СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Е. А. Степанов, кандидат экономических наук, доцент

На основании данных Федеральной таможенной службы исследована внешнеторговая деятельность Уральского федерального округа в период с 2014 по октябрь 2017 г. Проведён детальный анализ субъектов округа (Тюменской, Свердловской, Челябинской и Курганской областей) на предмет географических особенностей, природно-ресурсного потенциала, отраслей специализации, определяющих сравнительные преимущества регионов в мировой экономике.

Ключевые слова: внешняя торговля, экспорт, импорт, сравнительные преимущества, товарная структура, географическая структура, федеральный округ.

 

Внешняя торговля федеральных округов России являлась и является фактором их экономического роста и развития их субъектов; она обусловливается размещением производительных сил, природно- географическими особенностями и научно-техническими достижениями региона. Поэтому установить сравнительные преимущества округа — это значит определить его экономическую политику, направленную на рост несырьевого и импортозамещающего секторов экономики. Следовательно, изучение структуры внешней торговли округа на сегодняшний момент является актуальным.

Цель статьи — анализ сравнительных преимуществ в экспорте Уральского федерального округа, а также выявление потребностей в его импорте.

Теоретическая база исследования внешней торговли на определённой территории была заложена в трудах классиков и неоклассиков политэкономии, таких как Т. Манн, А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милль, Б. Олин [11-15].

Исследованиями регионального аспекта внешней торговли российских регионов сегодня занимаются отечественные учёные. Так, в работе С. Маханова представлено оптимизационное задание на основе классической концепции сравнительных преимуществ с двумя регионами и двумя отраслями (нефть и хлеб) [1]. Он добавляет ограничение производственных мощностей, необходимость сырьевых затрат на производство и возможность торговать с внешним рынком. Е. Грицаенко отмечает двойственность эффекта специализации в контексте регионального развития в условиях либерализации внешней торговли, вводит научное понятие устойчивого внешнеторгового региона [2]. Б. Мелентьев и Т. Жданова исследуют факторы, влияющие на эффективность внешней торговли приграничных регионов России с использованием методики межрегиональных и межотраслевых моделей [3]. А. Соболев и И. Тёмкина проводят сравнительный анализ внешней торговли России на национальном и региональном уровнях за последнее десятилетие [4]. В качестве объектов исследования взяты Россия и Свердловская область. И. Коргун и К. Кумо, используя метод панельного анализа, делают вывод, что в 2000-2012 гг. внешняя торговля и географический фактор оказали значительное влияние на повышение уровня ВРП в регионах России [5]. М. Цвиль и Л. Котлярова на примере статистики Ростовской таможни строят аддитивную тренд-сезонную модель временного ряда с использованием фиктивной переменной, которая позволяет сделать прогноз стоимостных объёмов импорта, пригодный для использования в таможенных органах при принятии управленческих решений [6]. К. Морачевская и А. Шавель исследовали внешнюю торговлю регионов российско- белорусского приграничья в 2010-е гг. [7]. Они выявили, что в 2010-е гг. регионы приграничья имели разную амплитуду динамики экспорта и импорта, отличаясь и по времени достижения максимальных значений. Р. Тимченко рассматривает механизмы включения регионов во внешнеторговую деятельность, определяет наиболее эффективные способы оценки влияния развития внешней торговли на экономику региона [8]. Г. и И. Цветковы анализируют показатели внешней торговли регионов Поволжского федерального округа за 2016 г., определяют регионы, сумевшие сохранить объёмы экспорта в условиях «сжатия» внешних рынков, неблагоприятной конъюнктуры на топливно-энергетические ресурсы [9]. А. Салахова проводит анализ внешней торговли Республики Татарстан,
рассматривает географию экспортно-импортных операций, подробно изучает товарную структуру экспорта и импорта в целом и по странам дальнего и ближнего зарубежья, сопоставляет данные внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан с соседними регионами России [10].

По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот Уральского федерального округа в 2016 г. составил 37,75 млрд долл., в том числе экспорт — 26,91 млрд долл., а импорт — 10,84 млрд долл. Округ имеет положительное сальдо внешней торговли, что означает приток капитала на его территорию. Положительное значение чистого экспорта имеет место и в его субъектах.

Таблица 1
Экспорт и импорт субъектов Уральского федерального округа в 2014—2017 гг., млрд долл.*

* Здесь и далее все расчёты произведены на основе данных ФТС – www.customs.ru.

В целях анализа внешнеторгового потенциала округа упорядочим экспорт и импорт его субъектов в зависимости от стоимости по его субъектам с 2014 по 2017 гг. (табл. 1). Лидерство Тюменской области обусловливается тем, что в её состав входят два автономных округа—Ханты-Мансийский (ЮГРА) и Ямало-Ненецкий — крупнейшие нефтедобывающие регионы мира.

