ГЛАВА 8. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ

При нанесении лакокрасочных материалов (ЛКМ), которые представляют собой многокомпонентные составы, на поверхности изделия формируется лакокрасочное покрытие (ЛКП) с заданным комплексом свойств.

Пленкообразующее вещество (связующее), служащее основой любого ЛКМ, после нанесения на поверхность в результате протекания химических и (или) физических процессов образует сплошную пленку с хорошей адгезией к поверхности, выполняющую защитную, декоративную и др. функции.

Для получения ЛКМ пленкообразующие вещества переводят в пленкообразующую систему, включающую в себя растворы или дисперсии пленкообразующих веществ в органических жидкостях или воде.

В состав ЛКМ могут также входить пигменты, наполнители, специальные добавки.

Пигменты представляют собой окрашенные в разные цвета высокодисперсные вещества, не растворимые в воде, растворителях и пленкообразующих.

Пигменты придают покрытию цвет, непрозрачность (укрывистость), повышают его эксплуатационные характеристики.

Для приготовления ЛКМ используют главным образом неорганические пигменты.

Наполнители – высокодисперсные неорганические вещества, не растворимые в пленкообразующих, воде и растворителях.

В качестве наполнителей используют природные и синтетические продукты.

Наполнители вводят главным образом для улучшения таких характеристик ЛКМ, как вязкость, розлив, для повышения прочности, влаго-, свето‑, термостойкости и других эксплуатационных свойств покрытий.

Специальные добавки классифицируют по их целевому назначению.

Так, различают добавки, повышающие эластичность покрытий (пластификаторы), их термо- и светостабиль­ность (термо- и светостабилизаторы), стойкость к старению (антиоксиданты), огнестойкость (антипирены) и т.д.

Лакокрасочные материалы в зависимости от состава и назначения подразделяют на лаки, эмали, краски, грунтовки и шпатлевки.

Лак – раствор пленкообразующих веществ в органических растворителях, не содержащий пигментов и наполнителей. Он служит для получения твердого, однородного и прозрачного (кроме битумного лака) покрытия.

Эмаль – суспензия пигментов (или смеси пигментов с наполнителями) в лаке (кроме растительных масел или продуктов их переработки). Эмали используются для получения наружных слоев покрытий, придания покрытию требуемого цвета, укрывис­тости и стойкости к внешним воздействиям.

Краска это:

  • суспензия пигментов или их смеси с наполнителями в пленкообразующих веществах типа растительных масел и олиф, образующая после высыхания окрашенную твердую непрозрачную пленку;
  • пигментированные ЛКМ на основе водных дисперсий полимеров (воднодисперсные краски);
  • аэродисперсии (порош­ковые краски).

Грунтовка (грунт) – пигментированные ЛКМ, формирующие нижние (первые по отношению к подложке) слои ЛКП, суспензия пигментов с наполнителями в пленкообразователе, образующая после высыхания непрозрачную однородную пленку с прочными адгезионными свойствами к подложке и покровному слою.

Шпатлевка – высоконаполненный ЛКМ, вязкая пастообразная масса, состоящая из пигментов, наполнителей и пленкообразователя, наносимая для сглаживания (шпат­ле­вания – заполнения неровностей и углублений) окрашиваемой поверхности.

В зависимости от агрегатного состояния различают жидкие и порошковые лакокрасочные материалы.

Смешанные пленкообразователи условно обозначаются по основному (превали­рующему) продукту или по добавке, определяющей основные свойства лакокрасочного материала.

Обозначения водоразбавляемых ЛКМ на основе водорастворимых смол имеют индекс В (например, эмали ВФЛ, ВЭП; грунтовки ВМЛ, ВЭФ и т.д.).

Основные типы ЛКМ, используемые для окраски автомобилей:

  • эмали МЛ, МЧ, МС, ГФ, ПФ, КО, КЧ;
  • грунты ФЛ, ЭФ, ГФ, ПФ, МЛ;
  • шпатлевки ПФ, МС, НЦ, ХВ.

При отделке жилых и общественных зданий чаще всего применяются ЛКМ следующих типов: ВА, ГФ, КЧ, МА, МС, ПФ, ХВ.

Окраска предметов (изделий) осуществляется заводским, кустарным (в условиях нерегламентированных производств) способом и в условиях авторемонтных мастерских (применительно к ЛКП транспортных средств).

