ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

М.В.Власов

Современное состояние рынка требует от компаний поиска новых подходов к корпоративному управлению, планированию и контролю. Правильный выбор направления в реализации нового знания предопределяет эффективность достижения целей. Недостаточная оценка начальных экономических возможностей часто приводит к остановке инвестпроектов. Этого можно избежать, исключив на стадии формулировки стратегии внедрения «недостижимые» проекты на основании низкой начальной инновационной деятельности компании. Цель исследования — сформулировать методологические подходы к отбору проектов нового знания на основе широко распространенных инвестиционных методов оценки. Новый методологический подход включает несколько стадий. Статья сосредоточена на первой — анализе экономических возможностей компании. Теоретическая важность полученных результатов состоит в развитии методологических подходов к выбору проектов по генерации новых знаний с использованием распространенных инвестиционных методов проектирования и с учетом особенностей стратегии развития предприятий. Практическое значение — повышение прозрачности действий по проектам генерации новых знаний посредством улучшения организаторских решений.

Ключевые слова: новые знания, инновации, инвестиционный проект.

 

Современные быстроменяющиеся условия хозяйствования определяют поиск руководством и собственниками предприятий новых идей и подходов к разработке стратегий и моделей управления как на краткосрочный, так и на долгосрочный периоды. Эффективность запланированного результата при реализации инновационного проекта зависит в первую очередь от того, насколько правильно разработано направление внедрения новых знаний [14].

На практике производственные предприятия довольно часто оказываются в ситуации, когда высокоэффективные инновационные проекты остановлены и находятся в стадии незавершенности по причине отсутствия финансовых ресурсов на их окончание из-за первоначальной ошибочной оценки финансовых возможностей хозяйствующих субъектов по осуществлению инвестиционной деятельности. В целях исключения подобных ситуаций необходимо еще на этапе построения стратегии внедрения в производственные процессы новых знаний отказаться от тех проектов, которые являются нереализуемыми вследствие экономического уровня развития предприятия.

Цель данной работы — на основе распространенных методов инвестиционного проектирования разработать методологические подходы к анализу проектов по генерации новых знаний с последующим выбором наиболее эффективных инновационных проектов с учетом особенностей стратегии инновационного развития.
В конце XX в. ученые-экономисты разработали инструментальный и методологический аппарат двух новых направлений в экономической науке — информационной экономики и экономики знаний. Эти термины были призваны очертить новый сектор экономики; взятые вместе, они соответствуют понятию постиндустриального общества, активно изучаемого со второй половины XX в. [1; 2].

В своих исследованиях американские и европейские экономисты стали фокусировать внимание на роли знаний в современной экономике, что послужило основой формирования нового направления в экономической науке — экономики знаний. Именно знания, представляющие собой нематериальные активы и интеллектуальный капитал, являются основой такой экономики в отличие от традиционной, в которой ключевая роль принадлежала материальным активам и финансовому капиталу.

Необходимо отметить, что существуют два вида знаний: явные, то есть формализованные, и неявные, неформализованные. В данном исследовании рассматриваются только формализованные знания [3; 11]. Инновации и соответствующие процессы всегда основываются только на новых знаниях (обладающих научной новизной) [4. С. 29; 10; 12; 13].

Ряд российских ученых-экономистов считают, что на сегодняшний день из-за отсутствия кооперации и тесного сотрудничества между научными институтами и производственными предприятиями в России сложилась ситуация, когда современные передовые научные разработки не внедряются в производственный цикл и не становятся основой конкурентоспособных товаров отечественного производства [5].

Анализ текущих финансово-экономических возможностей хозяйствующего субъекта является отправной точкой разработки стратегий по практическому внедрению новых знаний в деятельность предприятия и его отдельных подразделений. После принятия стратегии вся соответствующая материальная, производственная, финансовая структурная политика инновационной и хозяйственной деятельности будет сформирована в соответствии с требованиями этой стратегии.

Оценка инновационных свойств позволяет осуществить первичный выбор инноваций с наибольшей эффективностью [15]. При данном подходе хозяйствующий субъект может оценить размер перспективных резервов, возникающих в результате внедрения инноваций. Резервы, которые являются фундаментальной основой экономического развития предприятий, в современной экономической литературе классифицируются по большому количеству признаков, и один из основных — период мобилизации: резервы подразделяются на текущие и перспективные. Второй признак — среда возникновения резервов, которые делятся на внешние и внутренние.

