Решение Новосибирского УФАС России от 06.03.2018 по делу N 07/18

Обстоятельства: Информация, содержащаяся в смс-сообщении, ввела в заблуждение по поводу товаров, которые продаются со скидкой.
Решение: Реклама признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 Закона “О рекламе”

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 6 марта 2018 г. по делу N 07/18

Резолютивная часть решения оглашена “01” марта 2018 г.

Решение в полном объеме изготовлено “06” марта 2018 г.

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы И.В. Волохина,

члены Комиссии: Ю.В. Виногорова – главный специалист-эксперт отдела рекламы;

В.Ю. Строгин – главный специалист-эксперт отдела рекламы;

М.О. Хрипченко – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

рассмотрев дело N 07/18, возбужденное по факту отказа в предоставлении заявителю скидки на покупку посуды для приготовления пищи и кухонной утвари, указанной в полученной заявителем смс-рекламе, с признаками нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ “О рекламе” (далее – Закон “О рекламе”),

в отсутствие представителей:

– заявителя: физическое лицо (не явился, уведомлен надлежащим образом);

– представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО “Л” (не явился, Общество уведомлено надлежащим образом),

установила:

В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. N 10141 от 26.10.2017 г.) по факту отказа в предоставлении заявителю скидки на покупку посуды для приготовления пищи и кухонной утвари.

Как указывает заявитель, 20.09.2017 г. на его абонентский номер 8-<…>21-05 пришло смс-сообщение следующего содержания: “Л”: 21 сентября – 50% на посуду для приготовления и кухонную утварь”.

21.09.2017 г. заявитель приобрел в гипермаркете “Л”, расположенном по адресу: г. Новосибирск ул. Гусинобродское шоссе, д. 64, следующие товары:

– Миска БЫТПЛАСТ 6,0 л. за 103,90 руб., со скидкой по карте “Л”, вместо 109,37 руб. (без карты) – скидка составила 5%;

– Миска ЛУИЗА 3,5 л. за 64,90 руб. со скидкой по карте “Л”, вместо 38,32 руб. (без скидки) – скидка составила 5%.

Таким образом, как указывает заявитель, при покупке данных товаров, относящихся к кухонной утвари и посуде для приготовления пищи, ему была предоставлена скидка в размере 5%, вместо 50%, указанных в рекламе. В администрации магазина заявителю разъяснили, что рассматриваемая скидка (50%) распространяется только на кастрюли, сковороды и столовые приборы.

Как указывает заявитель, кухонная утварь – это ручные, как правило, небольшие инструменты и посуда, которая используется на кухне для различных операций, связанных с приготовлением пищи: кастрюли, сотейники, сковороды, половники, лопаточки, шумовки, толкушки для пюре, миски и тазики разного объема, молоточки для отбивания мяса, ножи и ножницы, скалки, сита, противни, терки, ступки с пестиком, формы для выпечки, чайники, чесночницы и прочие необходимые приспособления для готовки.

Следовательно, по мнению заявителя, приобретенные им товары – МИСКИ, предназначенные для приготовления пищи, относятся к кухонной утвари. Исходя из этого, заявитель рассчитывал приобрести данные товары со скидкой 50%. Никаких конкретных предметов, на которые распространяется скидка, в полученной заявителем рекламе указано не было.

На основании изложенного, заявитель считает, что его, как потребителя, информация, содержащаяся в смс-сообщении, ввела в заблуждение по поводу товаров, которые продаются со скидкой 50%. Заявитель напрасно потратил свое личное время и денежные средства.

В адрес ООО “Л” Новосибирским УФАС России направлялись запросы о предоставлении информации (исх. N 06-11697 от 01.11.2017 г., N 06-12713 от 30.11.2017 г.), в ответ на которые Обществом представлены, в том числе, следующие документы (вх. N 6358э от 05.12.2017 г., N 11414 от 08.12.2017 г.): копия устава ООО “Л”; копия свидетельства о праве собственности на здание, расположенное по адресу: г. Новосибирск, ул. Гусинобродское шоссе, д. 64; копия анкеты покупателя; макеты рекламной информации; копия письма АО “П”; фото маркировки миски “ЛУИЗА”.

