РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.Н.Неровная

Освещены особенности реализации принципов правового регулирования образовательных отношений. Приводится общая характеристика принципов, рассмотрены особенности и проблемы их реализации.

Ключевые слова: принципы правового регулирования, управление системой образования, право на образование, экстернат, аккредитация высших учебных заведений.

 

Под принципами традиционно понимают основные, базисные, основополагающие идеи, лежащие в основании того или иного явления, предмета или процесса. От того, каким образом принципы правового регулирования образовательных отношений проявляются в деятельности субъектов образовательных отношений, зависит эффективность и качество образования. Следует констатировать, что в законодательстве отсутствует системный перечень принципов регулирования образовательных отношений.

В ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , являющегося статутным в данной сфере, содержатся принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, среди которых обеспечение права на образование, светский характер образования, автономия образовательных организаций и др. В данной статье закона принципы государственной политики не разделяются с принципами правового регулирования. Исследователь Э. Д. Мугенова указывает на тот факт, что большой значимостью обладают и административно- правовые принципы, которые также нормативно закреплены [4. С. 58]. Однако и здесь отсутствует четкий перечень.

Основные административно-правовые принципы содержатся в ст. 89 Закона № 273-ФЗ. Это принципы управления системы образования (управление в административно-правовой сфере осуществляется в форме администрирования): законность, демократия, автономность образовательных организаций, информационная открытость, учет общественного мнения. Из содержания ст. 3 можно выделить и иные административно-правовые принципы. Несмотря на бессистемность их изложения следует отметить, что они существенным образом влияют на процесс получения образования. Наибольшим практическим значением в этой связи обладают принципы автономности образовательных организаций и законности.

Особенности проявления принципов зависит не только от нормативного материала, но также и от динамики развития сферы образования. Как отмечает Н. Н. Замошникова, число российских вузов уменьшается, снижаются финансирование и административная поддержка. Российские вузы встраиваются в мировые рейтинги, в связи с чем на полноценную государственную поддержку могут рассчитывать лишь статусные вузы, обладающие высоким репутационным рейтингом. Следовательно, все остальные вузы буквально будут поставлены на грань выживания, что ухудшает качество образования [2. С. 107]. Тем не менее, отдельные исследователи все еще возлагают надежды на инновационную функцию образования, которая должна способствовать социально-экономическому развитию государства [1. С. 11].

Неблагоприятные экономические явления накладывают отпечаток на эффективность правового регулирования, поскольку затрагивают механизм целеполагания, включающий в себя принципы, цели и задачи регулирования. В частности, одной из задач является создание финансовых условий для функционирования системы образования. Большая часть высших учебных заведений являются государственными бюджетными учреждениями, обязанность по финансовому обеспечению их деятельности гражданским законодательством возлагается на учредителей, однако принцип автономности образовательных организаций и принцип недопустимости ограничения конкуренции в сфере образования приводят к экономическому соревнованию вузов. Это означает, что другие принципы правового регулирования (а вернее, их реализация) преломляются через локальные акты вузов.

А. В. Минбалеев и Е.В. Георгиева подчеркивают, что локальные акты необходимы для обеспечения баланса между централизованными и децентрализованными элементами управления [3. С. 105]. Локальное регулирование ограничивается предусмотренными федеральным законодательством административно-правовыми режимами стандартизации, лицензирования и аккредитации. Федеральным государственным образовательным стандартом устанавливается компетентностный подход к образовательному процессу (по направлению подготовки «юриспруденция», уровень бакалавриата, установлены общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы за время обучения; в частности, среди профессиональных компетенций имеется нормотворческая и правоприменительная деятельность ). ФГОСы вводят компетентностный подход, чем достигается единообразие образовательных программ [5. С. 116].

Несмотря на то что закон об образовании устанавливает как принципы правового регулирования, так и различные нормативные положения, в которых они проявляются, полноценная реализация отдельных принципов невозможна ввиду следующих причин:
1) пробелов в подзаконном правовом регулировании;
2) несоответствия социально-экономической ситуации содержательным аспектам принципов;
3) злоупотребления принципом автономии.

