ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Е. В. Кондрашова, кандидат технических наук
О. Ю. Фалилеева, кандидат технических наук
В. А. Пинюгина

Бурятия — регион, расположенный на перекрёстке транспортных путей, здесь в одно целое сплетаются культуры Азии и Европы. Освоение Бурятии началось с приходом на её территорию в XVII в. русских казаков. В России сохранению и популяризации культуры казачества в настоящий момент уделяется значительное внимание, функционирует множество проектов, в том числе и туристских, посвященных забайкальскому казачеству. Селенгинский район Бурятии граничит с Монголией, является историческим местом службы и проживания забайкальских казаков. В статье приведён опыт организации визитно-информационных центров и предпосылки разработки проекта специализированного туристского визитно-информационного центра в Селенгинском районе Бурятии.

Ключевые слова: туризм, визитно-информационный центр, туристские ресурсы, развитие туризма, забайкальское казачество.

 

Концепция социально-экономического развития России рассматривает туризм как существенную составляющую инновационного развития страны. В соответствии с Федеральным законом «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» туристские ресурсы — это природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие в себя объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил. Практически все регионы России являются обладателями уникальных природных, историко-культурных, рекреационных и инфраструктурных ресурсов. Однако некоторые из них обладают более высокой привлекательностью для потенциального туриста по сравнению с другими, формируются на туристской территории в силу уникальных природных, социально-экономических, демографических и прочих условий. Такие туристские ресурсы следует отнести к стратегическим, поскольку именно они отличают туристские территории друг от друга, формируют стратегическую конкурентоспособность и доходы туристской территории.

Эксперты в области туризма отмечают на территории России «недостаточно комфортную туристскую информационную среду», что ограничивает возможности реализации туристского потенциала регионов [15]. В связи с этим возрастает роль таких объектов туристской инфраструктуры, как визит- но-информационные центры (ВИЦ). В настоящее время в России функционирует более 120 ВИЦ, в это число входят и ВИЦ Бурятии.

Республика Бурятия расположена центре Евроазиатского континента, в месте стечения культур Востока и Запада. Коренным населением республики, а также русскими, старообрядцами и казаками был сформирован самобытный культурный ландшафт региона. В этом аспекте Республика Бурятия (РБ) обладает значительным потенциалом для многих видов туризма, что обусловливает необходимость организации деятельности ВИЦ, в частности, организованных в местах наиболее сохранных, доступных и аттрактивных ресурсов, какими являются исторически сложившиеся территории проживания и служения забайкальских казаков [11; 14].

По экспертной оценке, в 2016 г. Бурятию посетило около 1,06 млн туристов. Объём платных услуг, оказанных туристам, превысил 2,5 млрд р. [6]. В связи с этим регион вошёл в топ-15 субъектов Российской Федерации по популярности у туристов. Помимо этого, Бурятия входит в первую десятку регионов страны по темпам роста туризма [4]. Чаще всего республику посещают российские и иностранные туристы из Монголии, Китая и Германии. В рамках федеральной целевой программы (финансирование в размере 2 962,2 млн р.) с 2012 г. на территории Бурятии, на границе с Монголией, создаётся автотуристский кластер «Кяхта», набирающий всё большую популярность после введения безвизового режима; ведётся работа по созданию кластера «На великом Чайном пути» в Селенгинском районе.

Освоение Бурятии началось с приходом на её территорию в XVII в. русских казаков. В 1665 г. служилыми людьми Баргузинского острога во главе с казачьим пятидесятником Гаврилом Ловцовым и десятником Осипом Васильевым поставлен Селенгинский острог. Длительное совместное проживание казаков с коренным населением Восточной Сибири, а также непосредственное вхождение бурят и эвенков в состав казачьих войск наложили отпечаток на хозяйственную и духовную жизнь региона, сформировался специфический культурный ландшафт.

