РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

В.Е.Натуев

Анализируется теоретико-правовая доктрина возникновения правового государства. Определяется роль правового регулирования и теоретических положений в развитии правового государства. Приводятся некоторые результаты анализа построения правового государства в России. Высказываются предложения по совершенствованию законодательства, а также теоретическое обоснование правового государства.

Ключевые слова: правовое государство, конституция, принципы правового государства, сущность государства, разделение властей, развитие России.

 

Возникновение идеи правового государства следует отнести к эпохе античности. Впервые мысли о правовом государстве были сформулированы Платоном и Аристотелем. Античные философы были сторонниками идеи, провозглашающей верховенство закона. Платон говорил о том, что подлинная государственность существует там, где закон обладает верховенством и справедлив. Несмотря на это идеи правового государства в Древней Греции в полной мере не были реализованы из-за отсутствия верховенства права. Примером являются безграничные полномочия народного собрания Греции, которое обладало правом принимать любые решения. Законами дозволялась даже смертная казнь гражданина по основаниям, которые само же народное собрание и выдвигало [3].

В Древнем Риме базовые основы правового государства были реализованы, но только отчасти. В республиканский период в Риме функционировала независимая и сильная судебная система, основным принципом которой являлось равенство всех перед законом и судом. Исторические исследования зачастую делают заключение о наличии в Риме как правового государства, так и гражданского общества.

Дальнейшее падение Рима ученые связывают с деградацией институтов гражданского общества и правового государства. Однако о полной реализации идеи правового государства в Древнем Риме говорить неверно, так как вся сила закона не распространялась на рабов и ряд других сословных категорий.

В европейских государствах в течение средних веков общественные отношения регулировались письменными актами или договорами. Заложенные римским правом нормы продолжали действовать многие века. Значительную роль в совершенствования романо-германского права в целом оказала кодификация правовых актов, проводившаяся главами католической церкви в XI — XIII вв. Впоследствии указанный курс был продолжен Григорием VII, который провозгласил верховенство канонического права над властью монархов [6].

Становление доктрины господства права в средние века было связано с конфликтом формирующегося гражданского общества и монархической, зачастую абсолютной властью государства. В это время и появились первые учения о необходимости различать личные права человека и невозможность вмешательства в них государства. Значительная роль в развитии учений о правовом государстве принадлежит выдающимся мыслителям Шарлю Луи де Монтескье и Джону Локку.

В трудах Дж. Локка концепция верховенства закона возникает в облике государства, в котором господствует право. Локк видел закон государства, который основан на естественном праве. Так же как и естественное право, государственные законы должны признавать неотчуждаемые естественные права и свободы людей. Отдельно Дж. Локк выделял значение разделения властей. Он указывал, что правовое государство будет таковым только в случае, если закон не ограничивает, а расширяет права индивида.
Некоторые взгляды на идею правового государства содержались в Статуте Великого княжества Литовского. Лев Сапега полагал, что властвовать в государстве должны не люди, а право. Указанный акт разделял власть на законодательную, исполнительную и судебную.

Концепция правового государства была реализована при создании США. Данный опыт увлекателен тем, что впервые в истории права идея правового государства была воплощена в жизнь. Был реализован эффективный механизм обеспечения прав и свобод человека. В данном случае обоснованно рассуждать о связи правового государства и демократии.

Положения, объединенные с правом на участие в осуществлении управления делами государства, рассматривались античными мыслителями. Аристотель, Платон и Демокрит видели правовое государство как одну из форм правления. К примеру, Демокрит был радикальным приверженцем греческой демократии. Он указывал, что бедность людей при народовластии предпочтительнее благосостояния при правителях — насколько свобода предпочтительна перед рабством.

В свою очередь, Платон говорил о том, что правовое государство является властью толпы. Демократия наравне с тиранией есть самая неприемлемая форма государственного устройства.
Аристотель придерживался противоположного мнения. В своих трудах он обращал внимание на активную деятельность индивида. Соответствующей гражданину он считал жизнь фактическую, заполненную политической деятельностью. По мнению Аристотеля, граждане обязаны принимать участие в государственных делах.

Обосновывая указанное положение, Аристотель говорил, что опасно устранять граждан от участия в делах государства [3]. Подтверждая предпочтительность демократического режима, Аристотель аргументировал это тем, что демократия обладает значительной степенью активности граждан в сравнении с олигархиями и более долговечна.

