Сравнительный анализ авторского и патентного права в советский период и в настоящее время

Сотавова У.К.

Аннотация. В статье в сравнительном аспекте исследовано развитие авторского и патентного права в период СССР и в настоящее время.

Ключевые слова: патентное право, изобретение, полезная модель, промышленный образец, патент, авторское право, произведение.

 

В первую очередь рассмотрим современные подходы к пониманию патентного и авторского права.
Патентное право заключается в совокупности юридических механизмов, реализующих защиту исключительных и авторских прав изобретателя, а также способствующих урегулированию вопросов разработки, апробации и промышленного использования новаторских изобретений. Правовые нормы, включенные в институт патентного права, отражают весь процесс внедрения инноваций от возникновения идеи самой научной разработки вплоть до ее практического применения в повседневной жизни или промышленном секторе.

Авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства. Авторское право объединяет в себе комплекс прав автора на созданный им результат интеллектуальной деятельности.

Субъектами патентного права в законодательном порядке признаны авторы изобретений, полезных моделей или промышленных образцов, а также патентообладатели и иные лица (например патентные поверенные, исполняющие свои обязательства на профессиональной основе). Сами изобретатели, инженеры и конструкторы, то есть лица, которые придумали, изобрели инновацию, должны зарегистрировать свое нововведение в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, полномочия которого на сегодняшний день исполняет Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), тогда они приобретают правовой статус патентообладателя. А в отношении зарегистрированного объекта, когда речь идет об имущественном праве на вещь или технологию производства, охраняемую средствами патентного права, могут возникать договорные отношения, и в этом случае субъекты патентного права именуются сторонами лицензионного договора – лицензиаром и лицензиатом. Уточним, что в качестве таких субъектов могут выступать как физические, так и юридические лица. Если изобретение зарегистрировано как собственность фирмы или передано по договору юридическому лицу, то право на распоряжение им приобретает компания- производитель.

В авторском праве гражданское законодательство в качестве субъекта признает автора произведения, то есть гражданина, творческим трудом которого оно создано (ст. 1257 ГК РФ). Также субъектами авторского права могут быть иные правообладатели (наследники автора, лицензиат).

Объекты интеллектуальной деятельности есть объективированные результаты творчества людей, они прочно связаны с личностью, а в условиях правового регулирования объединены в группы. Так, объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, вне зависимости от назначения такого произведения, от его достоинств или способа его выражения. Это могут быть литературные, драматические, музыкальные произведения, произведения живописи, скульптуры и т.д. Объектами патентного права на законодательном уровне признаны изобретения, полезные модели и промышленные образцы, то есть результаты интеллектуального труда в научно-технической сфере и результаты интеллектуального труда в сфере дизайна (ст. 1349 ГК РФ). Это, как правило, технические инновации, которые способствуют промышленному производству. Не все инновации подлежат юрисдикции интеллектуального права, а только те, которые определяются в соответствии с ГК РФ по правилам соответствия критериям патентоспособности. Объясняется это техническими особенностями промышленных образцов, конструкторских решений и технологий производства. Патентуемые объекты чаще всего малооригинальны (в отличие от объектов авторского права), поэтому к ним предъявляются строгие требования патентоспособности.

Юридическая литература Советского периода избегала термина «патентное право», не применялся этот термин и в практической деятельности, что, в принципе, представляется оправданным в силу того, что патент как форма охраны результата интеллектуального труда почти не применялась для этих целей в отношении советских изобретений и промышленных образцов частных лиц (объектов, будучи по своей сути непосредственно связанных с личностью).

Идеологический уклон имело государственное решение относительно восстановления действия патентов дореволюционного периода, отраженное в Постановлении о введении в действие Закона о патентах 1924 г. Надо признать его несколько противоречивым, поскольку, с одной стороны, оно в ст. 2 объявляло аннулированными все патенты, выданные до Октябрьской революции, а с другой стороны, ст. 3-4 закрепляло возможность их восстановления. В целом, указанный нормативный правовой акт о патентах 1924 г. был приближен по содержанию к иностранным патентным законам своего периода.

