КУРОРТНЫЙ СБОР: ПЕРСПЕКТИВА ЕГО ВНЕДРЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.Ю.Сабитова

Проанализированы положения принятого в июле 2017 г. федерального закона о проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в ряде регионов России; определено место нового налогового платежа, установленного для физических лиц в современной системе налогов и сборов РФ.

Ключевые слова: система налогов и сборов, курортный сбор, эксперимент по развитию курортной инфраструктуры, территория эксперимента, оператор курортного сбора, порядок исчисления, уплаты и перечисления курортного сбора.

 

В нашей стране принят Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». Он вступил в силу со дня его официального опубликования. Этим законом Россия вводит для туристов обязательный платеж, давно применяемый за рубежом,— так называемый курортный сбор. Документ предусматривает взимание сбора с туристов, которые посещают Республику Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края. В этих четырех регионах курортный сбор вводится пока в качестве пятилетнего эксперимента на период с 1 мая 2018 г. по 31 декабря 2022 г.

Полученные от этого сбора доходы будут включаться в бюджет региона и направляться на развитие курортной инфраструктуры. К таковым относятся объекты лечебно-оздоровительного, спортивного, и рекреационного назначения, включая леса, парки, пляжи и набережные. Правительство РФ рассчитало, что суммарный дополнительный объем поступлений от нововведенного курортного сбора в период с 2018 по 2022 г. в Ставропольском крае превысит 2 млрд руб., в Краснодарском крае — 8,3 млрд руб., в Республике Крым — 16,4 млрд руб. [1]. По итогам эксперимента новшество либо распространят на другие курортные регионы, либо от него откажутся.

Право взимать курортный сбор предоставлено операторам курортного сбора, которыми являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 214-ФЗ).

Например, операторами могут быть гостиницы, санатории, хостелы, гостевые дома, кемпинги.
Современные тенденции в туризме обусловливают повышение интереса к различным формам туристических сборов, которые направляются на развитие туристических зон, инвестируются в модернизацию инфраструктуры курортных местностей и их улучшение в качественном плане. Основной формой таких туристических сборов и является курортный сбор, который устанавливается государством в курортной местности.

Курортный сбор — это фиксированная плата, уплачиваемая отдыхающими в туристической зоне.
Цель взимания курортного сбора — финансовое обеспечение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры. Курортная инфраструктура — это совокупность объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно- спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты.

Статья 4 Закона № 214-ФЗ определяет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления:
1) Правительства РФ;
2) федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение эксперимента (уполномоченного органа);
3) высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
4) органа исполнительной власти субъекта РФ, ответственного за проведение эксперимента (уполномоченного органа субъекта РФ);
5) органов местного самоуправления.

Все эти органы занимаются администрированием курортного сбора, осуществляют его методическое сопровождение, представляют ежегодные отчеты о ходе и результатах эксперимента, утверждают порядок и сроки представления муниципальными образованиями заявок на проведение эксперимента, утверждают порядок ведения реестра операторов курортного сбора и перечень содержащихся в нем сведений, осуществляют мониторинг хода эксперимента и иные полномочия, предусмотренные как Законом № 214-ФЗ, так и нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Статья 5 указанного закона устанавливает порядок введения курортного сбора и его размер. Курортный сбор устанавливается настоящим федеральным законом и вводится законом субъекта РФ в муниципальных образованиях, входящих в территорию эксперимента. Территория эксперимента — это территории муниципальных образований, на которых законом субъекта РФ вводится курортный сбор.

Взимание курортного сбора может быть прекращено на территории муниципального образования законом субъекта РФ на основании заявки соответствующего муниципального образования об исключении из территории эксперимента.

Законом субъекта РФ устанавливаются территория эксперимента, размер курортного сбора, порядок и сроки его перечисления в бюджет субъекта РФ, порядок осуществления контроля над исполнением требований Закона № 214-ФЗ, иных нормативных правовых актов, связанных с проведением эксперимента, порядок представления сведений о ходе эксперимента.

Точный размер сбора определяют сами регионы при условии, что он не должен превышать 50 руб. в сутки с человека в 2018 г. и 100 руб.— в последующие годы. Однако его размер может быть дифференцирован в зависимости от сезона (в том числе снижен до 0 руб.), времени пребывания плательщика в объекте размещения, значения курорта в соответствии с законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах, места нахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.

Плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов (ст. 6 Закона № 214-ФЗ).

Статья 7 закона предусматривает достаточно широкий перечень граждан, освобождаемых от уплаты курортного сбора, среди которых указаны участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды войны, инвалиды I и II групп, малоимущие семьи и другие граждане.

Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. При этом сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.

Курортный сбор взимается не позднее момента выезда из объекта размещения. Повторное взимание курортного сбора за один и тот же период проживания на территории эксперимента не допускается.

Курортный сбор подлежит зачислению в бюджет субъекта РФ, на территории которого проводится эксперимент.

Отдельные статьи Закона № 214-ФЗ посвящены обязанностям операторов курортного сбора (ст. 10), правилам формирования и полномочиям Фонда развития курортной инфраструктуры (ст. 9), порядку формирования и функциям общественного совета, который создается в целях осуществления общественного контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований фонда (ст. 12). Кроме того, ст. 11 регулирует осуществление контроля над исполнением требований Закона № 214-ФЗ и иных нормативных правовых актов, связанных с проведением эксперимента. Законодательством субъекта РФ устанавливается ответственность за нарушение положений нормативных правовых актов субъектов РФ, связанных с проведением эксперимента, в том числе ответственность операторов курортного сбора за нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в бюджет субъекта РФ.