География основных стран-экспортёров и -импортёров Уральского федерального округа представлена в табл. 2. Видно, что наибольшую часть экспорта округа направляется в шесть западных государств — Нидерланды, Германию, США, Польшу, Италию и Турцию; в две страны Восточного и Юго-Восточного Азиатско- Тихоокеанского макрорегиона—Японию и Китай; в две страны Евразийского экономического союза — в Казахстан и Беларусь. Подавляющая часть импорта (46,68 %) приходится на Китай и Казахстан. Также к ведущим импортёрам округа относят США, Германию, Италию, Индонезию, Бельгию, Беларусь, Украину и Японию.

Таблица 2
Первая десятка экспортёров и импортёров УрФО и их доля в общей доле за январь-октябрь 2017

Товарная структура первых десяти ведущих товарных позиций по экспорту и импорту Уральского федерального округа представлена в табл. 3. Товарная структура экспорта определяет экспортный потенциал региона. Минеральное топливо и нефть занимают первое место. Это связано с наличием крупных нефтегазоносных провинций в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области и потребностью ряда стран в этой продукции. Второе, третье, седьмое и девятое места в экспорте занимают чёрные металлы и изделия из них, что связано с историческим размещением металлургических предприятий в горнозаводской зоне Среднего и Южного Урала и мировым спросом на их продукцию.

Таблица 3
Экспорт и импорт ведущих товарных позиций Уральского федерального округа за январь—октябрь 2017 г., % от общей стоимости

Импорт товаров определяет потребности Уральского федерального округа либо в тех товарах, которые его предприятия не могут произвести, либо в тех природных ресурсах, которые отсутствуют на его территории или исчерпаны. К ним относят высокотехнологичное оборудование, транспортные средства, руды чёрных и цветных металлов.

Сравнительные преимущества и внешняя торговля Тюменской области. Область располагается в центре Евразии, на западе азиатской части России, простирается от Северного Ледовитого океана до казахских степей и занимает значимую часть Западно-Сибирской равнины. По размерам территории область уступает только Якутии и Красноярскому краю. В состав области входят два равнозначных субъекта России: Ямало- Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, 29 городов (из них 6 с населением свыше 100 тыс. чел., в том числе Тюмень с населением 720,6 тыс. чел.), 38 районов, 28 посёлков городского типа, 1 479 сельских населённых пунктов. К сравнительным преимуществам области относятся добыча нефти, нефтепереработка, машиностроение, деревообработка и фармацевтическое производство. Некоторые из них и определяют её экспортный потенциал. Десять ведущих товарных позиций экспорта Тюменской области в зависимости от стоимости продаж представлены в табл. 4.

По сравнению с 2014 г. (табл. 5) товарная структура экспорта Тюменской области изменилась. Доля продаж сырой нефти снизилась на 15,73 %, но доля нефтепродуктов, полученных из битумо- нозных пород, не включая сырые, увеличилась на 13,51 % и составила 21,15 %.

Объёмы вывозимой нефти и нефтепродуктов также снизились, что было связано с мировым снижением цен на нефть и нефтепродукты. Ведущими странами-экспортёрами области являются Нидерланды, Германия, Китай, Белоруссия, Италия, Великобритания, Япония, Польша, Финляндия и Бельгия.

Таблица 4
Ведущие товарные позиции экспорта Тюменской области по стоимости

Таблица 5
Товарная структура экспорта Тюменской области за 2014 г.

В товарной структуре импорта Тюменской области (табл. 6) преобладает технологическое
оборудование в основном для разработки новых месторождений нефти и газа, а также модернизации и поддержки действующих. Основными странами-поставщиками импортной продукции в регион являются Китай, Бельгия, Германия, Индонезия, США, Италия, Нидерланды, Швеция и Польша.

