НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛОКАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.С.Новикова, кандидат юридических наук, доцент

Анализируется нормативная основа процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в организациях высшего образования. Определяется роль локальных нормативных актов организаций высшего образования в регулировании данного рода образовательных отношений. Приводятся некоторые результаты мониторинга официальных сайтов российских вузов, отмечаются выявленные недостатки локального регулирования. Высказываются предложения по совершенствованию законодательства РФ об образовании, а также локального регулирования.

Ключевые слова: законодательство в сфере высшего образования, локальный нормативный акт организации высшего образования, эффективность локального регулирования в сфере высшего образования, правовой мониторинг локальных актов организаций высшего образования, оценка эффективности локальных актов организаций высшего образования, текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся в организации высшего образования.

 

Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся по программам высшего образования — неотъемлемая часть образовательного процесса. Целями их являются контроль качества освоения образовательных программ, установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач, а также соответствия требованиям государственного образовательного стандарта.

Нормативную основу процедуры и порядка текущего контроля и промежуточной аттестации составляют следующие акты. Пункт 5 ст. 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1 устанавливает, что образовательная организация принимает локальные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Согласно п. 58 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 13 декабря 2013 г. № 1367 (далее — Порядок организации и осуществления образовательной деятельности), контроль качества освоения образовательных программ включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговую (государственную итоговую) аттестацию обучающихся.

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201212300007

В соответствии с п. 60 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности форма, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, включая порядок установления сроков прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются локальными нормативными актами организации.

Принятие нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти по вопросу установления порядка проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, в том числе в организациях высшего образования, на сегодняшний день законодательством не предусмотрено. Вследствие этого основным нормативным документом, содержательно регламентирующим процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации в организации высшего образования, является локальный акт организации — положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в данной организации. Принятие и размещение такого рода акта на официальном сайте организации в соответствии с требованиями законодательства РФ об образовании является обязательным.

Локальный нормативный акт организации высшего образования является одной из основных юридических форм реализации функций данной организаций в сфере осуществления образовательной деятельности. Роль и значение данных актов достаточно велики и в современных условиях существенно возрастают. Таким образом, локальные акты организаций высшего образования, регламентирующие процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, представляют собой неотъемлемый элемент правового регулирования отношений в сфере высшего образования.

Необходимо отметить, что федеральное законодательство не предусматривает каких-либо обязательных требований к процедуре принятия, утверждения и введения в действие локальных актов организаций высшего образования, предоставляя тем самым организациям право самостоятельно регламентировать процедурные вопросы. Учитывая значимость локального акта с точки зрения процессов, которые им регламентируются, данный нормативный документ, как правило, принимается ученым советом образовательной организации высшего образования, утверждается приказом ректора и является единым в рамках данной организации, устанавливая единообразные требования для всех ее учебных структурных подразделений. Кроме того, целесообразными представляются процедуры согласования проекта положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации с проректором по учебной работе, с правовой службой, организацией студенческого самоуправления.

Согласно подп. «д» п. 2 ст. 29 Закона «Об образовании в Российской Федерации» и п. 3 «Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об образовательной организации», утвержденных постановлением

Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 , образовательная организация обеспечивает открытость и доступность копии данного локального акта посредством его размещения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

В соответствии с подп. 3.3 п. 3 «Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”» и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785 , а также согласно «Методическим рекомендациям представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования (для образовательных организаций высшего образования)», утвержденным письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 марта 2015 г. № 07-675 , официальный сайт организации высшего образования должен иметь подраздел «Документы», где помещается копия локального акта образовательной организации, регламентирующего формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Это должен быть документ, сформированный посредством текстового редактора, с подписями и печатями, отсканированный и сохраненный в формате .pdf, максимальный размер которого не превышает 15 Мб (либо поделенный на части), читаемый, с возможностью повторного использования без предварительного изменения человеком.

Кроме того, наличие на официальном сайте организации высшего образования копии локального акта, регламентирующего формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, является одним из обязательных показателей мониторинга системы высшего образования.

Таким образом, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся является локальным нормативным актом, принятие которого обязательно в организации высшего образования. В ситуации отсутствия специального нормативного акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, наличие подобного локального акта является не только условием эффективности образовательного процесса, но и гарантией прав и законных интересов обучающихся, поскольку в соответствии с п. 11 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся, не выполнившие обязанности по добросовестному освоению образовательной программы и реализации учебного плана, отчисляются из образовательной организации.

