КОНТРОЛЬНО-КАССОВАЯ ТЕХНИКА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

И. П. Довбий, доктор экономических наук

Цифровые технологии изменяют структуру бизнес-среды. Увеличивается разрыв между теми, кто работает «по старинке» и теми, кто готов использовать новые возможности информатизации. Это также касается использования новой контрольно-кассовой техники. Региональные и муниципальные власти, отвечающие за предпринимательский климат на местах, должны проводить мониторинг и анализ потребностей общества и предпринимательства для преодоления разрывов в экономическом развитии, контролировать возможности и готовность бизнеса к предоставлению уникальных инновационных услуг

Ключевые слова: предпринимательство, региональные и муниципальные власти, предпринимательский климат, онлайн-касса, контрольно-кассовая техника, кассовый чек, ФНС, оператор фискальных данных.

 

На Петербургском международном экономическом форуме-2017 много говорилось о новых реалиях, определяющих возможности предпринимательства в условиях цифровой экономики. «Новые технологии стремительно меняют привычный уклад жизни, формируют новые отрасли и профессии, открывают принципиально другие возможности для развития, но и порождают новые угрозы» [5]. «Онлайнизация» расчетов и транзакций определяет направления развития предпринимательства: Россия, претендующая на статус развитой экономической державы, не должна отставать от общемировых трендов, в том числе в части применения онлайн-касс. В числе стран, перешедших на новые технологии контроля за применением контрольно-кассовой техники (ККТ), следует назвать Черногорию (2001), Сербию (2004), Южную Корею (2005), Канаду и Швецию (2010), Польшу (2011) Венгрию, Грузию и Казахстан (2012) и др. [15]. Основная цель подобных реформ — обеспечение прозрачности розничной торговли и вывод денежных потоков из сферы теневого оборота [10].

Принятие в 2003 г. Федерального закона № 54- ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» положило начало повсеместному контролю за розничной торговлей и сферой услуг.

Обязанность использовать контрольно-кассовую технику вменялась продавцам в случаях выполнения торговых операций и оказания услуг при расчетах: наличными деньгами, с использованием электронных средств платежа и платежных карт [9]. Под контрольно-кассовыми аппаратами понимались чекопечатающие устройства, оснащенные фискальной памятью и электронной защищенной контрольной лентой, предназначенные для регистрации и учета денежных расчетов с покупателями (наличных и безналичных), обеспечивающие печать на бумаге кассового чека. Данная техника подлежала обязательной постановке на учет и регистрации. От обязанности применения ККТ был освобожден целый ряд субъектов малого предпринимательства, в частности: работающих на патенте, применяющих режим ЕНВД и т. д.

Вступление в силу измененных норм закона, предусматривающего переход на новый тип ККТ, обеспечивающей онлайн-передачу информации в налоговые органы через операторов фискальных данных, означало необходимость модернизации контрольно-кассовых машин старого типа или замену на новые (онлайн-кассы), призванные обеспечить передачу информации о расчетах в налоговые органы в электронном формате через оператора фискальных данных (ОФД).

Апробация технологии осуществлялась с 1 августа 2014 г. по 1 февраля 2015 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ в четырех субъектах: Москве, Калужской и Московской областях, Республике Татарстан. В качестве цели эксперимента рассматривались удобство и финансовая эффективность применения новой технологии передачи информации. Участниками эксперимента стали свыше тысячи налогоплательщиков различных масштабов и видов деятельности. За шесть месяцев эксперимента было подключено свыше 4 тыс. кассовых аппаратов; объем кассовых чеков превысил 13 млрд р. [15].

