АНАЛИЗ ФАКТОРОВ УСПЕШНОСТИ БЫСТРОРАСТУЩИХ КОМПАНИЙ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

К.А.Наумова

Исследование факторов успешности 32 быстрорастущих российских компаний среднего бизнеса выполнено на основе анализа данных бухгалтерской отчетности, СМИ, отрытых сетевых источников и т. д. Выявлены как типичные для большинства фирм факторы (высокое качество продукции/услуг, широкий ассортимент, высококвалифицированные работники, экономия на ресурсах), так и уникальные. Рассматриваются не только факторы, связанные с производственным процессом; освещается также значимость социальной стороны жизни компании (забота об экологии, благотворительность). Выделенные в ходе работы факторы представляют исследовательский интерес и могут быть полезными для понимания природы быстрорастущих компаний.

Ключевые слова: быстрорастущие компании, средний бизнес, газели, факторы успешности.

 

В последние годы для многих экономистов и участников экономических отношений особо актуален вопрос чрезвычайной успешности быстрорастущих фирм — газелей, чьи темпы роста выручки заметно превышают характерное для среднего по рынку значение. Это вызывает большой интерес, причем не только научный, не только у людей, вовлеченных в экономическую науку и экономическую деятельность, но и у обывателей. Раскрытие проблемы исследования может помочь уже существующим фирмам выйти на иной уровень и стать газелью. Прежде всего необходимо определить и научиться выявлять различия между быстрорастущей и обычной компанией, поскольку в этих различиях состоит природа и сущность компаний-газелей. Одним из таких аспектов являются факторы успешности, суть которых заключается в мероприятиях различного характера, позволяющих компании из года в год увеличивать основной экономический показатель — выручку — более чем на 20 %.

До второй половины ХХ в. феномен быстрорастущих фирм в экономической науке не изучался. В 1980-х гг. тема быстрорастущих фирм, их влияния и значения стала предметом обсуждения благодаря работам американского экономиста Д. Берча, предложившего термин «газель». Проводя исследование индивидуальных траекторий роста большого количества американских фирм, он обнаружил весьма интересный факт: маленькая доля фирм в общем объеме всех фирм вносит непропорционально большой вклад в общеэкономический рост, что и дало почву для дальнейшего изучения фирм-газелей. Кроме Д. Берча темой быстрорастущих фирм интересовались многие ученые, как отечественные [1; 4], так и зарубежные [2; 3]. А. Ю. Юданов в результате тщательного анализа российских компаний за период с 1999 по 2007 г. выявил, что газели составляют в среднем 7—8 % от числа перманентных фирм, что вдвое превышает требования «алгоритма Берча». Большее число быстрорастущих газелей автор объясняет становлением рыночной экономики в России и наличием свободных ниш, а временной период не затрагивает кризисные годы — 1998-й и 2008-й. Помимо изучения экономических показателей, А. Ю. Юданов провел опрос топ- менеджеров некоторых быстрорастущих компаний и выделил факторы сдерживания роста газелей: нехватка денег, трудности с набором и обучением персонала и управленческих кадров [1].

Статья В. И. Бархатова и Д. А. Плетнева «Успешность быстрорастущих предприятий среднего бизнеса в России» [4] также рассматривает вопрос быстрорастущих компаний и их значения для экономики. В результате исследования 3800 фирм установлено, что газели проявляют высокий потенциал роста и генерирования прибыли. Последний факт выступил подспорьем для проведения дальнейших исследований, заключающихся в выявлении факторов успешности быстрорастущих фирм. Из 3800 фирм авторы выделили 62 газели. Было принято решение на основе этих данных подвергнуть дальнейшему исследованию 32 фирмы из списка (сократив выборку вдвое), которые были выбраны случайным образом. В целях систематизации выборка была разбита по отраслям-агрегатам.

Наиболее распространенные отрасли представлены одной или несколькими типичными компаниями.

