СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ КАПИТАЛИЗМА В ИТАЛИИ

А.Кампа

На основе научной литературы и личного опыта автора исследовано развитие капитализма в Италии за последние 40 лет. Проведено сравнение определений капитализма, используемых разными авторами и институтами. Особое внимание уделено феномену протокапитализма, концепции кланового капитализма, разделению капитализма на три модели (индивидуальный, управленческий и рейнско- японский), а также по степени участия государства в экономике. Показаны возможные альтернативы нынешней модели капитализма в Италии. Продемонстрированы не только прошлые, но также и современные теории, являющиеся альтернативой капитализма и социализма.

Ключевые слова: капитализм, Италия, клановый капитализм, виды капитализма.

 

Введение. По нашему мнению, капитализм — это не только предмет теоретических исследований, но это и современная жизнь, современная экономика, практический феномен, влияющий на жизни людей. Это также инструмент для людей, и поэтому он используется различными способами во всём мире. Данная статья является обзором развития капиталистических отношений в Италии. Цель статьи — формулирование чёткой и конкретной концепции итальянского капитализма в настоящее время, включая создание «Карты итальянского капитализма». Данная статья поможет понять суть итальянского капитализма.

Определение капитализма. «Капитал», «капиталистический» и «капитализм» — три различных слова, которые появились в разное время. Ф. Бродель считал, что термин «капитализм» был впервые использован в научных целях В. Зомбартом (Современный капитализм, 1902 г.). Не существует такого определения капитализма, которое могло бы быть использовано всеми экономистами, не только потому, что этот феномен изменился вместе с обществом, но также потому, что существует несколько понятий капитализма.

Итальянский академический сектор изучал классические определения, созданные самыми популярными экономистами Европы. К. Джентили, итальянский эссеист и профессор экономики, назвал А. Смита самым выдающимся мыслителем современного капитализма, хотя Смит никогда не использовал термин «капитализм», поскольку этот термин был введён К. Марксом. Смит понял принцип действия капиталистической экономики, базирующейся на рынке и техническом развитии [16]. Маркс считается одним из важнейших мыслителей капитализма; его взгляд на данный феномен был критическим: он считал, что такая система не будет работать, так как она обречена на провал. Капитализм не может продолжать своё существование, потому что он основан на данном уравнении: M → I → M’. Это означает, что для Маркса деньги (M) создают товар (I), затем, когда товары будут проданы, этот процесс создаст деньги + сурплюс (M’) (прибавочная стоимость).

Для Маркса тот факт, что капитализм базируется на деньгах, а не на производстве, является первым знаком провала данной системы. Иногда исследование капитализма демонстрирует теории, противоречащие друг другу. Ярким примером является теория Вебера: он изучал капитализм с целью показать, что религия может влиять на экономику, и хотел подчеркнуть важность религии как предмета, заставляющего людей действовать в экономике определённым образом. Д. Кейнс заявил, что «…разлагающийся международный, но индивидуалистический капитализм, в руках которого мы оказались после <…> войны, не является успехом. Это неразумно, некрасиво и непорядочно. Когда же мы задаёмся вопросом “чем его заменить?”, мы очень удивляемся» [11].

М. Фридман во время своего интервью 20 лет назад также высказал очень интересную идею: он заявил, что не уверен в правильности слова «капитализм». Каждое общество в той или иной мере является капиталистом. СССР было капиталистом, но это был государственный капитализм. Латиноамериканское общество в прошлом было капиталистическим, но это был олигархический капитализм. То, о чём мы действительно должны говорить, — не просто капитализм, а свободный рынок, или соревновательный капитализм, — система, которую нам бы хотелось иметь [7].

