ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК ВУЗОВ

С. С. Арсентьева

Статья посвящена проблемам работы юридических клиник, а также совершенствованию законодательной базы, регламентирующей работу юридических клиник.

Ключевые слова: юридическая клиника, бесплатная правовая помощь, правовое консультирование, представительство в суде.

 

Клиническое движение в России набирает обороты, становится не только широко известным, но и востребованным социальным институтом. Количество обращений увеличивается год от года, доверие населения растет, практика становится все более разнообразной.

Однако нормативное регулирование деятельности клиник не позволяет в полной мере использовать их потенциал. Так, п. 4 ст. 23 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЭ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»1 содержит перечень услуг, которые могут оказывать студенты-клиницисты: «Юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера». Из анализа статьи следует, что студенты-клиницисты уполномочены:
1) консультировать в устной форме;
2) консультировать в письменной форме;
3) составлять заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера.

В этом перечне нет такого понятия, как «правовое сопровождение клиента». А ведь именно эта услуга чаще всего бывает востребована, так как клиенты юридической клиники — это, как правило, люди пожилые, в силу возраста не всегда здоровые, и «хождение по инстанциям» для них совершенно не выполнимая задача. Так что только составление какого-либо правового документа по существу проблемы не решает. А с другой стороны, для студента-клинициста процедура подачи заявления, например, в суд могла бы стать бесценным опытом.

Статья 49 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) позволяет стороне в процессе иметь представителя, а в ст. 56 ГПК РФ оговариваются условия участия представителя в процессе: можно представлять интересы без доверенности, если в процессе участвует сам за- явитель . Как нам представляется, вполне логично позволять студентам-клиницистам принимать участие в суде в качестве представителя заявителя в том случае, если они готовили документы к процессу. С одной стороны, это, бесспорно, реальная, неоценимая помощь клиентам юридической клиники, так как клиницист, изучив в рамках учебной программы гражданский процесс, легко ориентируется в его процедуре, понимает значение специальных юридических терминов, а потому может вовремя подсказать клиенту, какие документы и когда надо подавать судье, задать необходимые вопросы, грамотно сформулировать ответы.

Значение такой деятельности для студента- клинициста не менее, а может, более важно, чем для клиента. Он понимает всю меру ответственности, зная, что в данный момент представляет не только своего клиента, но и всю клинику в целом. Сказать, что в такой ситуации студент- клиницист учится, было бы некорректно по отношению к клиенту юридической клиники, но по факту это так и есть, и более того, студент приобретет практические навыки. «Думается, что формирование юриста с большой буквы, знающего право, понимающего в праве, чувствующего правовую материю может сформировать только судебная практика… Выступая такой сердцевиной правового процесса, суд не может, как представляется, находиться в стороне от начального этапа юридической практики, которая начинается в высшей школе на юридическом факультете» [3].

Если обратиться к практике юридической клиники Института права Челябинского государственного университета, то можно указать на несколько исключительно удачных примеров представительства студентов-клиницистов в суде. Так, заявительница Н. вела долгую и бесплодную тяжбу в одном из сельских районных судов по земельному вопросу. После обращения в юридическую клинику ей не только разъяснили действующее законодательство по интересующему вопросу, помогли собрать пакет документов и грамотно составили иск, но еще двое студентов-клиницистов сами выступили представителями Н. в суде. Процесс был блестяще выигран, и признательности клиентки (немолодой, не очень здоровой и безграмотной в правовом отношении женщины) не было границ.

В п. 5 ст. 23 Закона № 324 говорится о том, что студенты-клиницисты осуществляют свою работу под контролем лиц, ответственных за их обучение, то есть преподавателей. Очевидно, что если студент выступает представителем в суде, то в этот момент контролировать его затруднительно. Именно поэтому многие юридические клиники не практикуют представительство клиницистов в судах. Однако здесь, скорее всего, речь идет о степени подготовки и степени доверия студентам-клиницистам со стороны преподавателей-кураторов. Если студент компетентен, добросовестно относится к поручениям, полученным в клинике, и качество его подготовки преподаватель оценивает высоко, нет никаких оснований не допускать его к судебному процессу, при том что нерадивому студенту и консультирование по несложному вопросу нельзя поручить.

Наше мнение разделяют и некоторые руководители юридических клиник. Так, например, Я. Я. Кайль пишет: «В некоторых случаях студент может принять участие в судебном заседании в качестве представителя гражданина, обратившегося в юридическую клинику за помощью [3]. Того же мнения придерживается В. Е. Баскакова: «Студенты и кураторы, которые закреплены за бюро (студенческое юридическое бюро — аналог юридической клиники), могут составлять исковые заявления в суды различных инстанций, жалобы и даже представлять интересы в суде» [1]. Студенты-клиницисты дополняют: «Исключая огромный блок судебной практики из процесса работы студента-клинициста, законодатель не оставляет возможности непосредственного применения своих знаний на практике — в зале судебного заседания, рискуя тем самым получить определенное количество специалистов и магистрантов, не имеющих представления о представительстве интересов клиента в суде» [5].

Исходя из вышеизложенного, нам представляется целесообразным внести изменения в закон о бесплатной правовой помощи и дополнить п. 4 ст. 23 следующим предложением: «Юридические клиники могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правовых консультаций в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также осуществлять правовое сопровождение граждан, включая представительство в суде».

Таким образом, юридическое клиническое образование предоставит студентам возможность получить профессиональную подготовку в соответствии с запросами работодателей и требованиями рынка труда. Потенциальная возможность участия студентов-клиницистов в качестве представителей в судах усилит практико-ориентированную составляющую в обучении юристов [1].

Список литературы

1. Баскакова, В. Е. Проблемные вопросы юридических клиник в вузах / В. Е. Баскакова // Всероссийская заочная конференция по распространению лучшей практики реализации проектов, направленных на оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения : сб. науч. ст. участников конф. — М., 2012. — 290 с.
2. Гареева, Е. Р. К вопросу о запрете представления интересов в суде студентами-клиницистами / Е. Р. Гареева // Актуальные проблемы организации бесплатной помощи населению юридическими клиниками России : сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. памяти В. С. Калмацкого, г. Уфа, 14 апр. 2016 г. Уфа : РИЦ БашГУ, 2016. — С. 40 — 44.
3. Кайль, Я. Я. О некоторых методах подготовки студентов к профессиональной деятельности в юридической клинике / Я. Я. Кайль // Юридические клиники и социально ориентированные некоммерческие организации в системе оказания бесплатной юридической помощи Российской Федерации: история, реальность, стратегия развития : материалы Всерос. конф. с междунар. участием. — Шадринск, 2016. — 450 с.
4. Концепция развития и поддержки юридических клиник в Российской Федерации до 2025 года // Стандарты деятельности юридических клиник при оказании бесплатной юридической помощи. — М., 2016. — 200 с.
5. Щенникова Л. Нужны ли нам юридические клиники / Л. Щенникова, Л. Панина // Журн. управления Судеб. департамента. — 2000. — № 1 (3). — С. 20 — 26.

Библиографическое описание: Арсентьева, С. С. Проблемы развития юридических клиник вузов / С. С. Арсентьева // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 4. — С. 7—10.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 22

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code