Сравнительные преимущества и внешняя торговля Свердловской области. Свердловская область является самым крупным регионом Урала, занимающим среднюю и северную части Уральских гор, а также западную окраину Западно-Сибирской равнины. Площадь области составляет 194 307 км2 (8-е место в России), протяжённость с юга на север — 660 км, а с запада на восток — 560 км. На территории региона расположены месторождения золота, платины, асбеста, бокситов, железа, никеля, хрома, марганца и меди. Поэтому регион обладает сравнительным преимуществом производства товаров горнодобывающей и металлургической промышленности. Ведущие товарные позиции экспорта Свердловской области в зависимости от стоимости продаж представлены в табл. 7. Видно, что базу экспорта Свердловской области составляют металлы и изделия из них. Восемь пунктов относятся к металлам (как к драгоценным, так и недрагоценным). Несмотря на это первыми в списке десяти наиболее востребованных товаров являются товары двойного назначения (секретные товары, применяемые как в мирных, так и в военных целях). Доля поставок данного вида товаров в общей структуре экспорта составила 16,33 %. Основными странами- экспортёрами продукции Свердловской области являются США, Греция, Казахстан, Германия, Чехия, Китай, Нидерланды, Индия, Турция и Белоруссия. География экспорта региона за три года изменилась незначительно. Так, например, в 2014 г. в десятку первых десяти экспортёров входили Великобритания, Бельгия и Азербайджан. К 2017 г. картина меняется: новыми странами-экспортёрами становятся Чехия, Белоруссия, Греция. Внешнеэкономическое сотрудничество на протяжении этих лет продолжается с США, Германией, Индией, Китаем, Нидерландами.

Таблица 6
Товарная структура импорта Тюменской области за январь—октябрь 2017 г.

Таблица 7
Товарная структура экспорта Свердловской области за январь—октябрь 2017 г.

В товарной структуре импорта Свердловской области (табл. 8) большую долю (10,05 %) занимают медные руды и концентраты. Четыре пункта из списка десяти импортируемых товаров относятся к недрагоценным металлам; два пункта — к минеральным продуктам. Также регион покупает пластмассы, инструменты и продукцию химической промышленности. Немалую долю (3,21 %) занимают товары двойного назначения. Странами-партнёрами по импорту региона являются Казахстан, Китай, Германия, США, Мексика, Израиль, Япония, Белоруссия и Чили.

Таблица 8
Товарная структура импорта Свердловской области за январь—октябрь 2017 г.

Сравнительные преимущества и внешняя торговля Курганской области. Курганская область расположена на границе Сибири и Урала и, на краю юго-запада Западно-Сибирской равнины, в бассейне рек Исети и Тобола, в чернозёмной части лесостепной зоны Зауралья. Площадь области составляет 71,5 тыс. км2, что примерно 0,4 % всей территории России. По данному показателю область занимает 46-е место в стране. Протяжённость с востока на запад составляет 430 км, а с юга на север — 290 км. Отраслями международной специализации в регионе являются лесная, фармацевтическая промышленность, машиностроение, сельское хозяйство и деревообработка. Ведущие товарные позиции экспорта Курганской области в зависимости от стоимости продаж представлены в табл. 9.

Таблица 9
Товарная структура экспорта Курганской области за январь—октябрь 2017 г.

В 2017 г. лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, толщиной более 6 мм, заняли лидирующее место, и доля их экспорта составила 15,61 %, что на 3,85 % больше, чем
в 2014 г. Доля экспорта лекарственных средств, моторных средств по сравнению с 2014 г. увеличилась. В 2017 г. виден спрос на экспорт транспортных средств, машин и их комплектующих. К трём пунктам экспорта относятся также продукты питания, которые активно экспортируются на протяжении 2014-2017 гг.
География экспорта Курганской области за три года изменилась. Например, в 2014 г. товары экспортировались в Туркмению и Германию; в 2017 г. новыми партнёрами по экспорту стали Вьетнам и Афганистан. Внешнеэкономическое сотрудничество на протяжении трёх последних лет продолжается с Казахстаном, Объединёнными Арабскими Эмиратами, Азербайджаном, Туркменией, Белоруссией, Узбекистаном, США и Украиной. Основные экспортные поставки в 2014 г. осуществлялись в Азербайджан—54,48 % от общего объёма экспорта. В 2017 г. основные экспортные поставки осуществляются в Казахстан—39,20 %.

Таблица 10
Товарная структура импорта Курганской области за январь-октябрь 2017 г.

Из табл. 10 видно, что в 2017 г. импорт антибиотиков в Курганскую область увеличился чуть более чем на 3 % по сравнению с 2014 г. Также очень резко упал спрос на уголь каменный, который по сравнению с 2014 г. снизился на 4 %. Четыре позиции, которые вошли в список десяти импортируемых товаров, относятся к производственным товарам, одна позиция — к продовольственным. Остальные позиции — к медицинскому оборудованию, отходам и товарам двойного назначения, используемым как в мирное, так и в военное время. Основными странами-импортёрами Курганской области являются Китай, Казахстан, Германия, Белоруссия, Мексика, Венгрия, Хорватия, Италия, Польша и Узбекистан.