Законом субъекта РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ в сфере регионального государственного контроля, осуществляемого в ходе проведения эксперимента, в порядке, определенном Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Одним из важных и новых положений Закона № 214-ФЗ является создание общественного совета при уполномоченном органе субъекта РФ в целях осуществления общественного контроля за целевым расходованием ассигнований Фонда развития курортной инфраструктуры (ст. 12). В состав общественного совета должны быть включены представители операторов курортного сбора, представители общественных и экспертных организаций, действующих на территории эксперимента. Порядок формирования и осуществления деятельности общественного совета утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Основные функции общественного совета:
1) осуществление общественного контроля над целевым расходованием бюджетных ассигнований Фонда развития курортной инфраструктуры;
2) выработка предложений по организации проведения эксперимента и формированию перечня работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры, подлежащих финансовому обеспечению за счет бюджетных ассигнований Фонда развития курортной инфраструктуры;
3) разработка предложений по определению размера курортного сбора, определению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора, а также предложений о прекращении взимания курортного сбора на территориях отдельных муниципальных образований;
4) иные функции, предусмотренные порядком формирования и осуществления деятельности общественного совета.

Статья 13 Закона № 214-ФЗ формулирует особенности его применения, связанные с определение уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, участвующих в эксперименте.

Одним из важных вопросов, которые появились в связи с принятием Закона № 214-ФЗ, является вопрос о месте вновь установленного платежа в системе налогов и сборов РФ. Поскольку и федеральные, и региональные, и местные налоги и сборы должны быть обязательно установлены прежде всего Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 3 НК РФ), необходимо разобраться, к какой части налоговых платежей (налоги или сборы) относится новый платеж, каковы его экономическая и юридическая основы, конституционное обоснование, его место в системе платежей, установленных для физических лиц.

Система налогов в РФ — это совокупность отдельных налогов, сборов, пошлин, обладающая организационно-правовым и экономическим единством. Такое организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и сборов, а также основных элементов их юридического состава.

Система налоговых платежей в РФ складывается из федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 1 ст. 12 НК РФ). Налоговые платежи, отнесенные к соответствующему уровню бюджетной системы, признаются источниками дохода федерального, регионального либо местного бюджета.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах состоит из законов субъектов РФ о налогах, принятых в соответствии с НК РФ.

Понятием «законодательство о налогах и сборах» охватываются нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами муниципальных образований.

Органы исполнительной власти различных уровней вправе в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК РФ).

Налоговые органы РФ контролируют уплату всех налогов, установленных НК РФ. В отношении двух налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) контрольными полномочиями наделены также и таможенные органы, которые согласно п. 1 ст. 34 НК РФ пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Законодательное определение налога закреплено в п. 1 ст. 8 НК РФ: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Основное отличие сбора от налога состоит в том, что его уплата предполагает предоставление плательщику соответствующего права или выдачу соответствующего разрешения (лицензии). Налог же является безвозмездным платежом. Цель взыскания сбора в финансовом плане состоит в частичном покрытии издержек, связанных с деятельностью отдельных государственных учреждений. Сборы — это денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера, которую оказывает государственный орган [3. С. 39].

Так каково же место вновь принятого курортного сбора во всей этой сложной системе налогов и сборов РФ? Прежде всего отметим, что по своей экономико-правовой характеристике данный платеж, хоть и называется курортным сбором, близок к целевым налогам, так как его взимание преследует определенные конкретные цели. Он не является индивидуально безвозмездным платежом, взимаемым в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Его взимание преследует конкретную цель — развитие курортной инфраструктуры регионов. Но этот платеж не содержит и главного признака сбора — совершение в отношении плательщиков государственными органами и органами местного самоуправления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Этот сбор не установлен НК РФ. Для его администрирования (взимания, учета и контроля) должны быть созданы специальные органы исполнительной власти, ответственные за проведение эксперимента по взиманию курортного сбора, и специальный общественный совет для осуществления общественного контроля над целевым расходованием собранных средств. Однако согласно положениям гл. 5 НК РФ администрирование всех налогов и сборов в РФ возложено на налоговые органы РФ.

В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что появившийся у физических лиц новый обязательный платеж по своим экономическим и юридическим характеристикам пока никак не встраивается в принятую государством систему налогов и сборов, его взимание не соответствует ни положениям НК РФ, ни основным принципам налогообложения, закрепленным в ст. 3 НК РФ. При установлении курортного сбора законодателем не учтены основополагающие нормы НК РФ и положений теории налогообложения.

Однако справедливости ради стоит заметить, что Правительство РФ все-таки работает над сложившейся проблемой и вместе с Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития РФ в сентябре 2017 г. разработало законопроект о неналоговых платежах. Это будет рамочный закон, который должен стать основой «кодекса неналоговых платежей». Законопроект распространяется на все обязательные неналоговые платежи, которые носят индивидуально- безвозмездный характер либо взимаются за выдачу документов, подтверждающих определенные права, и связаны с ведением предпринимательской деятельности [2].

Список литературы

1. Замахина, Т. Налог на отдых / Т. Замахина // Рос. газ. — 2017. — 26 июня.
2. Зубков, И. Полуналоги не платить / И. Зубков // Рос. газ. — 2017 — 5 сент.
3. Налоговое право : учеб. для вузов / под ред. С. Г. Пепеляева. — М. : Альпина Паблишер, 2015. — 796 с.

Библиографическое описание: Сабитова, Е. Ю. Курортный сбор : перспективы его внедрения в Российской Федерации / Е. Ю. Сабитова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 3. — С. 26 — 30.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 8

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code