Анализ тридцати официальных сайтов российских вузов путем свободной выборки позволил сделать вывод, что достаточно большой процент организаций высшего образования не содержат положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Так, на официальных сайтах семи образовательных учреждений высшего образования можно отметить нарушения. К таковым можно отнести следующие:

1. Отсутствие локального акта либо его подмена другим локальным актом, представляет собой ситуацию, когда нарушаются не только требование законодательства об образовании об открытости информации, но и права обучающихся на свободный доступ к положениям данного локального акта и ознакомление с его содержанием. Например:
– отсутствие локального акта, регламентирующего формы, порядок и периодичность текущего контроля и промежуточной аттестации в подразделе «Документы» раздела «Сведения об образовательной организации»;
– подмена локального акта другим актом — например, о порядке разработки образовательной программы.

2. Неправильный путь поиска локального акта, регламентирующего формы, порядок и периодичность текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, на официальном сайте организации высшего образования. Например:
– случаи, когда в разделе «Сведения об образовательной организации» содержится раздел «Нормативная база», в котором необходимо пройти по подразделу «Учебная деятельность» и там среди прочих локальных актов отыскать соответствующее положение, которое предлагается к скачиванию, а не открывается онлайн;
– случаи, когда положение, регламентирующее формы, порядок и периодичность текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, включаются в состав сборников локальных актов организации, которые также предлагаются к скачиванию, для поиска необходимого акта приходится обращаться к оглавлению данного сборника, гиперссылки на страницы в котором отсутствуют, и путем прокрутки страниц текстового документа отыскивать нужную страницу начала документа;
– случаи, когда раздел «Документы» перегружается служебными локальными актами (актами, предназначенными для служебного пользования), регламентирующими внутреннюю административную деятельность организации высшего образования и не касающимися регулирования образовательных отношений с участием обучающихся. Произвести поиск необходимого локального акта в таком массиве актов становится достаточно сложным.

Таким образом, даже внешний анализ структуры официального сайта организации высшего образования показывает, что существуют грубые нарушения законодательства об образовании.

Однако целью мониторинга локальных актов должна быть не только фиксация наличия акта на сайте организации. Эффективность регулирующего воздействия локального акта может быть оценена только в процессе анализа его содержания на предмет соответствия положений акта действующему законодательству, а также требований юридической техники.

Проблема мониторинга содержания локальных актов организаций высшего образования является одним из актуальных вопросов. Современное законодательство об образовании не предусматривает специальных форм оценки эффективности регулирующего воздействия локальных актов ор
ганизаций высшего образования, регулирующих образовательные отношения. Косвенно этот вопрос затрагивается в процессе оценки образовательной деятельности учреждения образования, когда во внимание принимается наличие локальных актов, подлежащих обязательному размещению на официальном сайте организации. Однако содержательная оценка локальных актов со стороны компетентных государственных и общественных структур на сегодняшний день практически не осуществляется. Следовательно, вопрос о месте и законодательном определении мониторинга деятельности организаций высшего образования посредством оценки эффективности регулирующего воздействия локальных актов данных организаций остается на сегодняшний день открытым.

Одним из основных аспектов мониторинга локальных актов, регламентирующих формы, порядок и периодичность текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в организации высшего образования, является методика оценки их эффективности. Она может быть представлена как перечень требований к минимуму содержания локального акта, который должен в максимальной степени обеспечить эффективность данного вида образовательной деятельности, а также по возможности исключить возникновение спорных ситуаций, столкновения и конфликта интересов сторон, участвующих в процессе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, а в случае их возникновения будет содержать оптимальный и адекватный порядок их разрешения.

Исходя из анализа положений «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности», локальный акт должен содержать положения о формах текущего контроля и промежуточной аттестации, системе оценивания, периодичности промежуточной аттестации, порядке проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, установлении сроков промежуточной аттестации, порядке устранения академической задолженности.

Однако представляется, что такого перечня требований оказывается недостаточно. Опыт показывает, что на практике локальный акт о порядке, формах и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации должен содержать гораздо более широкий перечень положений. Более детальное упорядочение образовательных отношений в данном случае становится не только залогом эффективного регулирования, но и в максимальной степени исключит возникновение спорных ситуаций, конфликта интересов и, как следствие, нарушение прав и законных интересов сторон отношений.

