6.6. Субъективные портреты: техника, методика и тактика их изготовления

В деятельности правоохранительных органов по  розыску лиц совершивших преступления достаточно результативно используются субъективные портреты. 

Субъективный портрет – это изображение лица, фигуры человека, изготовленное в соответствии с представлениями очевидца о внешности изображаемого лица. Субъективные портреты дают зрительное представление о внешности человека. Современной практике известны три основных разновидности субъективных портретов: рисованные, фотокомпозиционные (фотороботы) и рисованно-композиционные.

Рисованные портреты. В современной практике в качестве рисованных портретов используются штриховые и полутоновые рисунки лица и фигуры человека (рис. 5). Чаще всего такого рода портреты изготавливаются простыми рисовальными принадлежностями. Портреты изготавливаются как правило, художником, хотя бывают случаи их изготовления самим очевидцем или по его показаниям — оперативным  работником, следователем.

Трудность изготовления последних, необходимость присутствия специального художника, возраставшая потребность в использовании субъективных портретов в практике розыска преступников логически привели к появлению следующей разновидности субъективных портретов -фотокомпозиционных.

Рис. 5 Рисованный субъективный портрет, изготовленный художником

Фотокомпозиционные портреты.  Основой фотокомпозиционного портрета являются фотоснимки элементов внешности лиц не причастных к событию. Эти фотоснимки играют роль  портретов-прототипов, среди которых очевидцам предлагается отыскать изображения элементов, подобных элементам внешности человека, чей портрет создается. Из фрагментов снимков затем монтируется целый портрет, который после соответствующей доработки используется для розыска и установления (рис. 6).

Рис. 6 Субъективный портрет составленный с помощью фотокомпозиционного портрета планшетного типа

В законченном виде фотокомпозиционные портреты, обычно представляющие лицо человека анфас, выглядят как обычные фотографические изображения. Такие портреты достаточно успешно применялись на практике для розыска и установления лиц. Это обусловлено тем, что в процессе их изготовления от очевидца не требуется больших способностей к активному и реальному воспроизведению (в словах или иным способом) внешнего облика человека: ему необходимо лишь выбрать подходящее изображение лица или его элемента, т.е. используется присущая большинству людей прирожденная способность распознавать и опознавать зрительно воспринимаемые объекты.

Полнота и точность воспроизведения внешнего облика человека в фотокомпозиционных портретах определяются также структурой и полнотой комплекта фотографий, из которых очевидец выбирает подходящие фрагменты. Чем полнее и разностороннее комплект представляет внешность различных групп населения страны, тем более достоверным (близким к действительности) окажется фотокомпозиционный  портрет. Поэтому принципиально возможно получение составного фогопортрета„ очень близкого к внешнему облику разыскиваемого.

Рисованно-композиционные портреты составляются из стандартных рисунков элементов внешности в соответствии с показаниями очевидца. Получаемый при этом портрет выглядит рисованным. Композиционно-рисованные портреты изготавливались с помощью специальных комплектов типа ИКР-2, куда кроме комплекта слайдов с элементами внешности входят монтажно-демонстрационное устройство и альбомы рисунков элементов внешности.

В законченном виде композиционный рисованный портрет, обычно представляющий лицо человека анфас, выглядит как штриховой (в некоторых вариантах — полутоновый) рисунок (рис. 7). Помимо положительных характеристик фотокомпозиционного портрета, его преимуществом является также возможность отобразить доминирующие во внешности человека групповые признаки элементов и особые приметы, не включая в портрет ин­дивидуализирующие признаки, которые обычно достоверно не запоминаются.

Изображения элементов лица из комплекта выбираются и вносятся в портрет по указанию очевидца.

Рис. 7. Рисованно-композиционный портрет составленный с помощью прибора «ИКР-2 Портрет»

Рисованно-композиционный портрет более широко применим из-за простоты его получения и научно типизированных рисунков элементов лица. В одном из наиболее распространенных вариантов его получают путем наложения одной на другую прозрачных пленок, на которых размещены рисунки элементов.

Принцип рисовано-композиционных портретов используется в системах «Айденти-кит» (США, 1959 г.), «ИРК» (идентификатор рисовально-композиционный ‑ Польша, 1963 г.), ИКР (идентификационный комплект рисунков – СССР, 1968 г.), в системе «Портрет» (СССР, конец 70-х – начало 80-х годов XX столетия).

Существенным недостатком указанных систем явилась технология получения субъективных портретов, основанная на ручном трудоемком процессе подбора и монтажа портрета. Доработка его осуществлялась либо путем дорисовки непосредственно по изображению, либо по фоторепродукции субъективного портрета.