Важным исследованием, прослеживающим историю капитализма, является «Долгий двадцатый век», написанный Дж. Арриги в 1994 г. Данная книга описывает отношения между накоплением капитала и формированием государства на протяжении 700 лет. Арриги ставит под сомнение тот факт, что капитализм раскрылся как последовательность «долгих веков», каждый из которых произвёл новую мировую державу, которая обеспечила контроль над расширяющимся мировым экономическим пространством. Изучая меняющееся состояние флорентийского, венецианского, генуэзского, голландского, английского и, наконец, американского капитализма, Арриги делает вывод о силах, которые сформировались и теперь готовы подорвать мировое лидерство Америки. Шедевр исторической социологии, «Долгий двадцатый век» соревнуется по своим масштабам и амбициям с трудами современных классиков — Пэрри Андерсона, Чарльза Тилли и Майкла Манна [2].

Не менее существенным и помогающим понять эволюцию капитализма является труд, созданный коллективом авторов (Х. Эгберт, К. Эссер, Н. Накви и др.), под названием «Аспекты в многообразии капитализма: динамика, экономический кризис, новый игрок». Издание повествует о том, что произошло в Америке и Восточной Европе в последние годы, объясняет и показывает читателю, как менялся капитализм и процесс его эволюции во всём мире, а также типологию капитализма.

Концепция капитализма, показанная в итальянских энциклопедиях, продолжает следовать прошлому тренду. Хотя определения и схожи друг с другом в некотором смысле, в целом они знакомят читателя с новыми понятиями. Энциклопедия Треккани, которая является одной из самых известных и влиятельных в Италии, заявила, что капитализм может быть определён в общепринятом смысле как экономическая система, в которой капитал находится в частной собственности, и потому синонимичен с терминами «экономика частной инициативы» или «свободный экономический рынок» [5].

Итальянский справочник «Сабатини Колетти» представляет капитализм как экономическую и социальную организацию, основанную на инструментах производства, находящихся в частной собственности [15]. Другой известный справочник, Хоепли, определяет капитализм как экономическую и социальную систему, основанную на частном владении средствами производства и капитальными вложениями, направленными на прибыль предпринимателей, которые подразделяют мировое производство на капиталистический и рабочий классы [10].
Вариации капитализма в истории и современной экономике. На протяжении веков динамический процесс развития капитализма не помогает найти общее определение. Можно подтвердить, что капитализм появился во XIII в., хотя и нельзя его сравнивать с вариациями капитализма, существующими сейчас. Этот исторический период называется «протокапитализм». Он начался в Италии, когда морские республики и города-государства начали продавать друг другу товары, произведённые людьми, решившими инвестировать свой капитал в хозяйственную деятельность. Протокапитализм начал своё развитие с открытием Америки, так как Средиземное море не считалось местом коммерческих обменов, поэтому такие страны, как Великобритания, Голландия, Франция, Бельгия и Северная Германия, начали новую эру капитализма, характеризующуюся меркантилизмом и, затем, политическим невмешательством, которая закончится второй индустриальной революцией. В этот период существовали первые вариации капитализма вследствие появления меркантилизма и теоретизированного Рикардо накопления капитала и необходимости экспорта, а также в силу технологии, которая рассматривалась как способ увеличения производительности. Но в период меркантилизма централизация государства в Австрийской империи и Испании, например, считалась важным экономическим принципом, что идёт вразрез с современным определением капитализма. Поэтому историки и экономисты говорили о капитализме только после применения новой политики — политического невмешательства и начала второй индустриальной революции. Во второй половине XIX в. урбанизация, технологический прогресс, разделение труда и появление наёмного труда создали условия для радикального изменения экономической системы. Люди, владеющие капиталом, начали инвестировать деньги в промышленный сектор производства, а те, кто не хотел этого делать, — строили банки или кредитные организации, что породило излишки, которые были реинвестированы в новую деятельность в промышленном и кредитном секторах. Это увеличило пропасть между богатыми и бедными людьми, потому что процесс урбанизации преумножил количество рабочей силы, что, в свою очередь, создало условия уменьшения минимальной заработной платы. Это период монополистического капитализма, контрастирующий, особенно в США, с известной антимонополистической политикой. После Первой мировой войны и зарождения чувства национализма, сопровождавшегося восстановлением фашизма в Италии (1922), нацизма в Германии (1933), и периода Великой депрессии в США (1929), создались условия для нового вида капитализма, базирующегося на протекционизме и прогрессивном уменьшении либеральных коммерческих обменов. Во всех странах ощущался сильный контроль государства, в США было принято новое соглашение Рузвельта, в других странах — сильное изменение этой системы, как в Италии с введением корпоративизма вместо капитализма. После Второй мировой войны Европа и вся западная часть мира вошли в новую фазу капитализма, которая рассматривается не только с экономической точки зрения, но также и с точки зрения социума и закона. Новый вид капитализма возник с появлением идеи о свободном рынке, свободе людей, с исчезновением вмешательства государства не только в рынок, но и экономику в целом. Самой важной идеей является то, что капитализм, в содействии с принципом естественного отбора, может самостоятельно регулировать экономику. Таким образом, самыми важными выразителями данной мысли являются Милтон Фридман и Чикагская школа. Новые идеи «невидимой руки» и «слабого государства» были применены в Чили после захвата власти Пиночетом и созданием «Чикагских ребят» [3]. Это был также период теорий Кейна, но нынешняя история Европы показывает, что идея Фридмана была предпочтительней, хотя идеи Кейна также имели место, что иногда оправдывало вмешательство государства в экономику. Этот период называют ещё неокапитализмом из-за новых идей неолибералов. Д. Родрик, английский экономист стамбульского происхождения, в данное время являющийся профессором экономики Гарвардского университета, показывает, что история создала три вида капитализма: капитализм, построенный с либеральным видением (капитализм 1.0), затем новый капитализм, основанный на активном вмешательстве государства в экономику и социальных факторах национальных институтов (капитализм 2.0), и новый капитализм, в эпоху которого мы живём (капитализм 3.0) [13]. Мнение Д. Стиглитца и П. Кругмана—более весомое; они считают, что экономический кризис принесёт кризис и в капиталистическую систему, что создаст негативное мнение о настоящей системе [12]. Первой проблемой, как заявил Кейнс, является то, что в экономике есть два недостатка: первый состоит в том, что труд не является гарантированным для всех, второй — разделение доходов не равное [6].