Наименьшим сроком мобилизации — это, как правило, текущий плановый период деятельности предприятия — обладают текущие резервы, стоимость реализации которых не требует значительных затрат. В отличие от текущих перспективные резервы предполагают значительные финансовые вливания вследствие того, что они формируются в результате модернизации и реконструкции технологических процессов хозяйствующих субъектов. Внешние резервы могут иметь источники двух типов: макроэкономические и микроэкономические.

Макроэкономические возникают при взаимодействии с такими государственными системами, как финансовая, налоговая и таможенная, с их принципиальными особенностями. Микроэкономические источники обусловлены региональными денежно-кредитными и природно-климатическими характеристиками, а также инвестиционными особенностями и условиями хозяйствования, сложившимися на территории нахождения организации.

Внутренние резервы предприятия во многих случаях можно увеличить за счет повышения эффективности хозяйственной деятельности и оптимизации управления издержками на организацию закупок, маркетинговых мероприятий, поддержание ассортимента продукции, содержание сбытовой сети, оплату труда персонала, осуществление инвестиционной и инновационной деятельности. В сложившихся экономических условиях дальнейшее экономическое развитие хозяйствующих субъектов возможно за счет совершенствования таких внутренних и внешних источников производства новых знаний, как [6]:
— активизация информационных потоков между внутренней и внешней средой предприятия, особенно по вопросам научно-технического прогресса;
— повышение эффективности использования в производственном процессе собственных научных разработок;
— внедрение новых принципов организации труда и инновационных технологий, повышение уровня автоматизации и компьютеризации производственных процессов;
— повышение качества использования специальных и скрытых знаний персонала во всех сферах деятельности предприятия;
— выбор наиболее эффективных инноваций, создание и вывод на рынок новых, не имеющих конкурентов услуг и продуктов.

На этапе формирования стратегии развития хозяйствующего субъекта анализ потенциала внедрения новых знаний выявляет в первую очередь возможные резервы, возникающие благодаря совершенствованию технологий и, соответственно, высвобождению ресурсов, а также позволяет определить новые подходы к отношениям и взаимодействию с внешними участниками хозяйственной деятельности, а именно с конкурентами, клиентами, контрагентами, акционерами и инвесторами [8].

На следующем шаге происходит представление инновационных идей в виде инновационных проектов и осуществляется их оценка с точки зрения объемов требуемых инвестиционных вложений и возможной экономической отдачи. В процессах анализа стратегий развития, основанных на инновациях, главным фактором для осуществления выбора является оценка экономической эффективности инновационного проекта [9].

Отправной точкой анализа новых, разрабатываемых и внедряемых технологий является оценка экономической эффективности всего реализуемого проекта или его значимости для развития страны и общества [Там же]. Оценивают новые знания в предложенной последовательности в основном в случае анализа инновационных проектов, имеющих большой масштаб и реализующихся на макроэкономическом уровне. При этом производится расчет эффективности по экологическим, социальным, бюджетным и региональным показателям в зависимости от поставленных целей и задач инвестиций.

При рассмотрении локальных инновационных проектов в большинстве случаев каждый конкретный инвестор оценивает только свою выгоду и эффективность инвестиций в данный проект а также потоки денежных платежей с позиций их коммерческого потенциала; для этого количественно оценивают следующие показатели эффективности инновационных проектов: чистый дисконтированный доход (ЧДД), индекс доходности (ИД)., внутренняя норма доходности (ВНД), дисконтированный срок окупаемости (Т0£). Это классические показатели для анализа инвестиционных проектов (см. табл. 1), методы их расчета подробно описаны в экономической литературе [Там же].