С середины 90-х годов прошлого столетия время в практике работы правоохранительных органов в целях полного и быстрого раскрытия и расследования преступлений с помощью информации, поступающей от свидетелей и потерпевших, используются компьютерные системы изготовления субъективных портретов. Наибольшую известность получили компьютерные системы – «ELLI», «КРИС», «ФРС», «БАРС» «Faces», «Photo-Fit», «E-FIT», «POL-SIT», «ФОТОРОБОТ» с использованию ПЭВМ.

Внедрение в практику компьютерных систем изготовление субъективных портретов позволяет получить ряд преимуществ по сравнению с традиционными системами.

  1. Использование пространственных перемещений элементов внешнего облика и их отдельных частей, изменение цвета и тона изображений, размеров и взаиморасположения отдельных элементов лица, дорисовка, ретушь, внесение сопутствующих признаков (признаки одежды).
  2. Сокращение временных затрат, требующихся на изготовление портретной композиции, за счет устранения трудоемких операций по подбору элементов внешности, монтажу портрета и доработке его отдельных деталей.
  3. Исключается время, затрачиваемое при использовании фотографической фиксации и тиражирования субъективного портрета. Быстрая распечатка портрета с помощью принтера позволяет организовать его немедленное использование в оперативно-розыскных мероприятиях.
  4. Возможность подготовки и распечатки одновременно с изготовлением портрета текста розыскной ориентировки, а также его последующее тиражирование.
  5. Запоминание и сохранность полученного портрета в целях последующего его использования при работе с другими очевидцами и для проверки по картотеке субъективных портретов.

В экспертно-криминалистических подразделениях России в настоящие время наибольшее распространение получили программы: Фоторобот фирмой ООО «Барс Интернешнл, Канадская программа «Faсes» 4.0. и «Облик».

Субъективные портреты в основном отображают типажное сходство внешнего облика человека. Однако они отображают его не так полно и точно, как фотоснимки. Это обусловлено психологическими закономерностями восприятия человека человеком, формирования, сохранения и главным образом воспроизведения мысленного образа.

Мысленный образ – это представление о внешности, созданное на базе восприятия в процессе сложной деятельности человеческого сознания, это относительно устойчивый образ человека, который в данный момент не вызывает ощущений и не воспринимается. Как отображение внешности человека мысленный образ беднее оригинала – его внешности в натуре. Он характеризуется относительной фрагментарностью, поскольку признаки внешности отображаются в нем не полностью, некоторые искажаются, а другие вовсе не отображаются.

Мысленный образ неустойчив и непостоянен, поскольку полнота его со временем уменьшается, а при воспроизведении невозможно всякий раз представить один и тот же комплекс его черт. Мысленный образ не является скопированным с натуры отображением внешнего облика человека, но содержит в себе  значительные элементы обобщения, причем это обобщение  определяется индивидуальными качествами субъекта наблюдения и условиями наблюдения.

Обычно достаточно хорошо и уверенно воспроизводятся лишь те элементы и признаки внешности, которые прочно удержанные в памяти очевидца. Остальные признаки случайны, не связаны со зрительным образом и отражаются в портретах только для создания цельности изображения лица. Например, если очевидец хорошо запомнил прическу, форму глаз и носа, то они уверенно включаются в портрет. «Степень соответствия портрета облику человека в каждом конкретном случае определяется многочисленными  условиями группового и индивидуального характера, зависящими от объективных и субъективных факторов, характеризующих мысленный образ и процесс его актуализации (воспроизведения), вида получаемого портрета».

К объективным факторам, влияющим на формирование мысленного образа необходимо отнести условий, в которых оно происходит. Это освещение объекта восприятия, расстояние до него от наблюдателя, продолжительность восприятия, положение наблюдаемого в процессе восприятия его внешности.

К субъективным факторам относятся общефизические признаки человека, такие как пол, возраст, антропологическая и национальная принадлежность человека, тип его памяти, воли, характеристики мышления, наличие или отсутствие изобразительных способностей,  профессия, род постоянных занятий и др.

Так, например женщины дольше сохраняют в памяти воспринятую информацию, имеют более яркий и более детальный образ представления, и поэтому с большей легкостью опознают предъявляемые им элементы ранее воспринятого лица,  затрачивая на это меньше времени, чем мужчины. Для мужчин наоборот характерно поверхностное ознакомление с предъявляемым объектом.

Имеются существенные различия в восприятии человека человеком у разных возрастных групп. Детям свойственна слабость углубленного организованного и целенаправленного анализа при восприятии. В то же время ими хорошо воспринимаются те объекты, признаки которых вызывают у детей непосредственную эмоциональную реакцию.

Влияние возраста, на увеличение объема воспринятого сказывается до периода ранней зрелости. Затем восприятие отличается стабильностью до периода позднего возраста, в котором обычно снижается уровень процессов запоминания, удержания и воспроизведения, то есть основных сторон памяти.