Самые высокие темп прироста выручки и рентабельность продаж отмечена за период 2009—2013 гг.

Для анализа факторов успешности газелей использованы такие ресурсы, как: база данных FIRA PRO (в том числе для получения бухгалтерской отчетности), официальные сайты компаний в Интернете, средства массовой информации, сведения о юридических разбирательствах и ответственности и другие источники.

В выборку входят 12 компаний, представляющие отрасль-агрегат «Торговля». Типичный представитель — ООО «Максима групп» (продажа одежды, обуви, галантереи и т. д.; сеть универмагов «Фамилия»). Год основания — 2002-й, Московская область. Наибольший темп прироста выручки — в 2011 г. (132 %). В 2013 г. рентабельность продаж составила 5 %. Основные факторы успеха компании, по данным СМИ и открытым сетевым источникам, представлены в табл. 1.

АО «Стройдепо» осуществляет оптовую и розничную продажу всех материалов для строительства и ремонта в супермаркетах с одноименным названием. Год основания — 2006-й, Московская область.

Наибольший темп прироста выручки — в 2010 г. (65,5 %). Рентабельность на протяжении этих лет остается практически нулевой. Основные факторы успеха представлены в табл. 2.

Таблица 1
Факторы успеха компании «Максима групп»

Таблица 2
Факторы успеха компании «Стройдепо»

1 http://www.tulapressa.ru/2015/03/v-zao-strojdepo-nezakonno-trudilis-migranty-iz-uzbekistana/
2 http://www.tulapressa.ru/2015/04/zao-strojdepo-oshtrafovano-tulskim-rosselxoznadzorom-za-torgovlyu-zarazhennymi- rasteniyami/

Далее по численности следует «Пищевая, рыбная промышленность и сельское хозяйство», здесь пять представителей. Один из них — ООО «Птицефабрика “Акашевская”» — специализируется на разведении сельскохозяйственной птицы, производстве готовых кормов, выращивании кормовых культур; заготовке растительных кормов. Год основания — 2005-й, Республика Марий Эл. Крупные клиенты компании: ЗАО «Коудайс МКор- ма», ЗАО «Тандер», X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Копейка»), АПХ «Мираторг», Groupe Auchan SA («Ашан»), ООО «Лента», ЗАО «СПАР РИТЭЙЛ». В 2011 г. — наибольший темп прироста выручки (153,2 %) и максимальная рентабельность продаж (11,5 %). Основные факторы успеха представлены в табл. 3.

ООО «Грибановский машиностроительный завод» предоставляет услуги по выпуску технологического оборудования для химической и нефтяной промышленности, входит в состав холдинга «ЦНО-Химмаш». Год основания — 2003-й, Воронежская область. Крупные клиенты компании: ООО «Газпромтрансгаз Ставрополь», ООО «Уфимский НПЗ», ООО «Лукойл-Пермнефте- оргсинтез», Авиационно-космическое агентство, Министерство путей сообщения РФ; а также: «Роснефть», «Лукойл», «ТНК-BP», «СИБУР». Наибольший темп прироста выручки — в 2012 г. (48,8 %). Однако в 2013 г. рентабельность продаж пошла резко вниз, составив -2,8 %. Основные факторы успеха представлены в табл. 4.

В отрасли «Строительство и архитектура» представлены четыре быстрорастущие компании, среди них ООО «Автодороги», которое занимается содержанием, ремонтом и строительством автомобильных дорог. Год основания — 2003-й, Архангельск. Компания выполняет работы по содержанию федеральных, региональных и муниципальных автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, в том числе занимается строительством и содержанием транспортных ледовых переправ. Наибольший темп прироста выручки — в 2013 г. (66 %), наибольшая рентабельность продаж — в 2012 г. (13 %). Основные факторы успеха представлены в табл. 5.