Перспективы развития цифровой экономики диктуют необходимость автоматизации розничной торговли и применения нового типа ККТ. Онлайн- касса представляет собой программно-аппаратное шифровальное (компьютерное) устройство, которое хранит и защищает информацию о платежах , передает через Интернет данные о произведенных расчетах и получении денег за проданные товары (работы, услуги) в налоговую инспекцию через специализированных операторов фискальных данных. Особенность новых кассовых аппаратов состоит в том, что они должны: иметь встроенный в корпус фискальный накопитель, печатать на чеке QR-код, а также обозначенные законом данные (реквизиты). Каждый работающий на местах аппарат должен быть занесен в специальный, утвержденный ФНС реестр моделей ККТ.
Федеральным законом № 290-ФЗ от 03.07.2016 были определены сроки перехода на новую форму регистрации транзакций в течение ближайших трех лет:
— до 1 июля 2017 г. — использование новой техники на добровольных началах, возможность модернизации имеющейся ККТ и ее перерегистрация;
— с 1 февраля 2017 г. — прекращение регистрации в налоговых органах ККТ старого типа;
— с 1 июля 2017 г. — переход организаций и большинства индивидуальных предпринимателей на онлайн-ККТ (с фискальным накоплением данных) ;
— с 1 января 2018 г. — переход на электронный формат формирования и передачи чеков (бумажные чеки подлежат выдаче по требованию покупателей);
— с 1 июля 2018 г. обязанность применять ККТ нового типа распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых попадает под систему налогообложения виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ст. 346.26, п. 2 Налогового кодекса РФ), а также: оказывающих услуги населению, торгующих некоторыми видами товаров (чайная продукция в поездах, лотерейные билеты, почтовые марки по номинальной стоимости), использующих торговые автоматы и работающих на патенте.

Обязательным условием применения ККТ нового образца является заключение договора с ОФД — совершенно новым субъектом во взаимоотношениях налоговых органов и налогоплательщиков.

Оператором может стать российская организация, прошедшая необходимую проверку и получившая разрешение на обработку фискальных данных. Функции ОФД: прием от любой контрольно-кассовой техники фискальной информации и проверка фискального признака, формирование подтверждения приема фискальной информации; обеспечение конфиденциальности фискальной информации, ее передача в ФНС и хранение в течение пяти лет; проверка чека покупателем и отправка чека покупателю в электронном виде; передача заявления в ФНС о регистрации, перерегистрации и снятии с учета контрольно-кассовой техники в электронном виде. Список аккредитованных ОФД представлен на сайте ФНС. Налогоплательщик регистрирует онлайн-кассу в ИФНС и заключает договор с ОФД. Заключение договора является обязательным, однако за предпринимательством остается право смены оператора. Ежегодная стоимость услуг превышает 3 тыс. р.

Совершенно очевидно, что фискальные интересы государства, стремящегося к максимизации взимаемых налогов, противоречат интересам предпринимательства, желающего минимизировать транзакционные издержки, в том числе на приобретении и обслуживании ККТ [2; 4; 13; 14]. Для самого бизнеса внедрение онлайн-касс сопряжено не только с дополнительными расходами и убытками, но и с физической доступностью покупки и обслуживания новой техники.

В соответствии с законом техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового
нимателей на Едином налоге на вмененный доход, а также оказывающих услуги населению (примеч. авт.).
аппарата в ФНС России, поскольку Федеральной налоговой службой осуществляется поэкземпляр- ный учет произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей. Для налогоплательщиков ФНС выпущен Каталог контрольно-кассовой техники, в котором приведены: во-первых, перечень контрольно-кассовой техники старого типа и ее изготовителей: АО «ШТРИХ-М», ООО «НТЦ «Измеритель», ООО «Тринити», ООО «АТОЛ СВОЙ МАГАЗИН», ОАО СКБ ВТ «Искра», ООО «РР-Электро», ООО «Дримкас», ЗАО «СЧЕТМАШ», ООО «Кристалл Сервис Интеграция», ООО «НТЦ Альфа-Проект», ООО «Пионер инжиниринг», ООО «Ярус Лтд», ООО «ПОС система»; во-вторых, список изготовителей новой ККТ-техники, который практически не отличается от предшествующего, разве что новыми игроками стали ООО «ЭВОТОР», ООО «АТОЛ». Таким образом, в середине 2017 г. в России осуществляют деятельность 14 компаний — изготовителей ККТ.