Капитализм в настоящее время существует почти во всём мире, исключая Кубу и Северную Корею, где социализм даже после распада СССР продолжает быть предпочтительной экономической системой. Также в мире есть несколько отдалённых зон, где нет капитализма в силу отсутствия технологического прогресса и глобализации: это все примитивные племена Амазонии, Африки и Океании, продолжающие использовать экономическую систему, основывающуюся на товарообмене.

В другой части мира капитализм — единственная экономическая система. Но более детализированные анализы показывают, что существуют несколько видов капитализма. Если в Западной Европе и США присутствуют «классический» и «чистый» виды капитализма, где экономикой движет либерализм, демократия, глобализация и свободный рынок, то в мире действуют ещё и другие виды капитализма. Самые яркие примеры — Россия и Китай: в этих странах капитализм настолько отличается от западноевропейского, что экономисты говорят о «государственном капитализме». Здесь, хотя и присутствует частная собственность, некоторые секторы экономики ещё являются государственными и государство продолжает играть важную роль в экономическом процессе. Некоторые компании контролируются государством либо полностью, либо в качестве основного акционера, что помогает большим компаниям, находящимся в затруднительном положении. Существуют также и другие формы капитализма: от видов капитализма Северной Европы, типичного для стран Скандинавии, созданных государством всеобщего благосостояния, до репрессивного капитализма Южной Африки, где люди хотя и могут открывать свой бизнес, однако государство контролирует его вплоть до того, что решает, какие типы компаний могут существовать в стране.

