5.6. Следы транспортных средств

Трасология изучает следы транспортных средств, представляющие собой материально фиксированные следы отображения отдельных частей транспортного средства. Следы транспорта фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП), а также преступлений, в ходе которых транспорт использовался для вывоза похищенного, бегства преступников, быстрого перемещения потерпевших, трупов и т.д.

Исследование таких следов позволяет решить как неидентификационные, так и идентификационные задачи.

Все следы транспортных средств можно разделить на следующие виды:

– отображения внешнего строения отдельных частей, деталей транспортного средства на других объектах (следы ходовой части, выступающих кузовных частей);

– отделившиеся части и детали транспортного средства (осколки фарных рассеивателей, стекла, зеркала, бампер);

– вещества, отделившиеся от транспортного средства (следы ГСМ, охлаждающей жидкости, следы почвенно-геологического происхождения из-под арок колес, груз);

– сопутствующие следы (следы ног).

Следы транспортных средств позволяют решить следующие вопросы:

  1. определить групповую принадлежность транспортного средства, его тип, вид и модель;
  2. провести идентификацию по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть;
  3. установить механизм произошедшего события (направление и режим движения, место и угол столкновения с преградой, скорость в момент столкновения, применение экстренного торможения).

Следы ходовой части характерны для безрельсового транспорта (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы и др.). Наибольшее криминалистическое значение имеют следы колес автомобильного транспорта.

В зависимости от состояния колес в момент следообразования различаются следы качения и скольжения. Первые – результат поступательно-вращательного движения, вторые образуются в случае пробуксовки или полной блокировки колес при экстренном торможении.

Следы качения по механизму образования сходны со статическими следами: каждая деталь рельефа шины оставляет свой отпечаток. Вследствие поступательного движения наблюдается некоторая деформация, когда грунтозацепы, выходя из следа, сглаживают его края. Это увеличивает размеры следа и уменьшает промежутки между выступами.

Следы колес автотранспорта бывают поверхностными и объемными. К первому виду относят следы-наслоения (машина преодолела загрязненный участок, а затем пошла по сухому асфальту) и следы-отслоения. Объемные следы образуются из-за остаточной деформации грунта и передают не только трехмерную копию беговой поверхности протектора, но и (отчасти) его боковые грани.

По следам ходовой части определяют направление и режим движения (торможения, пробуксовки, остановки); вид и модель шины, а нередко идентифицируют и автомобиль. Выяснение вида (модели) транспортного средства и направления движения необходимо для его поиска.

Грузовые и легковые автомобили различаются по следам, по наличию (отсутствию) задних спаренных колес, по величине базы и ширине колеи. Шириной колеи считается промежуток между центральными линиями следов правых и левых колес или между просветами задних спаренных колес. В следах автотранспорта обычно отображаются задние колеса, которые полностью или частично перекрывают отпечатки передних колес. Переднюю колею можно изучить и замерить на повороте.

Ширину беговой части протектора от одного его края до другого измеряют на участке с четким отображением рисунка. Отобразившийся в следе рисунок протектора (конфигурация, локализация и размеры грунтозацепов) фотографируют, а все элементы замеряют и описывают в протоколе. Затем, пользуясь справочником, выясняют, какой марке автотранспортных средств соответствуют такие ширина колеи, база и модель протектора.

Определить направление движения автомобиля можно по следующим признакам, имеющимся в следах:

а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;

б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;

в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;

г) рисунок протектора типа “елочка” должен быть обращен открытой частью в сторону движения;

д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;

е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения.

О торможении свидетельствует уменьшающаяся четкость рисунка протектора. Если обнаружены следы юза (скольжения), то их используют для определения скорости движения автомобиля перед остановкой. Для этого замеряют общую длину следа торможения, от которой отнимают величину базы автомобиля. Все перечисленные признаки следов ходовой части автотранспорта должны быть отражены в протоколе осмотра места происшествия.

Кроме детального описания, сопровождаемого измерениями, осуществляется фотографирование. Значительный по протяженности след запечатлевают методом линейной панорамы. Отдельно фотографируют участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки выполняют масштабным способом. С участка следа протектора, в котором отобразились индивидуализирующие признаки, отливают гипсовый слепок.

Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы была очевидна локализация следов, затем – сам след, предварительно зафиксировав пылевые частицы аэрозольным лаком и поместив рядом со следом масштабную линейку.

В распоряжение эксперта следует предоставить копию протокола осмотра места происшествия, фотоснимки следов, гипсовые слепки, предметы одежды потерпевшего со следами колес. Оптимальным вариантом бывает предоставление колеса в сборе, что не всегда осуществимо вследствие большого веса и размеров. В подобных случаях с пневматической шины должны быть получены образцы следов, для чего рекомендуется прибегнуть к помощи специалиста-криминалиста или эксперта, которому предстоит проводить трасологические исследования.

