Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения “Всероссийский детский центр “Океан” на 2014 – 2020 годы

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 декабря 2014 г. N 2539-р

Список изменяющих документов

(в ред. распоряжений Правительства РФ от 30.06.2016 N 1397-р, от 24.12.2016 N 2815-р, от 08.09.2018 N 1901-р)
Утвердить прилагаемую Программу развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения “Всероссийский детский центр “Океан” на 2014 – 2020 годы.

Председатель Правительства Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

 

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2014 г. N 2539-р

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ “ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР “ОКЕАН” НА 2014 – 2020 ГОДЫ

Список изменяющих документов

(в ред. распоряжений Правительства РФ от 30.06.2016 N 1397-р, от 24.12.2016 N 2815-р, от 08.09.2018 N 1901-р)
I. Общие положения

Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения “Всероссийский детский центр “Океан” на 2014 – 2020 годы (далее соответственно – Центр, Программа) определяет стратегические направления государственной политики по развитию Центра как ведущей организации дополнительного образования детей всероссийского уровня, обеспечивающей современные условия для организации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса, реализации актуальных научных исследований в сфере педагогики дополнительного образования, возрастной психологии, социальной педагогики и дидактики и создания системы подготовки специалистов, работающих в сфере дополнительного образования детей.

Программой предусмотрено развитие Центра как:

уникальной площадки для организации дополнительного образования, воспитания и оздоровления детей в возрасте от 11 до 17 лет;

ведущего центра научно-образовательных исследований в области социально ориентированной педагогики и дидактики;

методологического и методического центра для территориально распределенной сети организаций дополнительного образования детей;

важного центра геополитического влияния России посредством развития образовательных, научных и культурных связей регионов с приграничными государствами.

По итогам реализации Программы Центр станет научно-методическим центром разработки, апробации и распространения передового опыта, инновационных педагогических технологий, развития лучших отечественных и мировых традиций в воспитании и обучении в системе дополнительного образования детей.

Программа учитывает положения государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013 – 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013 – 2020 годы”, и направлена на достижение ее целей и задач, в первую очередь в части подпрограммы 2 “Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей” указанной государственной программы Российской Федерации.

 

II. Стратегические приоритеты и задачи развития системы дополнительного образования детей, роль Центра в их реализации

Приоритетом государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013 – 2020 годы в системе дополнительного образования детей определено создание равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей.

Центр как уникальная организация в сфере теории, практики и методологии дополнительного образования детей обладает необходимым потенциалом для эффективной реализации мероприятий, предусмотренных подпрограммой 2 “Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей” государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013 – 2020 годы.

В долгосрочной перспективе развитие Центра обеспечит решение комплекса проблем, характеризующих современное состояние системы организации работы с детьми в возрасте от 11 до 17 лет, главной из которых является отсутствие индивидуального, личностно ориентированного подхода, необходимого для творческого развития детей и их успешной социализации.

Образовательное, научное, инновационное и культурно-просветительское направления деятельности Центра будут организованы в том числе путем сетевого взаимодействия всех заинтересованных субъектов.

Для организации непрерывного процесса работы с детьми в субъектах Российской Федерации будут созданы координационные образовательные центры “Мой Океан”.

Центр обеспечит эффективное распространение лучших в России образовательных, научных и инновационных практик по работе с детьми.

Развитие Центра предполагает также значительное расширение интеграционных процессов и сотрудничество со всероссийскими детскими центрами и ведущими мировыми организациями по работе с детьми.

На базе Центра предполагается создание школы-интерната для одаренных детей, деятельность которой будет координироваться федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования “Дальневосточный федеральный университет”.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 24.12.2016 N 2815-р)

 

III. Цель и задачи Программы

С момента создания Центра ключевой задачей является формирование единого образовательно-оздоровительного пространства, создающего условия личностно ориентированного развития детей. В настоящее время необходимо принятие комплексных мер не только по сохранению имеющегося в Центре опыта успешной реализации проектов и программ различной тематики, методик, технологий и традиций, но и дальнейшее развитие и эффективное распространение этого опыта.

Целью Программы является создание условий для функционирования и развития Центра как головной организации территориально распределенной сети организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. Результатом развития Центра станет формирование инновационной системы индивидуальной работы по развитию личности в сфере дополнительного образования детей, основанной на методологии социальной адаптации через личностно ориентированное развитие детей и учитывающей лучшие достижения отечественной и мировой педагогики в этой сфере.