Только после удовлетворения требуемым коммерческим параметрам доходности инвестиций новые знания необходимо оценивать с точки зрения возможности внедрения полученных на их основе новых технологий в хозяйственную деятельность предприятий и наличия экономического потенциала предприятия для полной реализации такого внедрения. Подобную оценку лучше всего проводить посредством расчета показателей эффективности и осуществимости инновационных проектов на данном конкретном предприятии с его экономическими возможностями. В целях определения наиболее эффективных технологий или развивающих продуктов для инвестирования на заключительном этапе оценки эффективности проекта проводится сравнительный многомерный анализ рассчитанных количественных показателей. Также необходимо рассчитать требуемые затраты и оценить возможности и потенциал подразделений данного предприятия в отношении практической реализации инновационных проектов в данной конкретной экономической ситуации с учетом влияния на особенности / экономического развития хозяйствующего субъекта всех возможных внешних и внутренних факторов.

С целью апробации предложенного методологического подхода рассмотрим этапы анализа выбора инновационного проекта на примере предприятия в телекоммуникационной сфере.

Таблица 1
Показатели оценки эффективности участия в проекте1

На предварительном этапе оценки инноваций было отобрано четыре проекта:
1. Проект расширения деятельности по подключению к сети Интернет по высокоскоростным оптоволоконным кабелям.

Подключение к сети Интернет по высокоскоростным оптоволоконным кабелям имеет большую востребованность среди потребителей, так как гарантирует качество и стабильность подключения при минимальном временном лаге. Подключение к сети Интернет по высокоскоростным оптоволоконным кабелям позволяет повысить эффективность решения различных информационных задач предприятия. Доступ к Интернету с компьютеров организации, объединенных в локальную корпоративную сеть, без ограничений по времени обеспечивается постоянным подключением. Всегда при подключении услуги постоянного доступа к сети Интернет предоставляются различные дополнительные услуги: предоставление с последующей регистрацией IP-адресов, регистрация доменного имени, организация корпоративной почты, антивирусная поддержка. Практическое внедрение данного проекта в жизнь позволит получить дополнительное количество потенциальных потребителей.

2. Проект развития деятельности по предоставлению услуг телефонной связи.
На сегодняшний день можно уверенно сказать, что телефонная связь во всех своих видах и проявлениях является основной технологией осуществления коммуникаций при ведении хозяйственной деятельности. Соотношение цены и качества предоставляемых услуг телефонной связи играет важную роль в организации деятельности современной организации. При численности персонала пять человек и более, а также при наличии не менее двух внешних телефонных номеров, для компании становятся актуальными задачи по управлению внутренней телефонной связью. Организация офисной мини-АТС позволяет компаниям решать многие задачи: распределение входящих звонков, внутренние телефонные переговоры, переадресация или перехват звонков, интеллектуальный автоответчик и др. Практическая реализация данного проекта приведет к расширению абонентской базы, что позволит увеличить количество оказываемых услуг, а соответственно, и прибыль предприятия.

3. Проект развития предоставления услуг по технологии беспроводного соединения Wi-Fi.
Постоянным высоким спросом у потребителей пользуется технология беспроводного соединения Wi-Fi. Сегодня можно смело утверждать, что во все персональные электронные устройства, используемые деловыми людьми при ведении бизнеса, уже на стадии проектирования заложены функциональные возможности высокоскоростной работы в Интернете через Wi-Fi. В результате реализации проекта ожидается увеличение радиуса предоставления услуг по Wi-Fi подключению, что позволит фирме значительно повысить свою конкурентоспособность и, соответственно, увеличить клиентскую базу.

4. Проект предоставления хостинговых услуг.
Хостинг — услуга по предоставлению ресурсов провайдера с целью размещения клиентом своей информации на сервере, постоянно подключенном к сети (Интернет). Также хостингом может называться услуга по предоставлению клиенту места в аренду на площадях провайдера с целью размещения клиентского оборудования, подключаемого к высокоскоростным каналам доступа в сеть Интернет провайдера.

Комплексный анализ эффективности внедрения новых технологий в практическую деятельность предприятия необходимо начинать с расчета затрат на инновационные проекты. Для этого в первую очередь требуется отнести инновационные издержки по бухгалтерским статьям расходов, а затем суммировать их.

Все возникающие инвестиционные расходы и экономические результаты, получаемые в качестве отдачи от внедрения инновационного проекта, необходимо дифференцировать в соответствии с нормативной базой осуществления хозяйственной деятельности.