Обычно итальянская академическая наука подразделяет капитализм на виды, основываясь на структуре компаний. Таким образом, существуют три типа капитализма:

1) личностно-индивидуальный капитализм: он типичен для Италии; компании обычно маленькие с менее чем 20 работниками, инвестиции некрупные и сила контроля централизована; менеджеры — владельцы компании;

2) управленческий капитализм: типичен для англосаксонских наций (Великобритания и США); власть децентрализована, компании обычно крупные, хотя они могут быть и долевыми; управление осуществляется множеством мелких инвесторов, которые контролируют свои доли в компании; менеджер очень важен, так как он управляет бизнесом и получает ожидаемые акционерами доходы;

3) рейнско-японский капитализм: типичен для Японии и некоторых северных регионов Германии; этот тип капитализма характеризуется крупными компаниями, как и управленческий капитализм; власть и менеджеров — разные люди, но управление является централизованным; управляют компанией несколько важных и мелких акционеров, обычно это банки, инвестиционные или крупные компании.

Капиталистическая система в Италии. Итальянский капитализм по определённым причинам отличается от западноевропейского и американского. В 1998 г., когда президент Итальянской Республики попытался приватизировать «Телеком» (единственную национальную телекоммуникационную компанию), он не сумел найти итальянских капиталистов, которые смогли бы инвестировать в эту компанию, поэтому сегодня большая часть акций «Телекома» принадлежит иностранным инвесторам. Италия считается шестой экономической страной в мире с сурплюсом (прибавочной стоимостью) кредитов в 24 млн евро. Только у Японии кредитов больше [14]. Это один из парадоксов итальянского капитализма. Ещё одним примером является присутствие лоббистов, управляющих экономикой Италии, которые являются очень влиятельными в своей стране, но менее сильными в сравнении с европейской экономикой. Что действительно является особенностью, так это то, что лоббисты не конкурируют друг с другом, а напротив, они хотят помогать другим и хотят, чтобы помогали им, а когда это невозможно, всегда есть государство, которое готово предоставить новые фонды и капитал [1].

Другой особенностью итальянской капиталистической системы является то, что там есть крупные компании, как и в других странах, но в Италии существуют также и производственные микроцентры. Этот экономический режим начался в 1970-е гг., когда итальянские капиталисты стали создавать малые компании, которые соединялись с другими похожими компаниями, производство было выборочным и характеризовалось высоким качеством. Вместо обычного производства компании использовали креативность, хорошее сырьё, малый сектор рынка. Данный процесс инициировался обрабатывающей промышленностью, а потом и производство мебели и технологий последовало тем же путём [18].

Во время своего интервью известный итальянский экономист Ф. Барка попытался объяснить этот период длительностью в 40 лет, от бума итальянской капиталистической системы до её кризиса. Во-первых, необходимо пояснить также историческую ситуацию 1970-х гг. Италия была нацией с большим культурным противоборством: Итальянская коммунистическая партия (ICP) хотела в Италии ввести социализм, Христианская демократия (CD) — человеческий капитализм, а США боялись появления социализма в Италии. Три различные идеи, которые имели один общий пункт: важность таких национальных учреждений, как IRI (Институт промышленной реконструкции), AGIP (Генеральное агентство «Итальянский бензин»), и Банк Италии — эти три учреждения способствовали созданию основы экономического бума в 70-х. Существуют ещё два фактора, обусловивших силу итальянского капитализма: во-первых, Италия—это очень податливая страна, поэтому ей нужна адекватная фискальная система, во-вторых, в этой стране много семейных компаний, которые создают важную экономическую сеть [17].

