Аборт как нравственная и демографическая проблема современного общества

Н.И.Миронов

Аннотация. Статья посвящена компаративному анализу одной из нравственных проблем современного общества – аборту, подробно рассматриваются законодательство, которое регулирует данное явление, статистика, а также взгляды основных религиозных конфессий на данную проблему.

Ключевые слова: аборт, ребенок, здоровье, убийство, плод.

 

Проблема абортов остается одной из самых нерешенных и актуальных проблем в Российской Федерации, так как аборты создают предпосылки демографического кризиса. Необходимо также отметить, что устойчивое, но в то же время медленное снижение количества абортов в России начиная с 1990 г. происходит на фоне увеличения рождаемости. В то же самое время такое социальное явление, как рост количества абортов в нашей стране, свидетельствует о наличии многих других проблем во всех сферах общественной жизни.

Проанализировав законодательство Российской Федерации, считаем необходимым обратить внимание на тот факт, что понятие «аборт» не встречается ни в одном нормативном правовом акте.

Однако в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» используется понятие «искусственное прерывание беременности», которое также не раскрывает, а лишь определяет, что искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до 12 недель . Также для полноты исследования необходимо отметить, что «аборт» (от лат. abortus – выкидыш) представляет собой медицинскую процедуру по искусственному прерыванию беременности, во время которой осуществляется инструментальное удаление плодного яйца из полости матки .

Довольно интересное определение (в разрез законодательству Российской Федерации) сформулировано в статье «Аборт – смерть перед жизнью» Саратовского государственного медицинского университета: «аборт – это искусственное прерывание беременности, которое проводится по современным медицинским стандартам при сроке беременности до 20 недель, или если срок неизвестен, при весе плода до 400 грамм» . В данном случае правомерность аборта основана не только на временном факторе, но и на физических свойствах самого плода – его весе. Считаем, что необходимо добавить и такой фактор как размер плода для определения возможности проведения аборта вакуумным способом, так как в этом случае срок и вес могут не соответствовать размеру плода (его крупности).

Проблема абортов очень широко распространена в настоящее время, и по мнению многих ученых имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Для начала стоит рассмотреть положительные стороны аборта. В связи с развитием нашего общества, развитием технологий и промышленности, в том числе химической, с увеличением площади городов, а соответственно увеличивается площадь вырубки лесов, и т.д., растет вероятность действия мутагенного фактора на генотип человека, в результате чего происходит ряд мутаций и отклонений, многие из которых не совместимы с жизнью как ребенка, так и матери. В связи с этими угрозами жизни матери или ребенка медицинские работники рекомендуют сделать аборт, который может быть отнесен к «аборту по медицинским показаниям»: женщина, по сути, вынуждена его сделать. Тем самым, есть возможность сохранить хотя бы одну жизнь, а не потерять сразу две.

Данные показания к такому аборту изложены в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 736 от 03.12.2007 г. Изложенные показания кратко можно сформулировать следующим образом:
1. Инфекционные и паразитарные болезни. Такие как ВИЧ, все формы гепатита, сифилис и краснуха. В случае с последним, если мать контактировала с этой инфекцией в первый триместр беременности и не болела ею до зачатия. При других инфекциях, перенесенных в первый триместр, решение о прерывании беременности принимает специально сформированная комиссия.
2. Новообразования.

Наличие в настоящем или в прошлом злокачественных новообразований всех локализаций. Злокачественные новообразования лимфатической и кроветворной тканей.
3. Психические расстройства.
4. Болезни всех систем органов.
5. Осложнения беременности, родов и послеродового периода.
6. Врожденные синдромы и аномалии плода с неблагоприятным прогнозом для жизни плода.

Также законодательство многих стран допускает аборт в случае, когда зачатие произошло в результате изнасилования, так как неизвестный отец мог заразить мать и ребенка инфекционным заболеванием, а также существует опасность рождения ребенка с психическими отклонениями. Так, в Российской Федерации согласно Постановлению Правительства РФ № 98 от 06.02.2012 г. «О социальном показании для искусственного прерывания беременности», аборт на сроках 12-22 недель беременности может быть проведен в случае, если беременность наступила в результате изнасилования, ранее данный перечень был значительно шире.