Рассмотрим данные причины на конкретных примерах.

Одним из существенных пробелов является отсутствие регулирования получения образования в форме экстерната. Согласно ч. 3 ст. 34 Закона № 273-ФЗ лица, которые освоили основную образовательную программу в форме самообразования или домашнего обучения, имеют право на прохождение промежуточной и государственной аттестации в форме экстерната. Как следует из анализа норм, содержащихся в ч. 3 ст. 34 указанного закона, предоставлять возможность прохождения экстерном промежуточной и государственной аттестации обязаны все образовательные организации по аккредитованным образовательным программам. Однако же на подзаконном уровне регулирование порядка прохождения аттестации экстерном отсутствует. Ранее, до введения в действие Закона № 273-ФЗ, действовало положение о получении общего образования в форме экстерната (приказ Министерства образования РФ от 23 июня 2000 г. №1884, ныне утратил силу). Что же касается высшего образования, то до сих пор не отменено Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1473 «Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается», которое противоречит Закону № 273-ФЗ, поскольку устанавливает ограничения, не предусмотренные статутным законом.

Высшие учебные заведения, как правило, не принимают положения об экстернате. Таким образом, гарантии реализации предусмотренного законом права на прохождение аттестации в форме экстерната отсутствуют, что приводит к фактическому ограничению принципа права на образование, в том числе права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности и свободу выбора получения образования.

Фактор воздействия неблагоприятной социально-экономической ситуации проявляется на примере реализации принципа недопущения ограничения или ограничения конкуренции. Конкуренция возможна лишь при равенстве ее субъектов. В условиях дифференциации экономической поддержки высших учебных заведений, а также наличия отдельных прав у крупнейших вузов учебные заведения ставятся в неравные условия, в результате чего многие из них не обеспечивают надлежащего качества образования.

Что же касается злоупотребления принципом автономии, то здесь следует отметить отдельные перегибы в образовательных программах вузов, приводящие в некоторых случаях к лишению аккредитации, а также присутствие нескольких моделей распределения финансовых поток, выделяемых в зависимости от характера распределения средств между коммерчески прибыльными факультетами и факультетами, на которых большая часть студентов обучается на бюджетной основе.

Вопрос о реализации принципов правового регулирования при получении высшего образования весьма сложен и требует дополнительного изучения ввиду бессистемности изложения принципов, необходимости анализа реализации каждого из них с учетом правовых, экономических и педагогических условий и тенденций развития сферы высшего профессионального образования.

Список литературы

1. Балынин, И. В. Высшее образование в Российской Федерации: проблемы, перспективы и тенденции развития / И. В. Балынин // Пед. образование в России. — 2015. — № 6. — С. 7 — 12.
2. Замошникова, Н. Н. Развитие системы высшего профессионального образования в Российской Федерации с 1990 по 2015 годы: взгляд из региона / Н. Н. Замошникова // Ученые зап. Забайкал. гос. ун-та. Сер. Социол. науки. — 2015. — № 4 (63). — С. 99 — 108.
3. Минбалеев, А. В. Локальное нормативное регулирование в вузах / А. В. Минбалеев, Е. В. Георгиева // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Право. — 2014. — Т. 14, № 4. — С. 103—108.
4. Мугенова, Э. Д. Административно—правовые принципы в регулировании высшего профессионального образования / Э. Д. Мугенова // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Юрид. науки. 2013. — № 1. — С. 56 — 62.
5. Пахаруков, А. А. Примерная основная образовательная программа высшего юридического образования как модель реализации компетентностного подхода: вопросы правового регулирования / А. А. Пахаруков // Изв. Байкал. гос. ун-та. — 2016. — Т. 26, № 12. — С. 115—122.

Библиографическое описание: Неровная, Н. Н. Реализация принципов правового регулирования образовательных отношений при получении высшего образования / Н. Н. Неровная // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 4. — С. 20 — 23.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 52

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code