Сравнительные преимущества и внешняя торговля Челябинской области. Область расположена на границе двух частей света — Европы и Азии, в южной части Уральских гор и прилегающей равнине. Площадь области составляет 88 500 км2 (39-е место). Отраслевыми комплексами Челябинского региона, определяющими его сравнительные преимущества в мире, являются металлургический, топливно-энергетический, машиностроительный, аграрно-промышленный и строительный. Товарная структура экспорта региона представлена в табл. 11. Видно, что в 2017 г. горячекатаный прокат продолжает занимать
лидирующее место и доля его экспорта составляет более 30 %, что превышает долю всех прочих товаров. В этом году доля экспорта труб составила 8,21 %, что превышает результат 2014 г. 2,5 раза. Основными странами-экспортёрами Челябинской области являются Казахстан, Кувейт, Финляндия, Туркмения, Египет, Узбекистан, Белоруссия, Нидерланды, Украина и Иран.

Таблица 11
Товарная структура экспорта Челябинской области за январь-октябрь 2017 г.

Таблица 12
Товарная структура импорта Челябинской области за январь—октябрь 2017 г.

Как видно из табл. 12, базовые позиции импорта Челябинской области приходятся на железные и цинковые руды, что определяется спросом на сырьё металлургических предприятий региона. Основными странами-импортёрами Челябинской области являются Казахстан, Италия, Германия, США, Белоруссия, Испания, ЮАР, Украина и Финляндия.

Таким образом, самая большая часть экспорта округа приходится на шесть западных государств — Нидерланды, Германию, США, Польшу, Италию и Турцию; две страны Восточного и Юго- Восточного Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона —Японию и Китай; две страны Евразийского экономического союза — Казахстан и Беларусь. Подавляющая часть импортируемых товаров (46,68 %) завозится из Китая и Казахстана. Также к ведущим импортёрам округа относят США, Германию, Италию, Индонезию, Бельгию, Беларусь, Украину и Японию.

Список литературы

1. Маханов, С. А. Влияние внешней торговли на производство в регионах / C. А. Маханов // Актуальные вопросы экономики и социологии : сб. материалов конф. — Новосибирск, 2016. — С. 54-60.
2. Грицаенко, Е. А. Некоторые аспекты внешней торговли регионов России / Е. А. Грицаенко // По- литемат. сетевой электрон. науч. журн. Кубан. гос. аграр. ун-та. — 2006. — № 21. — С. 479-494.
3. Мелентьев, Б. В. Подход к оценке эффектов внешней торговли: специфика приграничных регионов / Б. В. Мелентьев, Т. И. Жданова // Вестн. Бурят. гос. ун-та. — 2012. — Спец. выпуск. — C. 43-48.
4. Соболев, А. О. Посткризисное развитие внешней торговли России и регионов: сравнительный анализ / А. О. Соболев, И. М. Тёмкина // Изв. Урал. федерал. ун-та. — 2012. — № 3 (101). — С. 77-94.
5. Коргун, И. А. Внешняя торговля и экономическое развитие российских регионов в 2000-2012 гг. / И. А. Коргун, К. Кумо // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Экономика. — 2015. — № 2. — С. 47-71.
6. Цвиль, М. М. Эконометрический анализ и прогнозирование по данным внешней торговли в регионе ростовской таможни / М. М. Цвиль, Л. И. Котлярова // Акад. вестн. Ростов. фил. Рос. тамож. акад. — 2015. — № 3(20). — С. 86-93.
7. Морачевская, К. А. Динамика внешней торговли регионов российско-белорусского приграничья в 2010-е годы / К. А. Морачевская, А. Н. Шавель // Псков. регионолог. журн. — 2016. — № 4(28). — С. 15-28.
8. Тимченко, Р. О. Теоретические основы исследования участия регионов во внешней торговле / Р. О. Тимченко // Вестн. Ростов. гос. экон. ун-та. — 2017. — № 1 (57). — С. 81-86.

9. Цветкова, Г. С. Эффективность внешней торговли регионов Приволжского федерального округа / Г. С. Цветкова, И. Г. Цветкова // Упр. экон. системами. — 2017. — № 8 (102). — С. 12.
10. Салахова, А. А. Анализ внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан / А. А. Сала- хова // Экон. вестн. Респ. Татарстан. — 2010. — № 2-3. — С. 108-119.
11. Munn, T. England treasure by foreign trade / T. Munn. — Oxford : Basil Blackwell, 1928.
12. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. — М. : Соцэкгиз, 1935.
13. Рикардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное / Д. Рикардо [пер. с англ.; предисл. П. Н. Клюкина]. — М. : Эксмо, 2008. — 153 с.
14. Mill, J. S. Principles of political economy / J. S. Mill. — N. Y., Kelly, 1965.
15. Ohlin, В. Interregional and international trade / В. Ohlin. — Cambridge, 1933.

Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 14 (410). Экономические науки. Вып. 59. С. 53-62.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code