УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ФИРМЫ НА ОСНОВЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М.А.Пестунов, доктор экономических наук, В.В.Ашмарин, С.М.Пестунова

Целью статьи является разработка финансового механизма управления, обеспечивающего рост и развитие фирмы на основе активного вовлечения результатов интеллектуальной деятельности. Проанализированы различные подходы к обеспечению конкурентоспособности. В рамках предложенной системы управления конкурентоспособностью исследованы и систематизированы внутренние и внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность. Выявлена ее зависимость от спроса и предложения результатов интеллектуальной деятельности. Показаны способы воспроизводства результатов интеллектуальной деятельности, используемые в качестве нематериальных активов. Предложенный финансовый механизм воспроизводства нематериальных активов позволяет оценить спрос и предложение результатов интеллектуальной деятельности с позиций реализации финансового механизма, вовлечения их в экономический оборот.

Ключевые слова: результаты интеллектуальной деятельности, конкуренция, конкурентоспособность, финансовый механизм, объекты интеллектуальной собственности, нематериальные активы.

 

В результате глобализации мировой экономики обостряется рыночная конкуренция. Возрастающие требования со стороны потребителей делают необходимой разработку новых методов управления конкурентоспособностью на основе всестороннего исследования и использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в экономическом обороте в качестве нематериальных активов (НМА) [2. С. 15].

Разрешение проблем, связанных с организацией интеллектуальной деятельности, обеспечивающей необходимый уровень инновационных разработок, способствует повышению конкурентоспособности организаций. Разработка финансовых механизмов обеспечивает рост и развитие фирмы на основе эффективного управления инновационной деятельностью путем расширенного воспроизводства и вовлечения РИД в экономический оборот. [21. С. 3].

Рассматривая конкуренцию в рамках неоклассического подхода, можно отметить, что для улучшения позиций фирма стремится увеличить свою долю на рынке, обеспечивая себе ведущие позиции. Оценивая различные теории стратегического управления, мы приходим к выводу, что конкурентные преимущества организации достигаются несколькими способами. Во-первых, за счет интеграции организаций. Проблемы интеграции выступают не только в качестве подходов к созданию и закреплению конкурентных преимуществ, но и как способ, обеспечивающий уход от прямого столкновения на рынке. Во-вторых, путем повышения эффективности управления производственно-финансовыми ресурсами либо действиями, связанными с технологической модернизацией, либо через повышение качества послепродажного сервисного обслуживания.

Анализируя проблемы конкуренции c позиций неоинституционализма и эволюционной теории, мы пришли к выводу: в рамках описанных стратегий конкуренция переносится в сферу инновационной деятельности. Анализ патентно-конъюнктурной документации подтверждает наличие таких тенденций на рынке конкурирующих продуктов [19. С. 23].

Инновационная стратегия обеспечения конкурентных преимуществ проявляется в создании «патентных барьеров» путем получения охранных документов, которые исключают легальный доступ на рынок продуктов, отвечающих функциональному спросу потребителей. Наиболее эффективно в этом случае патентование РИД.

Для обеспечения конкурентных преимуществ фирма либо осуществляет разработку нового поколения продукции собственными силами, либо заимствует технологические процессы, приобретая их по лицензионному соглашению. Далее усилия по обеспечению конкурентоспособности переносятся в сферу совершенствования процессов управления производством и реализацией готовой продукции. Охрана РИД по патентному праву позволяет фирмам монополизировать рынок и, как следствие, сохранять, а в некоторых случаях расширять сферу влияния, повышая долю рынка, контролировать ценообразование [16. С. 144].

Исключительные права на РИД одних организаций являются «патентными барьерами» для других. В операционном процессе формируются статические характеристики монополистической конкуренции, определяемые реализацией РИД в форме нематериальных активов. Доля НМА определяет величину операционного и производственного рычагов, содействующих фирме в создании патентных барьеров для конкурентов. В этом случае организация — владелец исключительных прав может получить дополнительный выигрыш в увеличении доли рынка, повышении цены продукции или в снижении издержек [3—5].