Таблица 3
Факторы успеха компании «Птицефабрика “Акашевская”»

Таблица 4
Факторы успеха компании «Грибановский машиностроительный завод»

1 http://no-korrupcia.livejournal.com/14941.html

Отрасль «Добыча полезных ископаемых» в выборке представляют три компании, к числу которых относится ООО «Нефтеспецстрой», предоставляющее услуги по монтажно-строительным работам (укладка асфальта, строительство, обслуживание нефтегазодобывающих компаний). Год основания — 2007-й, Тюмень. Крупный поставщик — ООО «Новотех». Наибольший темп прироста выручки — в 2010 г. (153,9 %). В 2012 г. рентабельность продаж пошла вверх, достигнув почти 6 %. Основные факторы успеха представлены в табл. 6.

ООО «Первое решение» принадлежит к отрасли «Производство потребительских товаров», являясь ярким и одним из крупнейших ее представителей в России. Компания производит продукцию, например, под торговым брендом «Рецепты бабушки Агафьи». Год основания — 2002-й, Московская область. Крупные клиенты компании: Groupe Auchan SA («Ашан»), АО «Тандер», X5 Retail Group и др.

Наибольший темп прироста выручки — в 2012 г. (64, 2%). В период 2010—2013 гг. рентабельность немного снизилась только в 2011 г., но затем возрастала с каждым годом. Основные факторы успеха представлены в табл. 7.

После проведения этапа сбора информации о каждом объекте исследования представим в виде таблиц результаты выявления факторов успеха быстрорастущих компаний (табл. 8 и 9).

Таблица 5
Факторы успеха компании «Автодороги»

Таблица 6
Факторы успеха компании «Нефтеспецстрой»

Таблица 7
Факторы успеха компании «Первое решение»

 

Таблица 8
Факторы успеха фирм-газелей, связанные с производственным процессомвысококвалифицированные

Таблица 9
Прочие факторы успеха фирм-газелейрасположение налаженные связи с партнерами и клиентами

Таким образом, можно сделать вывод о наиболее распространенных факторах успешного функционирования фирм-газелей:
• Самый распространенный — «Высокое качество продукции/услуг», характерный для 17 компаний (53 %). Именно это позволяет обретать постоянных клиентов и партнеров, за счет чего производителю гарантируется постоянная выручка.
• «Широким ассортиментом» обладают 16 компаний (50 %). Данный фактор позволяет расширить направления сбыта и увеличить объем реализуемой продукции; особо важен в отрасли-агрегате «Торговля».
• «Высококвалифицированные работники» — 11 компаний (34 %).
• Экономят на ресурсах 10 компаний (31 %) из 32.
Далее перечислены менее распространенные факторы, значимость и влияние которых нельзя приуменьшать:
• Высокий уровень технологический оснащенности преобладает у девяти компаний (28 %).
• Доступные цены, товары со скидками и акции предлагают клиентам 25 % компаний. Кроме этого, залог их успеха кроется в выстраивании надежных и долгосрочных отношений с партнерами и клиентами.
• Чуть меньше фирм (22 %) применяют инновационные и передовые технологии, чем завоевывают новых и удерживают имеющихся клиентов.
• Шесть компаний (19 %) выделяют средства на благотворительность, спонсируют общественные и внутрифирменные мероприятия.
• Увеличению темпов роста выручки четырех компаний (13 %) способствуют развитая система логистики и наличие собственных производственных площадей/мощностей.
• Выгодное географическое расположение имеют 9 % компаний, это благоприятно сказывается на сроках исполнения (доставки) заказа, расходах и пр. Кроме этого, высокий уровень производительности способствует благоприятной тенденции роста. Однако для того же процента фирм успех заключается не только в эффективности производственной, маркетинговой и других внутренних политик, но и в поддержке «извне» (фактор «Протекционизм»).
• Забота об экологии, недобросовестная реклама, задача импортозамещения, территориальная распространенность и эффективное управление характерны всего лишь для 6 % компаний, но каждый из этих факторов вносит определенный вклад в репутацию, как положительный, так и отрицательный (недобросовестная реклама), и все они способствуют привлечению внимания общественности.

