EX ORIENTE LUX И ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ

В.А.Кузнецов, доктор исторических наук

Ex oriente lux — с лат. «С Востока свет». Парафраз евангельского повествования о рождении Иисуса (Евангелие от Матфея, 2.1 «Когда родился Иисус в Вифлееме иудейском во дни царя Ирода, пришли с востока волхвы в Иерусалим, говоря: Где родившийся царь иудейский? Ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться ему». Термин «С Востока свет» в поэтической форме исследован русским религиозным философом В. С. Соловьёвым (1853—1900)1.

Противостояние и сотрудничество цивилизаций Востока и Запада, взаимодействие, взаимовлияние культур составляет сущность и содержание мирового процесса человечества. В этом противостоянии и диалоге Востока и Запада Россия занимает особенное положение. При тысячелетии принадлежности к западной христианской культуре, тем не менее, в русском православии и в части русского общества зародилась и в течение веков укрепилась мысль, имеющая давнюю традицию, восходящую ещё в XV в. к формуле, приписываемой монаху Филофею, о Московском княжестве как третьем Риме. Отсюда впоследствии и выработался известный традиционный тезис об особом пути развития России, который отличается от путей на Востоке, так и на Западе. В середине XIX в. идея особого пути России серьёзно разрабатывалась славянофилами. Именно среди них укрепляется идея об особом назначении России — служить связующим звеном между Востоком и Западом. С этого времени изучение отношения Восток — Запад превращается в идеологическую и философскую проблему, актуальность которой то затухала, то возгоралась. В конце XIX в. тему «Россия — Запад — Восток» активно развивал выдающийся представитель русской философии Владимир Соловьёв. Будучи поэтически одарённым, многие философские проблемы он выражал в поэтической форме.

1 Подробнее см.: Пчелинцева, К. Ф. Отражение идей Вл. Соловьёва в русской поэзии начала XX века / К. Ф. Пчелинцева // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В. С. Соловьёва : материалы междунар. конф. (14—15 февр. 2003 г.). — СПб. : С.-Петерб. филос. о-во, 2003. (Symposium. Вып. 32.). — С. 372—377.

Одна из основных идей В. Соловьёва — идея преодоления одностороннего восприятия философии и культуры Востока. Он предлагает привести к единству, к конвергенции достижений западной рациональной и религиозной философии с оригинальными религиозно-философскими учениями Востока. Россию и общества, в которых господствующее положение занимает православие, В. Соловьёв считает более совершенными. И миссия России и православия состоит в преодолении недостатков восточной и западной цивилизаций и синтеза на этой основе лучших сторон и достоинств Запада и Востока в России. В одном из своих произведений Соловьёв жёстко противопоставляет Восток и Запад (Восток — царство бесчеловечного бога; Запад — царство безбожного человека). Таким образом, взгляды В. Соловьёва не идентичны ни взглядам западников, ни взглядам славянофилов. Философ утверждал, что Россия не может быть только Востоком и что в противостоянии «Восток — Запад» Россия не должна стоять ни на чьей стороне. Миссия России состоит в осуществлении объединяющей функции в этом споре Востока и Запада. Из этих идей вырастает философское учение В. Соловьёва о «Всеединстве», как воплощение интеграции идей европейской и восточной мысли.

В. Соловьёв первым показал две ипостаси Востока в стихотворении «С Востока свет», в котором он ясно говорит о «Востоке Ксеркса» и «Востоке Христа».

Ex oriente lux”
«С Востока свет, с Востока силы!»
И, к вседержительству готов,
Ирана царь под Фермопилы
Нагнал стада своих рабов.
Но не напрасно Прометея
Небесный дар Элладе дан.
Толпы рабов бегут, бледнея,
Пред горстью доблестных граждан.
И кто ж до Инда и до Ганга
Стезёю славною прошёл?
То македонская фаланга,
То Рима царственный орёл.
И силой разума и права —
Всечеловеческих начал —
Воздвиглась Запада держава,
И миру Рим единство дал.
Чего ж ещё не доставало?
Зачем весь мир опять в крови?
— Душа вселенной тосковала
О духе веры и любви!
И слово вещее не ложно,
И свет с Востока засиял,
И то, что было невозможно,
Он возвестил и обещал.
И, разливался широко,
Исполнен знамений и сил,
Тот свет, исшедший от Востока,
С Востоком Запад примирил.
О Русь! в предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким же хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?

* См.: Соловьёв, В. С. Собр. соч. : в 10 т. — 2-е изд. — СПб., 1911—1914. Стихотворение впервые опубликовано в журнале «Вестник Европы за 1890 г. (№ 4. С. 623—624).

В этом произведении В. Соловьёв пытается смягчить культурные противоречия между Западом и Востоком. И философ заменяет эти различия, как он считает, на исторически более чёткое и понятное противопоставление Ксеркса и Христа, воплощающее вечную борьбу добра и зла. У В. Соловьёва Ксеркс не тождествен полностью Востоку, как и Христос не тождествен всей западной культуре. Добро В. Соловьёв видит и на Востоке, и в Европе. Олицетворением зла для него является весь антихристианский мир, наиболее ярко воплотившийся в буддизме и в китайской философии (конфуцианстве, даосизме и легизме), с её страстью к порядку, но не к совершенному. Говоря о Русской идее, В. Соловьёв утверждает, что она не может вырасти из идеи исключительности предназначения России. Русская идея должна опираться на идею всехристианского единения. В настоящее время интерес к проблеме «Восток — Запад» снова возрастает.

Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 1 (397).
Философские науки. Вып. 43. С. 87—88.

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Просмотров: 18

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code