Теперь рассмотрим отрицательные последствия аборта, которые в свою очередь делятся на физические и психологические последствия.

К физическим последствиям данной медицинской процедуры относится в первую очередь бесплодие, которое может возникнуть в результате повреждения репродуктивных органов (например шейки матки) во время процедуры аборта хирургическими инструментами. В результате впоследствии женщине, желающей родить ребенка, приходится обращаться к вспомогательным репродуктивным технологиям (экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство и пр.), что в свою очередь порождает проблемы установления правовой связи между ребенком и родителями, воспользовавшимися указанными тех- нологиями , в том числе и в части противоречия презумпциям отцовства и материнства, закрепленным СК РФ (например, если «заказчице» не понравится внешность или здоровье ребенка, рожденного с использованием вспомогательных репродуктивных технологий, ее невозможно в судебном порядке признать матерью ребенка и заставить ее исполнять родительские обязанности ). Также велика вероятность инфицирования женщины, что создает предпосылки для внематочных беременностей. Таким образом, с медицинской точки зрения, аборт также представляет собой угрозу для здоровья женщин и на возможность иметь детей в будущем.

Кроме того, на безопасность процедуры аборта влияют и условия ее проведения, и квалификация проводящего ее специалиста. Здесь следует указать на то, что определенная категория женщин может оказаться в ситуации, когда специализированные учреждения или специалисты отсутствуют.

Это могут быть, например, женщины-военнослужащие и жены военнослужащих, что обусловлено условиями самой военной службы , например, в случае прохождения военной службы в отдаленных гарнизонах или в условиях вооруженного (военного) конфликта. Как следствие, данная категория женщин лишена возможности реализовать конституционное право на охрану здоровья наравне с иными категориями женщин, что впоследствии приводит к ухудшению состояния их здоровья и бесплодию. Решением проблемы отдельные авторы видят предоставление таким женщинам права на бесплатное пользование современными вспомогательными репродуктивными технологиями .

К психологическим последствиям после аборта чаще всего относят депрессивные состояния женщины, при которых чаще всего женщины винят себя в случившемся, в совокупности с осуждением близкими родственниками женщины. В связи с этим развивается так называемый «послеабортный синдром», который влечет за собой употребление алкоголя, наркотиков, а также проявление суицидальных наклонностей. Таким образом, необходимо отметить, что аборты также негативно влияют на здоровое развитие общества.

При рассмотрении данной проблемы нельзя не обратить внимания на теологическое учение о зарождении жизни, согласно которой все живое создано Богом. Именно поэтому в современных условиях все религиозные конфессии запрещают верующим участвовать в процедуре аборта.

Необходимо отметить, что в дохристианский период, в римском праве зародыш понимался как часть тела матери (pars viscerum), поэтому женщина не подвергалась наказанию за умерщвление плода или изгнание его из утробы. И только позднее эмбрион (nasciturus – «имеющий родиться») был наделен некоторыми гражданскими правами, а искусственное прерывание беременности стало трактоваться как преступление прав родителей, если кто-то стремился достичь таким путем имущественных прав.

Но наиболее осознанное понимание ценности эмбриона как фактически живого человека связано с возникновением христианства, после чего аборт стал отождествляться с убийством человека.

Согласно христианским заповедям убийство – один из самых тяжких грехов, которые может совершить человек. Шестая заповедь гласит: «Не убий», и поэтому большинство христианских конфессий считает аборт убийством ребенка в чреве матери. Однако необходимо отметить, что в современных условиях некоторые протестантские церкви в Европе и США допускают возможность аборта по желанию женщины. Русская православная церковь имеет однозначную позицию, что намеренное прерывание беременности (аборт) тяжкий грех и в случае, если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака.

Что касается ислама, то в шариате (комплексе предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман) эмбрион, имеющий выраженные признаки жизни, называют «жанин». Право на жизнь «жанину», зародившемуся в чреве, дает Всевышний и поэтому никто, и родители, в том числе, не имеют права лишать его права на жизнь.

