Правовые основы принудительной ликвидации юридического лица

Т.В.Федорова

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о правовых основах принудительной ликвидации юридического лица. Процедура принудительной ликвидации юридического лица, бесспорно, носит карательный характер. Тем не менее в действующем ГК РФ не применяется понятие «принудительная ликвидация», а говорится о ликвидации по суду. Зная правовые основы ликвидации по суду, предприниматель сможет своевременно и адекватно отреагировать на попытки ликвидировать организацию либо успешно противостоять ей.

Ключевые слова: Ликвидация по суду. Принудительная ликвидация. Гражданский кодекс Российской Федерации. Федеральный закон.

 

Говоря о правовых основаниях для ликвидации юридического лица по суду, многие ссылаются на ГК РФ. Это и не удивительно: ст. 61 ГК РФ полностью посвящена процедуре ликвидации юридических лиц. В этой статье указаны все правовые предпосылки для проведения процедуры ликвидации юридических лиц по суду. Исходя из п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда (принудительно) в следующих случаях:
♦ если процедура регистрации юридического лица признана недействительной или осуществлена с нарушениями, неподлежащими исправлению;
♦ если юридическое лицо осуществляет лицензируемый вид деятельности без наличия соответствующей лицензии или не состоит членом в СРО, а значит, не имеет допуска к выполнению определенных видов работ;
♦ если юридическое лицо осуществляет деятельность, запрещенную законодательством РФ;
♦ если юридическое лицо является некоммерческой организацией и осуществляемая им деятельность не соответствует целям, прописанным в уставе;
♦ если юридическое лицо, осуществляя свою деятельность, регулярно нарушало законодательство РФ.

Существуют и «иные случаи, предусмотренные законом» , для принудительной ликвидации юридического лица, что свидетельствует о том, что помимо правонарушений, указанных в п. 3 ст. 61 ГК РФ, есть и другие причины для ликвидации юридического лица по суду. Так, кроме банкротства , есть в ГК РФ отсылочные нормы права на федеральные законы.

Говоря о положениях, закрепленных в федеральных законах, согласно которым юридические лица могут быть ликвидированы по суду, выделяют 3 группы правовых норм:

1) во-первых, это нормы, регламентирующие процесс ликвидации по суду исключительно коммерческих организаций. Они детализируют процесс ликвидации по суду, основываясь:
♦ на организационно-правовой форме коммерческих организаций (в качестве примера можно привести ст. 20 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которой нарушение соотношения размера чистых активов и уставного капитала может стать причиной ликвидации общества с ограниченной ответственностью по суду);
♦ на основных видах деятельности коммерческих организаций (в качестве примера можно привести ст. 23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности», согласно которой кредитная организация подлежит ликвидации по суду, если Банк России отзовет у нее лицензию).

2) во-вторых, это нормы, регламентирующие процесс ликвидации по суду различных некоммерческих организаций. В них разъяснения изложены подробнейшим образом, ввиду особенностей подобных организаций. В качестве примера можно привести:
♦ ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которой одним из поводов для принудительной ликвидации общественного объединения может стать нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина.
♦ ст. 41 Федерального закона «О политических партиях», согласно которой одним из поводов для принудительной ликвидации политической партии может стать неучастие политической партии в выборах в соответствии со ст. 37 настоящего Федерального закона (в соответствии с этой статьей политическая партия подлежит ликвидации, если не принимала участие в выборах в течение 7 лет подряд);

3) в-третьих, это нормы, регламентирующие процесс ликвидации по суду и для некоммерческих, и для коммерческих организаций одновременно. В качестве примера можно привести ст. 9 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», которая касается общественных или религиозных объединений либо иных организаций, а ст. 11 этого же закона оговаривает ситуации, при которых даже средства массовой информации могут быть принудительно ликвидированы.

Стоит особо обратить внимание на тот факт, что положения некоторых федеральных законов копируют положения ГК РФ. Например, согласно ФЗ «О производственных кооперативах», равно как и ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», кооператив подлежит ликвидации по суду в следующих случаях:
♦ если процедура регистрации кооператива признана недействительной или осуществлена с нарушениями, неподлежащими исправлению;
♦ если осуществляет лицензируемый вид деятельности без наличия соответствующей лицензии;
♦ если осуществляет деятельность, запрещенную законодательством РФ;
♦ если, осуществляя свою деятельность, регулярно нарушает законодательство РФ.

Впрочем, существуют и другие федеральные законы, в которых можно найти ясную и определенную трактовку иных случаев нарушения законодательства, при которых возможна принудительная ликвидация юридического лица.

Так, юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, если оно «в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету» . Это административный порядок принудительной ликвидации, он является исключением. В остальных случаях принудительная ликвидация осуществляется исключительно в судебном порядке.

Кроме того, ярким примером может быть ликвидация по суду религиозной организации, правовые основания для которой отражены в двух статьях ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Так, согласно этому федеральному закону «неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц ». А в ст. 14 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» досконально прописаны основания для ликвидации религиозной организации по суду, к их числу можно отнести такие как воспрепятствование получению обязательного образования, принуждение к разрушению семьи и прочие.

Судебный порядок принудительной ликвидации осуществляется по иску уполномоченных государственных органов, при этом в ГК РФ не указываются эти государственные органы, они отражены в федеральных законах. К примеру, исходя из ФЗ «О банках и банковской деятельности» уполномоченным органом, способным инициировать банкротство по суду кредитной организации, выступает Банк России. А в 2002 г. антимонопольным органам было дано право предъявлять иски к коммерческим и некоммерческим организациям, нарушающим антимонопольное законодательство, а также ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии со ст. 23 этого закона.

Таким образом, проанализировав ГК РФ и федеральные законы, становится очевидным, что именно правонарушение является основной причиной принудительной ликвидации юридического лица. Правонарушение со стороны юридического лица может заключаться как в его действии, так и в бездействии.

Коллизия законодательства, касающегося положений о ликвидации по суду, заключается в том, что помимо оснований, озвученных в ст. 61 ГК РФ, прочие основания могут быть указаны в самом ГК, а ГК содержит нормы, отсылающие к федеральным законам. Именно правомерность ссылок на федеральные законы в вопросах, касающихся принудительной ликвидации вызывает много споров. Так, Ф.Ф. Хаби- ров писал: «В Кодексе установлен принцип, что другие основания ликвидации могут быть установлены только самим Кодексом, даже не федеральным законом» . Есть и другие литературные источники, в которых встает вопрос о законности и обоснованности принудительной ликвидации на основаниях, отраженных в федеральных законах .

Проанализировав правовые основы принудительной ликвидации юридического лица, становится очевидным, что оснований для ликвидации юридического лица может быть и много, но они отражены в законодательстве недостаточно цельно и концептуально.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. 2016. 31 янв.
2. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (п. 1 ст. 21.1).
3. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (п. 9, ст. 8).
4. Федеральный закон «О производственных кооперативах» (п. 2, ст. 27).
5. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» (подп. 2 п. 2 ст. 42).
6. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ст. 20).
7. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (ст. 23.1).
8. Федеральный закон «Об общественных объединениях» (ст. 44).
9. Федеральный закон «О политических партиях» (ст. 41).
10. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности».
11. Федеральный закон «О конкуренции» (ст. 34).
12. Хабиров Ф.Ф. Применение Закона о госрегистрации юридических лиц при ликвидации // Арбитражная практика. 2004. № 4.
13. Анохин В.С. Ликвидация юридических лиц // Арбитражная практика. 2003. № 10.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 2 (61) 2017

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Просмотров: 12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code