В ходе исследования выявлены также уникальные факторы: дифференциация основных видов деятельности (АО «Стройдепо»), комплексность оказываемых услуг (АО «Инженерные системы и сервис»), эффективная система закупок и сбыта (ООО «Максима групп»), перепрофилируемое оборудование (ООО «Тюменьстальмост имени Тюменского комсомола»), эффективная политика клиентоориентированности (ООО «Первое решение»). Уникальные факторы неразрывно связано со сферой деятельности быстрорастущей компании.

Таким образом, по результатам выявления, группировки и анализа факторов успеха можно судить о том, что наиболее распространенные факторы успеха фирм-газелей заключаются в предоставлении качественных услуг или продукции при широком ассортименте. На вышеуказанные факторы, безусловно, влияют внутрипроизводственные компоненты: высококвалифицированные кадры, высокий уровень технической оснащенности, применение новых технологий — именно этим обеспокоены добросовестные производители. Но не все фирмы-газели добились успеха за счет качественной работы и материальных вложений в производственный процесс. Более 30 % компаний увеличивают прибыль, сокращая издержки, что в долгосрочной перспективе может нанести вред. К примеру, сеть супермаркетов «Пеликан» (принадлежащая ООО «Неотрейд») славится недобросовестным отношением к работникам (маленький размер заработной платы), которые часто подвергаются наложению штрафов, работе сверхурочно и т. д. АО «Стройдепо» замечено в использовании неофициально устроенной рабочей силы в лице мигрантов. Отмечается и влияние административного рычага, который также может отражать недобросовестную сторону успеха фирмы.

Так, в областном аналитическом еженедельнике «Хронограф» раскрыт секрет успешной предпринимательской деятельности владельца ООО «Неотрейд»: связи и высокая степень протекционизма на разных уровнях власти [12]. В другом случае главе Республики Марий Эл Леониду Маркелову предъявлены обвинения в получении и даче взятки. По мнению правоохранительных органов, он «помогал» получать руководителю АО «Птицефабрика “Акашевская”» Н. Кривашу дотации из бюджета .

Однако около 20 % фирм задумываются не только о собственной выгоде, но и о социальных проблемах: ООО «Элит» 1 % от продаж направляет на поддержку детей с ограниченными возможностями; ООО «Евролот Запад» с каждого купленного пакета перечисляет 5 р. в благотворительный фонд помощи онкобольным детям; также компании заботятся о состоянии окружающей среды, что благоприятно сказывается на их репутации и уважении со стороны клиентов.

Благодарность
Автор выражает благодарность своему научному руководителю Дмитрию Александровичу Плетневу за ценные советы и идеи в ходе проведения исследования и написания статьи.