Кроме этого, необходимо учитывать, что Российская Федерация многонациональное государство, и не все народы исповедуют православие, или же относят себя к той или иной религии, поэтому нужно учитывать и светскую этику. Еще в V в. до н.э. Гиппократ в своей Клятве четко фиксировал: «Я не вручу никакой женщине абортивного пессария (средства)». Представляется уникальным тот факт, что уже в тот период времени основоположник медицины говорил о том, что склонить женщину к аборту и помочь ей в этом – преступление, которое негативно отражается на развитии общества и демографии.

Однако существует в обществе и такое мнение, что аборт – это нормально, что любая женщина/девушка имеет право на аборт. Если беременность не желанная, то женщина может спокойно, невзирая ни на что, пойти на аборт и убить малыша.

В связи с этим многие выступают за категорический запрет абортов в стране (за исключением случаев прямой угрозы жизни матери), что также имеет свое обоснование, но необходимо учитывать опыт зарубежных стран. Так, в Польше в 2016 г. депутаты польского сейма приняли в первом чтении законопроект, который полностью запрещает аборты (кроме случаев прямой угрозы жизни матери), а также вводит уголовную ответственность до 5 лет лишения свободы для всех кто причастен к аборту.

Но данный законопроект стал причиной протест- ных движений на территории Польши, более ста тысяч поляков вышли на улицы, с единственным требованием отменить данный законопроект. В конечном итоге польский сейм на экстренном заседании принял решение отклонить законопроект.

Таким образом, на данный момент проблема абортов в Российской Федерации является актуальной – аборты оказывают негативное влияние на государство в целом: снижается количество экономически активного населения, снижается рождаемость, уменьшается обороноспособность, создаются предпосылки для нравственной деградации общества. В связи с этим для сокращения числа абортов необходимо заниматься не только административной деятельностью в виде запретов, выработать комплексный подход к снижению количества абортов и улучшению демографической ситуации в стране, путем совершенствования социальной поддержки семьи, материнства и детства.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2011.23 ноября.
2. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.12.2007 г. № 736 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 9.
4. Борисов А.Б. Большой юридический словарь. – М.: Книжный мир, 2012.
5. Гиппократ. Сочинения / Перевод с греч. В.И. Руднева. – М., 2011.
6. Слепко Г.Е. Необходимость правового регулирования брачно- семейных отношений с участием военнослужащих // Вестник Международного юридического института. 2013. № 3-4 (46-47).
7. Слепко Г.Е., Стражевич Ю.Н. О некоторых ограничениях и нарушениях принципа гендерного равенства в семейном праве и отраслевом законодательстве // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 15. – М.: ООО «Юрист», 2015.
8. Соловьев В.В. Правовое положение семьи военнослужащего в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. – М., 2007.
9. Стефанова О.В., Зиновьева Ю.Е., Пазикова Е.А. Аборт. Смерть перед жизнью // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2013. № 2. Т. 3.
10. Стражевич Ю.Н., Слепко Г.Е. Проблемы правового регулирования использования вспомогательных репродуктивных технологий для реализации права на создание семьи // Материалы II Международного конгресса правоведов «Инновационное развитие правовой среды». 25-26 апреля 2013. Ч. IV / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А. Глотов. – М.: МЮИ, 2013.
11. Стражевич Ю.Н., Слепко Г.Е. Виды семейно-правовых презумпций, устанавливающих правовую связь между родителем и ребенком // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 14. В 2-х т. Т. 2. – М.: ООО «Юрист», 2014.
12. Туринцева Е.А. Особенности становления и развития семьи военнослужащего в условиях закрытой социальной системы: Автореф. дис. … канд. соц. наук. – М., 2011.
13. Туринцева Е.А. Особенности семьи военнослужащего и проблема обеспечения боеготовности Вооруженных Сил // Власть. 2011. № 5.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 2 (61) 2017

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Просмотров: 27

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code