Монополизация рынка наиболее эффективна, когда фирма, формирует блок патентов и организует зонтичное патентование своих разработок по национальной и международной системе патентования. Международная охрана изобретений обеспечивает охрану и защиту продукции в мировом масштабе. Происходит блокирование научно-технических разработок конкурирующих фирм. Помимо патентных барьеров формируются институциональные барьеры входа в рынок, и фирма получает дополнительный «институциональный» доход [1. С. 435].

Внедрение РИД при производстве новых товаров и услуг с высокими потребительскими свойствами обеспечивает повышение доли товаров и услуг на рынке. Высокий уровень качества продукции позволяет установить более высокие цены на продукцию, что повышает доходность компании. У фирм-конкурентов возрастают транс- акционные издержки при вхождении в рынок. Требуется изыскивать возможности приобретения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) либо увеличивать трансформационные издержки, связанные с разработкой нового поколения ОИС, для обеспечения патентной чистоты. В случае игнорирования проблем патентной чистоты возрастают риски судебных издержек [19. С. 32].

На современном этапе развития экономики РИД рассматриваются как средство обеспечения не только охраны интеллектуальной собственности, но и патентной чистоты, без которой невозможен свободный доступ на рынок. [12. С. 29]. Превосходство в ключевых компетенциях и способах использования ресурсов по выпуску продукции проявляется в получении охранных документов, патентной защиты, способствует повышению уровня конкурентоспособности предприятия [5. С. 31].

С использованием элементов финансового механизма РИД определяются в бухгалтерском учете как НМА и вовлекаются в хозяйственный оборот как интеллектуальный капитал, который в первую очередь формирует конкурентоспособность фирмы [6. С. 210].

Конкурентоспособность организации в перспективе определяется способностью фирмы сохранять или улучшать позиции на рынке путем своевременной разработки нового поколения продукта, основанного на новом поколении РИД. Конкурентоспособность РИД характеризуется необходимым уровнем новизны, уровнем решаемой задачи и уровнем достигаемого результата [11. P. 21].

Анализ внутренних факторов и внешней конъюнктуры, определяющих конкуренцию в отрасли, должен дополняться анализом инновационной активности организации. Ряд ученых отмечают, что неэффективное инновационное поведение обусловлено инновационной близорукостью, которая проявляется в виде оппортунистического поведения, оправдывающего предпочтение инвестиций в материальные активы инвестициям в нематериальные активы.

Для обеспечения конкурентоспособности в стратегическом аспекте необходимо задействовать финансовый механизм целенаправленного изменения основных функционально-структурных элементов, обеспечивающих инновационную деятельность. Новая система формируется на основе изменения элементов структуры в рамках существующей системы. Момент формирования новой структуры является точкой бифуркации на линии жизненного цикла продукта. Этот переход на новую ветвь жизненного цикла происходит за счет развивающих инноваций [7; 8; 9. С. 65].

Следует отметить, что ключевое звено конкурентоспособности — продукт. Продукт как основной элемент системы, обеспечивающий необходимый уровень конкурентоспособности, должен быть ориентирован не только на повышение технических характеристик, но и на его «социализацию» [18. С. 69].

При этом основным элементом выступает финансовый механизм, способствующий разрешению возникающего противоречия между запросами потребителей и техническим уровнем продукта. Организация получает конкурентные преимущества за счет финансирования новых разработок и последующей охраны РИД. В зависимости от характера новых разработок выбираются способы охраны РИД. Это либо патентование разработок, либо охрана в рамках авторского права, либо охрана как объекта коммерческой тайны (ноу-хау). Разработка и охрана инноваций должны быть согласованы с этапами жизненного цикла продукта и осуществляться в определенном порядке [23. С. 15].

В первом случае происходит своего рода приспособление к изменению окружающей рыночной среды. Здесь работают механизмы естественного отбора, как в биологическом развитии. К этим процессам можно отнести интеграционные, разработку и совершенствование процессов после продажного сервиса, а также новации в сфере снижения издержек [17].