Следует выделить воззрения Фомы Аквин- ского на правовое государство. Взгляды этого мыслителя основаны на некоторых принципах, главный из которых — отрицание социального равенства, неколебимость сословных отличий. Люди должны находиться в подчинении у господ. Покорность народа, как и всего мира в целом, является его главной добродетелью.

В своих работах Томас Гоббс упоминает об отказе людей от суверенитета на основании общественного договора. Он описывает три вида государственного устройства. Первый из них — когда власть принадлежит собранию и каждый гражданин имеет право голосовать — называется демократией.

Гоббс не являлся сторонником отмеченной формы правления. Дж. Локк полагал, что общественный договор базируется на уважении естественных прав человека. Следовательно, если монарх преступает закон, его подданные могут расторгнуть договор. Оба мыслителя не рассматривали вероятность участия граждан в управлении делами государства.

Бенедикт Спиноза, напротив, являлся сторонником демократической формы государственного устройства. Он полагал, что лучшей формой устройства государства будет та, в которой граждане непосредственно управляют государством. Б. Спиноза рассуждал, что государство, которое стремится лишь к тому, чтобы его граждане не жили в постоянном страхе, будет скорее безошибочным, чем добродетельным [4].

В XVIII в. европейские правоведы сформулировали концепцию участия людей в непосредственном управлении делами государства. Данная теория была настолько детально сформулирована, что ее положения и в настоящее время применяются при необходимости обосновать позитивность развития участия народа в управлении делами государства. Эта теория применима в том числе и в России.

Среди работ европейских мыслителей большое значение имеют труды Ш. Монтескье. Этот автор обосновал мысль, что принимать правовые акты в государстве должны люди. В соответствии с его точкой зрения граждане должны сами нести ответственность за все, что в состоянии выполнить. Оставшуюся власть они могут делегировать своим представителям. Представительная форма правления является продолжением демократии.

Жан-Жака Руссо можно считать автором современной концепции правового государства и гражданского общества. Автор полагал возможным существование правового государства в форме власти народа. В своих работах Ж.-Ж. Руссо рассуждал о праве выражать голос при каком-либо акте государственного суверенитета. Право голоса — это право гражданина, которого никто не может его лишить. Автор придерживался точки зрения, что в жизни правового государства должны участвовать все индивиды. Воля граждан не может быть подменена волей государства. Следовательно, представители людей, по мнению Руссо, могут быть лишь доверенными. Право является проявлением общей воли людей, а народ, подчиняющийся праву, должен быть одновременно и его творцом. Народ должен быть представлен и в исполнительной ветви власти.

Представителями немецкой философии права являются Иммануил Кант и Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

В своих трудах Кант не требовал прямого участия граждан в делах государства. Он являлся сторонником монархической формы правления и высказывал мысль о том, что основы правового государства могут быть реализованы в государстве монархическом. С точки зрения немецких теоретиков права, философы, а не избираемые граждане выступают представителями людей перед государством. Вместе с тем республиканскую форму правления Кант не отождествлял с демократией, которую считал практически деспотизмом [6].

Гегель придерживался иной точки зрения. Он предлагал теорию о монархе как воплощении суверенитета государства. Гегель не был сторонником участия граждан в осуществлении дел государства. Он считал обоснованным уведомлять людей о том, как проходят собрания в сословных органах и какие государственно значимые решения принимаются. Гегель признавал общественное мнение и допускал его выражение через прессу. По его мнению, граждане являются выражением воли, которая заключает в себе волю толпы. Можно считать государство и народ как части целого, но лишь часть государства приписывают народу [1].

Карл Теодор Ясперс являлся противником участия граждан в управлении государством. Он отождествлял народ с массой, утверждал, что люди являются толпой, не связаны друг с другом. Люди не представляют из себя единства. Толпа — это явление социального характера, которое существовало всегда. Негативные качества людей заключаются в том, что они не имеют представления о своем значении для жизни государства.

Современное представление о правовом государстве основывается на следующих принципах:

1. Суверенитет народа. Он заключается в признании того, что граждане являются главным и единственным источником власти в общества. Следовательно, народ выбирает представителей во власть и их меняет.

2. Выборность органов власти с определенной периодичностью. Этот принцип обеспечивает существование легитимного механизма преемственности. Государственная власть основывается на выборах. В этом случае можно говорить о соотношении легальности и легитимности власти.

3. Государственный механизм формируется гражданами. Выборы происходят посредством реализации всеобщего, равного и тайного избирательного права. Существование выборов означает наличие реальной конкурентности во власти, альтернативности выборов.

