регулирование императивно-властные средства. В данном случае ограничитель свободы в использовании прав выражался: а) в запрете на реализацию права с намерением причинить вред другому лицу; б) в запрете на злоупотребление правом в других формах; в) в запрете осуществлять свои права разумности, добросовестности, предъявляемых к лицу.

Еще одной особенностью правоотношений в области недропользования можно считать то, что во второй половине XIX в. разработка топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов находилась в юрисдикции общеадминистративного регулирования, которое в начале XX в. начало формироваться в самостоятельное фабрично- заводское право.

Царская политика в сфере недропользования была направлена на решение главной задачи – развития топливно-энергетических и минерально-сырьевых месторождений. Правительство стимулировало открытие новых и разработку уже действовавших объектов частными лицами посредством выдачи субсидий, ограничения влияния иностранных конкурентов, создание льготного налогового режима . Следующей задачей самодержавной администрации была коррекция управленческой инфраструктуры и финансово-налоговой политики в этой области.

Государственное регулирование разработки недр Российской империи второй половины XIX – начала XX в. осуществлялось в рамках законодательства, устанавливавшего отношения недропользования.

До 1893 г. оно включало два закона: Устав Горный, регламентировавший освоение рудных, угольных и нефтяных месторождений; Устав о соли, определяющий условия и процедуру освоения месторождений поваренной и каменной соли, квасцов и других ресурсов. Редакции названных актов осуществлялись на протяжении XIX в. в 1842, 1857 и 1893 гг.

Устав Горный 1893 г. являлся основным законодательным актом, регламентировавшим порядок учреждения горного управления, состоял из введения, четырех книг и приложений.

В первом разделе первой книги определялись права и обязанности министра по ведомству частных горных заводов и промыслов, по ведомству казенных горных заводов, раскрывались особенности управления месторождениями солей и минералов, представлялась структура и состав горного управления, права и обязанности его должностных лиц, структура и состав заводского управления, устанавливались функции, порядок найма, увольнения, ответственность за нарушение горного законодательства и должностные преступления чиновников и рабочих.

Документ также содержал положения о правах и обязанностях смотрителей казенных соляных промыслов, приставов и вахтеров казенных соляных магазинов и складов, определял программу подготовки в учебных заведениях горного ведомства и структуру коллегий для «производства испытаний в знании горного искусства», раскрывал особенности службы горных инженеров, регламентировал обязанности полиции по надзору за благоустройством и порядком на горных промыслах и заводах .

Второй раздел первой книги посвящался частной горной промышленности: горным промыслам; золотопромышленности, платиновым промыслам; нефтяным промыслам; соляному промыслу. Регламентировал наем рабочих на частные горные заводы и промыслы, порядок производства горнопромышленниками подземных работ, содержание частных складов, порядок хранения и использования взрывчатых веществ для нужд горнозаводской и соляной промышленности, устанавливал систему и порядок платы за добычу ископаемых.

В третьем разделе первой книги регламентировалась деятельность казенных предприятий, осуществлявших горный промысел, определялся порядок производства соляных операций в Восточной Сибири и Приамурском крае, устанавливались условия найма и увольнения должностных лиц Управления горной и соляной частями, определялись права, обязанности и ответственность должностных лиц Управления горной и соляной частями, регламентировался порядок рассмотрения дел технической и хозяйственной частями.

Вторая книга посвящалась горному промыслу Войска Донского. В ней, как и в первой книге, регламентировались порядок найма и увольнения, права, обязанности и ответственность должностных лиц Управления горной и соляной частями Войска Донского.

В третьей книге определялось положение горных заводов и промыслов ведомства Министерства Императорского Двора. Регламентировались порядок управления, структура и функции Управления Алтайского горного округа, права и обязанности должностных лиц, условия найма, увольнения, служебные привилегии.

Четвертая книга устанавливала правила о наказаниях и взысканиях за нарушения горных постановлений, порядок производства дел по этим нарушениям, правила о выдаче пособий на воспитание детей по горному ведомству. Определялся порядок строительства жилых объектов горнопромышленниками Царства Польского в пограничной зоне с Пруссией и Австрией.

Регламентировался янтарный промысел, разработка цветных камней на Урале, добыча золота, торфа, каменного угля на острове Сахалин. Определялись правила выдачи ссуд из Иркутского, Енисейского и Томского отделений Государственного Банка под разработку золота. Устанавливались правила вознаграждения за сопровождение караванов с золотом из Иркутска, Томска и Екатеринбурга в Санкт-Петербург.

Данный документ по определению современников был неудобен в обращении, он включал 2000 страниц текста, при этом сам закон составлял всего лишь пятую часть от объема. Названный закон переиздавался вплоть до 1914 г., и в каждом новом издании в него добавлялись постановления, нормативные акты и инструкции правительства по вопросам горного производства, что вызывало определенную критику. Тем не менее это был первый целостный закон, направленный на регламентацию отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности.

Подводя итог, можно сделать выводы. Первое, правоотношения, складывавшиеся в горнодобывающих отраслях царской России, определялись волей самодержца, который имел право вмешиваться в сферу недропользования посредством сочетания нескольких способов регулирования – дозволений, обязываний и запретов. Второе, горнодобывающая промышленность в исследуемый период представляла в правовом отношении наиболее упорядоченную отрасль экономики. В этой связи можно согласиться с мнением Н.В. Ковалева, считавшего, что истоки промышленного права можно искать именно в горной отрасли, которая начала развиваться как промышленная отрасль раньше других . Третье, нормативно-правовые акты, регламентировавшие деятельность физических и юридических лиц в области разработки горных промыслов, имели адресную территориальную привязку, исходя из местонахождения месторождения, что существенно отличало их от иных правовых регуляторов. Четвертое, Устав Горный Свода Законов Российской империи представлял собой документ, обеспечивающий специфическую юридическую связь на всей территории России.

Библиографический список

1. Жимиров В.Н. Юридический функционализм: Теоретико- методологический анализ: Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. – СПб., 2005.
2. Ковалева Н.В.. Правовое регулирование промышленного производства Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв.: Монография. 2-е изд., испр. и доп. – Кострома: Изд-во Костромского госуд. технолог. ун-та, 2008 (труды ученых юридического института КГТУ).
3. Свод законов Российской империи. Т. 7. Уставы монетный, горный и о соли. – М.: Книга по требованию, 2012.
4. Фоков А.П. Становление и развитие собственности в России. История государства и права. 2003. № 6.
5. Черданцев А.Ф. Правовое регулирование и конкретизация права // Применение советского права. Сборник ученых трудов. – Свердловск: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1974. Вып. 30.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 2 (65) 2018

Просмотров: 13

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code