По второй форме развитие идет путем приобретения исключительных прав на РИД продуктового и технологического характера. При этом трансформационные издержки можно сократить. Риски, связанные с возможными потерями транс- акционного характера также снижаются.

Методологическая задача обеспечения инновационной стратегии предполагает перестройку инновационной деятельности подразделений с существенным увеличением трансформационных издержек компании. Это позволит создать необходимый задел РИД путем формирования и воспроизводства РИД на самом предприятии.
Финансовый механизм обеспечит необходимый уровень концентрации финансовых ресурсов согласно этапами жизненного цикла продукта. В общетеоретическом плане внешние изменения функций и основных характеристик продукта происходят эволюционно и не вызывают резких скачков. В тех случаях, когда внешние изменения начинают превосходить некоторый порог и предшествующее состояние продукта не отвечает требованиям рынка, организация теряет устойчивость и система выходит на пересечение нескольких каналов развития, возможна различная совокупность новых состояний. Возникает необходимость в изыскании прорывных инноваций. Другими словами, прорывные технологии выступают здесь как закрывающие предыдущую ветвь жизненного цикла продукта. Математически это описывается потерей однозначности траектории развития и определяется как точки ветвления или точки бифуркации. Действующие механизмы рынка, которые выводят систему в состояние неопределенности, называются бифуркационными.

В траектории жизненного цикла продукта точка бифуркации — это точка, в которой осуществляется переход с траектории жизненного цикла продукта на основе прежнего поколения РИД к жизненному циклу продукта, в основе которого лежат результаты интеллектуальной деятельности, направленные на совершенствование продукта и обеспечение конкурентоспособности в стратегическом аспекте. Используя элементы финансового механизма, строят бюджеты по организации интеллектуальной деятельности, направленные на совершенствование продукта, технологических процессов, а также управленческих и маркетинговых решений, устремленных в будущее. Для сохранения конкурентных преимуществ в перспективе важным является установление этого момента (точки бифуркации) во времени.

Элементы финансового механизма обусловливают финансирование основных этапов в реализации инновационной стратегии, которые заключаются в следующем:
— финансирование патентно-конъюнктурных исследований в рамках которых определяется достигнутый уровень развития экономики в исследуемой отрасли, выявляются тенденции развития отрасли и определяется модель оптимального экономического развития [22. С. 25];
— выявляются противоречия, складывающиеся между функциональными потребностями и предлагаемыми на данном сегменте рынка и структурными элементами продукции, характеризующимися ее техническим уровнем;
— на следующем этапе финансируются научно- исследовательские разработки, направленные на разрешение противоречий на уровне изобретения в соответствии с достигнутым техническим уровнем продукта, тенденциями, складывающимися в конкретном сегменте рынка;
— в дальнейшем финансирование направлено на выбор способа охраны РИД, проведение испытаний, доводку опытного образца и внедрение результатов РИД в соответствии с определенной точкой бифуркации.

Использование финансового механизма обеспечивает повышение эффективности формирования и дальнейшего планирования РИД с учетом сохранения соотношений долей продуктовых, технологических и управленческих РИД. В операционной и инвестиционной деятельности и более точной совокупности целевых показателей вовлечения РИД в экономический оборот используется финансовый механизм (см. таблицу на с. 132).

Мы выделяем три категории нематериальных активов, составляющих инновационный потенциал организации и являющихся объектами управления:

1) нематериальные активы, формирующиеся в результате деятельности организации; по сути, выделить и отделить их от организации невозможно (сюда относят и гудвилл);

2) нематериальные активы, связанные с человеческим капиталом; это компетенции работников фирмы;

3) нематериальные активы, которые идентифицируются как объекты интеллектуальной собственности; участвуют в экономическом и хозяйственном обороте.

Такая классификация РИД позволяет для удобства управления сгруппировать ОИС по видам: продуктовые, технологические и организационно- управленческие и маркетинговые [16].

