Решение Саратовского УФАС России от 24.09.2018 N 331-18/гз

Суть жалобы: Заказчиком утверждена документация об аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Решение: Жалоба признана обоснованной, так как заказчиком в документации об аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2018 г. N 331-18/гз
О ПРИЗНАНИИ ЖАЛОБЫ ОБОСНОВАННОЙ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее – Комиссия) в составе:

1.

2.

3.

рассмотрев жалобу ООО “К” на действия Заказчика – ГКУ СО “Д” при проведении электронного аукциона N 0360200054018000059 “Ремонт автомобильной дороги “Вольск – Черкасское – Калмантай – граница Ульяновской области” на участках км 46+900 – км 49+000, км 49+000 – м 53+700 и км 53+700 – км 56+600 в Вольском районе Саратовской области”,

установила:

18.09.2018 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО “К” (далее – Заявитель, Общество) на действия Заказчика – ГКУ СО “Д” при проведении электронного аукциона N 0360200054018000059 “Ремонт автомобильной дороги “Вольск – Черкасское – Калмантай – граница Ульяновской области” на участках км 46+900 – км 49+000, км 49+000 – м 53+700 и км 53+700 – км 56+600 в Вольском районе Саратовской области” (далее – Аукцион).

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком утверждена документация об Аукционе с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе).

Заявитель о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, не явился.

Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Изучив представленные сведения и документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:

01.09.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок были размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.

Заказчиком данного Аукциона является ГКУ СО “Д” (далее – Заказчик).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 81 351 977,00 рублей.

Из жалобы Заявителя следует, что в документации об Аукционе установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известны после его производства.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пункт 1 “Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон

(горячий мелкозернистый плотный асфальтобетон типа Б марки II) для устройства покрытия” Приложения N 1 к документации об Аукционе установлены следующие требования к товару:

– Водонасыщение, % по объему

образцов, отформованных из смеси от 1,5 до 4,0

образцов из переформованных вырубок и кернов от 1,0 до 4,0

вырубок и кернов готового покрытия не более 4,5″,

– Предел прочности при сжатии, при температуре, +50 °C не менее 1,2 Мпа, +20 °C не менее 2,2 Мпа, 0 °C не более 13 Мпа,

– Водостойкость при длительном водонасыщении – не менее 0,70,

– Пористость минеральной части от 14 до 19%, Остаточная пористость св. 2,5% до 5,0%”,

– Остаточная пористость св. 2,5% до 5,0% и другие.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе указано: “В случае, если показатель (или его значение), установленный в Приложении N 1 к Документации об электронном аукционе для определения соответствия его потребностям или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (в т.ч. показатели, сопровождающиеся словосочетаниями и знаками “в пределах”, “не более”, “не менее”, “не выше”, “не ниже”, “от”, “до”, и т.п.), не сопровождается знаком “*”, то участник закупки в своей заявке, должен указать диапазонное значение показателя в установленных требованиями пределах”.

При этом, Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе содержит следующие положения: “Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами “эквивалент”, “аналог”, “типа”, “от”, “до”, “не более”, “не менее”, “выше”, “ниже”, “не выше”, “не ниже”, “максимум”, “минимум”, “должен” (в любых словосочетаниях и падежах), “должна” (в любых словосочетаниях и падежах) и т.п. и допускать разночтения или двусмысленное толкование”.

Таким образом, согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, участниками закупки при формировании заявки на участие в Аукционе в случае указания диапазонных значений характеристик товаров, используемых в ходе исполнения контракта, не должны использоваться, в том числе, предлоги и слова “от” и “до”, “не менее”, “не более” и другие, что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и не позволяет указать надлежащим образом значения показателей, которые по своей сути являются диапазонными.

Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, учитывая, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.09.2018 N 0360200054018000059-1 никто не был отклонен, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат закупки.

Из жалобы Заявителя следует, что в документации об Аукционе отсутствует описание объекта закупки в части требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ, например, песок, щебень, бетон, эмульсия, проволока арматурная, труба, краска разметочная.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами “или эквивалент” либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, определение характеристик товара относится к полномочиям Заказчика.

Также Законом о контрактной системе не предусмотрены требования по включению в документацию об Аукционе требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ, являющихся незначительными для Заказчика.

Таким образом, довод жалобы признается необоснованным.

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик не указал в проекте контракта идентификационный код закупки.

Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Из Закона о контрактной системе не следует обязанность Заказчика указывать идентификационный код закупки в Проекте контракта.

При этом, Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что в документации об Аукционе Заказчиком указан идентификационный код закупки 182645211818264520100100890894211244.

Таким образом, довод жалобы не находит своего подтверждения.

Из жалобы Заявителя следует, что проект контракта не содержит срока приемки выполненных работ.

Согласно п. 1 ч. 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Так, в п. 8.2 раздела 8 “Сдача и приемка работ” проекта контракта документации об Аукционе указано: не позднее 5 (пяти) рабочих дней после получения от Подрядчика документов, указанных в п. 8.1, и исполнительной документации, согласно Перечня исполнительной документации (Приложение N 3), Государственный Заказчик и/или уполномоченные лица рассматривают результаты и осуществляют приемку выполненных работ по контракту на предмет соответствия их объему и качественным требованиям, изложенным в контракте.

Таким образом, проект контракта содержит срок приемки выполненных работ, в связи с чем довод жалобы не находит своего подтверждения.

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик неправомерно устанавливает незаконную причину увеличения сроков исполнения обязательств в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

Согласно ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

В пункте 15.1 Проекта контракта документации об Аукционе указано: Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по настоящему Договору в случае, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, блокад, изменения законодательства, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по настоящему Контракту, а также других чрезвычайных обстоятельств, подтвержденных в установленном законодательством порядке, которые возникли после заключения настоящего Контракта и непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также которые Стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.

В пункте 15.2 Проекта контракта документации об Аукционе указано: при наступлении таких обстоятельств, срок исполнения обязательств по настоящему Контракту отодвигается соразмерно времени действия данных обстоятельств постольку, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение настоящего Контракта в срок.

Согласно ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При этом, условие исполнения контракта, указанное в пункте 15.2 Проекта контракта не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, так как из буквального толкования положений проекта контракта не следует, что стороны согласовали порядок изменения срока исполнения контракта. При этом, Законом о контрактной системе не определены права и обязанности заказчика и подрядчика в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, в связи с чем указанные обязательства сторон регламентируются гражданским законодательством.

Таким образом, довод жалобы признается необоснованным.

Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, Комиссия Саратовского УФАС России,

решила:

  1. Признать жалобу ООО “К” на действия Заказчика – ГКУ СО “Д” при проведении электронного аукциона N 0360200054018000059 “Ремонт автомобильной дороги “Вольск – Черкасское – Калмантай – граница Ульяновской области” на участках км 46+900 – км 49+000, км 49+000 – м 53+700 и км 53+700 – км 56+600 в Вольском районе Саратовской области” обоснованной в части установления ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
  2. Признать в действиях Заказчика ГКУ СО “Д” нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
  3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, так как допущенное нарушение не повлияло на результат закупки.
  4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 7

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code