В конце интервью Барка заявил, что капитализм потерпит крах из-за того, что не существовало единого взгляда на исправление ситуации, а также обычные люди не понимали, к чему он приведёт и каким он будет, в частности из-за коррупции и отсутствия этики. Последний пункт поясняет суть кланового капитализма, а также требует проанализировать первую часть интервью и узнать о трёх главных фигурах, которые влияют на экономику в Италии. После введения евро как национальной валюты и распоряжения президента Итальянской Республики (12.12.2006) Итальянский банк играет только роль консультанта в европейской системе центральных банков (Итальянский банк входит в систему с 1998 г.). Все финансовые решения принимаются Европейским центральным банком, поэтому фактически Итальянский банк не имеет активной позиции в экономической жизни. Институт промышленной реконструкции (IRI), созданный Муссолини в 1933 г., стал важным учреждением, признанным также и за границей, что не было просто способом национализировать большие компании или передать их общественным фондам. IRI наладил настоящее сотрудничество между частным и общественным секторами, стал общественной компанией в 1992 г. и был закрыт в 2002 г., так как Европейский союз не позволяет государству помогать частным компаниям или принимать активное участие в экономической жизни страны. Самые слабые экономические акторы, семейный бизнес и данные Евростата показывают, что Италия — это единственная страна, которая с 2010 по 2013 г. сократила количество предприятий малого бизнеса на 23 %. После объединения Италии капитализм стал смешанной системой, созданной свободным рынком и вмешательством государства в экономику — двумя противоположными силами, которые после Второй мировой войны гарантировали значимое экономическое развитие, сделавшее Италию одной из богатейших и самых прогрессивных наций в мире. Однако этот баланс привёл и к негативным факторам в итальянском обществе. Во-первых, клиентоориентированное государственное управление начало использовать национальные компании в качестве инструментов политической пропаганды, из-за чего в них появилось слишком много работников, что нарушило баланс.

Этот фактор является одной из множества причин того, что Италия имеет такой большой внешний долг. Государство не считало эту проблему серьёзной и не пыталось найти действенное решение. Но по прошествии 90 лет клиентоориен- тированная политика начала становиться принципиальной проблемой, «чумой» итальянской экономической системы. Подобная политика создала феномен «кланового капитализма» — экономической системы, в которой члены семьи и друзья чиновников и бизнес-лидеров получают незаслуженные льготы на работе, в сфере кредитов [4]. Джон Миклетвейт определил его как одну из самых существенных проблем XXI в. [19]. Луиджи Зингалис пришёл к выводу о том, что клановый капитализм создаёт социальное неравенство и этот феномен существует не только в Италии, Южной Америке или России, а везде. Зингалис считает, что в США также существует клановый капитализм, и тот факт, что 7 из 10 богатейших кварталов Америки находятся в округе Колумбия, там, откуда исходят только законы и поправки, доказывает это [9].

Главные экономические акторы и противоречия итальянского капитализма. Итальянская экономическая система состоит из государства, крупных, средних и мелких предприятий, потребителей и Европейского союза. Баланс сил между двумя акторами—это то, что изменилось со временем. После распада СССР сила государства стала снижаться в пользу Европейского союза. В период фашизма был корпоративизм, который создал условия для сотрудничества между компаниями одного сектора под контролем государства. Некоторые группы предприятий представляют итальянское превосходство и противостоят экономическому кризису. Эти компании не унифицированы, а действуют отдельно, как в коллективе, с целью завладеть большей экономической силой. Отношения малого бизнеса и государства тоже со временем менялись: сегодня предприятия малого бизнеса менее независимы из-за нормативно-правовых актов Евросоюза и правительства. В некоторых случаях, из-за глобализации и либерализации, предприятия малого бизнеса не были достаточно защищены государством, и первый импульс создать новую экономическую систему пришёл из Европейского союза. Налоговая система Италии не способствует помощи развитию взаимоотношений между клиентами и продавцами, а повышение налога на добавленную стоимость на 2 % за последние 3 года не содействует продажам. Налоговая система применяет политику жёсткой экономики, которая не даёт ожидаемых результатов.

В Италии, как и во всей Европе, многие люди считают, что капитализм — это «больная» система, а «теория социальной экономики» А. Сена и «теория счастливого антироста» С. Латуша являются альтернативами. Однако сегодня итальянский капитализм считается итогом экономического, общественного и юридического процессов эволюции. Сейчас государство не может защитить эту категорию людей. Примером реформы постановлений по трудовой сфере могут быть знаменитые «акты о трудоустройстве» предыдущего итальянского премьер-министра Маттео Ренци, которые обеспечили большую «мобильность», то есть теперь рабочие могут быть уволены в более краткие сроки. Эта реформа, в конечном счёте, разрушает постоянное трудоустройство. В прошлом сила «сделано в Италии» состояла из множества маленьких фабрик и компаний, которые действительно способствовал развитию работника: люди начинали свою карьеру в 16 лет, а начальник помогал своим подчинённым, создавая у них чувство единства с компанией.

