О РИСКАХ, СВЯЗАННЫХ С ПЕНСИОННЫМИ НАКОПЛЕНИЯМИ ГРАЖДАН

Н.И.Сапожникова, кандидат юридических наук

Вопросы, связанные с пенсионными накоплениями, в настоящее время являются актуальными для всех граждан: как для тех, кто в ближайшее время будет реализовывать право на пенсию, так и для тех, кто только начинает трудовую деятельность. Как правильно выбрать негосударственный пенсионный фонд или оставить средства пенсионных накоплений в государственной управляющей компании, чтобы в дальнейшем претендовать на накопительную пенсию в выгодном размере, сегодня интересует многих граждан.

Ключевые слова: пенсия, пенсионные накопления, накопительная пенсия.

 

Укрепление рыночных отношений, неотъемлемой частью которых является развитие различных финансовых коммерческих и некоммерческих организаций, в значительной степени обусловили изменение социально-экономического положения в России. Это отразилось в повышении социальной ответственности и дополнительных гарантиях государства, общества и работодателей перед гражданами. Обеспечение пенсией населения служит одной из самых значительных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы более 30 % населения страны, а косвенно и все население.

Пенсионное обеспечение играет огромную роль в экономической, общественно-политической жизни страны и в финансово-бюджетной сфере государства. Пенсионная система напрямую связана с системой оплаты труда, налоговой системой, состоянием рынка труда, положением на финансовом рынке, а также с демографической ситуацией.

В существующих экономических условиях наиболее действенным механизмом увеличения уровня жизни пенсионеров представляется развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Построение эффективной социальной защиты пенсионеров во многом зависит не только от государства, но и от совместных усилий государства и бизнеса.

Опыт существования в сложных экономических и политических условиях негосударственных пенсионных фондов (НПФ) доказал их социальную значимость и право участвовать в системе обязательного пенсионного страхования граждан. Социальная значимость НПФ состоит в активном вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования и в содействии решению стратегической задачи национальной пенсионной системы, коей является повышение уровня жизни пенсионеров. Недостаточная степень развитости НПО, незначительная доля негосударственных пенсий в общей системе пенсионного обеспечения граждан, недостаточный уровень разработанности теоретической и законодательной базы сдерживают развитие российской пенсионной системы.

В виду того что НПФ управляют значительными финансовыми средствами граждан и несут при этом ответственность за их сохранность, повышается значимость эффективного правового регулирования их деятельности, от которого напрямую зависят условия осуществления и результат их работы.

Негосударственный пенсионный фонд — один из институтов пенсионной системы РФ, представляющий собой некоммерческую организацию, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное, и обязательное пенсионное страхование. Негосударственные пенсионные фонды существуют в России с 1991 г., однако и в настоящее время данный институт находится на стадии развития.

Поскольку пенсионная система РФ переживает процесс реформирования, НПФ также подвергаются реформам.

В настоящее время деятельность НПФ подвержена различным рискам. Прежде всего это риски инвестирования пенсионных накоплений в НПФ и управляющие компании. К рискам, связанным с инвестициями, можно отнести финансовые, организационные риски и риски, связанные с бизнесом. В правовых актах оговариваются полномочия НПФ в связи с выявлением рисков, а также с прогнозированием и устранением имеющихся рисков, но это не является стопроцентной гарантией для их полной ликвидации.

В системе НПО существуют и политические риски накопительной системы. Это связано прежде всего с нестабильностью пенсионной системы РФ, ее постоянным реформированием. Все принимаемые нормативно-правовые акты определяют новые условия, критерии, правила, установки, и это может привести к полному изменению сущности и деятельности НПФ в системе пенсионного обеспечения РФ.

В данный момент отмечается нестабильность в части накопительной пенсии. Средства, предназначенные для формирования накопительной пенсии, заморожены, все пенсионные отчисления идут в ПФР и, соответственно, за счет этих средств выплачивается пенсия нынешним пенсионерам. Это в первую очередь определяется принципом солидарности поколений. Исходя из этого у граждан РФ появляется выбор: сохранить свою накопительную пенсию для тех, кто уже работает, и написать заявление в любой НПФ на передачу последнему своих пенсионных накоплений, или же отказаться от формирования накопительной пенсии вообще и перевести ее в счет страховой пенсии. Второй вариант означает, что граждане, которые перевели свои пенсионные накопления, отдают их полностью в распоряжение государства и в будущем смогут рассчитывать только на страховую пенсию. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы, однако отказ от накопительной пенсии лишает граждан определенных полномочий по ее созданию и формированию, а это в свою очередь лишает граждан возможности участвовать в формировании своего пенсионного будущего.

Одной из причин, по которой в будущем могут возникнуть проблемы, связанные с пенсионным обеспечением, является отсутствие знаний у молодого поколения в отношении вопросов пенсионного реформирования, которое касается именно их будущей пенсии. Тем, кому сегодня 35 — 45 лет, практически не осведомлены о своих пенсионных правах, которые можно использовать уже сейчас в работе с НПФ и управляющими компаниями. Поэтому нужна четкая пропагандистская компания, направленная на всех участников пенсионной реформы.

В связи с тем что пенсионная система РФ, а также все ее составляющие, в том числе НПО, находятся в процессе реформирования и нестабильности, данный тип рисков является актуальным для нашего государства в отношении накопительной пенсионной системы. Рассмотрим подробнее развитие законодательной основы, регулирующей накопительную пенсию.