Изобретения технического блока обеспечивают выпуск конкурентоспособной продукции. Они определяют качественные характеристики продукции, ее технический уровень, обеспечивают достижение потребительских свойств в рамках складывающихся тенденций развития. Изобретения в области производства обеспечивают прогрессивность технологических процессов [15. С. 312].

Организационно-управленческие и маркетинговые РИД направлены на совершенствование процессов управления производства и реализации продукции в целях повышения уровня финансовых результатов при реализации готовой продукции. Средства индивидуализации организации (исключительные права на фирменное наименование, товарный знак, коммерческое обозначение, которые способствуют идентификации организации потребителем) охраняются в режиме патентного и авторского права [16. С. 145].

Выявленная структура НМА позволяет определить требования к их свойствам [18. С. 69], а также осуществлять их планирование на основе финансового механизма управления инновационной деятельностью организации. Здесь под инновационной деятельностью мы понимаем процесс финансирования новых разработок с последующей организацией внедрения изобретений и реализации продукции с учетом этапов жизненного цикла продукта. При анализе выявляется достигнутый технический уровень продукции у конкурентов и перспективы конкуренции. Для этого определяются тенденции развития, складывающиеся на анализируемом сегменте рынка.

Финансирование процессов изобретательской деятельности распространяется на финансирование инвестиционной деятельности, обеспечивающее стратегическое позиционирование, которое способствует реализации экономически обоснованного перехода на новый продукт и в основе которого лежит новое поколение РИД. Процесс реализации финансового механизма при управлении конкурентоспособностью, основанном на внедрении новых разработок, полученных в результате инновационной деятельности, проходит следующие этапы:
— первый — финансирование работ по улучшению характеристик продукта;
— второй — финансирование разработок технологической направленности;
— третий — финансирование разработок организационного, управленческого и маркетингового характера;
— четвертый — финансирование разработок послепродажного сервиса.

Посредством функционирования финансового механизма решаются следующие задачи:
— накопление необходимого и достаточного объема финансовых средств для формирования оптимального состава и структуры нематериальных активов;
— обеспечение максимально возможного уровня рентабельности деятельности организации за счет формирования оптимального соотношения рутинных (традиционных) и новых технологических процессов по производству нового поколения продукта с использованием РИД высокого технико-экономического уровня.

Анализ изобретательской активности, проведенный авторами, показал, что инновационная деятельность в исследуемых отраслях оказывает влияние на скорость распространения РИД и зависит от многих факторов, прежде всего от свойств собственно РИД (технико-экономической значимости объектов интеллектуальной собственности, инновационной активности организаций).

Финансовый механизм обеспечения конкурентоспособности организации на основе вовлечения в экономический оборот РИД

Развитие институтов охраны, защиты и лицензирования исключительных прав способствует снижению уровня контрафактной продукции, повышает эффективность принятия решений, что характеризуется снижением так называемой инновационной близорукости [14. С. 345].

Результаты интеллектуальной деятельности разрабатываются и внедряются в производство в зависимости от сложившегося в фирме порядка и внешней ситуации на рынке. РИД как объекты интеллектуальной собственности могут реализоваться на таких же условиях, как товары, ил и на условиях, на каких реализуются ресурсы. Пр и этом в случае передачи исключительных прав проявляется ряд особенностей, которые отличают их от рынков товаров и ресурсов.

Формирование спроса на результаты интеллектуальной деятельности, по сути, зависит от изменения спроса на продукцию. Изменение спроса нв интеллектуальные ресурсы определяется темпами и качеством экономического роста и развития экономики в целом и организаций в частности. Это зависит от уровня развития организации и возможностей финансового обеспечения таких процессов. Ценообразующие факторы, формирующив спрос на объекты интеллектуальной собственноа сти, складываются в зависимости от технико-экономической значимости изобретений. И величина стоимости РИД измеряется не столько затратам и труда на их разработку, сколько экономией (вытеснением) общественного труда благодаря использованию РИД. Мы исходим из понимани РИД как средства обеспечения конкурентоспособности. Предлагается система управления РИД с учетом оценки взаимодействия спроса и преда ложения результатов интеллектуальной деятельности (рис. 1).