Достижение указанной цели осуществляется путем решения следующих задач:

системная модернизация процесса дополнительного образования детей (реализация комплекса мероприятий по формированию маршрута индивидуального развития личности ребенка, в том числе за счет разработки и внедрения нового поколения дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на успешную социализацию детей);

развитие кадрового потенциала Центра, усиление научной и практической компоненты в деятельности кадрового состава;

участие в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований на мировом уровне по приоритетным направлениям социальной педагогики, дидактики, педагогики дополнительного образования детей и возрастной психологии;

интеграция в международное образовательное и научное пространство;

развитие имущественного комплекса Центра, включая создание безбарьерной среды.

 

IV. Приоритетные направления Программы

Приоритетными направлениями развития Центра в рамках Программы являются:

методологическое и методическое сопровождение реализации дополнительных общеобразовательных программ, совмещающих элементы образования, оздоровления и отдыха;

реализация дополнительных общеобразовательных программ, совмещающих элементы образования, оздоровления и отдыха, в том числе по целевым тематическим программам морской, экологической и технической направленности;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 24.12.2016 N 2815-р)

непрерывное сопровождение процесса индивидуального развития ребенка, прошедшего дополнительную общеобразовательную программу;

научная разработка актуальных проблематик психологии и педагогики, сопряженных со сферой дополнительного образования детей.

В области методического сопровождения реализации дополнительных общеобразовательных программ, совмещающих элементы образования, оздоровления и отдыха, приоритетом Центра является разработка требований к организациям отдыха детей и их оздоровления, реализующим дополнительные общеобразовательные программы. Эти требования определяются с учетом имеющейся у Центра методологической базы, актуальных тенденций педагогики в сфере дополнительного образования детей, социальной педагогики, дидактики и возрастной психологии.

Дальнейшее развитие методического сопровождения будет проходить за счет внедрения принципов личностно ориентированной образовательной траектории ребенка и проектно-целевых методов организации работы. Развитие методического сопровождения будет ориентировано на новое качество социализации человека и его ориентации в современном мире.

В области реализации дополнительных общеобразовательных программ, совмещающих элементы образования, оздоровления и отдыха, Центр будет осуществлять свою деятельность в рамках разработки и реализации инновационного образовательного комплекса “Грани: осознанный выбор и равные возможности”.

В области сопровождения индивидуального развития ребенка будет сформирована уникальная система развития знаний и опыта, полученного при прохождении дополнительных общеобразовательных программ в Центре. Эта система включает такие элементы, как выявление интересов и способностей ребенка, погружение в среду, формирование портфолио, профессиональная ориентация при участии образовательной организации высшего образования. В том числе будут разработаны дополнительные общеобразовательные программы, включающие разработку проекта, реализация которого будет продолжена ребенком в общеобразовательной организации по месту его постоянной учебы.

В рамках научной деятельности основные усилия будут направлены на такие сферы, как дидактика, социальная педагогика, педагогика дополнительного образования детей и возрастная психология.

 

V. Задачи и мероприятия Программы

 

Задача 1 “Системная модернизация процесса дополнительного образования детей”

 

Создание и реализация нового поколения дополнительных общеобразовательных программ

Центр реализует целевые тематические дополнительные общеобразовательные программы, что позволит реализовывать в том числе мастер-программы, в которых будут задействованы уже занимающиеся по соответствующим тематикам дети.

Новое поколение дополнительных общеобразовательных программ, планируемых к разработке в Центре, будет учитывать следующее:

модульность программ, которая позволит на качественно новом уровне решать вопросы социализации детей и развития имеющихся интересов. В структуре каждой программы будет сформирован модуль, посвященный общей социализации, модуль, посвященный развитию сложившегося у ребенка интереса, и в рамках мастер-программы – дистанционный модуль, направленный на обеспечение возможностей для реализации ребенком в его общеобразовательной организации индивидуального проекта, соответствующего сфере его интересов. Модули будут ранжированы по уровням, что позволит применять их в обучении детей с разной подготовкой;

реформирование структуры и технологий процесса дополнительного образования детей за счет перехода от пассивного восприятия информации к ее активному использованию и расширения научной компоненты в методологии образовательного процесса;

создание проектного компонента в образовательном процессе;

внедрение на основе методических комплексов с дистанционной поддержкой новых технологий, направленных на индивидуализацию развития личности и развивающих способность к самостоятельной работе;

включение детей в проектную деятельность за счет формирования координационных образовательных центров “Мой Океан” при участии образовательных организаций высшего образования и общеобразовательных организаций, научных организаций и системообразующих работодателей региона;

создание системы дистанционной поддержки дополнительных общеобразовательных программ на основе открытых онлайн-ресурсов;

привлечение к реализации программ ведущих специалистов в соответствующих областях в целях обеспечения качественного уровня освоения новых знаний, умений и навыков и формирования востребованных компетенций;

оценка качества полученных знаний, умений и навыков (сформированных компетенций) в рамках защиты проектной работы.