Одновременно с Постановлением о патентах было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О промышленных образцах (рисунках и моделях)» . Согласно его нормам права обладателя патента на промышленный образец и в части приобретения этих прав, и в части их реализации совпадали с правами владельца патента на изобретение. Такие права подтверждались выданным заявителю удостоверением на промышленный образец, их действие предусматривалось в течение трех лет, предоставлялась возможность продления указанного срока дважды, на три и четыре года.

С отменой Постановления о промышленных образцах в 1936 г. замещающего его нормативного правового акта принято не было. Правовая охрана промышленных рисунков была включена в юрисдикцию законодательства об авторском праве. Новые же модели как объекты интеллектуального права подпали под понятие «техническое усовершенствование», которое было введено советским законодательством в 1931 г.

В последующие годы Советское законодательство в сфере патентного права пересматривалось еще несколько раз – в 1941, в 1959 и в 1973 гг.

При этом правовая охрана промышленных образцов как самостоятельных объектов патентного права была возобновлена лишь в 1967 г. с подписанием СССР Конвенции по охране промышленной собственности (Парижской конвенции по охране промышленной собственности) . На стадии подписания Конвенции Советом Министров СССР было принято Постановление «О промышленных образцах» , а Патентным ведомством утверждено Положение о промышленных образцах.

Основная проблема нормативного регулирования правоотношений в Советский период в сфере патентного права состояла в том, что на протяжении 50 лет основным источником правового регулирования оставались подзаконные нормативные правовые акты, утверждаемые
Правительством и ведомственные нормативные правовые акты, утверждаемые Патентным ведомством.

На фоне этого распад Советского Союза создал крайне неблагоприятное положение в сфере охраны объектов интеллектуальной собственности на вновь образованных территориях независимых государств – субъектах бывшего СССР.

Патентный закон Российской Федерации был принят 23 сентября 1992 г. Сфера его правового регулирования охватывала, в отличие от ранее действующего Закона СССР «Об изобретениях в СССР» , отношения по поводу всех объектов патентного права и изобретений, и полезных моделей, и промышленных образцов. Кроме того, в развитие федерального законодательства на уровне Правительства РФ и на ведомственном уровне был принят целый ряд подзаконных нормативных правовых актов, которые наряду с международными договорами образовали вполне жизнеспособную систему правового регулирования патентного права.

Современное патентное право регулируется единым кодифицированным нормативным правовым актом – Гражданским кодексом Российской Федерации , где в гл. 72 сосредоточены нормы патентного законодательства. В пользу преемственности правового регулирования патентных правоотношений отметим, что в п. 5 ст. 1401 ГК РФ осталось упомянутым авторское свидетельство СССР, ссылка на которое связана с установлением новизны секретного изобретения, определяемой из условий более раннего приоритета секретных изобретений, в том числе на которые были выданы авторские свидетельства СССР. Отметим также, что созвучное наименование «Авторское свидетельство», упомянутое в ст. 1416, не имеет отношения к авторским свидетельствам СССР, а является подтверждением авторства селекционного достижения. Больше авторское свидетельство в ч. 4 ГК не упоминается.

Патентное законодательство новейшего времени шагнуло далеко вперед. И это обусловлено не только естественным эволюционным процессом, но и постоянно повышающимся уровнем научно-технического прогресса. Целый ряд правовых норм изменен, многие введены впервые.

Законодательно установлен запрет на выдачу патента на такие результаты интеллектуальной деятельности, которые противоречат принципам морали и нравственности, гуманности и общественным интересам. Современное законодательство закрепляет перечень технических решений, не являющихся объектами охраны, нормами патентного права (открытия, компьютерные программы и т.д.). Определены понятие и особенности полезной модели, ее отличительные черты от изобретения.

Авторское право – довольно молодой правовой институт: и римское, и сменившее его средневековое право имели дело только с материальными объектами (вещами).