Большое значение имеет управляемое воспроизводство результатов интеллектуальной деятельности. Воспроизводство РИД в виде различных режимов охраны, то есть объектов интеллектуальной собственности, удовлетворяемое за счет собственных инвестиций, является эндогенным. Воспроизводство РИД, удовлетворяемое за счет приобретения лицензий на промышленную собственность, является экзогенным. Разработка разделов учетной политики в части способов амортизации НМА организации на основе оценки исчерпания эффективности РИД, в свою очередь, определяется диффузией РИД в исследуемой отрасли [18. С. 70].

Для определения эндогенной потребности в НМА мы предлагаем две модели воспроизводства результатов интеллектуальной деятельности. Реализация предложенных моделей требует проведения патентно-конъюнктурных исследований на всех этапах жизненного цикла продукта. На их основе строятся модели и рассчитывается частный коэффициент интеллектуалоемкости (bij), который определяет сложившиеся тенденции развития в отрасли и, по сути, характеризует достигнутый технический уровень выпускаемой продукции каждой конкретной организации и для каждого конкретного исследуемого объекта техники, предлагаемого в качестве товара на рынке [15]:

а) для стационарной системы воспроизводства НМА, когда финансирование НМА осуществляется только за счет амортизационных отчислений Am используется формула

Механизм воспроизводства нематериальных активов направлен на формирование такой структуры интеллектуального капитала, в которой заложен потенциал необходимого изменения во взаимосвязи с жизненным циклом продукта. Финансовый механизм, обеспечивающий воспроизводство РИД, ориентирован в первую очередь на формирование необходимого уровня стоимости (себестоимости) разработки РИД. В стоимость включаются все затраты на выполнение НИР, ОКР, ПКР, разработку технической документации, проведение исследований и испытаний и доведение чертежей опытного образца до рабочих чертежей, затраты, связанные с патентованием разработок инновационного изделия.

Рис. 1. Финансовый механизм управления результатами интеллектуальной деятельности

Финансовый механизм в качестве условий формирования и развития конкурентоспособности организации предусматривает оценку рыночной стоимости РИД. Отличительной особенностью оценки рыночной стоимости является использование методов оценки исчерпания эффективности, оказывающей влияние на и технико-экономические показатели ОИС. Это позволяет определить реальную стоимость РИД, на основе которой оценивается время потери эффективности РИД с учетом диффузии объектов интеллектуальной собственности. Необходимо установить их соотношение и выстроить тем самым стратегию конкурентных преимуществ организации, которая основана на активном вовлечении объектов интеллектуальной собственности в экономический оборот. Финансовый механизм бюджетирования затрат позволяет формировать стратегию управления конкурентоспособностью на основе результатов интеллектуальной деятельности. В отличие от известных предложенный финансовый механизм предусматривает оценку и расчет необходимых трансакционных и трансформационных издержек.

Основные этапы формирования стратегии управления РИД (рис. 2) в инвестиционном процессе посредством финансового механизма включают:
— бюджетирование затрат, связанных с идентификацией рыночной среды в виде установления достигнутого технического уровня в исследуемой отрасли;
— выявление и формулирование тенденций развития отрасли.

На основе полученных результатов прогнозируют темпы экономического роста и развития фирмы. Созданная в итоге математическая модель отражает стохастическую взаимосвязь исследуемой зависимости. Остается только определить коэффициенты регрессии выбранного полинома, используя известные методы, например метод наименьших квадратов.

Рис.2.Характеристика основных функций упраеления РИД

Финансовый механизм реализации системы управления РИД в рамках инвестиционного процесса представлен следующим образом: разработка прогноза бюджета на реализацию экономического развития; составление бюджета на проведение патентно-конъюнктурныхисследований; расчет бюджета на мониторинг показателей по вовлечению РИД в экономический оборот [13. С. 175].

