АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ КАК СФЕРЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р. И. Байгутлин, А. А. Суханова

Анализируется развитие конституционных ценностей РФ в законодательстве о высшем образовании. Основное внимание уделено отражению конституционных ценностей в содержании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также государственной программе «Развитие образования на 2013-2020 годы». Сделан вывод о том, что системообразующий нормативный правовой акт в сфере образования — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» — достаточно полно развивает ценностные положения Конституции РФ.

Ключевые слова: Конституция РФ, конституционные ценности, развитие конституционных ценностей, конституционные ценности в сфере высшего образования, законодательство о высшем образовании.

 

Аксиологическое содержание Конституции РФ1 задает праксиологическую направленность государственно-властной деятельности на отражение и обеспечение сбалансированной реализации высших ценностей, нравственных и юридических установок многонационального народа России [2].
Посредством конституционных норм формализуются как универсальные, общечеловеческие ценности, так и новые приоритеты российского общества и государства [8. С. 52], образуя систему конституционных ценностей — максимально обобщенных целей, задач и принципов, формирующих гуманистическую направленность РФ.

Осуществляя правотворческую функцию в развитие конституционных положений, Российское государство создает необходимую нормативную правовую основу для реализации государственной политики по воплощению идейно-ценностной концепции Конституции в различных областях общественной жизни.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

В рамках настоящей статьи представляется возможным рассматривать сферу высшего образования в качестве неотъемлемой составной части сферы образования в целом, распространяя общие положения, регламентирующие отношения в сфере образования, и на сферу высшего образования.

Ценности, зафиксированные в Конституции РФ, устанавливают необходимые ориентиры законодательного регулирования наиболее важных вопросов в сфере высшего образования и служат критериями оценки нормативных правовых актов, входящих в систему законодательства о высшем образовании, принятых в развитие конституционных положений и наполняющих указанные положения конкретным нормативным содержанием.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) объем понятия «законодательство об образовании» охватывает: Конституцию РФ, Закон об образовании, а также другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования. К законодательству о высшем образовании могут быть отнесены, например, Федеральный закон «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”» , Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» , Постановление Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» , Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» , Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» .

Видится, что государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (далее — Программа), утвержденная постановлением Правительства РФ и представляющая собой документ стратегического планирования, разработанный для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития России, также может быть включена в перечень актов, составляющих законодательство о высшем образовании, несмотря на спорность вопроса касательно ее нормативности.

Тот факт, что в государственных программах получают развитие конституционные ценности, не вызывает сомнений. Так, одной из основных целей упомянутой ранее Программы является повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного, социально ориентированного развития страны [5], что полностью согласуется с гуманистической направленностью РФ, определяемой конституционной ценностью социальной государственности.

Однако системообразующую функцию в рамках законодательства РФ о высшем образовании выполняет Закон об образовании, устанавливающий правовые, организационные и экономические основы образования, основные принципы государственной политики в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, а также определяющий правовое положение участников отношений в сфере образования. В целях эффективного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, именно в данном нормативном правовом акте, в первую очередь, должны получить свое развитие конституционные ценности в области высшего образования.

Применительно к рассматриваемой теме развитие конституционных ценностей в нормативных правовых актах может быть определено как процесс отражения ценностей в содержании актов, которое приобретает устойчивую, закономерную (необходимую) направленность на формирование, воспроизводство и охрану соответствующих данным ценностям моделей взаимодействия социальных субъектов.

6 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013-2020 годы» (ред. от 31.03.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 17. Ст. 2058.

Изучение представленных в научной литературе подходов к формированию состава конституционных ценностей [1; 3; 4; 6; 7] дает возможность выделить содержащиеся в Конституции РФ ценности, связанные со сферой высшего образования, в перечень которых могут быть включены: демократия (ч. 1 ст. 1); человек, его права и свободы (ст. 2), определяющие смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивающиеся правосудием (ст. 18); социальная государственность, предполагающая достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), а также охрану труда, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки инвалидов и иных социально уязвимых категорий граждан, установление различных гарантий социальной защиты и т. п. (ч. 2 ст. 7); поддержка конкуренции (ч. 1 ст. 8); светский характер государства (ст. 14); верховенство и прямое действие Конституции (ч. 1 ст. 15); приоритет норм международного права (ч. 4 ст. 15); гарантированное государством равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19); установление государством федеральных государственных образовательных стандартов и государственная поддержка различных форм образования и самообразования (ч. 5 ст. 43); гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45).

Среди закрепленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина со сферой высшего образования связаны: право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26); право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29); право на образование (ст. 43), включающее в себя право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3 ст. 43); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44).

Перечисленные ценности в той или иной форме получили свое развитие в Законе об образовании.