В случае развития производственной деятельности предприятие при анализе соответствующих затрат выделяет следующие виды расходов:
— расходы на материальные ресурсы;
— расходы на трудовые ресурсы;
— расходы, связанные с амортизацией;
— прочие расходы.

Затраты предприятия, понесенные на приобретение комплектующих деталей, сырья и материалов, являются в большинстве случаев материальными расходами хозяйствующих субъектов. К материальным затратам также относятся расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, воды, электрической энергии и любые другие виды расходов, обусловленные технологическими процессами, сюда включаются и производственные услуги, предоставляемые хозяйствующему субъекту другими организациями.

Сумма затрат предприятия на заработную плату с учетом налогообложения всех работающих в проекте людей является расходами на оплату труда.

Одним из главных видов издержек в структуре затрат по инновационному проекту представляются суммы рассчитанной амортизации технологического и производственного оборудования, а также суммы амортизации нематериальных активов.

Изначальная, доамортизационная стоимость нематериальных активов рассчитывается как суммарная стоимость их приобретения и стоимость их адаптации к практическому использованию в сложившихся условиях применения на конкретном предприятии. Итоговая стоимость нематериальных активов, разработанных внутри и персоналом предприятия, рассчитывается как сумма непосредственной стоимости их разработки и изготовления, включая стоимость рабочей силы с соответствующими налогами, стоимость услуг сторонних организаций, а также стоимость регистрации авторских прав, то есть получение патентов и свидетельств об авторском праве.

При расчете затрат на осуществление инновационного проекта к амортизационным отчислениям используемых основных средств, а также нематериальных активов в первую очередь относятся те величины, которые имеет организация в текущий платежный период.

Последняя, четвертая статья расходов по инновационному проекту — «прочие расходы», куда можно отнести суммы налогов и сборов.

Оценить себестоимость развития инновационной деятельности можно сложением затрат по вышеописанным расходам, распределенным по четырем группам, то есть необходимо вычислить издержки хозяйствующего субъекта на инновационный проект.

Основные затраты, возникающие в результате внедрения инновационных проектов, были суммированы по соответствующим статьям бухгалтерского учета (табл. 2).

Показателями оценки эффективности проектов являются чистый дисконтированный доход, индекс доходности, или рентабельность инвестиций, срок окупаемости затрат, внутренняя норма доходности инвестиций.

Показатель ЧДД отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала организации в случае принятия рассматриваемого проекта; данный показатель обладает свойством аддитивности, то есть ЧДД различных проектов можно суммировать для определения общего эффекта. Критерий ИД показывает доход на единицу затрат; является предпочтительным, когда требуется упорядочить независимые проекты для создания оптимального портфеля в случае ограниченности общего объема инвестиций. Критерий ВНД показывает максимальный уровень затрат, который может быть ассоциирован с данным проектом, то есть если цена капитала, привлекаемого для финансирования проекта, больше ВНД, то проект следует отвергнуть. Показатель Ток отражает количество базовых периодов, за которые произойдет окупаемость инвестиций посредством поступления денежных потоков, возникающих в результате функционирования инновационного проекта.

После расчета основных показателей эффективности инвестиционных проектов делается вывод об их экономической значимости и привлекательности (табл. 3).

Таблица 2
Затраты на анализируемые проекты

Таблица 3
Оценка эффективности проектов по различным критериям

Анализ данных, представленных в табл. 3, позволяет сделать следующие выводы.

Первый проект имеет отрицательный чистый дисконтированный доход и не окупаем, следовательно, является убыточным и совершенно непривлекательным для инвестиций. Согласно показателям, 2-й и 4-й из анализируемых проектов обладают большей привлекательностью по показателям ЧДД, ИД, ВНД и сроку окупаемости. Как следует из вышеприведенного анализа для данного конкретного предприятия с учетом уровня его экономического развития и ресурсного потенциала, внедрение в практическую деятельность рассмотренных проектов является целесообразным.

Третий же проект является наилучшим с точки зрения индекса доходности, внутренней нормы доходности и срока окупаемости, и поэтому именно он должен стать основой для разработки стратегического плана развития хозяйствующего субъекта.

Развитие рассмотренных выше видов деятельности позволяет увеличивать чистую прибыль и является основой реализации организацией стратегических планов по внедрению инновационных проектов.