У лиц, обладающих различными профессиональными навыками наблюдаются различные способности формирования мысленного образа. Общеизвестно, что профессиональные художники, актеры, фотографы, парикмахера, гримера, косметолога,  портного, массажиста у врачей различных специальностей, отличаются наблюдательностью, точностью  анализа признаков лица, умением их верно воспроизвести.

Таким образом,  природа создания субъективного портрета  позволяет воспроизвести изображение соответствующего лица не точно, а лишь приблизительно и поэтому исключает возможность использовать по нему опознание и производства криминалистической портретной экспертизы. Субъективные портреты могут использоваться только в оперативной идентификации в целях обнаружения преступников и иных лиц интересующих правоохранительные органы, но судебным доказательством не являются.

Процесс изготовления субъективных портретов базируется на общих положениях тактики производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Само мероприятие по составлению субъективного портрета содержит элементы некоторых следственных действий, в частности таких, как предъявление для опознания, следственный  эксперимент, допрос.

Наиболее близок по природе он к допросу и при необходимости может осуществляться в его рамках. Как и допрос свидетеля и потерпевшего, работа по созданию субъективного портрета соответственно осуществляется с очевидцем. Следует, однако, иметь в виду, что изготовление субъективных портретов — это допрос особого рода, что обусловлено необходимостью привлечения к участию в нем специалиста.

Специалист в полной мере несет ответственность за применение соответствующих методических рекомендаций по использованию соответствующих технико-криминалистических средств, выбор наиболее целесообразных тактических приемов изготовления портретов, работы с очевидцами. И, в конечном счете  за качество портрета.

С учетом особенностей составления портретов, определены порядок, права и обязанности участников этого мероприятия, правила закрепления результатов изготовления портрета.

Они базируются на уголовно-процессуальном законе и обеспечивают в целом соблюдение принципа законности при составлении портретов.

Учитывая правовую природу процесса составления субъективных портретов, общепринятые в криминалистической науке и практике положения тактики производства оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий  могут быть сформулированы  следующие общие тактические положения изготовления субъективных портретов:

‑ своевременность составления портрета;

‑ учет роли очевидца в событии, послужившем поводом для составления портрета;

‑ учет особенностей совершенного преступления, в условиях которого возник мысленный образ (основа субъективного портрета);

‑ тщательный анализ субъективных и объективных факторов формирования и сохранения мысленного образа;

‑ создание комфортных условий для работы с очевидцем;

‑ установление и поддержание психологического контакта с очевидцем;

‑ привлечение к работе по составлению портрета в случае необходимости других специалистов;

‑ недопустимость составления  портрета с участием нескольких очевидцев одновременно.

Всю работу по составлению субъективного портрета принято разделить на четыре этапа, которые реализуют свои задачи при помощи определенных психологических приемов.

1 этап. Предварительный.

Задачи:

‑ получение от инициатора задания максимальных сведений об очевидце;

‑ продумать работу с очевидцем на основе имеющихся данных (антропологический тип, пол, возраст, роль очевидца – потерпевший, свидетель, участник и т.д.).

2 этап. Беседа с очевидцем.

Зачастую, специалисты, занимающиеся составлением субъективных портретов, не могут совершенно общаться с потерпевшим, сбивая его своим резким или на оборот безразличным поведением, тем самым, сводя результат проводимой работы к нулю. Однако этого можно избежать, если  следовать следующим простейшим правилам: установление психологического контакта с очевидцем; активизация процессов памяти очевидца по воспроизведению образов; определение типа человека по сенсорным предпочтениям.

Основные приемы: назвать имя очевидца при знакомстве и не забывать в процессе работы над портретом обращаться к очевидцу по имени; проявлять вежливость (предложить раздеться, показать место работы); во время рассказа очевидца об обстоятельствах дела смотреть в глаза, быть внимательным; корректно направлять рассказ очевидца (избегать не относящихся к делу деталей и подробностей, задавать наводящие вопросы); использовать выражения «я вас понимаю», «хорошо», «у вас хорошая память», «вы мне очень помогли», «у нас получится хороший портрет» и т.д., проявляя искреннюю заинтересованность в хорошем результате; если процесс воспроизведения зрительных образов затруднен, то можно использовать воссоздание эмоционального фона очевидца во время происшествия; после рассказа очевидца дать ему «отдохнуть», переключив на рассказ о себе (профессия, род занятий); сделать «комплимент-профессия»; перед началом составления портрета использовать фразу «уверенность в хорошем результате».

3 этап. Изготовление (составление) субъективного портрета.

На данном этапе у специалистов также возникает не мало трудностей в виду их невысокого уровня подготовки для работы с компьютерной техникой и специализированными программами.

Основными задачами этапа является:

‑ поддерживать установленный психологический контакт с очевидцем;

‑ активизировать процессы памяти очевидца по детальному воспроизведению зрительных образов;

‑ получить органичное изображение разыскиваемого человека;

‑ добиться типажного сходства СП с реальным лицом.

