ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ

В.В.Пучкова,  канд. юрид. наук

Аннотация. Цель статьи – проанализировать особенность правового регулирования правоотношений в сфере реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и оказание медицинской помощи. В статье анализируются основные направления деятельности органов государственной власти по обеспечению возможности реального получения высококвалифицированной медицинской помощи. Автор делает вывод, что правовая система государства обязана обеспечивать соблюдение норм, регулирующих вопросы реализации каждым человеком конституционного права на охрану здоровья и оказания медицинской помощи.

Ключевые слова: правоотношения; конституционное право на охрану здоровья граждан; право на медицинскую помощь.

 

Правоотношения в сфере охраны здоровья – общественные отношения, возникающие между пациентами и медицинскими организациями относительно реализации конституционного права на охрану здоровья граждан и на медицинскую помощь. Структурными элементами таких правоотношений являются субъекты, объект, содержание правоотношения.

Субъектами конституционных правоотношений являются участники общественных отношений, являющиеся носителями прав и обязанностей в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи. Прежде чем стать субъектами данного конституционного права, они должны обладать определенными свойствами, то есть правосубъектностью. Основными элементами правосубъектности являются дееспособность, правоспособность и деликтоспособность. Дееспособность – возможность лица приобретать своими действиями права и обязанности. Согласно ст. 60 Конституции РФ в полном объеме дееспособность возникает у лица по достижении совершеннолетия, то есть определенного возраста, с которого наступает полная гражданская дееспособность. В соответствии со ст. 21 ГК РФ дееспособность граждан – это их способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникающая с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении гражданином восемнадцатилетнего возраста.

Правоспособность – установленная законом способность гражданина, организации быть носителем субъективных прав и юридических обязан- ностей . Правоспособность граждан приобретается с рождения и прекращается со смертью. Именно с рождения каждый приобретает право на охрану здоровья.

Правоспособность юридических лиц возникает с момента его создания и прекращается в момент его ликвидации. Содержание правоспособности определяется его целями, которые отражены в учредительных документах (ст. 94 ГК РФ) . Медицинские организации обладают правоспособностью с момента создания, регистрации в качестве юридического лица, их правоспособность прекращается с момента ликвидации.

Деликтоспособность – способность нести ответственность за свои действия (бездействие). В своей совокупности элементы правосубъектности составляют свойства, характеризующие субъекты в сфере здравоохранения. Однако субъекты конституционного права на охрану здоровья могут обладать дееспособностью без наличия правоспособности. В этом случае реализация данного права может осуществляться посредством представительства. Например, в случае недееспособности лица или лица, не достигшего совершеннолетия, его интересы в сфере здравоохранения могут представлять законные представители этого лица, опекуны или попечители.

Таким образом, субъектами конституционного права на охрану здоровья, с одной стороны, являются граждане РФ, иностранные граждане, проживающие или временно находящиеся на территории РФ, лица без гражданства, беженцы, а с другой стороны – государство, медицинские организации, лечащие врачи и другие медицинские работники.

Помимо граждан РФ правом на медицинскую помощь пользуются иностранные граждане, проживающие и пребывающие на территории Российской Федерации. Данное право предусматривается законами, иными правовыми актами Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Постановлением Правительства РФ от 6.03. 2013 № 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации».

Субъектом конституционного права на охрану здоровья является государство в лице законодательных и исполнительных органов государственной власти, которое возлагает на себя обязанность по реализации прав и свобод в сфере охраны здоровья.

При конституционно-правовом регулировании обеспечения конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь особое значение имеют отношения между населением и государством в лице его органов. В этих отношениях граждане являются, с одной стороны, субъектом, который вправе требовать соблюдения своих прав и прав по предоставлению бесплатных и платных медицинских услуг, выходящих за рамки программы обязательного медицинского страхования, и других прав. С другой стороны, граждане считаются субъектами, которые обязаны исполнять соответствующие обязанности, например обязанность по сохранению своего здоровья и здоровья своих детей, обязанность соблюдать права других граждан и другие обязанности в сфере охраны здоровья. При этом государство должно обеспечить необходимые условия для исполнения гражданами своих обязанностей.

В случае неисполнения обязанностей должностными лицами органов исполнительной власти любой гражданин может использовать для обжалования их решений и действий правовой механизм защиты прав и интересов.

Данное положение регламентировано на законодательном уровне многими законами и иными нормативными правовыми актами . Ответственность за обеспечение гарантий по реализации и соблюдению прав и свобод в сфере охраны здоровья возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В сфере здравоохранения в условиях проведения реформ следует больше внимания уделять усилению роли права в обеспечении права граждан на жизнь и здоровье. Эта задача возложена на органы государственной власти, органы местного самоуправления. Таким образом, здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности государства по обеспечению права граждан на жизнь и здоровье .

Основной обязанностью органов исполнительной власти является создание необходимых условий для реализации конституционного права граждан на охрану здоровья. Именно эта обязанность включена в перечень полномочий органов исполнительной власти по организации системы охраны здоровья.

В сфере охраны здоровья существует множество проблем относительно реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые должны решаться органами исполнительной и законодательной власти.

Решение этих проблем в сфере исполнительной власти связано с административным правовым статусом гражданина как субъекта многообразных административных правоотношений, так как за нарушение или несоблюдение прав человека в сфере охраны здоровья наступает административная ответственность и другие виды ответственности, например гражданско-правовая и даже уголовная ответственность. Поэтому при наступлении административной ответственности нарушитель данного права является субъектом административного права, и этот статус тесно связан с реализацией конституционного права на охрану здоровья в сфере исполнительной власти. Это положение относится и к другим видам ответственности – гражданско-правовой, уголовной.