4. Основной закон закрепляет приоритет прав и свобод человека и гражданина по сравнению с государством. Принципом правового государства является закрепленный правом механизм урегулирования разногласий между личностью и государством.

5. Одним из базовых принципов правового государства является принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип является основой построения государственного аппарата. Можно сказать, что принцип разделения властей подразумевает обязательное наличие в государстве парламентаризма.

6. В качестве еще одного признака правового государства можно назвать приоритет прав и свобод человека и гражданина. В теории права выделяют три базовых категории прав, с которыми ассоциируется формирование гражданского общества: 1) гражданские права (например, равенство всех граждан перед законом и судом, свобода слова, свобода вероисповедания, свобода выбора места жительства); 2) политические права (например, право избирать и быть избранным, свобода волеизъявления, право регистрировать организации); 3) социальные права (например, право человека на заработную плату, пенсию, право иметь достойные условия жизни, право на социальную защиту). Следует сказать, что указанные социальные права реализуются государством посредством социальных программ.

Индивидуальные и коллективные свободы защищены правом и судебной властью. Анализируя развитие демократии в России, ученые зачастую указывают на актуализацию в будущем требований равенства в сфере экологии.

7. Важным признаком правового государства является политический плюрализм, который позволяет законно функционировать не только общественно-политическим движениям, разделяющим политику правительства, но и оппозиции.

8. Независимость средств массовой информации, или идеологический плюрализм, заключается в свободе образования различных движений, ассоциаций. Этот признак дополняется различными источниками, независимыми средствами массовой информации.

9. Гарантия прав, свобод человека и гражданина — это основополагающий признак правового государства.

В этом признаке проявляется взаимосвязь демократических правовых институтов с политическим режимом. В условиях демократического политического режима гражданские права являются реальными и обеспеченными, устанавливается режим законности и исключается вмешательство государства в гражданское общество. Только гарантированность прав и свобод способна придать государству правовой демократический характер.

Можно говорить о том, что государство является правовым только при условии наличия гражданского общества. Гражданское общество достигается тем, что государство строго придерживается пределов вмешательства в частную жизнь, при этом обеспечивает и гарантирует права и свободы [5].

Гарантированность прав и свобод в правовом государстве проявляется в существовании такого явления, как либерализм. Либерализм означает закрепление демократических прав и свобод, ограничение вмешательства государства в личную жизнь индивида. При либерализме государство провозглашает права и свободы человека и гражданина в качестве высшей ценности. Права и свободы — выше государственных интересов.

Правозащитные органы обязаны защищать граждан, действуя только правовыми средствами и на основании закона. Правовое государство не может допустить невыполнения норм права. Государство подчинено закону и требует соблюдения закона от всех граждан.

Правовое государство не может обойтись без государственного аппарата. Однако управленческий аппарат находится под контролем общества и подлежит принципу открытости и гласности, что в свою очередь является главным средством в борьбе с коррупцией.

В заключение следует сделать вывод, что идеи и основные принципы правого государства зародились еще в древности, однако их положения актуальны и в настоящее время. В частности, для современного российского государства актуальна идея разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной. Необходимо, чтобы органы власти взаимно уравновешивали друг друга и ни один из них не мог узурпировать власть в государстве. Демократическая система государственного управления должна предусматривать формирование основных органов государства путем свободных выборов парламента, главы государства, органов местного самоуправления, автономных образований, глав субъектов федерации.

Список литературы

1. Алексеев, С. С. Философия права / С. С. Алексеев. — М. : Юрид. лит., 1997. — 560 с.
2. Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли : пер. с фр. / Ж.-П. Вернан ; общ. ред. Ф. X. Кессиди, А. П. Юшкевича. — М. : Прогресс, 1988. — 400 с.
3. Джохадзе, Д. В. Основные этапы развития античной философии / Д. В. Джохадзе. — М. : Норма, 1977. — 650 с.
4. История политических и правовых учений : учеб. для вузов / под ред. О. В. Мартышина. — М. : ИНФРА-М, 2007. — 700 с.
5. Любашиц, В. Я. Теория государства и права : учебник / В. Я. Любашиц и др. — М., 2003. — 340 с.
6. Мухаев, Р. Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений : учеб. для вузов. — М. : Норма, 2000. — 550 с.
7. Нерсесянц, В. С. Философия права / В. С. Нерсесянц. — М. : Норма, 2005. — 500 с.

Библиографическое описание: Натуев, В. Е. Развитие идеи правового государства / В. Е. Натуев // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 4. — С. 15—19.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 61

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code