Торгово-промышленная палата России, деятельность которой нацелена на защиту интересов предпринимательского сообщества, озабочена проблемой перехода на онлайн-кассы. Департамент развития предпринимательства ТПП РФ в связи с введением нового порядка применения контрольно-кассовой техники реализует проект «БИЗНЕС-ЭКСПЕРТИЗА. ККТ». В рамках проекта сформировано экспертное сообщество из числа действующих предпринимателей из различных регионов с целью пошагового анализа проблем и недоработок при переходе на новые ККТ [1].

По данным ТПП, установка новой кассы «под ключ» для бизнеса обойдется от 56 тыс. р. [6]. Так, стоимость кассового аппарата у крупнейших производителей ООО «Атол» и АО «Штрих» составляет порядка 20—21 тыс. р., что значительно выше гарантированного государством налогового вычета — 18 тыс. р. и предоставляемого только индивидуальным предпринимателям, плательщикам ЕНВД, ранее не использовавшим ККТ. Стоимость контрольно-кассовой техники существенно различается в зависимости от бренда производителя, типа, исполнения (табл. 1) [1].

После покупки нового аппарата необходимы затраты на его активацию (табл. 2), что предполагает ряд действий: установку (3 тыс. р.) (табл. 3), ежемесячное обслуживание (1 тыс. р.), заключение договора с оператором (3 тыс. р.), получение электронной цифровой подписи (1—1,5 тыс. р.) и оплата Интернета.

Таким образом, суммарные расходы на установку онлайн-кассы составляют от 56 тыс. (Санкт-Петербург) до 117,5 тыс. р. (Кемеровская область). В Москве стоимость такого «набора» — 60 тыс. р. [7].

Таблица 1
Минимальная стоимость ККТ [1]

Таблица 2
Стоимость активации ККТ [1]

Таблица 3
Стоимость единовременных затрат на установку онлайн-касс [1]

При зарегистрированных 14 производителях ККТ в регионах чаще всего представлены от двух до четырех [1], что «создает предпосылки для монополизации процесса со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для предпринимателей» [8].

В Центральном федеральном округе (ФО) наблюдается наиболее благоприятная картина по присутствию производителей ККТ, в том числе: в Москве и Московской области — 9, во Владимирской области — 6, в Воронежской — 5, по 4 производителя в Белгородской, Брянской Липецкой, Рязанской областях. Наихудшее состояние дел в Костромской (1) и Орловской (2) областях (рис. 1).

В Северо-Западном ФО лишь в Санкт- Петербурге и Ленинградской области имеется 9 производителей ККМ. Менее обеспеченными являются Вологодская (4) и Мурманская (5) области. Остальные регионы имеют три и менее производителей (рис. 2).

В Южном ФО не наблюдается разрыв в региональном присутствии производителей ККТ, однако максимальное число в Республике Крым, Краснодарском крае и Волгоградской области (по 4), минимальное — в Республике Адыгея (рис. 3).

В Северо-Кавказском ФО не более трех производителей имеют свои филиалы и представительства, при этом в Чеченской Республике — ни одного (рис. 4).

В Приволжском ФО по пять производителей присутствуют в Пермском крае и Кировской области. Минимальное наличие — по 2 компании — в республиках Мордовия и Марий Эл. Нижегородской, Пензенской, Ульяновской областях и Удмуртской Республике (рис. 5).

Уральский и Сибирский федеральный округа имеют не более трех представителей производителей ККТ, при этом совершенно отсутствуют таковые в Ямало-Ненецком АО и Новосибирской области (рис. 6, 7).

В Дальневосточном ФО крайне неравномерное присутствие производителей ККМ: максимальное — в Амурской области (5), полное отсутствие — в Магаданской области и Еврейской АО (рис. 8).