Ранее технологией нанесения ЛКП на отечественных автозаводах предусмотривалось следующее:

подготовку поверхности кузова под окраску, т.е. механическую очистку ее от загрязнений, производят обезжириванием поверхности, её фосфатированием, пасси­виро­ванием;

грунтование поверхности проводят с целью создания прочной связи между окрашиваемой поверхностью и последующими слоями ЛКП;

шпатлевание служит выравниванию загрунтованных поверхностей, когда поверхность металла несет дефекты; шлифование проводят с целью выравнивания слоев и придания окрашиваемой поверхности шероховатости для увеличения адгезии между слоями;

окраску декоративной эмалью осуществляют для придания поверхности декоративных свойств, стойкости к действию внешней среды.

Различают способы нанесения на окрашиваемую поверхность жидких и порошковых ЛКМ.

ЛКП характеризуются определенными пределами толщины, чаще всего 10–300 мкм.

Общая толщина ЛКП транспортного средства (ТС), полученного в соответствии с отечественной заводской технологией окраски, составляет, как правило, 90–110 мкм, а при перекраске в заводских условиях она может доходить до 130–140 мкм.

При перекраске в кустарных условиях толщина покрытия может достигать нескольких милиметров.

Технология окрашивания автомобилей зарубежного производства.

Создание защиты от коррозии начинается с придания определенных свойств кузовному листу.

Зарубежные фирмы, производящие легковые автомобили, используют в серийном производстве:

оцинкованный лист;

алюминированную сталь (стальные листы с покрытием из металлического алюминия или алюминиевых сплавов), окрашенную цинкообогащенными грунтовками;

цинкрометалл – стальные листы, окрашенные материалами на основе водной дисперсии цинковой и хромовой пыли в эпоксидной смоле.

Общая схема конвейерной окраски автомобилей состоит из нескольких этапов:

  • очистка кузова от пыли и жира;
  • напыление цинкофосфатного слоя, просушка;
  • погружение кузова в ванну с водным раствором грунтовочного лака, сушка;
  • уплотнение и герметизация сварных швов и стыков специальным материалом для предотвращения щелевой коррозии;
  • нанесение второго выравнивающего слоя грунта;
  • промежуточная шлифовка;
  • нанесение декоративного слоя эмали;
  • нанесение на участки, подверженные ударам камней (днище, арки колес и пороги), вязкого защитного ЛКМ на основе ПВХ;
  • окончательная сушка.

Используемые в настоящее время системы ЛКП при конвейерной окраске легковых автомобилей на зарубежных и российских автомобильных заводах по-своему уникальны.

Основные типы декоративных покрытий импортных автомобилей делятся на следующие группы:

  • алкидные или полиэфирные покрытия с насыщенным цветом;
  • однослойные термореактивные и термопластичные акрилатные покрытия с насыщенным светом и типа “металлик”;
  • покрытия типа “металлик”, состоящие из основного слоя и слоя прозрачного лака;
  • покрытия с перламутровым эффектом;
  • полиуретановые.

В процессе эксплуатации транспортного средства происходит старение ЛКП, которое выражается в виде:

  • изменения цвета и потери блеска;
  • меления (поверхностного разрушения пигментированных покрытий), приводящего к образованию свободных частиц пигмента;
  • грязеудержания, проявляющегося в способности покрытия удерживать на своей поверхности несмываемые водой механические загрязнения (пыль, грязь);
  • коррозии, проявляющейся в виде вспучивания и отслоения ЛКП.

Ремонтная окраска легковых автомобилей может производиться как кустарным способом, так и в авторемонтных мастерских. Полная техно­ло­гическая схема покраски включает:

  • полное или частичное удаление старого покрытия с применением смывок, пастообразных составов, зачисткой шлифовальными машинками или ручным способом;
  • выполнение рихтовочных работ;
  • грунтование ручным распылителем;
  • шпатлевание вручную шпателем или напылением;
  • шлифование;
  • нанесение выявительного слоя эмали (которой будет окрашен автомобиль или эмалью другого цвета);
  • исправление обнаруженных дефектов быстросохнущими шпатлевками;
  • нанесение декоративного слоя эмали ручным распылителем.

Как показывает практика, при перекраске в условиях авторемонтных мастерских сушка каждого нанесенного слоя осуществляется в сушильной камере, при этом отсутствует строгий контроль за временем и температурой сушки. При перекраске кустарным способом:

  • произвольными могут быть и цвет отдельных слоев покрытия, и их число;
  • толщина слоев неравномерная, а поверхность ЛКП неоднородная по тону и неровная: наблюдаются взбугривания, поры, пузыри, растрескивание.