На сегодняшний день популяризация культуры казачества активно поддерживается на федеральном уровне. В сентябре 2012 г. была утверждена Стратегия развития российского казачества до 2020 г. План реализации данной стратегии вклю – чает развитие внутреннего туризма, направленного на приобщение к культурным и духовным ценностям российского казачества, а также создание в субъектах Российской Федерации объектов казачьего агротуризма. В целях обеспечения благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации осуществляют поддержку развития туристской отрасли.

В 2014 г. постановлением Правительства РФ была утверждена государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы», предусматривающая подпрограмму «Туризм», а также федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)». Одной из задач данной программы является «продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках». Для решения этой задачи необходимо развёртывание информационно-пропагандистских кампаний, создание сетей информационных центров. Отметим, что, как правило, федеральные целевые программы являются основным финансовым приёмом поддержки деятельности. Постановлением Правительства Республики Бурятия в 2009 г. был утверждён порядок предоставления субъектам малого предпринимательства в сфере туризма субсидий на возмещение части затрат за счёт средств республиканского бюджета. Цель — «создание условий для стимулирования деятельности организаций туристской отрасли», а также «содействие в разработке, формировании и продвижении конкурентоспособного туристского продукта» [7].

Фонд поддержки и развития малого предпринимательства финансирует множество проектов, имеющих экономическое и социальное значение для района. Одним из проектов является конкурс «Лучший проект начинающего предпринимателя», который проводится ежегодно на протяжении нескольких лет.

Предприниматели, победившие в конкурсе, получают грант в размере до 300 тыс. р. на реализацию проекта. На средства Фонда запущен проект «Усадьба семейских» в с. Ягодное Селенгинского района. Посетители усадьбы могут ознакомиться с бытом, культурой и кухней старообрядцев, а также купить домашние разносолы. Открыта «Украинская кухня» в с. Поворот. Организована мастерская путешествий «От Селенги до Сены», которая организует сплавы на плотах по р. Селенга и путешествия по оз. Гусиное. Также Фонд выступает в качестве спонсора районных мероприятий (44 364 тыс. р.) [1].

Комитетом по планированию, экономическому развитию и туризму администрации Селенгинского района была разработана программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в муниципальном образовании “Селенгинский район” на 20162018 гг. и на плановый период 2019-2020 гг.». Цель программы — повышение конкурентоспособности туристского рынка Селенгинского района и создание условий для ускоренного развития туризма посредством расширения спектра и повышения качества услуг, оказываемых российским и иностранным туристам. Одним из программных мероприятий является развитие и поддержка базы визитного центра путём содействия Фонда поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Селенгинского района. Общий объём финансирования программы (по прогнозам) составляет 2 218,89 млн р. [10].

Селенгинский район, именуемый «колыбелью забайкальского казачества», занимает особое место среди районов Бурятии, являясь интересным для создания ВИЦ в силу ряда предпосылок.

1. Туристский поток в Селенгинском районе в 2015 г. превысил 86 тыс. чел., тогда как в 2007 г. этот показатель был в 10 раз меньше [5]. По данным администрации Селенгинского района, в последние годы фиксируется устойчивая тенденция роста посещаемости района туристами. Поскольку район находится в непосредственной близости с Монголией, то становится возможным увеличение въездного туристского потока со стороны Монголии, что будет положительно сказываться на туризме в Селенгинском районе. С 28 по 29 апреля 2017 г. Селенгинский район принимал участие в XIV Межрегиональной туристской выставке-ярмарке «Туризм и отдых в Бурятии—2017». По итогам ярмарки Селенгинский район стал лучшим в номинации «Лидер по увеличению туристского потока в муниципальном образовании» [9]. Однако учреждений, специализирующихся на информационной поддержке туризма, в районе пока нет.

2. Но при этом в районе есть сохранные, доступные и аттрактивные природные и историко- культурные туристские ресурсы для организации этнографического, религиозного, военно-патриотического, исторического, активного, научного и других видов туризма. Например, при поддержке главы, правительства, Народного хурала Республики Буратии и глав районов с 2009 г. ежегодно в летний период проводится фестиваль казачьей культуры «Единение». Число участников фестиваля год от года растёт: в 2009 г. — 500 чел., в 2016 г. — уже 2 тыс. чел. География участников охватывает Республику Бурятию, Иркутскую, Сахалинскую, Московскую области, Забайкальский и Хабаровский края.