В письменных пояснениях ООО “Л” сообщает следующее.

Рекламируемая акция проводилась в отношении товаров, относящихся к категориям “посуда для приготовления” и “кухонная утварь”

Примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду группа 47.59.2 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), а не группа 7.59.2.

Действующие нормативные акты разделяют понятие “посуда” и “кухонная утварь”, например, Пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)” (Том V. Разделы XVI – XXI. Группы 85 – 97), утв. Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 марта 2013 г. N 4 предусмотрено, следующее положение: шкафы посудные и книжные, другая мебель <…> служащие для хранения в них различных предметов (книг, фаянсовой посуды, кухонной утвари, стеклянной посуды <…> и т.д.). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) устанавливает, что в группу 7.59.2 входят услуги по розничной торговле различной домашней утварью, ножевыми изделиями, посудой, изделиями из стекла и керамики, в том числе фарфора и фаянса в специализированных магазинах.

В соответствии с п. А.1.2. приложения “А” ГОСТ Р 50962-96 “Посуда и изделия хозяйственного назначения из пластмасс. Общие технические условия”, миски относятся к посуде.

Таким образом, приобретенные Покупателем миски не относятся к кухонной утвари, поскольку представляют собой посуду.

В то же время акция распространялась не на всю посуду, а только на посуду для приготовления.

Общество отмечает, что миски, приобретенные покупателем, не предназначены для приготовления пищи. Об этом свидетельствуют разъяснения производителя указанных мисок – АО “П”.

В связи с поступившими заявлениями, заместителем руководителя управления Н.П. Камневой было издано Распоряжение N 49 от 01.11.2017 г. о проведения внеплановой документарной проверки юридического лица в отношении ООО “Л” (ОГРН <…>; ИНН/КПП <…><…>; юридический адрес: <…>), а также распоряжение N 49-п от 30.11.2017 г.

Согласно информации, имеющейся в материалах проверки, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО “Л” (ОГРН <…>).

По результатам проверки в отношении ООО “Л” вынесен Акт проверки N 49 от 14.12.2017 г. Данный Акт направлен по юридическому адресу проверяемого лица: <…>, по адресу осуществления деятельности в городе Новосибирске: <…>, а также продублирован по адресу электронной почты: info@lenta.com, pr@lenta.com (исх. N 13191 от 14.12.2017 г.).

В соответствии с п. 3.81 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по надзору за соблюдением законодательства о рекламе путем проведения проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 04.06.2012 N 360, руководитель, иное должностное лицо, уполномоченный представитель проверяемого лица в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в антимонопольный орган (руководителю инспекции) свои письменные возражения на акт проверки, которые приобщаются к акту проверки не позднее следующего рабочего дня после их поступления.

В соответствии с отчетом об отслеживании почтовых отправлений с сайта Почты России (https://www.pochta.ru/TRACKING), Акт проверки получен ООО “Л” 25.12.2017 г. по юридическому адресу (<…>) и 26.12.2017 г. по адресу осуществления деятельности в городе Новосибирске: <…>.

Возражения на Акт проверки ООО “Л” не представлены.

Определением о возбуждении дела от 01.02.2018 г. ООО “Л” привлечено в качестве лица, в действиях которого усматривается нарушение законодательства о рекламе. Определение направлено по юридическому адресу Общества (<…>), а также по адресу осуществления деятельности в городе Новосибирске (<…>) и продублировано по электронной почте: info@lenta.com, pr@lenta.com.

В соответствии с отчетом об отслеживании почтовых отправлений с сайта Почты России (https://www.pochta.ru/TRACKING), Определение получено ООО “Л” 19.02.2018 г. по юридическому адресу и 27.02.2018 г. по адресу осуществления деятельности в городе Новосибирске. По электронной почте Определение направлялось 05.02.2018 г.