Большинство покрытий, образованных строительными ЛКМ, также являются многослойными, что обусловлено технологией окраски (грунтовка, нанесение нескольких слоев краски для выравнивания поверхности и придания покрытию нужной толщины) и необходимостью перекраски конструкций, изделий (по мере износа и старения покрытия, в декоративных целях).

На местах происшествий обнаружение частиц ЛКП чаще всего производится в местах возможного контакта окрашенных предметов с вещной обстановкой места происшествия:

  • по делам о ДТП – на поверхности транспортных средств, предметов, с которыми они могли контактировать (на де­ревьях, столбах, строительных конструкциях, одежде пострадавших и т.д.), а также на дорожном покрытии;
  • по делам, связанным со взломом преград, в следах орудий взлома, на поверхности предполагаемых орудий взлома, на полу у взламываемых объектов и пр.

Обнаруживаемые частицы ЛКП фиксируются в протоколе осмотра места происшествия подробным описанием с указанием:

  • цвета (цветов отдельных слоев многослойных частиц);
  • количества обнаруженных частиц;
  • локализации и конфигурации зон обнаружения на предмете-носителе;
  • характеристики взаимодействия частиц ЛКП (ЛКМ) с материалом предмета-носителя.

Данные частицы изымаются при помощи препаровальных игл, скальпелей, пинцетов таким образом, чтобы не нарушить сохранности краев частиц ЛКП для их возможного последующего трасологического исследования и упаковываются в бумажные или полиэтиленовые пакетики. Для изъятия и упаковки частиц ЛКП нельзя использовать дактилоскопические пленки и липкие ленты.

При обнаружении наслоений ЛКП на различных предметах с места происшествия изымаются сами предметы или их выпиленные, вырезанные или отколотые фрагменты. Изъятие наслоений ЛКП отдельно от объекта или его части допускается лишь в случае невозможности изъятия объекта либо при угрозе утраты микро­частиц при их транспортировке. При этом следует зафиксировать внешний вид, форму, размеры и локализацию таких частиц на поверхности объекта в протоколе следственного действия и фотографированием, после чего отделить их и упаковать.

Есть специфика поиска частиц постороннего ЛКП на поверхности транспортного средства, на предметах или их фрагментах со следами орудия взлома, в ходе осмотра одежды.

При фиксации обнаруженных следов ЛКП в протоколе следственного действия принципиально важно правильно их определить в соответствии с существующей классификацией. Все следы ЛКП можно подразделить на следы наслоения и отделения.

След-наслоение определяет изменение свойств поверхности воспринимающего объекта за счет привнесения и закрепления на ней частиц другого ЛКП или ЛКМ под действием механических сил. Разно­видности следов-наслоений: притертость, образующаяся при закреплении твердых частиц на поверхности объекта. Частицы при этом имеют стружкообразную форму либо рифленую поверхность; внедрение, образованное при контактном взаимодействии следовоспринимающей поверхности с не до конца отвержденным ЛКМ. При этом происходит проникновение (диффузия) ЛКМ внутрь объекта, в условиях динамического касания на поверхности обра­зуются трассы в виде тянущихся или прерывистых мазков.

Следы-отделения определяют изменение свойств ЛКП за счет отделения и уноса части его материала под действием механических сил. Разновидностями следов-отделений являются: отслоения, возникающие при перемещении воспринимающего и образующего объектов под углом, близким к прямому, имеют четко выраженные пространственные границы и в ряде случаев отражают форму (размеры) следообразующей части воздействовавшего предмета; сколы, образуемые в результате действия острой кромки части следообразующего предмета, которая перемещается относительно поверхности воспринимающего объекта под углом, отличающимся от прямого. Формируются за счет отделения не только фрагментов ЛКП, но и материала подложки; царапины, образованные при скользящем соударении твердой острой детали воздействующего объекта с окра­шенной поверхностью следовоспринимающего предмета; задиры, представляющие собой совокупность царапин, расположенных в соответствии с направлением скольжения острой детали воздействующего объекта; потертости, нарушающие целостность поверхностного слоя покрытия за счет частичного удаления его вещества при касательном соприкосновении с объектом, имеющим менее жесткую поверхность.

