АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ В РАЗРЕЗЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ РФ

А.О.Волокитина

Рассмотрены виды специальных налоговых режимов, установленные для субъектов малого и среднего бизнеса в соответствии с налоговым законодательством РФ. Проанализирована структура начислений по налогам, уплачиваемых малыми и средними предприятиями в связи с применением специальных налоговых режимов, в разрезе федеральных округов Российской Федерации (отдельно выделен Крымский федеральный округ). Исследованы факторы, определяющие применение специальных налоговых режимов в федеральных округах. Установлено, что наиболее часто применяемым специальным налоговым режимом является упрощенная система налогообложения. Остальные виды налоговых режимов используются в федеральных округах РФ в зависимости от территориального положения и отраслевой структуры.

Ключевые слова: налог, специальный налоговый режим, система налогообложения, малый бизнес, средний бизнес, федеральный округ.

 

В современных экономических условиях крайне важным остается понятие конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Особенно остро этот вопрос стоит для малого и среднего предпринимательства. Выбор оптимальной системы налогообложения является одним из основных аспектов в разработке стратегии бизнеса.

Возможность такого выбора — одно из преимуществ малого и среднего предпринимательства в России. Налоги играют немаловажную роль в структуре расходов предприятия, и оптимальная система их начисления, наиболее выгодная для предприятия, поможет значительно сократить расходы.

Целью статьи является анализ применения субъектами малого и среднего бизнеса специальных налоговых режимов в разрезе федеральных округов РФ.

Проблема, освещенная в данной работе, рассмотрена многими авторами с различных сторон и аспектов. Помимо особенностей применения специальных налоговых режимов [7; 8; 12; 15] и характеристики налоговой политики России [1; 2; 14], можно также выделить работы, посвященные оценке взаимодействия государства с малым и средним бизнесом [3] и анализу факторов успешности малого и среднего бизнеса (в том числе в разрезе федеральных округов) [4; 11; 13]. При написании статьи использовались данные Федеральной налоговой службы и Налогового кодекса РФ .

Для начала разберем системы налогообложения предпринимательства, установленные в России. В настоящее время российские предприятия могут применять общую и специальные системы налогообложения. К специальным относятся: упрощенная, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог и патентная .

В данной работе акцент делается только на специальных налоговых режимах, поэтому рассмотрим каждый из этих режимов подробнее и сравним их с общей системой налогообложения.

Общая система налогообложения (ОСНО) предполагает, что предприятие платит налоги: на имущество, на прибыль и на добавленную стоимость. Такая система выгодна фирмам, оказывающим услуги крупному бизнесу. Основными недостатками является то, что чаще всего при такой системе налоговое бремя больше, чем при других. Расчет налогов (особенно НДС) непрост, к тому же к отчетности по данному налогу предъявляются строгие требования.

Специальные системы налогообложения предполагают уплату только одного налога вместо трех, предусмотренных общей системой. Наибольшей популярностью пользуется упрощенная система налогообложения (УСНО). Налог рассчитывается исходя из ставки налога и налоговой базы (СН х НБ). Особенностью является то, что организация имеет право выбрать вариант налогового обложения: ставка 6 % на доходы; ставка 5—15 % (в зависимости от региона, вида деятельности, размера дохода и др.) на доходы за вычетом расходов.

Следует обратить внимание, что если расходы предприятия меньше 60 % доходов — выгоднее применять ставку 6 % на доходы, а если расходы превышают 60 % дохода, то выгоднее вариант ставки 15 % на доходы за вычетом расходов.

Упрощенная система налогообложения хороша тем, что снижает налоговую нагрузку и упрощает ведение налогового учета. Но существуют ограничения на применение УСНО: ряд организаций (банки, НПФ и др.) не имеют права применять данную систему; число сотрудников должно быть меньше 100 чел.; доля участия других организаций не должна превышать 25 %; годовой доход компании не должен превышать 60 млн р. и др.

Размер единого налога на вмененный доход (ЕНВД) зависит от вида деятельности. Налог рассчитывается как произведение вмененного дохода наставку налога. Под вмененным доходом понимается произведение базовой доходности на физический показатель. Физическим показателем могут считаться торговая площадь, численность сотрудников и др. Базовая доходность определяется НК РФ и берется с учетом коэффициента-дефлятора (единый для всей России) и корректирующего коэффициента (устанавливается администрацией города). Налоговая ставка — 15 %.