Отзыв на данное Определение ООО “Л” не представлен.

Доводы ООО “Л”, представленные в ответе на запрос от 05.12.2017 г. и от 08.12.2017 г., Комиссия Новосибирского УФАС России не принимает по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона “О рекламе”, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Исходя из изложенного, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку полностью соответствует определению рекламы.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 “О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона “О рекламе”, рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом “О рекламе” к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Рассматриваемое смс-сообщение является самостоятельной рекламой, донесенной до потребителя, следовательно, должно соответствовать требованиям Федерального закона “О рекламе”.

Заявитель является рядовым потребителем, и не обязан обладать специальными познаниями, чтобы разграничивать понятия “посуда”, “посуда для приготовления” и “кухонная утварь”.

Заявителем указано, чем, в его понимании, является кухонная утварь: ручные, как правило, небольшие инструменты и посуда, которая используется на кухне для различных операций, связанных с приготовлением пищи, в том числе, миски.

В полученном заявителем смс-сообщении отсутствовала информация, что данная акция имеет ограничения, и не перечислены конкретные предметы, на которые распространяется (или не распространяется) указанная скидка.

При этом ООО “Л” представлены рекламные макеты, распространяемые посредством рассылки по электронной почте (e-mail), по мобильному приложению “Viber”, а также размещенные в торговом зале. В данных рекламных макетах присутствует информация, что подробности акции могут быть уточнены на стойке информации в магазинах “Л” или по телефону Единого информационного центра 8-800-700-41-11.

Однако в полученном заявителем смс-сообщении данные сведения отсутствовали.

Довод ООО “Л”, что приобретенная заявителем миска “Луиза” не предназначена для приготовления пищи, Комиссией Новосибирского УФАС России не принят по следующим основаниям. Несмотря на письмо АО “П”, в котором изготовитель сообщает, что миска “Луиза” не предназначена для приготовления пищи, на фотографии маркировки миски “Луиза” указано, что данная миска предназначена “Для холодных пищевых продуктов”. Однако приготовление пищи не обязательно предполагает термическую обработку и использование горячих пищевых продуктов.

Так, в различных средствах массовой информации, специализированной литературе (такой как кулинарные книги, брошюры и т.д.) приводится большое количество рецептов приготовления пищи без термообработки. Для ряда рецептов необходимо использование посуды, различной степени глубины, (чашек, мисок и т.п.) для перемешивания, взбивания, сервирования и иных действий по приготовлению пищи. (Например, на сайте “Домашние рецепты приготовления блюд с фото” по ссылке https://1000.menu/catalog/bez-termoobrabotki, приведено 586 рецептов приготовления пищи без термообработки).

Исходя из изложенного, ориентируясь на информацию из полученного смс-сообщения: “Л”: 21 сентября – 50% на посуду для приготовления и кухонную утварь”, поскольку к покупке заявителя данная скидка не была применена, заявитель изначально был введен в заблуждение об условиях приобретения товара.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона “О рекламе”, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Ответственность за нарушение указанной нормы, в соответствии со ст. 38 Закона “О рекламе” несет рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо). Согласно материалам дела, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО “Л”.

Таким образом, действия ООО “Л” нарушили ч. 7 ст. 5 Закона “О рекламе”.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама – это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона “О рекламе” N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

решила:

  1. Признать информацию, распространенную 20.09.2017 г. на абонентский номер заявителя 8-<…>21-05 посредством смс-сообщения, следующего содержания: “Л: 21 сентября – 50% на посуду для приготовления и кухонную утварь”, ненадлежащей рекламой, а ООО “Л” (ОГРН <…>; ИНН/КПП <…>/<…>; юридический адрес: <…>) нарушившим требования ч. 7 ст. 5 Закона “О рекламе” – не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
  2. Выдать ООО “Л” предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Просмотров: 11

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code