Задачами, решаемыми предварительным исследованием лакокрасочных материалов и покрытий являются ориентировочное решение вопроса о способе окраски предмета, факте его подкраски или перекраски, первоначальном цвете; установление механизма образования следов отделения и наслоения ЛКП, определение относимости обнаруженных частиц к фрагментам ЛКП; определение целевого назначения предмета, от которого отделились частицы ЛКП, способа окраски и перекраски, первоначального цвета, механизма отделения частицы, получение иной диагностической информации об окрашенном предмете, которая может быть использована для его розыска; установление, от какого из окрашенных предметов могли, а от каких не могли отделиться обнаруженные частицы ЛКП.

Установление способа окраски предмета начинается с осмотра его поверхности при хорошем освещении. При этом оценивается фактура ЛКП (ис­сле­дуется строение поверхности внешнего слоя ЛКП, она характеризуется гладкостью, рельефом и блеском); насколько поверхность ЛКП плотная, блестящая, однородная по тону. Затем проводится отбор образцов ЛКП. Для обеспечения представительности образцов соскобы отбираются со всех окрашенных деталей предмета с нескольких (до 5) участков одной детали (в случае необходимости решения вопроса о подкраске), стремясь отделять наибольшие по толщине частицы ЛКП (сколы), включающие все его слои. С одного места достаточно произвести отбор образца ЛКП с поверхности площадью до 10 мм2.

При отборе образцов производится оценка свойств ЛКП:

адгезии – степени сцепления покрытия с поверхностью подложки и слоев между собой (определяется по сколу покрытия и его способности отслаиваться, расслаиваться);

твердости – сопротивления, оказываемого покрытием про­никновению в него другого, более твердого тела (определение ее основано на вдавливании или царапании ЛКП твердым телом);

эластичности – способности ЛКП деформироваться без образования трещин, сколов (определяется по гибкости покрытия или отдельных его слоев, деформируемых препаровальными инструментами);

хрупкости – способности ЛКП крошиться, давать сколы при малых деформациях.

Затем проводится исследование полученных образцов методом оптической микроскопии. При этом уточняются результаты предварительной оценки фактуры ЛКП, адгезии, твердости, эластичности и хрупкости, определяется:

  • состояние внутренней поверхности;
  • с помощью окуляр-микрометра устанавливается общая и послойная толщина покрытия;
  • наличие и характер распределения включений (пигментов, наполнителей);
  • четкость или размытость границ между слоями, их извилистость или ее отсутствие;
  • наличие загрязнений между слоями.

Выявляемые в ходе исследования морфологические признаки позволяют установить способ нанесения ЛКП: завод­ской, кустарный или в условиях авторемонтных мастерских.

Для ЛКП транспортных средств, нанесенных заводским способом, характерны следующие признаки:

  • наличие определенной для транспортного средства данного вида системы ЛКП (сочетание последовательно нанесенных слоев грунтовки, шпатлевки, эмали, лака), учитывается число слоев, их цвет и чередование;
  • гладкая, плотная, блестящая, однородная по тону поверхность внешнего декоративного слоя, возможно наличие тонкодисперсных включений пигментов, распределенных равномерно;
  • матовая, однородная по тону поверхность грунта (грун­тов), возможны равномерно распределенные включения пигментов, наполнителей;
  • регламентированная толщина покрытия (общая толщина всех слоев покрытия на различных типах авто­транспорта, как правило, составляет 50–110 мкм, резкого изменения толщины не наблюдается);
  • определенная степень эластичности, хрупкости, адгезии в зависимости от условий и времени эксплуатации.

Для кустарного ЛКП характерно:

  • нерегламентированное количество слоев;
  • наличие на поверхности слоев дефектов, обусловленных кустарным способом нанесения: взбугривания, поры, пузыри, кратеры, морщины, потеки, неоднородность по тону, полосность, неполное отверждение, хруп­кость, неравномерно рас­пре­деленные включения пигментов и наполнителей грубого помола и т.д.;
  • наличие на нижней (внутренней) поверхности неровностей, воспроизводящих микрорельеф листовой стали;
  • нерегламентированная толщина слоев;
  • наличие загрязнений между слоями;
  • неровные, извилистые границы между слоями.