Начало правового регулирования авторского права в СССР ознаменовано принятием Основ авторского права 1925 г. с изменениями от 1928 г., и Постановления ВЦИК РСФСР и СНК РСФСР «Об авторском праве» . В частности, новым законодательством были утверждены действие срока авторского права после смерти автора до 15 лет, закреплено право наследников автора на получение выплат. Детально урегулированы условия использования произведений, развитие получили нормы договорного права, автор становился стороной договора. Нормативно установлен перечень случаев, когда произведения использовались свободно, без согласия автора. К таким случаям, в частности, были отнесены: перевод произведения – он не считался нарушением авторского права, заимствование тем и сюжетов, использование произведений для создания новых, воспроизведение радиопередач, театральных и концертных постановок, публичные чтения.

Авторские права на произведение действовали с момента создания произведения, не нуждались в дополнительном удостоверении или регистрации. По сравнению с прошедшим военным периодом, авторское право 20-30-х гг. вполне соответствовало духу своего времени, текущее законодательство расширяло границы авторского права, приводя его в соответствие с принятой в западных странах практикой.

С присоединением СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. возникли новые правовые отношения в интеллектуальном праве – права авторов получили правовую охрану за рубежом, иностранные произведения, опубликованные в странах – участницах конвенции или гражданами этих стран в СССР, также легли под защиту авторского права. Женевская конвенция об авторском праве – это первое многостороннее международное соглашение по авторскому праву в истории СССР. Был увеличен срок действия авторского права после смерти автора до 25 лет, расширился, как уже было отмечено, круг субъектов права, а права на произведения автора после его смерти, наконец, стали переходить к наследникам. Помимо восстановления юридических прав наследников восстановилась возможность получать полное вознаграждение вместо уменьшенных ставок. Перевод произведения стал возможен только с согласия обладателя авторских прав на оригинал.

Кроме того, нововведения внесли в практику новые формы бесплатного использования произведений: в некоммерческих образовательных целях, опубликованные в шрифте Брайля. Также появилась возможность бесплатно воспроизводить любой художественный или научный текст в периодическом печатном издании, однако из-за злоупотребления этим правом многими изданиями, которые печатали обширные переводы произведений, эта практика встретила неодобрение Запада, и вскоре от нее пришлось отказаться.

Правительство СССР несколько раз выносило на обсуждение вопросы подписания еще двух международных соглашений – Бернской конвенции и Парижский Протокол Женевской конвенции. И подписание почти состоялось, в национальном законодательстве был подготовлен проект раздела Основ гражданского законодательства по вопросам авторского права для приведения в соответствие с международными нормами. Однако в связи с распадом СССР закон так и не вступил в силу.

Он был принят немного позже, уже как Закон РФ, а в 1993 г. заменен Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» . Его нормы закрепляли действие авторских прав в течение жизни автора и еще 50 лет после его смерти. Личные неимущественные авторские права, такие как право авторства, право автора на имя, право на защиту репутации автора, получали бессрочную охрану. Авторское право сохраняло подразделение на личные и имущественные права, а собственно произведения по-прежнему не подлежали регистрации.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» утратил силу 1 января 2008 г., однако в соответствии со ст. 4 ГК РФ и ст. 5 ФЗ о введении в действие ГК РФ продолжал применяться к отношениям, возникшим до введения в действие части четвертой ГК РФ.

В кодифицированных нормах были отражены следующие изменения:

• авторские права включены в качестве одного из институтов подотрасли интеллектуальных прав;

• право на защиту репутации (ст. 15 Закона) упразднено, вместо него закреплено право на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ), в юридической литературе отмечается, что фактически это замена личного неимущественного права имущественным;

• нормативная база авторского права до ГК РФ состояла главным образом из ряда отдельных, специальных законов, при этом действовали определенные правила в части иерархии. Например, Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»1992 г. занимал подчиненное положение по отношению к Закону РФ «Об авторскомправе и смежных правах» ;

• в ГК РФ впервые установлены критерии предоставления охраны исключительному авторскому праву (ст. 1256). Охрана личных неимущественных прав автора не ограничена. Норма ст. 1256 ГК закрепляет правило о том, что правовая охрана имущественным правам автора в Российской Федерации предоставляется всем произведениям, не перешедшим в общественное достояние в стране происхождения или в РФ вследствие истечения срока охраны;

• в части нарушений технической защиты, регулируемых ранее ст. 48.1 Закона об авторском праве, в ст. 1299 ГК РФ введены санкции (возмещение убытков или компенсация);

• в результате присоединения СССР, а затем РФ к международным соглашениям в сфере интеллектуального права, правовое регулирование отношений в части срока действия исключительного права на произведение менялось, итогом этого процесса стало закрепление в 2004 г. увеличения общего срока с 50 до 70 лет.