 

Создание школы-интерната для одаренных детей

Мероприятие предусматривает создание и развитие на базе Центра школы-интерната для одаренных детей “Мой Океан”. Координатором развития этой школы-интерната выступит федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Дальневосточный федеральный университет”.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 24.12.2016 N 2815-р)

 

Создание учебно-образовательного комплекса “Океанская эскадра”

(введено распоряжением Правительства РФ от 24.12.2016 N 2815-р)

Мероприятие предусматривает создание и развитие на базе Центра учебно-образовательного комплекса “Океанская эскадра”, включающего в себя учебно-тренировочные классы, мастерские, боксы для ремонта и обслуживания плавающих средств и пирс.

Координатором развития указанного мероприятия выступит федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского”.

 

Создание образовательной среды “Этнокруг”

(введено распоряжением Правительства РФ от 24.12.2016 N 2815-р)

Мероприятие предусматривает создание инфраструктуры с демонстрационными, визуальными, мультимедийными и другими электронными ресурсами, панорамными реконструкциями быта, образа жизни и культуры народов России.

 

Создание детского инженерно-технического центра

(введено распоряжением Правительства РФ от 24.12.2016 N 2815-р)

Мероприятие предусматривает создание детского инженерно-технического центра, в который входят лаборатории по инженерному дизайну, прототипированию, лаборатории для изучения возобновляемой энергетики, испытательные полигоны для тестирования и апробирования созданных моделей роботов, компьютерные классы для разработки и отладки мобильных приложений, программного обеспечения для персональных компьютеров, сайтов, программ управления роботами, мастерская по разработке и созданию опытных образцов такого типа, как “Умный дом”, и класс по изучению вторичной переработки отходов.

 

Создание учебно-исследовательского комплекса по экологии

(введено распоряжением Правительства РФ от 24.12.2016 N 2815-р)

Мероприятие предусматривает создание лабораторий, полигонов, оснащенных приборами и оборудованием для оперативного контроля химической загрязненности воздуха, промышленных газовых выбросов, загрязненности воды, почвы, сыпучих сред и продуктов питания, учебно-практическими комплексами по экологии. Основным партнерам и координатором указанного мероприятия выступит федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования “Дальневосточный федеральный университет”.

 

Создание научно-образовательного проекта “Русское подворье”

(введено распоряжением Правительства РФ от 24.12.2016 N 2815-р)

Мероприятие направлено на достижение перспективных целей в области воспитания детей в духе уважения и сохранения культурных традиций, формирование морально-этических качеств личности и ее гражданской ответственности.

 

Формирование организационной системы сопровождения индивидуального развития личности

Мероприятие предусматривает создание в субъектах Российской Федерации координационных образовательных центров “Мой Океан” при участии образовательных организаций высшего образования и общеобразовательных организаций, научных организаций и системообразующих работодателей региона.

Задачами координационных образовательных центров станут:

информирование о деятельности Центра всех общеобразовательных организаций субъекта Российской Федерации;

организация работы по набору детей на обучение по дополнительным общеобразовательным программам в Центре;

работа с портфолио ребенка, содержащим информацию о его успеваемости в рамках программы Центра и полученных достижениях;

организация работы по реализации детьми собственных проектов в общеобразовательных организациях;

сопровождение дальнейшего развития интересов ребенка при участии образовательных организаций высшего образования, научных организаций и системообразующих работодателей региона;

регулярный мониторинг дистанционно проводимой работы;

методологическое сопровождение региональных организаций дополнительного образования детей.

Формирование системы организаций “Мой Океан”, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, позволит применить единые методологические решения в разработке и реализации краткосрочных и долгосрочных дополнительных общеобразовательных программ, сформировать систему действенного контроля над качеством проводимой в этих организациях работы и единое информационно-образовательное пространство, позволяющее создать условия для индивидуального развития каждого ребенка.