3. Село Новоселенгинск располагается вблизи федеральной автотрассы А340 «Улан-Удэ — Кяхта». Магистраль является самым северным элементом азиатского маршрута AH3 — международного транспортного коридора «Россия — Монголия — Китай». По ней можно добраться до г. Сухэ-Батор и Улан-Батор и далее по ходу азиатского маршрута АН3 — до Внутренней Монголии и восточных провинций Китая.

4. Районный центр Новоселенгинск является ключевой точкой на маршрутах по Селенгинскому району. Территория представляет особую ценность с исторической точки зрения, так как Селенгинский острог (позднее — г. Селенгинск, в настоящее время — с. Новоселенгинск)—одно из первых поселений, освоенное казаками в Забайкалье. Здесь сосредоточен ряд важных туристских объектов обязательных для посещения (Новоселенгинский музей декабристов в доме купца Д. Д. Старцева, Мемориальный комплекс могил декабристов К. Б. Терсона и Н. А. Бестужева, скала Англичанка и др.).

5. На территории Селенгинского района развито крестьянско-фермерское хозяйство, активно работают учреждения культуры (Дома культуры, библиотеки и пр.), творческие коллективы и ансамбли («Любо», «Селенгинская станица» и др.); мастерская путешествий «От Селенги до Сены» (организация сплавов и др.); мастера декоративно-прикладного искусства; казачье общество «Селенгинская станица». Число предприятий постоянно увеличивается, расширяется перечень оказываемых услуг.

ВИЦ зачастую является одним из первых объектов туристской инфраструктуры, встречающим туриста в дестинации [4]. ВИЦ представляет собой визитную карточку района (региона) путешествия и является связующим элементом между туристами и субъектами туристской сферы. Это место, где посетители получают информацию о регионе путешествия, о местных туристских продуктах, достопримечательностях, исторических ценностях местности, мероприятиях, экскурсионных маршрутах, транспорте и т.п., а также сопутствующие рекреационные услуги. Вне зависимости от масштаба деятельности и места расположения ВИЦ приоритетная цель его функционирования—увеличение вклада туристской отрасли в экономику региона [4].

Органами власти регионов Российской Федерации разработаны и методические рекомендации по организации деятельности ВИЦ (Краснодарский край, республики Удмуртия, Коми и др.). В методических рекомендациях отражаются требования к целям и задачам, местоположению, оснащению ВИЦ, перечню оказываемых платных и бесплатных услуг, требования к персоналу и пр.

Как правило, визит-центр является некоммерческой организацией, представляя структуру государственного характера. ВИЦ имеют многоязычный персонал и ведут работу с туристами, экскурсантами и местными жителями. В зависимости от специфики основных направлений деятельности ВИЦ, а также исторических, природных, экологических и других особенностей территории организация работы центра может принимать различные формы (информационный, эколого-просветительский, познавательно-развлекательный и др.).
ВИЦ должен функционировать как элемент туристской инфраструктуры, который непосредственно влияет на удовлетворение потребностей туристов и туристскую привлекательность дестинации, тем самым развивая региональные и межрегиональные турпродукты.

Деятельность ВИЦ по продвижению бренда туристской дестинации включает в себя мероприятия, направленные на повышение привлекательности туристской дестинации, реализуемые непосредственно в офисе ВИЦ; на продвижение дестинации на российском и международном туристских рынках; в рамках деятельности ВИЦ формируется обширная база знаний краеведческой тематики, которая используется для информационного обслуживания посетителей, для повышения историко-культурной грамотности местного населения [4].

Для реализации целей, задач и функций деятельности ВИЦ взаимодействует с учреждениями культуры, образования, спорта, туризма, транспортными предприятиями, общественными организациями и др. Обычно ВИЦ разделены территориально. Набор функций ВИЦ зависит от месторасположения. В рекомендациях по организации ВИЦ перечислены следующие формы организации ВИЦ: усадьба-музей, усадьба-гостевой дом, усадьба-кафе (или другое предприятие общественного питания) с обязательной информационной стойкой для обслуживания туристов [3].