Ценностные положения Закона об образовании в наиболее общем виде сосредоточены в его начальной части, посвященной общим вопросам правового регулирования отношений в сфере образования: принципам (п. 1 ст. 3), целям (п. 2 ст. 4), задачам (п. 3 ст. 4) и пр. Далее закон развивает и конкретизирует ценностные установки применительно к отдельным аспектам отношений в сфере образования, однако общее содержание конституционных ценностей передано в ст. 3-6 Закона об образовании.

Так, развивая ценность демократического характера государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ), закон устанавливает и демократический характер управления образованием (подп. 10 п. 1 ст. 3 Закона об образовании).

Человек, его права и свободы как высшая ценность (ст. 2 Конституции РФ), нашли свое отражение в закрепленных законом принципах обеспечения прав каждого человека на образование и приоритета жизни и здоровья, прав и свобод личности (подп. 2, 3 п. 1 ст. 3 Закона об образовании), в определении в качестве одной из задач правового регулирования отношений в сфере образования обеспечения и защиты конституционного права граждан на образование (подп. 1 п. 3 ст. 4 Закона об образовании).

Закон об образовании так же, как и Конституция РФ, провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования называя принцип свободного развития личности (подп. 3 п. 1 ст. 3 Закона об образовании), принцип свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, принцип создания условий для самореализации каждого человека, свободного развития его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также принцип предоставления педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания (подп. 7 п. 1 ст. 3 Закона об образовании).

В развитие конституционного положения, в соответствии с которым в РФ охраняются труд
и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ), Закон об образовании предусматривает в качестве мер реализации права каждого человека на образование создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (подп. 1 п. 5 ст. 5 Закона об образовании), а также осуществление полного или частичного финансового обеспечения содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством РФ, в период получения ими образования (подп. 3 п. 5 ст. 5 Закона об образовании).

Российская Федерация гарантирует поддержку конкуренции как одну из составляющих конституционных ценностей в области экономики государства (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ). Данная гарантия распространяется и на сферу образования, что подтверждается одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования — недопустимостью ограничения или устранения конкуренции в сфере образования (подп. 11 п. 1 ст. 3 Закона об образовании).

Конституционная ценность светского характера Российского государства (ст. 14 Конституции РФ) также отражена в одном из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования — светском характере образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (подп. 6 п. 1 ст. 3 Закона об образовании).

Принцип верховенства и прямого действия Конституции РФ (ч. 1 ст. 15), имеющий ценностное содержание, актуален и применительно к отношениям в сфере образования, поскольку данные отношения регулируются Конституцией РФ, а также основанным на ней законодательством об образовании (п. 1 ст. 4 Закона об образовании).

Ценность приоритета норм международного права как конституционного принципа (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) отражается в одном из положений Закона об образовании, в соответствии с которым в случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом об образовании, применяются правила международного договора (п. 6 ст. 4 закона).

Положение Конституции РФ, согласно которому права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ), развивается в Законе об образовании путем отнесения к целям правового регулирования отношений в сфере образования установления государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования (п. 2 ст. 4 закона), а также путем закрепления нормы, в соответствии с которой в РФ реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (п. 4 ст. 5 Закона об образовании).

Российское государство в нормах своей Конституции гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Указанным гарантиям соответствует ряд принципов, закрепленных в Законе об образовании: обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (подп. 2 п. 1 ст. 3), единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства (подп. 4 п. 1 ст. 3). Кроме того, законом непосредственно закреплено право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (п. 1, 2 ст. 5 Закона об образовании).

В развитие же указанного конституционного положения Закон об образовании провозглашает, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (подп. 1 п. 5 ст. 5 Закона), что уже упоминалось ранее как отражение ценности социальной государственности.

Конституционно закреплено, что РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ч. 5 ст. 43). Закон об образовании, развивая данное положение, указывает, что к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований (подп. 6 п. 1 ст. 6).

Конституция РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45), что соотносится с целями правового регулирования отношений в сфере образования: установлением государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, созданием условий развития системы образования, защитой прав и интересов участников отношений в сфере образования (п. 2 ст. 4 Закона об образовании), равно как и с основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования, к числу которых относятся обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование (подп. 1 п. 3 ст. 4 закона).

Исходя из того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, отдельно взятые права и свободы также являются конституционными ценностями. Некоторые из них, связанные со сферой высшего образования, получили свое развитие в Законе об образовании.

Очевидно, что наиболее полное отражение в законе нашло право каждого гражданина на образование (ч. 1 ст. 43 Конституции РФ). Закон об образовании устанавливает в качестве предмета своего регулирования общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (п. 1 ст. 1); закрепляет среди принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования обеспечение права каждого человека на образование (подп. 2 п. 1 ст. 3); провозглашает гарантию права каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (п. 1, 2 ст. 5).

Конституционное право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3 ст. 43 Конституции РФ) развивается как в указанных выше положениях Закона об образовании, связанных с правом каждого на образование, так и в норме, гарантирующей общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (п. 3 ст. 5 закона).