 

Создание информационного портала “Мой Океан”

Мероприятие позволит объединить все имеющиеся информационные ресурсы по краткосрочным и долгосрочным дополнительным общеобразовательным программам на одном портале, что позволит осуществить их анализ и оценку качества проводимой работы.

Также портал будет содержать материалы дистанционных программ и сформирует площадку для реализации индивидуальных проектов детей, прошедших кратковременные дополнительные общеобразовательные программы в Центре или в региональных организациях дополнительного образования детей.

 

Создание индивидуальных карт личностного развития

Мероприятие предполагает дальнейшую индивидуализацию в сфере работы с детьми и предусматривает:

формирование индивидуального портфолио в ходе прохождения обучения по дополнительной общеобразовательной программе в Центре;

разработку индивидуального проекта по реализации ребенком полученных им в ходе обучения в Центре знаний и навыков;

формирование механизмов реализации разработанного в Центре индивидуального проекта ребенка в его общеобразовательной организации при методологической поддержке координационного образовательного центра “Мой Океан” и участии образовательных организаций высшего образования и общеобразовательных организаций, научных организаций и системообразующих работодателей региона;

создание системы целевой поддержки реализации индивидуальных проектов и распространения практики таких проектов в общеобразовательных организациях с участием координационных образовательных центров “Мой Океан”.

 

Обеспечение международной конкурентоспособности дополнительных общеобразовательных программ

Мероприятие имеет следующие цели:

обеспечение Центром международного лидерства по реализации краткосрочных и долгосрочных дополнительных общеобразовательных программ, отвечающих современным интересам детей, потребностям семьи и общества;

привлечение к работе в Центре международных специалистов в области теории, практики и методологии дополнительного образования детей.

 

Создание системы управления качеством реализуемых образовательных программ

Мероприятие предполагает проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых Центром, и создание системы независимой оценки качества образования в Центре.

 

Задача 2 “Развитие кадрового потенциала Центра, усиление научной и практической компоненты в деятельности кадрового состава”

 

Формирование кадрового потенциала, усиление научной и практической компоненты в деятельности кадрового состава

Мероприятие включает:

привлечение к работе в Центре преподавателей и исследователей, обладающих высоким уровнем компетенции в профессиональной сфере;

создание на базе образовательных организаций высшего образования, общеобразовательных и научных организаций модулей для реализуемых Центром образовательных программ;

масштабное привлечение молодых преподавателей к реализации образовательных программ за счет системы грантов;

создание системы подготовки научных кадров в рамках проектов по созданию кафедр профильными образовательными организациями высшего образования.

 

Задача 3 “Участие в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований на мировом уровне по приоритетным направлениям социальной педагогики, дидактики, педагогики дополнительного образования детей и возрастной психологии”

 

Формирование центра компетенций по вопросам дополнительного образования детей

Мероприятие включает:

создание в Центре научно-образовательного центра по вопросам дополнительного образования детей;

интеграция Центра в систему российского научного сообщества;

проведение научных исследований в области социальной педагогики, дидактики, педагогики дополнительного образования детей и возрастной психологии;

создание условий по привлечению в Центр молодых ученых для подготовки кандидатских и докторских диссертационных исследований для последующего использования результатов новейших научных исследований в деятельности Центра, организаций дополнительного образования детей и других организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;

учреждение информационного издания по тематике дополнительного образования детей;

формирование на базе Центра ассоциации организаций дополнительного образования детей.

 

Задача 4 “Интеграция в международное образовательное и научное пространство”

 

Решение задачи предполагает выполнение следующих мероприятий:

развитие Центра как авторитетного участника международного образовательного и научного пространства;

проведение на базе Центра один раз в 2 года международной конференции по вопросам дополнительного образования детей.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 24.12.2016 N 2815-р)

 

Задача 5 “Развитие имущественного комплекса Центра”

 

Модернизация имущественного комплекса Центра, обеспечение комфортных и безопасных условий обучения и научно-исследовательского процесса

 

В рамках мероприятия проводится:

строительство новых объектов;

создание безбарьерной среды;

реконструкция объектов коммунального обеспечения с увеличением их мощности.