В усадьбе-музее, аналогично дому-музею, сохраняется или воссоздаётся обстановка жилого дома, устраиваются историко-биографические экспозиции. Большинство усадеб-музеев посвящены жизни и творчеству выдающихся деятелей истории, культуры и науки. Распространена музеефикация дворянских усадеб, однако есть и усадьбы-музеи, принадлежавшие другим сословиям. Примерами казачьих усадеб-музеев являются музей «Казачья усадьба» в п. Варламово Оренбургской области, музей-усадьба казачьего быта «Казачья изба» в с. Арбаты Республики Хакасия, музей-усадьба «Казачья изба» в с. Желтура Республики Бурятия и т. д.

Не менее популярна идея организации казачьей усадьбы в форме гостевого дома, которые в сельской местности являются основой развития сельского туризма. Например, гостевой дом семьи Суворовых «Казачья усадьба» (с. Маралиха, Алтайский край), гостевой дом семьи Беляновых (с. Новопокровка, Алтайский край) [12].

Предприятия общественного питания, представленные в форме казачьей усадьбы, акцентируют своё внимание на аутентичной кухне и атмосфере, примером является ресторан «Казачий курень» в Ростове-на-Дону.
Такие формы, как анимационное бюро, Дом культуры и др., встречаются значительно реже, что, в свою очередь, представляет наибольший интерес с позиции разработки нового продукта.

К примеру, в Республике Алтай планируется создать ВИЦ в форме этнодеревни, который будет располагаться на въезде в регион. В Архангельской области функционирует ВИЦ «Соловки» (сезонная работа), который занимается продвижением въездного и внутреннего туризма на Соловецком архипелаге. В г. Великий Устюг туристов принимает ВИЦ «Сиверко», целью которого является продвижение проекта «Великий Устюг — родина Деда Мороза» [8].

В Бурятии функционируют следующие ВИЦ: «ВизитБурятия» (г. Улан-Удэ, www. visitburyatia.ru); Туристско-информационный центр г. Улан-Удэ (http://buryatia.drugiegoroda. ru); «Хурдэ» (Иволгинский район, пос. В. Иволга, Иволгинский дацан); «Хоймор» (Тункинский район, с. Хурру-Хобок); «Сто девятый меридиан» (Северобайкальский район, пос. Нижнеангарск; http://www.privet-baikal. ru); Визитный центр Забайкальского национального парка (Баргузинский район, с. Усть- Баргузин); «Байкал заповедный» (Кабанский район, пос. Танхой); «Золотая долина» (Тункинский район, с. Шулута). К сожалению, не все ВИЦ представлены в Интернете, что значительно ограничивает их функциональные возможности [13].

Интересен опыт библиотек по информационной деятельности в сфере туризма. Так, с июля 2006 г. на базе Национальной библиотеки Республики Бурятия действует Бюро информационного сопровождения туриста, а Прибайкальская межпоселенческая библиотека с 2004 г. работает по программе «Библиотека — информационный центр рекреационного туризма». Библиотеками при поддержке Комитета по туризму создаются, обновляются электронные информационные базы, печатаются информационные материалы о Бурятии.

ВИЦ играют роль консолидатора усилий всех субъектов туризма на туристской территории, источником туристской информации о регионе, являются для туриста гарантом достоверности и информационной безопасности. ВИЦ — стратегический ресурс, без которого развитие туристских регионов немыслимо. ГОСТ Р 56197-2014 (ИСО 14785:2014) «Туристские информационные центры. Туристская информация и услуги приёма. Требования», методические рекомендации по единым стандартам для туристских информационных центров в Российской Федерации определяют требования к организации работы ВИЦ. Инфраструктура Селенгинского района, в частности с. Новоселенгинск, является приемлемой для проектирования ВИЦ.