Впервые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, которые были предназначены для финансирования накопительной части пенсии, были установлены Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ . Далее в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ был определен порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, для уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пен- сии . В этом законе были установлены порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

Согласно федеральным законам от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ и № 424-ФЗ определяются два самостоятельных вида пенсии — страховая и накопительная. Установление и выплата накопительной пенсии, в свою очередь, происходит при наличии средств, которые находятся на специальном индивидуальном лицевом счете лица.

В конце 2011 г. Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию сделал акцент на том, что необходимо разработать проект Стратегии развития пенсионной системы РФ . Такая стратегия была разработана на период до 2030 г. и, в частности, включала в себя вопросы, связанные с накопительной пенсией. Согласно положениям данного документа определяется реформирование института накопительной пенсии. Документ предлагал перейти на добровольные отчисления гражданами РФ средств в накопительную составляющую с 2015 г. До этого времени предлагалось снизить процент отчисления с имеющихся 6 до 2 — 4 %. Если в будущем гражданин решит сохранить за собой накопительную пенсию, он сможет сделать это путем подачи заявления в соответствующий орган и отчислять самостоятельно 2 % .

В стратегии также определены основные минусы накопительной пенсии:
— отсутствие системы эффективных гарантий, направленных на сохранность и возвратность пенсионных накоплений, какая существует в ряде других государств (например, в Германии гарантирована сохранность пенсионных накоплений до момента наступления пенсионного возраста гражданина) [2];
— отсутствие отлаженного механизма регулирования и контроля накопительной составляющей пенсионной системы; это, прежде всего, объясняется тем, что в РФ часто меняются полномочия между Банком России и уполномоченным федеральным органом;
— реальное обесценивание средств пенсионных накоплений;
— рыночные риски (отсутствие инвестиционных вкладов);
— высокие издержки администрирования.

С 2014 г. в РФ имеет место такое понятие, как «мораторий на формирование накопительной пенсии». Это означает, что все взносы на накопительную пенсию были переданы Пенсионному фонду РФ для обеспечения принципа распределения, то есть принципа солидарности поколений, исходя из которого, действующие пенсионеры получают пенсии из пенсионных отчислений работающих граждан.

В 2015 г. это положение сохранило свою силу. 1 января 2016 г. вступили в силу Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 373-ФЗ «О внесении изменений в статью 33-3 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”» и Федеральный закон от 4 декабря 2013 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» , которые, в свою очередь, продлили мораторий на формирование накопительной пенсии. Данными нормативно-правовыми актами мораторий распространен на 2016 г. Однако объем пенсионных прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования не уменьшится. Суммы всех страховых взносов будут отражены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, а также при определении индивидуального пенсионного коэффициента за 2016 г. [1].

Таким образом, вопросы, связанные с накопительной пенсией, имеют неопределенный характер, а в настоящее время средства пенсионных накоплений заморожены. Поэтому делать определенные выводы о будущем накопительной пенсии весьма сложно. Но если гражданин сейчас полностью откажется от накопительной пенсии, переведя ее в страховую часть, в будущем, когда мораторий будет отменен, он уже не сможет вернуть свою накопительную пенсию [Там же].

Следует отметить и политические риски, связанные с формированием пенсионных накоплений.

Политические риски — это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики. Данные риски связаны непосредственно с возможными изменениями в курсе правительства, а также возможном изменении приоритетных направлений развития государства.

Соответственно у граждан РФ есть два варианта развития их пенсионной истории: 1) сохранить накопительную пенсию до полной отмены моратория и в дальнейшем продолжать делать пенсионные отчисления на свой индивидуальный счет; 2) полностью отказаться от формирования средств пенсионных накоплений и перевести их в страховую пенсию. Второй вариант означает, что граждане, отказавшиеся от формирования средств пенсионных накоплений, отдают все свои пенсионные накопления в распоряжение государству [2]. Такие граждане при выходе на пенсию смогут рассчитывать только на страховую пенсию, размер которой будет определен суммой полученных баллов. Но здесь есть большой минус, связанный с индексацией. Как известно, индексация пенсии проводится два раза в год и составляет 4 % независимо от инфляции. При этом отметим, что если и номинальная стоимость пенсии возрастает, то реальная покупательная стоимость уменьшается. Темпы роста инфляции в современных кризисных условиях несопоставимы с уровнем индексации пенсии.

Таким образом, ввиду того что пенсионная система РФ находится в процессе реформирования, появляются все большие и большие политические риски, содержание которых обусловливается возможным изменением законодательства. Это положение затрагивает и накопительную пенсию. За последние 20 лет в России было принято немало нормативных актов, регулирующих накопительную пенсию. Исходя из этого нельзя сделать вывод о том, что накопительная пенсия — это институт, который зависит прежде всего от развития пенсионной реформы. Если в будущем с накопительной пенсии будет полностью снят мораторий, этот институт станет выгодным для граждан. Однако если средства пенсионных накоплений будут заморожены еще очень длительное время, граждане потеряют при выходе на пенсию возможность получения суммы накопительных средств.

Список литературы

1. Ключевская, Н. Продлен мораторий на формирование накопительной пенсии [Электронный ресурс] / Н. Ключевская // БухВести.РФ : электрон. журн. — URL: http://xn--90acjm8bgdq.xn-- p1ai/70558 (дата обращения: 10.08.2017).
2. Сосков, В. Цена простых решений. Отказ от накопительной части пенсии приведет к катастрофическим последствиям [Электронный ресурс] / В. Сосков // Эксперт : электрон. журн. — URL: http://expert.ru/ (дата обращения: 10.08.2017).

Библиографическое описание: Сапожникова, Н. И. О рисках, связанных с пенсионными накоплениями граждан / Н. И. Сапожникова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 4. — С. 61 — 64.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 26

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code