Таким образом, методика оценки эффективности локального акта, регламентирующего формы, порядок и периодичность текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в организации высшего образования, может быть представлена следующим образом:

1. Официальные реквизиты:
1.1. Наименование локального акта (должно соответствовать и отражать его основное содержание, не быть перегруженным).
1.2. Указание на статус локального акта (положение или порядок, утвержденный приказом ректора организации высшего образования).
1.3. Дата и номер принятия локального акта, при необходимости указание на процедуру и дату вступления его в действие.
1.4. Приказ об утверждении локального акта, подписанный ректором.
1.5. Подписи должностных лиц, ответственных за разработку локального акта, подписи должностных лиц, с которыми произведено согласование локального акта — проректор по учебной работе, начальник правового управления, председатель совета студентов и др.
1.6. Содержание (структура) локального акта с указанием страниц.

2. Общие положения:
2.1. Нормативная основа, в соответствии с которой издается локальный акт — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, Устав образовательной организации и др.
2.2. Предмет регулирования — отношения, возникающие в процессе текущего контроля и текущей аттестации успеваемости обучающихся в организации высшего образования с указанием программ (бакалавриат, специа- литет, магистратура), а также их документа- ционного оформления; отношения, возникающие в процессе промежуточной аттестации обучающихся в организации высшего образования, с указанием программ (бакалавриат, специалитет, магистратура), а также их документационного оформления; отношения, возникающие в процессе ликвидации академических задолженностей обучающимися в организации высшего образования, с указанием программ (бакалавриат, специалитет, магистратура).

2.3. Указание на связь методов и форм текущего контроля и промежуточной аттестации с учебным планом, рабочими программами дисциплин и фондами оценочных средств.
2.4. Связь локального акта с Положением о балльно-рейтинговой системе (в случае, если в образовательной организации она действует).
2.5. Основные понятия, используемые в локальном акте: обучающийся, текущий контроль, текущая аттестация, промежуточная аттестация, экзамен, зачет, дифференцированный зачет, курсовая работа, сессия, отчисление, академическая задолженность и пр.

3. Текущий контроль успеваемости и текущая аттестация:
3.1. Понятие и цели текущего контроля успеваемости и текущей аттестации.
3.2. Виды и формы текущего контроля успеваемости.
3.3. Виды работ обучающихся, учитываемых в процессе текущего контроля успеваемости и текущей аттестации.
3.4. Сроки и порядок проведения текущей аттестации успеваемости обучающихся.
3.5. Мероприятия в случае пропуска текущего контроля, в том числе перечень уважительных причин такого пропуска.
3.6. Порядок ликвидации задолженности по текущему контролю и текущей аттестации, в том числе порядок назначения текущих консультаций преподавателей.
3.7. Последствия неликвидации текущей задолженности.
3.8. Документальное оформление текущего контроля и текущей аттестации успеваемости обучающихся.

4. Промежуточная аттестация:
4.1. Понятие и цели промежуточной аттестации обучающихся.
4.2. Формы промежуточной аттестации (экзамен, зачет, дифференцированный зачет, защита курсовой работы (проекта), отчет по практике и пр.) со ссылкой на рабочие программы дисциплин.
4.3. Максимальное количество зачетов и экзаменов в рамках одной экзаменационной сессии.
4.4. Сроки промежуточной аттестации, в том числе для заочной формы обучения со ссылкой на график учебного процесса.
4.5. Процедура допуска к промежуточной аттестации, в том числе требования, предъявляемые к обучающемуся, документальное оформление допуска.
4.6. Порядок промежуточной аттестации при заочной форме обучения.
4.7. Порядок промежуточной аттестации при индивидуальном графике обучения.
4.8. Порядок досрочной промежуточной аттестации.

5. Организация и порядок проведения зачетов:
5.1. Правила составления и порядок утверждения графика зачетов.
5.2. Процедура проведения зачета.
5.3. Уважительные причины неявки и последствия неявки в случае неуважительных причин.
5.4. Документальное оформление зачета.