В Италии концепция частной собственности — это неотъемлемая часть общества. Возможно, поэтому общая концепция и оценка капитализма сегодня имеют другой смысл. Сейчас «частная собственность» — это некая уникальная катего- гория, включающая в себя концепцию свободных рынков, либерализма, отсутствия государственного регулирования, глобализации и действующая в странах зоны евро, странах-участницах НАТО, Транстихоокеанского партнёрства, Всемирного банка. Все эти понятия создают действительный смысл капитализма в Италии.

Окончательные итоги нового капитализма, который является непопулярным не только в Италии, но и во всей Европе, породили множество антагонистических движений, в том числе экстремистских. Например, Неоглобалистское движение, известное лишь своей агрессивностью во время забастовок, а также много других, не столь популярных, как Движение вил, парализовавшее экономику Сицилии в конце 2011 г. и принёсшее проблемы с бензином и продуктами питания, а также это движение перекрыло самую важную дорогу, соединяющую Сицилию с Италией. В 2013 г. в Италии была аналогичная попытка, но план провалился, так как люди не стали принимать в этом участие [8]. Существуют и очень популярные движения, которые в некоторых странах пытаются демократическим путём взять власть в свои руки. Они разные и являются политическими партиями с идеями, которые находятся в противоречии с Европейским союзом и его экономическим режимом. Например, во Франции известен «Национальный фронт» правой партии Мари Ле Пен, которая не верит в Евросоюз, евро и экономическое сотрудничество. В Италии есть подобная партия «Северная лига», в Испании — «Мы можем», которая потеряла веру в банковскую систему. Вторая по величине итальянская партия «Движение пяти звёзд» выступает против политической коррупции, евро и санкций, подобно вышеперечисленным движениям; оно поддерживает мнение, что Европейский союз — провальный проект и все страны должны взять полный контроль над своими решениями, создать экономическую систему, в которой непосредственное участие принимает государство, сделать бесплатным образование и отказаться от использования евро.

Заключение. Автор ставил перед собой задачу представить обзор сущности и эволюции капитализма в Италии. Не существует общепризнанного определения капитализма в итальянской литературе, но все согласятся, что капитализм основывается на идее частной собственности и важности доходов в экономике. Процесс трансформации капитализма, состоящий в движении, показывает читателю, что концепция капитализма сложна и включает в себя роль государства в экономике страны и либерализацию экономики.

Италия — капиталистическая страна с окончания Второй мировой войны, но её экономическая структура сильно изменилась за последние 70 лет, что является доказательством того, что капитализм не может быть определён однозначно. Это динамическая система, которая продолжает модифицировать свою форму с развитием общества. Хотя многие люди страдают от действующего вида капитализма, сейчас нет экономической альтернативы, способной его заменить. Анализ иных теорий раскрывает преобразование капиталистической системы, изменение социума и принципов, действующих в мире. Сегодняшняя ситуация нестабильна, и новые антагонистские движения, ставшие политическими партиями, доказывают, что эта система должна меняться.

Возможно, только естественная эволюция событий сможет дать ответ на эти вопросы, потому что капитализм продолжает развиваться, менять свою форму с переменами в обществе.

Благодарности. Данная статья подготовлена для исследовательского проекта «Сущность и эволюция капитализма в мире» под руководством профессора Виктора Ивановича Бархатова. Автор благодарит Виктора Ивановича Бархатова и доцента Дмитрия Александровича Плетнёва из Челябинского государственного университета за вдохновение и полезные советы, которые помогли в написании статьи, а Екатерину Владимировну Кислову — за выполнение перевода данной статьи.