Таким образом, в пяти регионах России производители ККМ не представлены вообще; в семи регионах — по одному. Анализ данных позволяет сделать заключение о том, что техническая поддержка новых онлайн-касс не всегда может быть осуществлена в целом ряде регионов. Невозможность выполнения поставленных требований приведет к банкротству добросовестного бизнеса или уходу в тень, сокращению рабочих мест. Кроме того, настораживает возможность утечки фискальных данных из ОФД.

Рис. 1. Наличие производителей ККТ в Центральном ФО

Рис. 2. Наличие производителей ККТ в Северо-Западном ФО

Рис. 3. Наличие производителей ККТ в Южном ФО

Рис. 4. Наличие производителей ККТ в Северо-Кавказском ФО

Рис. 5. Наличие производителей ККТ в Приволжском ФО

Рис. 6. Наличиепроизеодителей ККТ в Уральском ФО

Рис. 7. Наличие производителей ККТ в Сибирском ФО

Рис. 8. Наличие производителей ККТеДалънееосточном ФО

Как указывается в Книге жалоб и предложений российского бизнеса за 2017 г., стоимость пакета услуг и для оборудования является неподъемной для бизнеса. Только в первый год работы общий объем затрат для малого бизнеса и микробизнеса — 31,45 тыс. р., розничной торговли / услуг — 38,75 тыс., предприятий общепита — 98,1 тыс., гипермаркетов — 197,8 тыс. р. [7. С. 32—33]. Подсчитано, что затраты простого супермаркета на внедрение ККТ составят: контрольно-кассовый аппарат «Формат кассы — гипермаркет» — от 66 тыс. р., стоимость годового обслуживания — 20,8 тыс. р. плюс стоимость считывателя штрихко- дов, монитора, ящика для денег [7. С. 76].- Российская гильдия пекарей и кондитеров также приводит данные о суммарных затратах киосков хлебом и хлебобулочными изделиями: при выручке около 50—100 тыс. в год первый год эксплуатации обойдется в сумму от 18 тыс. до 35 тыс. р.: установка онлайн-ККТ требует 15—30 тыс., годовое обслуживание — 3 тыс., замена фискального накопителя — 8 тыс. р. Хабаровский хлебозавод из-за невозможности обеспечения новой ККТ уже закрыл свыше 30 (из 53) ларьков по причине низкой рентабельности данного вида деятельности (5—10 %). Сокращение доступности хлеба для населения из-за повсеместного закрытия хлебных киосков (более 10 тыс. по России) является угрозой продовольственной безопасности страны [12].

Проблемы установки касс вероятны в точках, где работа осуществляется на иностранном программном обеспечении или программах собственной разработки компаний, а это достаточно крупные сети магазинов. Внедрение онлайн-ККТ наряду с системами государственного учета ПЛАТОН и ЕГАИС имеет следствием путаницу в организации учета и отчетности бизнеса, что позволяет контрольно-надзорным органам произвольно трактовать факты, увеличивая коррупционные риски. Анализ стоимости тарифных планов поставщиков услуг связи Интернет выявил отсутствие тарифных планов под задачи онлайн-кассы. При использовании общих вариантов для предпринимателя цена подобного Интернета неоправданно выше, чем для физических лиц.

Но это лишь верхушка айсберга. В связи с переходом на новый формат контроля средства массовой информации лишь увещевают о важности и необходимости онлайн-касс, на заявления же предпринимательского сообщества о трудностях перехода внимания обращается мало.

О ключевых проблемах бизнеса в части применения цифровых технологий в фискальных целях заявляют региональные уполномоченные по защите прав предпринимателей [11]. В качестве иллюстрации реального положения дел приведем данные, представленные уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в Докладе Президенту (2017) [5]. В числе ключевых проблем регионального бизнеса, обусловленного введением цифровых технологий и, в частности, новой ККТ, представители бизнес- омбудсмена указали на следующее :

— Гибадуллин Р. Ф. (Республика Башкортостан): «Рост неналоговых издержек (тарифы, сборы, контрольно-кассовая техника и т. д.)»;