6. Организация и порядок проведения экзаменов:
6.1. Правила составления и порядок утверждения расписания экзаменационной сессии.
6.2. Сроки и способы доведения расписания до сведения обучающихся и преподавателей.
6.3. Процедура замены экзаменатора.
6.4. Порядок утверждения и форма экзаменационных билетов.
6.5. Обязательность предэкзаменационных консультаций.
6.6. Процедура проведения экзамена, формы экзамена, норма времени на подготовку, критерии экзаменационной оценки.
6.7. Права и обязанности студента, преподавателя на экзамене.
6.8. Запрет присутствия на экзамене посторонних лиц.
6.9. Уважительные причины неявки и последствия неявки в случае неуважительных причин.
6.10. Документальное оформление экзамена.

7. Организация и порядок проведения защиты курсовой работы (отчета по практике):
7.1. Ссылка на Положение о курсовой работе, на Положение о практике.
7.2. Порядок защиты курсовой работы (отчета по практике).
7.3. Права и обязанности студента, права и обязанности руководителя, полномочия заведующего кафедрой.
7.4. Документальное оформление защиты курсовой работы (отчета по практике).
7.5. Последствия неудовлетворительной защиты и неявки на защиту курсовой работы (отчета по практике).

8. Апелляция результатов промежуточной аттестации:

8.1. Право обучающегося на апелляцию результатов промежуточной аттестации.
8.2. Порядок подачи апелляции, в том числе на чье имя, в какой срок, в какой форме подается апелляция.
8.3. Порядок формирования и состав апелляционной комиссии.
8.4. Порядок и сроки рассмотрения апелляции.
8.5. Документальное оформление заседания апелляционной комиссии.

9. Порядок ликвидации академической задолженности:
9.1. Понятие академической задолженности.
9.2. Порядок и сроки повторной промежуточной аттестации.
9.3. Уважительные причины неявки на повторную аттестацию.
9.4. Порядок создания и состав экзаменационной комиссии.
9.5. Документальное оформление заседания экзаменационной комиссии.
9.6. Перевод на следующий курс.
9.7. Последствия неликвидации академической задолженности.
9.8. Порядок ликвидации академической задолженности при переводе и восстановлении.

10. Приложения:
10.1. Форма экзаменационного билета.
10.2. Форма аттестационной ведомости.
10.3. Форма экзаменационной ведомости.
10.4. Форма протокола заседания апелляционной комиссии.
10.5. Форма протокола заседания экзаменационной комиссии.

Таким образом, локальный акт организации высшего образования, регламентирующий формы, порядок и периодичность текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, обладает следующими основными характеристиками:

1) является полноценным локальным актом, в полном объеме регулирующим образовательные отношения, возникающие в процессе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в организации высшего образования;

2) является локальным актом, принятие которого обязательно в организации высшего образования не только на основании требования закона об образовании, но и исходя из объективной необходимости упорядочения образовательных отношений, поскольку на законодательном уровне данные отношения в полном объеме не регулируются;

3) подлежит обязательному опубликованию (размещению) на официальном сайте организации высшего образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

4) устанавливает единообразные требования для всех структурных учебных подразделений организации высшего образования и обязателен для исполнения всеми обучающимися в данной организации;

5) принимается организацией высшего образования по особой процедуре, обеспечивающей не только официальный статус данного локального акта (одобрение ученым советом, утверждение ректором), но и полноту регулирования и детальную проработку основных положений акта (учебное управление), соответствие требованиям юридической техники (правовое управление), а также учет интересов самих обучающихся (студенческое самоуправление);

6) подлежит мониторингу содержания и оценке эффективности регулирующего воздействия, посредством самообследования организации высшего образования, а также посредством мониторинга со стороны государственных органов и негосударственных объединений.

Представляется возможным сформулировать следующие предложения по совершенствованию законодательства в сфере образования, касающиеся практики применения норм, регламентирующих формы, порядок и периодичность текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в организациях высшего образования:

1. Разработка и принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, методических рекомендаций по подготовке и принятию локального акта, регламентирующего формы, порядок и периодичность текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в организациях высшего образования.

2. Внесение в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дополнений — в частности, нормы, устанавливающей возможность независимой оценки качества локальных актов организаций, осуществляющих образовательную деятельность (по аналогии со ст. 95.1 «Независимая оценка качества подготовки обучающихся» и ст. 95.2 «Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).

3. Разработка и принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, методики оценки локального акта, регламентирующего формы, порядок и периодичность текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в организациях высшего образования.

Библиографическое описание: Новикова, Ю. С. Некоторые проблемы локального регулирования процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в организациях высшего образования / Ю. С. Новикова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 2. — С. 20 — 26.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 22

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code