Список литературы

1. Бригхэм,Ю.Финансовый менеджмент /Ю. Бригхэм,М.Эрхардт. — СПб.:Питер,2009. — 960 с.
2. Брулев, Е. С. Управление конкурентоспособностью предприятий : автореф. дис. … канд. экон. наук / Е. С. Брулев. — Екатеринбург, 2006.
3. Буторин, С. Н. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий молочно-продуктового подкомплекса : автореф. дис. … канд. экон. наук / С. Н. Буторин. — Ижевск, 2008.
4. Брыкля, О. А. Формирование механизма развития конкурентоспособного мясопродуктового подкомплекса (теория, методология, практика) : автореф. дис. … канд. экон. наук / О. А. Брыкля. — М., 2007.
5. Бурдина, А. А. Методология управления конкурентоспособностью российских промышленных предприятий : автореф. дис. … канд. экон. наук / А. А. Бурдина. — М., 2007.
6. Дамодоран, А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов / А. Да- модоран. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. — 1342 с.
7. Донцова, Л. В. Анализ финансовой отчетности / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. — М. : Дело и Сервис, 2004. — 336 с.
8. Ионова, А. Ф. Финансовый анализ / А. Ф. Ионова, Н. Н. Селезнева. — М. : Велби : Проспект, 2006. — 624 с.
9. Ковалев, В. В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения) / В. В. Ковалев, Вит. В. Ковалев. — М. : Велби : Проспект, 2006. — 432 с.
10. Лихолетов, А. В. Стратегии, модели и формы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности / А. В. Лихолетов, В. В. Лихолетов, М. А. Пестунов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2009. — № 9. — С. 19—27.
11. Schumpeter, J. History of Economic Analysis / J. Schumpeter. — N.-Y., 1954.
12. Мокроносов, А. Г. Конкурентоспособность предприятия / А. Г. Мокроносов. — Екатеринбург, 2011. — 66 с.
13. Пестунов, М. А. Управление интеллектуальной собственностью / М. А. Пестунов. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2006. — 409 с.
14. Пестунов, М. А. Реструктуризация и устойчивое развитие экономических систем / М. А. Пестунов — СПб. : Изд-во политехн. ун-та, 2006. — 715 с.
15. Пестунов, М. А. Формирование нематериальных активов организации / М. А. Пестунов // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Экономика.— 2005. — № 12 (52), вып. 5. — С. 309—315.
16. Пестунов, М. А. Управление конкурентоспособностью на основе формирования интеллектуального капитала / М. А. Пестунов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2008. — № 7. — С. 142—149.
17. Пестунов, М. А. Финансовый механизм инновационного развития экономики организации / М. А. Пестунов // Вестн. ун-та (Гос. ун-т упр.). — 2008. — № 6 (16). — С. 174—178.
18. Подмастерьев, А. С. Учет нематериальных активов при оценке имущественных комплексов для целей залога / А. С. Подмастерьев // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2015. — № 9. — С. 68—73.
19. Портер, М. Конкуренция : пер. с англ. / М. Портер. — М. : Вильямс, 2000. — 495 с.
20. Романова, О. А. Совершенствование системы управления объектами интеллектуальной собственности организаций / О. А. Романова, М. А. Пестунов. — Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2008. — 59 с.
21. Силова, Е. С. Качество институциональной среды и его влияние на экономический рост : автореф. дис. … канд. экон. наук / Е. С. Силова. — Челябинск, 2007.
22. Смирнова, И. А. Концептуальные основы международных стандартов финансовой отчетности / И. А. Смирнова, М. Л. Пятов. — М. : 1С-Паблишинг, 2008. — 199 с.
23. Криворотов, В. В. Методология оценки и формирования механизма управления конкурентоспособностью промышленного предприятия : автореф. дис. … д-ра экон. наук / В. В. Криворотов. — Екатеринбург, 2007.

Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 10 (406). Экономические науки. Вып. 58. С. 129—138.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 22

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code