Список литературы

1. Amatori, F. Storia del capitalismo italiano dal dopoguerra a oggi / F. Amatori. — Donzelli Editori, 1997. — 648 p.
2. Arrighi, G. The Long Twentieth Century: Money, Power and the Origins of Our Times / G. Arrighi. — Verso, New left books, 1994. — 432 p.
3. Bavone, W. Lo sviluppo del Cile sotto l’ombra dei Chicago boys / W. Bavone // Eurasia: rivista di studi geopolitici. — URL: http://www.eurasia-rivista.org/lo-sviluppo-cileno-sotto-lombra-dei-chicago-boys/11476/, 2011.
4. Cambridge Dictionary. Crony Capitalism. — URL: http://dictionary.cambridge.org/ictionary/english/ crony-capitalism.
5. Capitalismo : enciclopedie on line // Enciclopedia «Treccani» . — URL: http://www.treccani.it/enciclopedia/ capitalismo
6. Fitoussi, J. P. Capitalismo Immorale / J. P. Fitoussi // La Stampa. — 2009. — 5 marzo. — URL: http://www. lastampa.it/2009/03/05/cultura/opinioni/editoriali/capitalismo-immorale-pFeOCQoN9OK0W9wjqvXRBJ/ pagina.html
7. Parker, R. E. Reflection on the Great Depression : Interview with M. Friedman / M. Friedman. — Northampton, 2002.
8. Gigante, C. Che cos’e e cosa vuole il “Movimento dei Forconi” / C. Gigante // Il Giornale. — 2011. — URL: http://www.ilgiornale.it/news/cronache/cos-e-cosa-vuole-movimento-dei-forconi-974498.html
9. Gregg, S. Disuguaglianza nel mondo del capitalism clientelare / S. Gregg // Istituto Acton. — 2014. — URL: http://it.acton.org/article/02/04/2014/disuguaglianza-nel-mondo-del-capitalismo-clientelarе
10. Capitalism // Hoepli. — URL: http://www.grandidizionari.it/Dizionario_Italiano/ parola/c/capitalismo. aspx?query=capitalismo
11. Keynes, J. M. National self-sufficinecy / J. M. Keynes // The Yale Review. — 1933. — Vol. 22, no. 4. — P. 755-769.
12. Medetti, M. Paul Krugman e Joseph Stiglitz: ecco perche la crisi ha messo in crisi il capitalism / M. Medetti // Panorama. — 2012. — 12 settembre. — URL: http://www.panorama.it/economia/paul-krugman- joseph-stiglitz-crisi-capitalismo.
13. Pananari M. Alla ricerca del capitalismo 3.0 // электронный журнал Europaquotidiano, режим доступа http://www.europaquotidiano.it/2011/06/21/alla-ricerca-del-capitalismo-3-0/, 2011.
14. Rampini, F. I misteri del capitalismo italiano, debiti e miracoli / F. Rampini // Tor Vergata Quaderni, Periodico di Informazione. — 1998. — URL: http://www.uniroma2.it/quaderni/5/Agnelli.htm
15. Capitalismo // Sabatini Coletti. — URL: http://dizionari.corriere.it/dizionario_italiano/C/capitalismo. shtml
16. Torricelli, A. Adam Smith e la definizione di capitalismo / A. Torricelli. — URL: http://www.homolaicus. com/economia/smith.htm
17. Valli, W. Barca: comunisti, cattolici e Washington, in questo modo e nato il capitalismo italiano / W. Valli // Repubblica. — 2015. — 18 aprile. — URL: http://genova.repubblica.it/cronaca/2015/04/18/news/comunisti_ cattolici_e_washington_nasce_cosi_il_capitalismo_italiano-112225257
18. Vasapollo, L. Storia di un capitalismo piccolo piccolo / L. Vasapollo. — Jaca Book, 2007.
19. Zingales, L. Una piccola vittoria contro il capitalismo clientelare, un grande segnale di speranza / L. Zingales. — URL: http://europaono.com/tag/capitalismo-clientelare

Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 14 (410). Экономические науки. Вып. 59. С. 17-24.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code