Различные формы организации работы ВИЦ позволяют выбрать наиболее привлекательный для туриста формат. На наш взгляд, комплексный подход к организационной форме является наиболее предпочтительным с точки зрения привлекательности для туристов и эффективности для организации ВИЦ в Селенгинском районе Бурятии. Разработка концепции проекта ВИЦ базируется на таких предпосылках, как широкие возможности использования природных, историко-культурных и инфраструктурных ресурсов района, многообразие туристских предложений, в том числе поддерживающих отрасли района, активный рост туристских посещений, как международных, так и внутренних. ВИЦ может стать одним из ключевых проектов, оказывающих существенное влияние на развитие туризма в Селенгинском районе и в республике в целом, способствовать повышению качества туристского обслуживания.

Список литературы

1. Бизнес-история Фонда поддержки малого предпринимательства Селенгинского района и направления деятельности на период 2017-2020 гг. [Электронный ресурс] // Фонд поддержки малого предпринимательства Селенгинского района.— URL: http://fond-sel.ru/ofonde
2. Бурятия вошла в топ-15 самых популярных у туристов регионов России в 2016 году [Электронный ресурс] // Новая Бурятия.—URL: https://newbur.ru/n/17287/?sphrase_id=1126
3. Ильина, Л. В. Разработка концепции визит-центра [Электронный ресурс] / Л. В. Ильина, С. Ю. Королевская // Тропа в гармонии с природой : сб. рос. и зарубеж. опыта по созданию эколог. троп.— URL: http://www.parus.peterlife.ru
4. Методические рекомендации по единым стандартам для туристских информационных центров в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Национальная ассоциация информационно- туристских организаций.— URL: http://naito-russia.ru/razrabotka-edinyh-standartov-i-metodicheskih- rekomendacij-dlya-turistskih-informacionnyh-centrov-v-subektah-rossijskoj-federacii/ oglavlenie.html
5. Ориак, П. Район с историей: в Селенгинском районе Бурятии приступили к реализации масштабных турпроектов [Электронный ресурс] / П. Ориак // Все о туризме в Восточной Сибири : сиб. турист. портал.— URL: https://www.sibtourport.ru/sti-info/news/sti/content/18741
6. Плюсы и минусы в экономике Бурятии [Электронный ресурс] // ИнформПолис.— URL: http://www. infpol.ru/news/society/122620-plyusy-i-minusy-v-ekonomike-buryatii
7. Порядок предоставления субъектам малого предпринимательства в сфере туризма субсидий на возмещение части затрат за счёт средств республиканского бюджета [Электронный ресурс] : утв. постановлением правительства Республики Бурятия от 7 дек. 2009 г. № 453.— URL: http://docs.cntd.ru
8. Реестр туристско-информационных центров Российской Федерации [Электронный ресурс] // Система обмена туристской информацией.— URL: http://www.nbcrs.org/tic/list.cshtml
9. Артемьев, А. Р. Селенгинский острог (Селенгинск, Старый Селенгинск) [Электронный ресурс] / А. Р. Артемьев, А. В. Дроботушенко, А. С. Зуев // Энциклопедия и новости Приангарья.— URL: http:// irkipedia.ru
10. Селенгинский район [Электронный ресурс].— URL: http://admselenga.ru
11. Сирченко, А. А. Роль этнокультурного фактора в развитии въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации / А. А. Сирченко // Вестн. ассоциации вузов туризма и сервиса.— 2012.— № 3.— С. 11-16.
12. Топорина, В. А. Образовательный туризм в старинных усадьбах / В. А. Топорина // Наука и современность.— 2010.— № 2.— С. 81-86.
13. Туристско-информационный центр «Визит Бурятия» [Электронный ресурс].— URL: http://www. visitburyatia.ru
14. Черненко, В. А. Развитие культурно-познавательного туризма в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации : монография / В. А. Черненко, Т. Ю. Колпащикова.— СПб., 2012.— 179 с.
15. Эксперты из Москвы оценили туристические возможности республики [Электронный ресурс] // Информполис.— URL: http://www.infpol.ru/news/society/74755-legendy-buryatii-vnesut-v-katalogi- federalnykh-turoperatorov

Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 14 (410). Экономические науки. Вып. 59. С. 63-69.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 7

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code