При окраске транспортных средств в условиях авторемонтных мастерских наблюдаются следующие морфологические признаки ЛКП:

  • различное количество слоев покрытия (один слой перекраски, имитация системы стандартного покрытия и т.д.);
  • неравномерность толщины каждого слоя;
  • повышенная мягкость, свидетельствующая о неполном отвердении;
  • наличие слоев местной шпатлевки;
  • наличие на нижней поверхности грунта многочисленных хаотично расположенных трасс (признак дополнительной обработки поверхности перед нанесением грунта);
  • наличие материалов, не предусмотренных заводской технологией окраски (шпатлевки, грунтовки, декоративные эмали);
  • адгезия 1–2-й степени между слоями покрытия.

Установление факта подкраски или перекраски также проводится по результатам осмотра внешнего вида окрашенного предмета и микроскопического исследования образцов ЛКП. Для этого можно использовать вышеприведенные признаки получения ЛКП в незаводских условиях, но с учетом того, что такие ЛКП без перекраски могут иметь детали кузова, замененные на новые, которые, как правило, изначально имеют однослойное защитное грунтовочное покрытие черного цвета. При наличии ЛКП, содержащего свыше пяти слоев, независимо от типа автомобиля (легковые, грузовые, автобусы) в случае, если автомобиль отечественного производства и на нем отсутствует красочная реклама, можно констатировать факт перекраски или частичной подкраски ТС (в зависимости от варьирования числа слоев ЛКП по поверхности ТС). К признакам ремонтной окраски, выявляемым при наружном осмотре транспортного средства, следует отнести:

  • появление сорности на поверхности покрытия и заметных потеков;
  • наличие брызг эмали на балке передней подвески, резиновых уплотнителях оконных проемов, лобового и заднего стекол, протекторах шин;
  • не заделанные шпатлевкой мелкие дефекты (мелкие канавки и риски), особенно возле фар.

В случае предполагаемой полной перекраски автомобиля производится поиск остатков первоначального ЛКП на тех деталях, которые труднодоступны для удаления старого покрытия перед нанесением ремонтного. При обнаружении остатков первоначального заводского покрытия и по результатам микроскопического исследования внутренней морфологии ремонтного покрытия с неудаленным первоначальным ЛКП решается вопрос о его первоначальном цвете с использованием криминалистического атласа цветов.

При обнаружении частиц, похожих на фрагменты ЛКП, производится их микроскопическое исследование в целях установления принадлежности к ЛКП. В случае обнаружения многослойных частиц, представляющих собой систему последовательно нанесенных слоев различных ЛКМ, или однослойных частиц пластинчатой формы этот вопрос решается на основе характерных для фрагментов ЛКП цвета, формы, микроструктуры и механических свойств.

Решение задачи о механизме формирования следов ЛКП на объекте-носителе основывается на результатах исследования характера расположения наслоений ЛКП на его поверхности.

Наслоения на воспринимающем объекте, образующиеся в результате интенсивного механического воздействия окрашенного предмета, характеризуются терминами «притер­тость» и «внедрение». При попадании на одежду краски в жидком или полужидком состоянии она обволакивает волокна материала; при касательном взаимодействии на поверхности следовоспринимающего объекта образуются сплош­ные или прерывистые мазки. В следе-притертости не полностью отвержденного покрытия частицы остаются в виде эластичных, мягких пленок, иногда наблюдается наслоение в виде стружкообразных частиц или частиц с рифленой поверхностью. Покрытия же с большим сроком эксплуатации при контакте с преградой легко отслаиваются и закрепляются на поверхности воспри­нимающего объекта в виде частичек, кусочков.

В условиях передвижения следообразующего объекта по отношению к поверхности следовоспринимающего под прямым углом образуются статические следы давления, соответствующие которым следы-наслоения ЛКП носят точечный статический характер с одинаковой плотностью вещества и в совокупности могут отображать форму и размеры воздействующего объекта. При взаимодействии же под углом, отличным от прямого, образуются следы скольжения – динамические следы наслоения ЛКП, имеющие, как правило, линейный характер, в которых плотность вещества наибольшая в начале или середине следа и уменьшается по мере выхода объектов из контактного взаимодействия.

Признаками непосредственного контактного происхож­дения следов-наслоений ЛКП являются:

  • формирование «зеркального отражения» в следе наслое­ния, при котором верхний слой покрытия на объекте-носителе оказывается нижним, а нижний – верхним;
  • частичное или полное разрушение системы внутреннего строения ЛКП в следе (перемешивание слоев между собой и с материалом поверхностного слоя воспринимающего объекта, причем смешанные частицы уносятся к концу следа).