— Соколова А. В. [Республика Саха (Якутия)]: «Высокие расходы на переоборудование онлайн-касс для микропредприятий»;

— Сат А. А. (Республика Тыва): «Не все предприниматели смогут в установленный срок внедрить контрольно-кассовые аппараты. Проблема связана с отсутствием в труднодоступных районах Республики Тыва Интернета, а также с большими затратами, приводящими к нерентабельности бизнеса»;

— Прасолов А. А. (Удмуртская Республика): «Новые требования к контрольно-кассовой технике вызывают массовые протесты среди представителей малого и среднего бизнеса. Замена кассового аппарата на новый не только повлечет существенные разовые затраты (от 30 до 120 тыс. р.), но и увеличит ежегодные расходы на его содержание (с 15 до 30 тыс. р.)»;

— Русских С. С. (Красноярский край): «Существенно увеличились издержки на внедрение ЕГАИС и контрольно-кассовой техники, передающей данные в налоговые органы в онлайн-режиме. Целесообразно было бы применить компенсационные меры в виде снижения налоговых ставок»;

— Степанова О. В. (Амурская область), Никитина Н. З. (Астраханская область): проблемы применения контрольно-кассовой техники в режиме онлайн;

— Минаев А. В. (Белгородская область): «Переход на новый порядок применения контрольно-кассовой техники («онлайн-кассы») создает значительные риски для многих видов предпринимательской деятельности»;

— Адасиков П. А. (Брянская область): «Введение онлайн-касс окажет негативные последствия на развитие малого и микробизнеса в регионе»;

— Герасимов О. В. (Хабаровский край), Ев- менов Н. В. (Архангельская область): обязанность внедрения онлайн-касс для предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения и ЕНВД;

— Колпаков А. Н. (Калужская область): «Обязательное применение контрольно-кассовой техники для всех субъектов предпринимательской деятельности»;

— Вязовых В. А. (Новосибирская область): «Внедрение дорогостоящих информационных систем (ПЛАТОН, ЕГАИС, онлайн- кассы), которые не только не гарантируют защиту интересов предпринимателей, но и, являясь несовершенными, выступают средством привлечения их к ответственности»;

— Коршунов В. В. (Оренбургская область): «Внедрение интернет-технологий для бизнеса (онлайн-кассы, чипирование импортных товаров и просто получение госуслуг в электронном виде) осложнено проблемой доступности интернет-ресурсов в отдалении от регионального центра — а это 40 % населения Оренбургской области»;

— Головин А. Ю. (Тульская область) и Не- видайло Л. К. (Тюменская область): нестабильность законодательства, усиливающего государственный контроль без учета экономической ситуации (ЕГАИС, онлайн-кассы) и увеличивающего финансовую нагрузку для бизнеса [11].

Изложенное позволяет констатировать большие проблемы в регионах, которые ожидают предпринимательский сектор в связи с переходом на новый тип ККТ. Региональные и муниципальные власти, отвечающие за предпринимательский климат на местах, должны проводить мониторинг и анализ потребностей общества и предпринимательства для преодоления разрывов между возможностями предпринимательского сектора, с одной стороны, и требованиями государства в лице фискальных органов — с другой; а также стимулировать готовность бизнеса к предоставлению уникальных инновационных услуг.

Каковы же ожидания от предстоящей реформы? Во-первых, налогово-финансовое регулирование предпринимательской деятельности создаст эффективные механизмы контроля полноты учета выручки и выявления зон риска правонарушений. Во-вторых, защита прав и интересов потребителей посредством народного контроля за применением контрольно-кассовой техники обеспечит мониторинг цен социально-значимых товаров. В-третьих, анализ формируемой информации обеспечит корректный расчет рыночных долей ретейлеров в регионах, что позволит контролировать уровень монополизации [3]. В-четвертых, информатизация процессов, обеспечивающих автоматизированное и юридически значимое общение с налогоплательщиками, будет способствовать оптимизации временных затрат, сокращению количества выездных налоговых проверок, выявлению нарушений, препятствующих построению конкурентного рынка.