Помимо права на образование в Законе об образовании получили развитие и иные права и свободы человека и гражданина.

Право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ) соотносится с принципом единства образовательного пространства на территории РФ, защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства, предусмотренного Законом об образовании (подп. 4 п. 1 ст. 3 Закона об образовании).

Гарантированная каждому свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания и право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 1, 2 ст. 44 Конституции РФ) нашли отражение в законодательно закрепленных принципах свободного развития личности (подп. 3 п. 1 ст. 3 Закона об образовании) и свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создания условий для самореализации каждого человека, свободного развития его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания (подп. 7 п. 1 ст. 3 Закона об образовании).

Ранее уже указывалось, что государственная программа «Развитие образования», охватывающая собой ряд подпрограмм, также отражает в своем содержании конституционные ценности в сфере высшего образования. Однако масштаб подобного отражения представляется достаточно узким. В целях Программы, в качестве которых провозглашены повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного, социально-ориентированного развития страны и обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, воспроизводится ценность социальной государственности РФ, закрепленная в ст. 7 Конституции РФ. К процессу развития этой же ценности относится и постановка в рамках Программы таких задач, как формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития РФ, и обеспечение эффективной системы социализации и самореализации молодежи, развития потенциала молодежи, а также утверждение в Программе в качестве одного из ключевых направлений государственной социальной политики повышение заработной платы педагогических работников с учетом показателей эффективности и качества услуг, что отражает главную цель социальной политики Российского государства — создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. С данной целью соотносятся и многие из ожидаемых результатов реализации Программы: создание условий для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни, повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, увеличение доли зданий образовательных организаций профессионального образования, приспособленных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Перечень планируемых в рамках Программы изменений в сфере профессионального образования (включая высшее профессиональное образование) содержит диверсификацию образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Это подтверждает базисный характер указанных стандартов для российской образовательной системы, вытекающий из п. 3 ст. 5 Закона об образовании, а также косвенно доказывает, что одним из важных полномочий федеральных органов государственной власти в сфере образования является утверждение федеральных государственных образовательных стандартов. Данное положение закреплено в подп. 6 п. 1 ст. 6 Закона об образовании, детализирующем ч. 3 ст. 45 Конституции РФ, согласно которому РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Поддержка различных форм образования и самообразования также соответствует направленности на диверсификацию образовательных программ.

Подводя итог изложенному, можно заключить, что в государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 гг. отражены лишь конституционные ценности, касающиеся социальной государственности и федеральных государственных образовательных стандартов. Однако из приведенного аналитического обзора следует, что перечень конституционных ценностей, подлежащих развитию в государственной программе в сфере образования, указанными ценностями не исчерпывается. Представляется, что это скорее недостаток Программы, несмотря на ее конкретный целевой характер, так как практическая деятельность государства должна преследовать цель максимально полного воплощения в жизнь закрепленных Конституцией РФ ценностей.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», напротив, достаточно полно и последовательно воспроизводит и развивает ценностные положения Конституции РФ применительно к предмету своего регулирования. Это следует признать достоинством закона, учитывая его системообразующую роль в законодательстве об образовании.

Список литературы

1. Авакьян, С. А. Глобализация, общие конституционные ценности и национальное регулирование / С. А. Авакьян // Социал. интересы. — 2001. — № 4. — С. 44-47.
2. Бондарь, Н. С. Ценность Конституции России как юридического акта и социокультурного явления (к 20-летнему юбилею) [Электронный ресурс] / Н. С. Бондарь // Журн. конституц. правосудия. — 2013. — № 6. — С. 13-24. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=CJI;n=73967 (дата обращения: 25.06.2017).
3. Зорькин, В. Д. Аксиологические аспекты Конституции России / В. Д. Зорькин // Сравнит. конституц. обозрение. — 2008. — № 4 (65). — С. 7-20.
4. Малько, М. П. Предмет конституционной аксиологии / М. П. Малько // Вестн. Челяб. гос. унта. — 2010. — № 19 (200). Право. Вып. 24. — С. 34-37.
5. Официальный портал государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://programs.gov.ru/Portal/site/index (дата обращения: 25.06.2017).
6. Ройзман, Г. Б. Понятие и юридическая природа конституционных ценностей / Г. Б. Ройзман // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2012. — № 1 (255). Право. Вып. 31. — С. 18-25.
7. Румянцев, О. Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления) / О. Г. Румянцев. — М. : Юрист, 1994. — 285 с.
8. Чиркин, В. Е. Современная модель Конституции: прежние и новые приоритеты / В. Е. Чиркин // Правоведение. — 2003. — № 2 (247). — С. 50-57.

Библиографическое описание: Байгутлин, Р. И. Анализ законодательства о высшем образовании как сферы развития конституционных ценностей Российской Федерации / Р. И. Байгутлин, А. А. Суханова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 2. — С. 7—14.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 15

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code