Диагностика ОП посредством установления целевого назначения ЛКП проводится путем исследования морфо­логических признаков обнаруженных частиц ЛКП методами оптической микроскопии.

Микроскопическим исследованием ЛКП определяются:

  • цвет и фактура ЛКП – строение поверхности внешнего слоя ЛКП (наличие блеска, как правило, характерно для поверхности внешнего слоя покрытия);
  • состояние внутренней поверхности частиц ЛКП;
  • наличие на их внешней и внутренней стороне загрязнений;
  • число слоев;
  • цвет, микроструктура (мелко-, средне- или крупнозернистость пигментов и наполнителей, наличие, цвет и характер распределения включений, наличие и размеры пустот);
  • механические свойства материалов слоев (твердость, эластичность, хрупкость);
  • общая и послойная толщина;
  • характер границ между слоями (адгезия, границы четкие или размытые, ровные или извилистые, наличие включений и пустот между слоями).

Затем по полученным результатам определяют, являются ли данные частицы фрагментами строительного ЛКП или покрытия транспортного средства. Отличительные признаки строительных ЛКП по сравнению с покрытиями ТС:

  • отсутствие блеска поверхности внешнего слоя;
  • пустоты и трещины на поверхности и во внутренних слоях покрытия;
  • значительное варьирование слоев по толщине, что связано со способом нанесения краски (например, при окраске кистью наблюдаются бороздки, направленные по движению кисти) и текстурой окрашиваемой поверхности (строи­тельные материалы – древесина, бетон, известка, кирпич, как правило, имеют неровную поверхность);
  • наличие на внутренней поверхности частиц ЛКП соответствующих материалов подложки.

Предварительное исследование частиц ЛКП и проверяемого окрашенного предмета, как правило, имеет целью решение задачи о возможности принадлежности частиц ЛКП (наслоений ЛКП на одном предмете) покры­тию конкретного окрашенного предмета.

При наличии окрашенного предмета или его фрагмента производится осмотр его поверхности, в ходе которого:

  • изучается состояние ЛКП, характер его нарушений в местах предполагаемого контакта, ставшего причиной отделения фрагментов ЛКП, наличие посторонних наложений, индивидуализирующие особенности следов нарушения ЛКП (границ скола ЛКП, микронеровности на поверхности детали предмета, от которой отделены фрагменты ЛКП и т.д.);
  • сравнивается цвет поверхности покрытия предмета с цветом частиц ЛКП визуальным осмотром при естественном освещении, а также при помощи микроскопа при искусственном освещении. Если установлены существенные отличия между ними по цвету внешнего слоя, делается предположительный вывод об отсутствии тождества. При незначительном отличии в цвете необходимо продолжать исследование.

У ЛКП предмета отмечается наличие следов-отделений, образованных вследствие отделения и уноса части его материала под действием механических сил. В том случае, если на ЛКП проверяемого объекта отсутствуют следы-отделения, признаки под­краски, перекраски и замены отдельных окрашенных деталей, а частицы ЛКП, отделившиеся от иско­мого объекта) имеют площадь в несколько мм2, дается предположительный вы­вод о том, что указанные частицы ЛКП отделились не от представленного предмета.

Если данному исследованию предшествовало обнаружение частиц ЛКП на предмете-носителе, производится сопоставление локализации и топографии следов-отделений на проверяемом объекте и следов-наслоений на объекте-носителе, что позволяет уточнить участок поверхности про­ве­ряемого предмета, от которого могли отделиться частицы ЛКП.

При обнаружении следов-отделений производится отбор образцов ЛКП с участков, непосредственно прилегающих к следам-отделениям, а в случае, когда зона контакта не просматривается – с наиболее вероятных мест контакта. Данные образцы наряду с представленными частицами ЛКП подвергаются последующему микроскопическому исследо­ванию, в ходе которого выявляются и описываются:

  • состояние внешней и внутренней поверхности (цвет, ровная, глянцевая, поры, взбугривания, морщины, царапины, полосатость, отпечаток рельефа подложки);
  • признаки старения (меление, растрескивание, шелушение, образование рисунков, коррозия, хрупкость и другие);
  • наличие посторонних наслоений, загрязнений на внешней поверхности покрытия, частиц мате­риала подложки на внутренней поверхности;
  • количество слоев, их цвет и последовательность нанесения, толщина послойная и общая, ее варьирование;
  • наличие, цвет, форма и размеры включений в материале покрытия, характер их распределения;
  • эластичность, твердость, хрупкость материалов слоев;
  • характер границ между слоями (четкие или размытые, ровные или извилистые, наличие включений и адгезия между слоями).

