Правовые основы евразийской интеграции


В.В.Дюкарев
Е.В.Мигачева

Аннотация. Статья посвящена аспектам правотворчества, связанного с деятельностью Евразийского экономического союза и обеспечивающего свободу движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и проведение скоординированной, согласованной политики в отраслях экономики, т.е. единой макроэкономической и правовой политики.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Таможенный союз, международная правосубъектность, модернизация, кооперация, конкурентоспособность национальной экономики, правотворчество, наднациональный орган.

 

С 2015 г. функционирует Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС) – международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью, созданная в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов .

ЕАЭС – правопреемник Таможенного союза, но с расширяющимися во все стороны от таможенного законодательства возможностями. Нормативные документы, принятые в Таможенном союзе, будут действовать до момента вступления нормативных документов ЕАЭС.

До 2017 г. основным документом по таможенному законодательству считается ныне действующий Таможенный кодекс Таможенного союза. С 2017 г. запланировано вступление в действие Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), проект которого уже опубликован в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 233 от 18 декабря 2014 г.
Учредительным документом ЕАЭС является Договор о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор) . В соответствии с ним право Союза составляют:
– настоящий Договор;
– международные договоры в рамках Союза;
– международные договоры Союза с третьей стороной;
– решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

Решения Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета подлежат исполнению государствами-членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством.

Международные договоры Союза с третьей стороной не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования Союза. В случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках Союза и настоящим Договором приоритет имеет настоящий Договор.

Решения и распоряжения органов Союза не должны противоречить настоящему Договору и международным договорам в рамках Союза. В случае возникновения противоречий между решениями Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии: решения Высшего Евразийского экономического совета имеют приоритет над решениями Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии.

Решения Евразийского межправительственного совета имеют приоритет над решениями Евразийской экономической комиссии.

Высшим наднациональным органом ЕАЭС является Евразийская Экономическая Комиссия (ЕЭК), которая контролирует около ста семидесяти функций экономического союза (таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; таможенное администрирование; техническое регулирование; санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры; зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин; установление торговых режимов в отношении третьих стран; статистика внешней и взаимной торговли и т.д.) .

Законотворческая деятельность ЕЭК подразделяется:
– на Акты Высшего Евразийского экономического совета;
– на Акты Евразийского межправительственного совета;
– на Акты Евразийской экономической комиссии;
– на Акты Суда Евразийского экономического союза;
– на Документы ТС и ЕЭП;
– на Международные договоры;
– на Меморандумы, заявления;
– на Официальные сообщения Евразийской экономической комиссии.
2015 г. является наиболее продуктивным. Как известно, с 1 января
2015 г. вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза ЕАЭС – союза России, Белоруссии и Казахстана. 2 января 2015 г. в ЕАЭС официально вступила Армения , а в августе 2015 г. завершилась процедура вступления Киргизии в Евразийский экономический союз .

К основным актам Высшего Евразийского экономического совета можно отнести:

– решение об утверждении размера пошлины, уплачиваемой хозяйствующим субъектом при обращении в Суд Евразийского экономического союза;

– решение о проекте Соглашения между Евразийским экономическим союзом и Республикой Беларусь об условиях пребывания Суда Евразийского экономического союза на территории Республики Беларусь;

– решение о начале переговоров с Государством Израиль о заключении соглашения о зоне свободной торговли;

– решение об основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза;

– решение об утверждении перечня секторов услуг, по которым формирование единого рынка услуг в рамках Евразийского экономического союза будет осуществлено в соответствии с планами либерализации;

– решение о некоторых вопросах, связанных с присоединением Республики Казахстан к Всемирной торговой организации;

– распоряжение о проекте распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза»;

– решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 февраля 2016 г. «О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса «Обеспечение обмена сведениями между таможенными органами государств – членов Евразийского экономического союза в процессе учета и контроля временно ввезенных на территорию государства – члена Евразийского экономического союза и временно вывезенных с такой территории транспортных средств международной перевозки»;

– распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии «О проекте Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза»;

– распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 декабря 2015 г. о проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии «О Порядке взаимодействия государств – членов Евразийского экономического союза по выявлению фальсифицированных, контрафактных и (или) недоброкачественных лекарственных средств».

Таким образом, договором о Евразийском экономическом союзе, а также Таможенным кодексом Таможенного Союза установлено, что в ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, т.е. единой макроэкономической и правовой политики.

Библиографический список

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org 05.06.2014.
2. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (Подписан в г. Минске 10.10.2014) (с изм. от 11.04.2017) // Бюллетень международных договоров. № 5. 2015.
3. Нефедова Я. Круглый стол «Становление и развитие Евразийского Союза: правовые и культурные аспекты» в ОГУ. Оренбург. 2016. 24 марта.
4. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (Подписан в г. Москве 23.12.2014) // Бюллетень международных договоров. № 2. 2016.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 2 (61) 2017

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Просмотров: 22

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code