Основные приемы: ориентировать память очевидца на типажное сходство с известными людьми; начинать работу с той части лица, которую очевидец, по его мнению, запомнил лучше; прибегать к сравнению формы элементов лица с известными геометрическими фигурами, в случае, если процесс воспроизведения зрительных образов затруднен, то можно использовать воссоздание эмоционального фона очевидца во время происшествия и вопросы на контрасте «Нос длинный или короткий»?; предлагать очевидцу карандаш для рисования (не может описать словами, нет в базе нужного элемента и т.д.); использовать выражения, одобряющие совместную работу; в процессе дорисовки СП специалист периодически согласовывает свою работу с очевидцем при помощи вопросов «Стало лучше или хуже»? или «Что, на ваш взгляд, еще нужно изменить»? и т.п.; избегать излишней детализации изображения.

4 этап. Получение сведений о результате использования СП.

Рассматривая тактико-психологические аспекты работы с очевидцем следует отметить важность в процессе изготовления субъективного портрета, организации и оборудовании помещения для составления СП. Перечислим основные из них: наличие отдельного помещения (площадь около 10 м. кв.); эргономичная, но не расслабляющая мебель; наличие всех необходимых инструментов «под рукой»; убрать «агрессивные» предметы; установить комнатные растения; предусмотреть возможность управлять освещением и др. Кроме того, необходимо исключить любые ситуации, отвлекающие специалиста во время работы с очевидцем.

Все выше перечисленные требования помогают решить задачу создания комфортно-деловой среды для успешной работы и достижения необходимого результата.

Изготовление субъективных портретов с помощью автоматизированных программ имеет свои особенности, связанные с демонстрационными возможностями современных технических систем.  При использовании компьютерных систем составления субъективных портретов специалисту следует, во-первых по результатам беседы с очевидцем определяет объем достоверной информации о признаках внешности лица, чей портрет составляется. Во-вторых с учетом объема исходной информации использовать один из трех вариантов работы с очевидцами:

  1. Очевидец достаточно точно помнит и описывает признаки внешности разыскиваемого лица. Специалист выводит выбранные очевидцем изображения элементов лица на экран дисплея и монтирует портрет.
  2. Очевидец помимо общего впечатления о лице разыскиваемого может описать только отдельные элементы внешности или помнит только общие признаки лица. Специалист вместе с очевидцем просматривает на экране дисплея имеющиеся в памяти ПЭВМ варианты элементов внешности, начиная с более четко запомнившихся. Вместо элементов, которые очевидец не может вспомнить, в портрет включаются так называемые «средние» элементы соответствующие типажу лица.
  3. Очевидец помнит внешний облик разыскиваемого лица недостаточно четко. Специалист по результатам беседы о признаках внешности разыскиваемого лица самостоятельно выбирает требующиеся элементы лица (подходящие по описанию, по мнению специалиста), выводит их на экран для демонстрации очевидцу и с учетом мнения последнего вносит изменения в полученное изображение.

Практика свидетельствует о том, что для успешной работы по изготовлению субъективных портретов необходимо иметь компьютерную систему, которая объединяла бы возможности формирования полутоновых и рисованных субъективных портретов. Данное положение обусловлено особенностями восприятия изображений различными людьми с разным типом мышления.

Кроме того, практика изготовления субъективных портретов показывает, что в первые десять дней после событий, послуживших поводом для составления портрета, наиболее успешная работа по актуализации мысленного образа возможна с компьютерными системами, имеющими полутоновые базы данных.

Литература к главе

  1. Давыдов Е.В. Современные возможности использования субъективных портретов в практике раскрытия и расследования преступлений: учеб. пособие / Е. В. Давыдов. – Волгоград: ВА МВД России, 2012.
  2. Виниченко И.Ф., Зинин А.М., Овсянникова М.Н. и др. Криминалистическое описание внешности человека ‑ М.: МЮИ МВД России. Щит-М., 1998.
  3. Зинин А.М. Габитоскопия и портретная экспертиза: Курс лекций. Изд. 2. ‑ М.: Щит и М, 2013.
  4. Зинин А.М. Руководство по портретной экспертизе: Учебное пособие. ‑ М.: Эксмо, 2006.
  5. Зинин А.М. Субъективны портрет: Курс лекций. – М.: Щит и М, 2011.
  6. Снетков В.А. Габитоскопия: Учебник. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1979.
  7. Словесный портрет: Практическое пособие / А.А. Топорков. ‑ М.: Юристъ, 1999.
  8. Бондаренко П.В., Нешко А.Н., Финогенов В.Ф. Составление заключений эксперта и специалиста по криминалистической портретной экспертизе. Саратов: СЮИ МВД России, 2011.

Содержание

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 246

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code