Если проведенным исследованием между сравниваемыми объектами установлены существенные отличия по коли­честву, цвету слоев и порядку их чередования, то конста­тируется отсутствие тождества (принадлежность частиц ЛКП покрытию не проверяемого, а иного объекта).

Объектами криминалистической экспертизы ЛКМ-ЛКП-ОП в зависимости от обстоятельств дела могут быть:

  • лакокрасочныйматериал;
  • лакокрасочноепокрытие;
  • окрашенныйпредмет – конкретный элемент вещной обстановки.

Задачи криминалистического исследования ЛКМ-ЛКП-ОП определяются в каждом конкретном случае ситуационно, т.е. в зависимости от обстоятельств дела.

Типовыми являются следующие задачи:

  • обнаружение, т.е. установление наличия-отсутствия искомых объектов (ЛКМ, ЛКП или частей ОП);
  • диагностика, т.е. определение природы, наиме­нования, назначения, области применения, происхождения, условий существования, причин изменения свойств или иных классификацион­ных свойств объектов – элементов вещной обстановки, а также обс­тоятельств следообразования и других;
  • идентификация, т.е. установление тождества элемента вещной обстановки – конкретного объема ЛКМ, окрашенного предмета, общей родовой (групповой) принадлежности искомого и проверяемого объектов.

В рамках криминалистической экспертизы ЛКМ-ЛКП-ОП обычно решаются следующие вопросы диагностического характера:

  • Каков способ окраски предмета?
  • Какие лакокрасочные материалы использовались при этом?
  • Подвергался ли предмет подкраске или перекраске? Если да, то каков его первоначальный цвет?
  • Каково ориентировочное время эксплуатации транспортного средства после его покраски (перекраски)?
  • Имеются ли на представленном предмете частицы (посторонних) ЛКМ-ЛКП?
  • Принадлежат ли обнаруженные частицы к ЛКМ или ЛКП?
  • Каков механизм отделения частиц ЛКП от поверхности окра­шенного предмета?
  • Каков механизм формирования следов ЛКМ-ЛКП на объекте-носителе?
  • Образовались ли следы ЛКМ-ЛКП на объекте-носителе именно при обстоятельствах расследуемого события?
  • Являются ли обнаруженные частицы ЛКП фрагментами строительного ЛКП, покрытия транспортного средства или иного окрашенного предмета? В последнем случае – какого именно?
  • Если обнаруженные частицы являются фрагментами ЛКП транспортного средства, то какого типа и марки?
  • Какого торговое наименование цвета автоэмали, которой покрыто ТС?
  • Каков ориентировочный период выпуска автомобиля?
  • Подвергался ли автомобиль, от которого отделились обнаруженные частицы ЛКП, подкраске и (или) перекраске? Если да, то каким способом и в каких условиях? Какие лакокрасочные материалы при этом использовались?

Вопросы идентификационного характера, решаемые в рамках экспертизы ЛКМ-ЛКП:

  1. Являются ли обнаруженные частицы ЛКП частью данного окрашенного предмета?
  2. Является ли представленный образец ЛКМ частью конкретного объема лакокрасочного материала?
  3. Использовался ли для окраски конкретного ОП лакокрасочный материал из конкретной емкости?
  4. Имело ли место контактное взаимодействие двух конкретных предметов? Если да, то каково было их взаиморасположение в момент контакта?
  5. Использовалось ли одно и то же орудие для взлома преград, фрагменты которых со следами орудия взлома представлены? Если да, то какова последовательность взломов?
  6. Принадлежат ли сравниваемые образцы ЛКМ к продукции конкретного завода-изготовителя, к одной партии продукции?
  7. Хранились ли сравниваемые образцы ЛКМ в одном и том же месте?
  8. Какие изделия наиболее часто имеют лакокрасочное покрытие того же рода, что и исследуемый образец ЛКМ.

В криминалистических исследованиях ЛКМ-ЛКП используется определенный комплекс методов: световая оптическая микроскопия,  электронная микроскопия, молекулярный спектральный анализ (инфракрасная спектроскопия, спектроскопия в ультрафиолетовой области), рентгеновский фазовый анализ, рентгеноспектральный анализ и эмиссионный спектральный анализ, лазерный микроспектральный анализ, химический микроанализ.

Содержание

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 9

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code