Ключевым инструментом реализации Программы станет разработка и реализация инновационного образовательного комплекса “Грани: осознанный выбор и равные возможности”, который сформирует единое пространство реализации обозначенных в Программе задач в рамках методологии дополнительных общеобразовательных программ. Разработка инновационного образовательного комплекса будет осуществляться Центром и подлежит экспертному обсуждению на координационном совете, формируемом при Министерстве просвещения Российской Федерации.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.09.2018 N 1901-р)

План реализации мероприятий Программы приведен в Приложении N 1.

 

VI. Ресурсное обеспечение реализации Программы

Затраты на реализацию Программы не включают расходы на текущее функционирование Центра. Объем финансового обеспечения реализации Программы составит 5899,3 млн. рублей в 2014 – 2020 годах (4882,4 млн. рублей – инвестиционная часть, 1016,9 млн. рублей – неинвестиционная часть), в том числе общий планируемый объем финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета – 5627,9 млн. рублей.

(в ред. распоряжений Правительства РФ от 30.06.2016 N 1397-р, от 24.12.2016 N 2815-р, от 08.09.2018 N 1901-р)

Для реализации Программы кроме ассигнований федерального бюджета привлекаются средства, полученные Центром в результате собственной разрешенной законодательством Российской Федерации деятельности, включая сотрудничество с бизнесом, участие в различных программах, венчурное финансирование и управление объектами интеллектуальной собственности.

План финансового обеспечения реализации Программы приведен в Приложении N 2.

План развития имущественного комплекса Центра приведен в Приложении N 3.

 

VII. Этапы реализации Программы

Достижение основной цели реализации Программы и решение ее задач осуществляются в 3 этапа.

I этап (2014 – 2015 годы) включает:

разработку и утверждение инновационного образовательного комплекса “Грани: осознанный выбор и равные возможности”, который будет апробирован в 3 субъектах Российской Федерации – Приморском, Хабаровском краях и Челябинской области;

создание координационных образовательных центров “Мой Океан”;

начало модернизации имущественного комплекса Центра.

II этап (2016 – 2018 годы) включает:

развитие актуальных исследований в рамках сформированных при участии Центра научных направлений на базе образовательных организаций высшего образования;

дальнейшее развитие образовательных технологий в рамках инновационного образовательного комплекса “Грани: осознанный выбор и равные возможности”;

продолжение модернизации имущественного комплекса Центра;

дальнейшее создание координационных образовательных центров “Мой Океан” в субъектах Российской Федерации, направляющих детские делегации в Центр.

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 24.12.2016 N 2815-р)

III этап (2019 – 2020 годы) включает:

полномасштабное внедрение разработанных Центром моделей и дополнительных общеобразовательных программ;

завершение модернизации имущественного комплекса Центра;

дальнейшее создание координационных образовательных центров “Мой Океан” в субъектах Российской Федерации, направляющих детские делегации в Центр.

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 24.12.2016 N 2815-р)

 

VIII. Ожидаемые результаты реализации Программы

В результате реализации Программы к 2020 году будет сформирована и применена инновационная модель сопровождения индивидуального, личностно ориентированного развития детей.

Центр станет ведущей методологической площадкой в России по организации работы по личностному развитию, при его участии будут сформированы научные и образовательные подразделения ведущих образовательных организаций высшего образования.

Центр станет уникальной площадкой интеллектуального, творческого и физического развития детей.

Основные ожидаемые результаты реализации Программы отражены в целевых показателях оценки эффективности деятельности Центра, приведенных в Приложении N 4.

 

IX. Управление реализацией Программы

Система управления реализацией Программы базируется на принципах совместного участия представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных организаций и общественности (в форме экспертных советов), открытости и гласности при принятии управленческих решений, а также участия коллектива Центра в реализации мероприятий Программы.

Руководителем Программы является директор Центра, который несет персональную ответственность за ее выполнение и конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 24.12.2016 N 2815-р)

Для достижения целей Программы по каждой задаче руководителем Программы формируются проектные группы.

Коллегиальным органом управления реализацией Программы является совет по развитию Центра, в состав которого входят представители органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, образовательных организаций высшего образования, руководители региональных центров и представители общественности.

Совет по развитию Центра обеспечивает рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы, организовывает проверку их выполнения, проверку эффективности расходования средств федерального бюджета и иных средств, направленных на реализацию Программы, подготовку рекомендаций по повышению эффективности реализации Программы и проводит оценку ее результативности, выявление рисков и проблем.

Для повышения эффективности реализации Программы предусматривается проведение регулярного мониторинга ее осуществления.

Отчетность о ходе реализации Программы подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Центра.

1   2

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 25

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code