Список литература

1. Юданов, А. Ю. Покорители «голубых океанов» (фирмы-«газели» в России) / А. Ю. Юданов // Соврем. конкуренция. — 2010. — № 2 (20). — С. 27—48.
2. Birch, D. L. Who creates jobs? / D. L. Birch // The Public Interest. — 1981. — No. 65. — P. 3—14.
3. Evans, D. S. The Relationship Between Firm Growth, Size and Age: Estimates for 100 Manufacturing Industries / D. S. Evans // The J. of Industrial Economics. — 1987. — No. XXXV (4). — P. 567—581.
4. Бархатов, В. И. Успешность быстрорастущих предприятий среднего бизнеса в России / В. И. Бархатов, Д. А. Плетнев // Вестн. Перм. нац. исслед. политехи. ун-та. Соц.-экон. науки. — 2015. — № 4. — С. 65—81.
5. Охота на халяву, а в сетях Малиновский [Электронный ресурс] // Эхо Севера. — 2013. — 23 авг. — URL: http://www.echosevera.ru/economy/2013/08/23/1100.html.
6. УФАС признало недобросовестной рекламу в супермаркете Seven в Нижнем Новгороде [Электронный ресурс] // Интерфакс-Россия. — 2015. — 31 авг. — URL: http://www.interfax-russia.ru/Povoljie/news. asp?id=646769&sec=1679.
7. ООО «Ашан» подали жалобу на ООО «Амико» за антирекламу [Электронный ресурс] // S2018. — URL: http://saransk2018.org/article/6940_ooo_ashan_podali_zhalobu_na_ooo_amiko_za_antireklamu_ juliomg.
8. Прокуратура накажет супермаркет в Брянске за продажу «санкционного товара» [Электронный ресурс] // РАПСИ-ньюс. — 2015. — 29 июля. — URL: http://rapsinews.ru/incident_news/20150729/274298283. html.
9. Отчет о деятельности государственной инспекции труда в Тамбовской области за 2 квартал 2010 года [Электронный ресурс]. — URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web& cd=9&ved=0ahUKEwjUtpmP3JnQAhUEiywKHdLaCWoQFgg-MAg&url=http%3A%2F%2Fgit68.rostrud. ru%2F.cmsc%2Fupload%2Fregions%2F68%2FDocs%2FPZ2kv.doc&usg=AFQjCNEWamQ1vEcLP8lcU1e 57OcABodY9A&sig2=vRfBZ9jO2v6MlrOxMmyH7g&bvm=bv. 137904068,d.bGg.
10. Досада и зависть как повод для законотворчества [Электронный ресурс] // Лефт Пенза. — 2013. — 30 авг. — URL: http://leftpenza.ru/news/dosada_i_zavist_kak_povod_dlja_zakonotvorchest va/2013-06-30-1134.
11. Взялись за «Пеликан»: УФАС проявляет внимание к деятельности компании Чумакова [Электронный ресурс] // Хронограф. — 2012. — 12 марта, № 9 (408). — URL: http://chronograf.ru/ articles/?num=293&a=9468.
12. Центры влияния: Поздний старт [Электронный ресурс] // Хронограф. — 2012. — 23 апр., № 15 (414). — URL: http://chronograf.ru/articles/?num=299&a=9750.
13. Директор «Нефтеспецстроя» оштрафован за нарушение трудовых прав граждан [Электронный ресурс] // Нефть России. — 2009. — 28 авг. — URL: http://www.oilru.com/news/135997/http://kapital.kz/ economic/38444/na-tengize-nachalos-sokracshenie-rabochih.html.
14. Маркелов на встрече с Путиным лоббировал интересы олигарха Криваша, замешанного в аферах с кредитами [Электронный ресурс] // LiveJournal. — 2012. — 19 нояб. — URL: http://no-korrupcia. livej ournal .com/14941. html.
15. В ЗАО «Стройдепо» незаконно трудились мигранты из Узбекистана [Электронный ресурс] // Тульс. пресса. — 2015. — 23 марта. — URL: http://www.tulapressa.ru/2015/03/v-zao-strojdepo-nezakonno- trudilis-migranty-iz-uzbekistana/.
16. ЗАО «Стройдепо» оштрафовано тульским Россельхознадзором за торговлю зараженными растениями [Электронный ресурс] // Тульс. пресса. — 2015. — 28 апр. — URL: http://www.tulapressa. ru/2015/04/zao-strojdepo-oshtrafovano-tulskim-rosselxoznadzorom-za-torgovlyu-zarazhennymi-rasteniyami/.
17. Суд признал законным арест экс-главы Марий Эл по делу о взятке [Электронный ресурс] // Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ). — URL: http://rapsinews.ru/moscourts_ news/20170510/278537858.html#ixzz4gstaHTHo.

Вестник Челябинского государственного университета.
2017. № 5 (401). Экономические науки. Вып. 57. С. 139—148.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 20

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code