Закон об авторском праве 1993 г. существовал вплоть до вступления в действие четвертой части Гражданского кодекса РФ, кодифицированного нормативного правового акта, где систематизированы нормы предшествующего законодательства об авторском праве, закрепленные не только в законах, но и в подзаконных нормативных правовых актах, которых набралось достаточное количество для проведения процедуры систематизации. В целом, концептуальные положения не подверглись изменениям: право авторства, право автора на имя, право автора на защиту репутации, право на неприкосновенность произведения остаются личными неимущественными правами автора, подлежат правовой охране бессрочно. Автор имеет право на обнародование произведения, право на отзыв произведения в случае, если предоставил издателю право на публикацию, но до момента публикации передумал.

Современное законодательство закрепляет права публикатора, к которому следует отнести лицо, обнаружившее неопубликованное произведение после его перехода в общественное достояние. Его права на обнаруженное произведение сохраняются сроком на 25 лет. Подробный перечень объектов авторского права включает художественные, литературные и научные произведения, производные произведения, сборники. Приведенный в ГК РФ список следует признать достаточно широким, однако он является не закрытым, что законодатель отразил во фразе «другие произведения», чем фактически закрепил любой объект интеллектуального труда и творческой деятельности в форме произведения как объект авторских прав.

Нормы патентного права в ГК РФ также претерпели изменения, в частности, авторское свидетельство на изобретение – документ, который ранее подтверждал права автора на изобретение в СССР, в современном патентном праве не используется, его заменил патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец, при этом изменилось правовое содержание этого документа. Если авторское свидетельство закрепляло за изобретателем только право авторства и давало право на денежное вознаграждение изобретателя от государства за использование его изобретения в обороне и других сферах деятельности государства, иных исключительных прав у изобретателя не возникало, а значит, это не влекло распоряжение своим изобретением, права патентообладателя по ГК РФ оказались более широкими, в их перечень были включены в полной мере исключительные права с правомочием отчуждения и иного использования.

Авторские свидетельства СССР, в том числе исходя из своего наименования, не могут органично существовать в современной правовой структуре: и по форме, и по содержанию они перестали отвечать требованиям патентного права РФ, не смогли пережить СССР, что и обусловило тот факт, что на смену авторским свидетельствам СССР пришли патенты.

Далее приведем сравнительный анализ новшеств и отличительных черт авторских прав в СССР и современной РФ, в историческом контексте развития авторского права.

 

Срок охраны авторских прав составляет 25 лет с момента публикации Изменение исчисления срока охраны авторских прав: в течение жизни автора и 15 лет после его смерти Законы об авторском праве были включены в союзный Гражданский кодекс Минимальный срок охраны авторских прав составляет 25 лет Повышено вознаграждение автора за объект Срок защиты авторских прав увеличен до 70 лет

Право на вознаграждение (авторский гонорар за использование работы) Переход авторских прав в порядке наследования после смерти автора Закреплены «личные права автора» и «имущественные права автора» Авторские права передаются по наследству Вновь внедрение института исключительных прав: личные права на авторство, имя и неприкосновенность произведения и имущественные – право Введено понятие «интернет- право»

Библиографический список

1. Антопольский А.А. Интеллектуальная собственность: тема для дискуссий или поле брани? // Вестник библиотечной ассамблеи Евразии. 2009. № 2.
2. Вислый А.И. Об оцифровке фондов, авторском праве и не только // Справочник руководителя учреждения культуры. 2011. № 10.
3. Мельникова Т.Н. Интеллектуальная собственность: правовая поддержка // Научные статьи. 2016. № 2.
4. Монахов В. Правовое обеспечение авторских прав // Вестник Москвы. 2016. № 4.
5. Цукерблат Д.М. Соблюдение авторских прав: к истории // Информационный бюллетень. 2015. № 51.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 2 (61) 2017

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 42

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code