Применять ЕНВД могут предприятия, занимающиеся определенными видами деятельности: розничная торговля, общественное питание, бытовые и ветеринарные услуги, услуги по ремонту, техническому обслуживанию автомобилей, автомойки, стоянки, пассажиро- и грузоперевозки, распространение и размещение наружной рекламы, услуги по передаче во временное пользование торговых мест, земельных участков, услуги по временному размещению и проживанию. Численность сотрудников для применения ЕНВД не должна превышать 100 чел., процент участия других организаций не должен быть больше 25 %.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) предназначен специально для организаций, занимающихся производством сельхозпродукции. ЕСХН рассчитывается как произведение налоговой ставки (6 %) и налоговой базы (доходы минус производственные расходы). Доход организации от сельскохозяйственного производства должен составлять больше 70 %, только тогда предприятие вправе применять ЕСХН.

Патентная система налогообложения (ПСНО) предназначена для индивидуальных предпринимателей с численностью работников не больше 15 чел. и доходом от реализации меньше 60 млн р. Данная система быстро набирает популярность. ПСНО имеет ограничение на право применения по определенным видам деятельности (ремонт мебели, ритуальные услуги, ремонт ювелирных изделий и др.). Срок действия патента — 1—12 месяцев. Налог рассчитывается как произведение налоговой ставки (6 %) на налоговую базу (потенциально возможный доход, определяется каждым регионом самостоятельно).

Особенностью данной налоговой системы также является то, что предприниматели, впервые зарегистрировавшиеся и осуществляющие деятельность в определенных сферах (например, научной или социальной), имеют право на налоговые каникулы по решению субъекта РФ.

Также данная система может совмещаться с другими налоговыми режимами, предусматривает льготы на страховые взносы за работников; представление налоговой декларации в налоговую инспекцию при данной системе является необязательным.

Так, рассмотрев системы налогообложения, можно перейти к анализу их использования на территории РФ [15].

Из рис. 1 видно, что наибольшей популярностью пользуется упрощенная система. Из общего числа поданных деклараций она составляет 51,02 %. Следующим по частоте использования является налог на вмененный доход — 37,91 %, далее патентный режим — 3,3 % и сельскохозяйственный налог, который составляет лишь 1,78 %.

На рис. 2—5 отражены данные о количестве налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по определенным режимам налогообложения за 2015 г. в процентном соотношении от общего числа предприятий малого и среднего бизнеса в разрезе федеральных округов (ФО) России. Проанализируем каждую систему налогообложения отдельно.

Рис.1.Количестео оалогоплателыцикое, предстасиешднсалоооеые сИслярае ии по специальным налоговым режимам в 2015 г.

Рис. 2. Применение упрощенной системы налогообложения в разрезе федеральных округов РФ в 2015 г.

Рис. 3. Применение единого налога на вмененный доход в разрезе федеральных округов РФ в 2015 г.

Рис. 4. Применение патентной системы налогообложения в разрезе федеральных округов РФ в 2015 г.

Рис. 5. Применение единого сельскохозяйственного налога в разрезе федеральных округов РФ в 2015 г.

Наибольший процент предприятий малого и среднего бизнеса используют упрощенндю систему налогообложения (рис. 2) — в Центральном (61,71 %) и Северо-Западном (60,87 %) ФО, наименьший — в Северо-Кавказском ФО (37,77 %). Отметим, что значения по округам имеют несущественные различия. Применение упрощенного режима («доходы») чаще всего используется фирмами в случаях, если доход организации неустойч ив (отсутствует) в ряде периодов. Применение режима «доходы минус расходы» чаще всего используется, если имеется большая расходная часть (пусть даже искусственно созданная).

Наибольшее число налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход в 2015 г. (рис. 3), за- фиксировановСеверо-Кавказском ФО (54,29 %). Очевидно, ЕНВД более выгоден для тех видов деятельности, которые приносят высокий доход (выше вмененного по данному виду деятельности). Наименьшее число налогоплательщиков по вмененному доходу наблюдалось в Крымском ФО (14,75 %).

Обратная ситуация наблюдалась относительно патентной системы (рис. 4): в Крымском ФО зафиксировано наибольшее число организаций (35,91 %), и значение существенно отличается от остальных ФО, где оно достигает не более 5,19 % (Центральный ФО). Такая ситуация сложилась в связи с лояльной политикой государства к предпринимательству данного региона. В соответствии с законами налоговая ставка в данном регионе могла быть уменьшена до 0 % (2015—2016) и может быть уменьшена до 4 % (2017—2021). Наименьшее же число зарегистрированных патентов — в Южном ФО (0,92 %).