Объемные следы можно получить, прокатывая автомобиль на малой скорости по грунту, способному отобразить нужные признаки шины. Экспериментальные следы внимательно осматривают и выбирают участки, содержащие отображения идентификационных признаков, с которых и изготавливаются гипсовые слепки.

Для получения поверхностных экспериментальных следов на участок шины с характерными признаками наносят красящее вещество и копируют весь участок. Для этого типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на интересующий участок протектора.

На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели образован след; каков тип транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия; не образован ли след данной шиной; какими конкретно колесами оставлены следы на теле и одежде потерпевшего.

Отделившиеся детали и части (осколки фарного или лобового стекол, частицы лакокрасочного покрытия или перевозимого груза, крепежные детали), обнаруживаемые на месте происшествия, изымаются в натуре и используются для розыска транспортного средства и его идентификации, а также для определения места, где произошло столкновение (наезд).

Исследование фарных и иных осколков позволяет выявить тип, конструкцию, марку изделия, а по нему – модель автомобиля. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то назначают экспертизу для установления целого по частям.

Отделившиеся частицы автомобильного лакокрасочного покрытия помогут выяснить окраску транспортного средства, после обнаружения которого проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы.

Комплексное использование данных, полученных при работе со следами транспортных средств, позволяет дать обоснованное заключение:

а) о наличии, характере и локализации повреждений и иных особенностей на разыскиваемом автомобиле;

б) о характере имеющихся в нем неисправностей;

в) о перевозимом грузе;

г) о признаках эксплуатации с нарушением установленных требований;

д) о том, что следы на месте происшествия, одежде и теле потерпевшего оставлены конкретным транспортным средством.

Фиксация следов. Обнаруженные следы транспортного средства на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:

– вид следов (объемные, поверхностные, торможения, юза);

– расположение следов по отношению к другим неподвижным объектам;

– вид и особенности следовоспринимающей поверхности (сухой асфальт, глина, песок);

– количество и взаимное расположение следов, образованных разными колесами одной автомашины, и результаты их измерения (колея, база);

– место расположения, длина и степень выраженности следов торможения, если они обнаружены;

– размеры следов шин (длина, ширина беговой дорожки, глубина объемных следов);

– рисунок протектора, отобразившийся в следах, размеры основынх его элементов;

– наличие, расположение, форма и размеры хорошо выраженных индивидуальных особенностей протектора шины;

– расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекты покрышки), которое позволяет установить диаметр колеса по длине окружности;

– признаки, указывающие на направление движения транспортного средства;

– способы дополнительной фиксации и изъятия следов, примененные при осмотре, и перечень материалов, прилагаемых к протоколу;

– способы упаковки отдельных следов.

При осмотре транспортного средства в протоколе должны быть указаны сведения о транспортном средстве, его вид, модель, регистрационный номер, цвет, характер перевозимого груза, место расположения транспортного средства на месте ДТП, вид и характер повреждений, расстояние между транспортным средством и преградой и их взаимное расположение. Данные сведения должны быть отражены в схеме обстановки дорожно-транспортного происшествия.

При фотосъемке места происшествия необходимо сфотографировать следующие следы:

– общий вид колеи;

– рисунок протектора на участке, где наиболее полно отобразились частные признаки;

– отдельные признаки, отображающие индивидуальные особенности автомобильной шины или иных частей транспортного средства.

С объемных следов необходимо изготовить гипсовые слепки. Как правило производят заливку следа отображения беговой дорожки длиной до 40 см. Поверхностные следы копируются на дактилоскопическую пленку или при помощи зачищенного листа резины.

Литература

  1. Криминалистика : учебник для бакалавров / под ред Л.Я. Драпкина. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 831 с. – Серия : Бакалавр. Углубленный курс.
  2. Криминалистика: Учебник (2-е издание, исправленное и дополненное) (Ищенко Е.П., Топорков А.А.) (под ред. Е.П. Ищенко) (“КОНТРАКТ”, “ИНФРА-М”, 2006) (Завод 3) {КонсультантПлюс}
  3. Криминалистическая техника: учеб/ под ред. Ю.Н. Баранова, Т.В. Поповой. – Челябинск: ЧЮИ МВД России, 2009. – 663 с.
  4. Ивашков В.А. Работа со следами рук на месте происшествия. М., 1992.
  5. Майлис Н.П. Судебно-трасологическая экспертиза. М., 2000.
  6. Сайфиев Р.И., Яровенко В.В. Теория и практика совершенствования средств обнаружения и фиксации невидимых следов рук. Владивосток, 1983.
  7. Турчин Д.А. Теоретические основы учения о следах в криминалистике. Владивосток, 1983.
  8. Криминалистика : Учебник / Под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. – М.: Юрид. лит., 1988. – 672 с.

Содержание

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 9

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code