Необходимо заметить, что органы исполнительной власти обладают правовыми, организационными и материальными средствами, направленными на реализацию гражданами их прав и свобод в сфере охраны здоровья. В случае нарушения прав в сфере охраны здоровья граждане могут обращаться в органы исполнительной власти с просьбой оказать им помощь в осуществлении защиты их прав. При рассмотрении обращений граждан с целью обеспечения реализации прав граждан в сфере охраны здоровья органы исполнительной власти применяют меры административного принуждения. В то же время для реализации конституционного права граждан на охрану здоровья органы государственной власти признаны создавать условия для выполнения гражданами возложенных на них Конституцией обязанностей, а именно платить налоги, охранять природу и окружающую среду.

Органы государственной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностные лица обязаны выполнять полномочия по защите прав и свобод граждан в сфере охраны здоровья. В случае неисполнения органом исполнительной власти и его должностным лицом своих обязанностей по осуществлению реализации защиты прав и свобод в сфере охраны здоровья, каждый должен иметь реальную возможность использовать правовой механизм реализации своих прав в данной сфере. Тем самым можно использовать механизм досудебного способа регулирования возникающего конфликта (спора), а также судебного или административного обжалования решений и действий органа исполнительной власти, нарушающего права граждан.

На законодательном уровне должны быть закреплены не только полномочия государственных органов исполнительной власти по эффективной защите прав и свобод граждан, но и их обязанности, а также и ответственность за несоблюдение своих обязанностей по обеспечению прав и свобод граждан в сфере охраны здоровья.

Таким образом, особенностью взаимоотношений между населением и государством в лице его органов является сложный характер, так как правам населения должны соответствовать обязанности государства и наоборот. Например, праву граждан на охрану здоровья должна соответствовать обязанность государства контроля и создание благоприятных условий для реализации данного права. Эти права и обязанности должны иметь конкретизированное закрепление на законодательном уровне. Именно такое закрепление основных прав и свобод в сфере охраны здоровья будет способствовать результативной их реализации и защите.

Существенное значение в этом процессе имеет закон, который должен соблюдаться всеми гражданами, органами, организациями, учреждениями, предприятиями.

В системе здравоохранения правоотношения возникают между органами государственной власти и органами управления здравоохранением. Данные правоотношения осуществляются посредством установления государственных социальных стандартов в области здравоохранения, программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, лицензирования отдельных видов медицинской деятельности, сертификации медицинских услуг. Данные правоотношения относятся к административным отношениям. К административным правоотношениям относятся отношения между фондами обязательного медицинского страхования и страхователями, обязанными выплачивать страховые взносы в обязательном порядке. К субъектам в сфере охраны здоровья относятся правоохранительные органы, суды. Это связано с увеличением роста судебных разбирательств различных правоотношений, связанных с медицинским обслуживанием. Данные правоотношения относятся к административным отношениям.

Правоотношения, возникающие между медицинскими организациями, службами системы здравоохранения и населением, являются гражданско-правовыми.

Объектом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь является здоровье. Объектом в медицинских правоотношениях можно назвать медицинскую помощь и медицинские услуги, а субъектами являются, с одной стороны, медицинские организации, с другой – население.

Медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Право на медицинскую помощь возникает при заболевании, в случае утраты трудоспособности. Именно в этих случаях у граждан возникает необходимость обращаться в медицинские учреждения за оказанием медицинской помощи. В случае возникновения заболевания граждане имеют право на получение одной из следующих видов медицинской помощи, например, может возникнуть право на предоставление им первичной медико-санитарной помощи. Данное право возникает при незначительных заболеваниях, не требующих существенного воздействия на организм человека. При острых заболеваниях, серьезных болезнях, приводящих к серьезным последствиям, возникает право на специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь. При заболеваниях, представляющих угрозу жизни, а также при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, возникает право на получение скорой специализированной медицинской помощи. В случае возникновения неизлечимых заболеваний, имеющих существенное ограничение физических или психических возможностей, когда граждане нуждаются в интенсивной терапии, психосоциальной помощи, длительном постороннем уходе, им оказывается паллиативная медицинская помощь.

Для увеличения результативности предоставления медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни пациента и не требующих экстренного вмешательства, в медицинских организациях может организовываться отделение (кабинет) неотложной помощи.

Оказание медицинской помощи гражданам зависит от гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, которая обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования.

Таким образом, мы видим, что право граждан на бесплатную медицинскую помощь является основным содержательным элементом права на охрану здоровья. Содержанием конституционного права граждан на охрану здоровья является гарантированная законом возможность получения бесплатной медицинской помощи.

Конкретное содержание данного права обнаруживается в том, что:
• государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания;
• в государственных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно;
• всем гражданам предоставляется гарантированный уровень бесплатной медицинской помощи.

Таким образом, между субъектами правоотношений в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи складываются определенные связи, носящие административный, гражданско-правовой и правоохранительный характер.

Библиографический список

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) /Российская газета. 2009. 21 янв. № 7.
2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп.). Ч. 1 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Российская газета. 1994. 8 дек. № 238-239.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» / Российская газета. 2011. 23 ноябрь. № 5639.
5. Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 № 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации» / Собрание законодательства Российской Федерации от 11 марта 2013 г. № 10. Ст. 1035.
6. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16 августа 2011 г. № 144 Москва «О внесении изменений в Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденный приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. № 230» / Российская газета. 2011. 21 дек. № 287.
7. Поляков И.В., Максимов А.В. От единого государства к единой системе здравоохранения / Журнал «Проблемы управления здравоохранением». 2001. № 1. С. 21.
8. Юридический энциклопедический словарь / Буянова М.О., Ганюшкина Е.Б., Ганюшкин Б.В. и др. / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2006.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 1 (60) 2017

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Просмотров: 11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code