Единый сельскохозяйственный налог применяет наибольшее количество налогоплательщиков в Северо-Кавказском (6,17 %) и Южном (3,1 %) ФО (рис. 5). Сельскохозяйственная специализация и низкий уровень урбанизации традицион- ны для этих регионов. Самый низкий процент использования данной системы зафиксирован в Северо-Западном ФО (0,49 %), который является перспективной, выгодной производственной и промышленной площадкой, но не в сельскохозяйственной отрасли.

Выбор оптимальной системы налогообложения предприятия не является долгосрочным. Необходимо регулярно анализировать целесообразность применения режима налогообложения, сравнивать его с другими вариантами систем налогообложения и оптимизировать за счет этого налоговую нагрузку. Не зря в законодательстве допускаются переход с одной налоговой системы на другую и возможность их совмещения.

Таким образом, проанализировав представленные данные, можно сделать вывод о том, что применение специальных налоговых режимов в различных федеральных округах России в основном зависит от двух определяющих факторов: локационного и субсидиарного. Под локационным фактором понимается географическое положение, а под субсидиарным — государственные льготы. Перспективой дальнейшего продолжения работы является анализ и сравнение статистических данных применения налоговых режимов в 2017 г. Особенно интересным представляется анализ того, как включение Крымского ФО повлияет на изменение статистических данных применения специальных налоговых режимов в Южном ФО.

Благодарность
Автор статьи выражает благодарность своему научному руководителю Беловой Ирине Анатольевне за ценные советы и идеи в ходе написания статьи.

Список литературы

1. Абрамчик, Л. Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля / Л. Я. Абрам- чик // Финанс. право. — 2005. — № 6. — С. 28—30.
2. Бархатов, В. И. Взаимодействие государства с малым и средним бизнесом: налоговый аспект / В. И. Бархатов, И. А. Белова // Экон. возрождение России. — 2016. — № 1 (47). — C. 160—166.
3. Бархатов, В. И. Государственные программы поддержки малых и средних предприятий в России / В. И. Бархатов, И. А. Белова // Вестн. ПНИПУ. Соц.-экон. науки. — 2017. — № 1. — С. 208—223.
4. Белова, И. А. Налоговые льготы для малого и среднего бизнеса как внешний фактор их успешности / И. А. Белова // Инновационная экономика и промышленная политика региона (Экопром-2015) : тр. междунар. науч.-практ. конф., С.-Петербург, 8—10 окт. 2015 г. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2015. — С. 472—479.
5. Кравченко, М. В. Проблемы применения специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса в Российской Федерации / М. В. Кравченко, А. Ф. Мялкина // Соц.-экон. явления и процессы. — 2015. — Т. 10, № 3. — С. 34—40.
6. Мазур, Л. В. Налогообложение малого бизнеса и доходы бюджетной системы РФ / Л. В. Мазур, А. В. Плахов // Вестн. ОрелГИЭТ. 2015. — № 2 (32). — С. 154—159.
7. Николаева, Е. В. Анализ успешности предприятий малого бизнеса в разрезе федеральных округов в России / Е. В. Николаева // Инновационная экономика и промышленная политика региона (Эко- пром-2015) : тр. междунар. науч.-практ. конф., С.-Петербург, 8—10 окт. 2015 г. % СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2015, 2015. — С. 353—358.
8. Парасоцкая, Н. Н. Особенности патентной системы налогообложения / Н. Н. Парасоцкая // Финанс. вестн.: финансы, налоги, страхование, бухгалт. учет. — 2014. — № 2. — С. 34—40.
9. Плетнев, Д. А. К вопросу о факторах успешности среднего и малого бизнеса в современной России / Д. А. Плетнев, Е. В. Николаева // Управление экономикой в стратегии развития России : материалы междунар. управленч. форума. — М. : ГУУ, 2014. — С. 229—231.
10. Сулейманов, М. М. Налоговая политика России — непростые задачи и сложные вызовы / М. М. Сулейманов // Финансы. — 2014. — № 11. — С. 51—53.
11. Хромова, О. С. Сравнительная характеристика и анализ применения специальных налоговых режимов в РФ / О. С. Хромова // Науч.-метод. электрон. журн. «Концепт». — 2017. — Т. 4. — С. 437—443.

Вестник Челябинского государственного университета.
2017. № 10 (406). Экономические науки. Вып. 58. С. 181—187.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 11

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code