В результате исследования автором разработан методологический подход к анализу эффективности внедрения новых сгенерированных знаний в практическую деятельность хозяйствующих субъектов, включающий такие этапы, как: анализ экономического потенциала предприятия; разработка новых инновационных предложений; первичный выбор инноваций; оформление отобранных инновационных идей в инновационные проекты; оценка инвестиционной привлекательности эффективности реализации инновационных проектов; оценка влияния эффективности отобранных инновационных проектов на собственный экономический потенциал предприятия; отбор наиболее эффективных и привлекательных инвестиционных проектов на основе полученных результатов многомерного анализа.

Научные результаты, полученные в ходе исследования, обладают теоретической значимостью, которая заключается в разработке и обосновании методики наиболее эффективного отбора инновационных проектов с учетом особенной производственной деятельности и инновационных стратегий конкретного хозяйствующего субъекта, развитии принципов и инструментария инвестиционного проектирования. Отличительной особенностью методики является то, что все рассматриваемые инновационные проекты имеют в своей основе только новые знания.

Практическая значимость исследования заключается в повышении прозрачности и предсказуемости внедрения результатов генерации новых знаний в форме инновационных проектов в непосредственную деятельность предприятий и в повышении эффективности принятия управленческих решений, направленных на развитие и внедрение инновационных проектов.

Список литературы

1. Власов, М. В. Оценка эффективности производства нового знания / М. В. Власов // Журн. экон. теории. — 2005. — № 3. — С. 142—146.
2. Власов, М. В. Стратегия производства новых знаний / М. В. Власов // Обществ. науки и современность. — 2007. — № 3. — С. 18—22.
3. Власов, М. В. Оптимизация процессов управления новыми знаниями / М. В. Власов, Е. В. Попов // Менеджмент в России и за рубежом. — 2007. — № 4. — С. 1—8.
4. Власов, М. В. Оценка производства нового знания / М. В. Власов, Е. В. Попов // Менеджмент в России и за рубежом. — 2006. — № 2.
5. Гончаренко, Л. П. Инновационная политика / Л. П. Гончаренко, Ю. А. Арутюнов. — М. : Кнорус, 2011. — 350 с.
6. Коробейников, И. О. Резервы развития предприятий / И. О. Коробейников. — Н. Новгород : Изд-во НГУ им. Н. И. Лобачевского, 2000. — 22 с.
7. Крылов, Э. И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятий / Э. И. Крылов, В. М. Власова, И. В. Журавкова. — М. : Финансы и статистика, 2003. — 419 с.
8. Макарова, И. А. Механизм оптимизации инновационной политики на предприятии / И. А. Макарова // Соврем. проблемы науки и образования. — 2012. — № 3.
9. Попов, В. М. Анализ финансовых решений в бизнесе / В. М. Попов, С. И. Ляпунов. — М. : Кно- рус, 2007. — 240 с.
10. Попов, Е. В. Мобильность молодых ученых / Е. В. Попов, М. В. Власов // Экон. анализ: теория и практика. — 2012. — № 3. — С. 43—51.
11. Попов, Е. В. Моделирование генерации новых технологических знаний / Е. В. Попов, М. В. Власов // Экон. анализ: теория и практика. — 2009. — № 4. — С. 15—19.
12. Попов, Е. В. Систематизация миниэкономических институтов производства новых знаний / Е. В. Попов, М. В. Власов // Экон. наука соврем. России. — 2008. — № 2. — С. 46—54.
13. Попов, Е. В. Экономические институты инвенций / Е. В. Попов, М. В. Власов // Экон. анализ: теория и практика. — 2013. — № 18. — С. 2—12.
14. Солдатов, А. А. Стратегическое управление и инновационное развитие предприятий и фирм / А. А. Солдатов, Р. С. Танчук // Упр. экон. системами. — 2013. — № 3. — С. 2—3.
15. Трифилова, А. А. Управление инновационным развитием предприятия / А. А. Трифилова. М. : Финансы и статистика, 2003. — 73 с.

Вестник Челябинского государственного университета.
2017. № 10 (406). Экономические науки. Вып. 58. С. 121—128.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 13

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code