Список литературы

1. Бизнес-экспертиза ККМ по реформе контрольно-кассовой техники. Анализ наличия производителей ККТ [Электронный ресурс]. — URL:http://mosobl.tpprf.ru/ru/special/moric/dokumenty/pervyietap. pptx (дата обращения 29.08.2017).
2. Бугаян, С. А. Преимущества и недостатки перехода на новый порядок применения контрольно-кассовой техники для малого бизнеса [Электронный ресурс] / С. А. Бугаян, П. П. Назаренко // Экономика. Упр. Финансы. — 2017. — № 2 (8). — С. 75—84. — URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_29417151_21954171.pdf (дата обращения 28.08.2017).
3. Васнецов, С. ФНС сможет в онлайне видеть, что происходит по всей стране [Электронный ресурс] / С. Васнецов // Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». — 28.02.2017. № 6. — URL: https://cdn.vdmsti.ru/application/2017/1m/xl0vm/original-17iw.pdf (дата обращения 29.08.2017).
4. Гринкевич, Л. С. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники: причины введения и последствия [Электронный ресурс] / Л. С. Гринкевич, И. Ю. Жалонкина // Сиб. финанс. шк. — 2017. — № 3 (122). — С. 60—64. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29764863_98112771.pdf (дата обращения 29.08.2017).
5. О чем рассказал Владимир Путин на пленарном заседании ПМЭФ [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2017/06/02/reg-szfo/o-chem-rasskazal-vladimir-putin-na-plenarnom-zasedanii-pmef.html (дата обращения 30.08.2017).
6. Кассовое самосознание: материалы открытого заседания ТПП РФ в рамках спецпроекта ТПП РФ «Бизнес-экспертиза. Контрольно-кассовая техника» [Электронный ресурс]. — URL: http://tpprf.ru/ru/ businessNews/180706/ (дата обращения 30.08.2017).
7. Книга жалоб и предложений российского бизнеса. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Доклад Президенту Российской Федерации, 2017 [Электронный ресурс]. — URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2017/pdf/53.pdf (дата обращения 30.08.2017).
8. Контрольно-кассовая техника: проблемы, требующие разумного решения [Электронный ресурс]. — URL: http://tpprf.ru/ru/news/180638/ (дата обращения 29.08.2017).
9. Куликова Е. О. Контрольно-кассовая техника и онлайн-касса [Электронный ресурс] / Е. О. Куликова, С. Б. Подопригорова. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29225375_93245828.pdf (дата обращения 29.08.2017).
10. Пряничникова, М. Очередь за кассой [Электронный ресурс] / М. Пряничникова // Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». — 28.02.2017. — № 6. — URL: https://cdn.vdmsti. ru/application/2017/1m/xl0vm/original-17iw.pdf (дата обращения 29.08.2017).
11. Регионы. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Доклад Президенту Российской Федерации, 2017 [Электронный ресурс]. — URL: http:// doklad.ombudsmanbiz.ru/2017/pdf/2.pdf (дата обращения 29.08.2017).
12. Совершенствование нормативно-правовой базы при обороте хлеба и хлебобулочной продукции: Материал к заседанию Общественного Совета при Минсельхозе России. Москва, 2017 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.naesp.ru/files/osmcx/13.07.2017/sov.pdf (дата обращения 30.08.2017).
13. Хатков, М. А. Модернизация контрольно-кассовой техники и ее применение [Электронный ресурс] / М. А. Хатков. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29242926_68352181.pdf (дата обращения 30.08.2017).
14. Федотова, В. А. Применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] / В. А. Федотова. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27539303 (дата обращения 31.08.2017).
15. Шерстнев, А. Все о 54-ФЗ [Электронный ресурс] / А. Шерстнев. — URL:http://cek.ru/downloads/54- FZ-presentation.pdf (дата обращения 30.08.2017).

Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 10 (406). Экономические науки. Вып. 58. С. 156—165.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code