Теория сложна, правовые институты непонятны: с каких общепрофессиональных дисциплин начинать обучение юристов в вузе?

И.В.Упоров, д.и.н., к.ю.н.

Аннотация. Автор рассматривает некоторые аспекты, связанные с изучением основных общепрофессиональных учебных дисциплин студентами первого курса по юридической специальности. В частности, отмечается, что имеется вопрос о том, что следует изучать раньше: теорию или историю государства и права? Кроме того, нередко тексты учебников для первокурсников пишутся неоправданно сложным языком. Обосновываются предложения по совершенствованию методологии изучения студентов-юристов на первом курсе обучения.

Ключевые слова: теория, история, государство, право, первый курс, текст, сложность, специальность, дисциплина.

 

Известно, что студенты, поступившие на юридический факультет вуза по специальности «Юриспруденция», с первых же занятий сталкиваются с материей, доселе им непонятной. Причем трудности освоения правового материала на первом курсе бывают такие, что и на завершающем этапе обучения, на государственном экзамене по теории государства и права некоторые студенты показывают не понимание теоретико-правовых категорий, а лишь умение запоминать соответствующие формулировки из учебников или конспектов лекций .

Однако проблема здесь не только и не столько в студентах, сколько в подходе к их обучению. Дело в том, что действующий Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция», а вслед за ним учебные планы вузов предусматривают изучение дисциплин, которые по своему содержанию для вчерашних школьников, не обогащенных социальным опытом (а таких среди абитуриентов юридических факультетов абсолютное большинство), по многим аспектам просто «не по зубам».

Так, в числе общепрофессиональных дисциплин Госстандартом предусмотрены «Теория государства и права», «История политических и правовых учений», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран» (выбраны те дисциплины, которые имеют общеправовой характер и изучаются, как правило, на первом курсе). Из указанных предметов большинство вузов включают в учебные планы на первый семестр «Теорию государства и права» и «Историю отечественного государства и права» либо «Историю государства и права зарубежных стран», либо обе «Истории» одновременно.

Таким образом, студент-юрист свое знакомство с юриспруденцией в вузе начинает с одновременного изучения по меньшей мере двух дисциплин: «Теории государства и права» и одной из «Историй» государства и права (как правило, все же превалирует изучение отечественного государства и права).

И здесь возникает проблема первичности изучения этих дисциплин. Например, при изучении истории государства и права в соответствии со стандартом и соответствующими рабочими программами студенту необходимо давать сведения о развитии государственных и правовых институтов. В частности, в учебниках о развитии древнерусского права говорится о том, что судебный процесс имел состязательную форму, а объектами преступлений были в основном личность и собственность. Но ведь студент еще не знает сущности судебного процесса, он не изучал понятия преступления (а между тем вопросы эти непростые, поскольку, например, и сейчас среди процессуалистов нет однозначного мнения о понятиях состязательного и розыскного процесса). Студент получает информацию об указанных и многих других правовых институтах, не усвоив их сути.

С другой стороны, изучение теории государства и права также наталкивается на немалые сложности. Основная из них заключается в том, что учебники по теории государства и права написаны, как правило, достаточно сложным для понимания языком. Уже в самых первых темах этой дисциплины закладываются вопросы, весьма непростые для понимания их первокурсниками. Например, вряд ли студент самостоятельно разберется в следующем фрагменте из одного из учебников по теории государства и права: «Системно-структурный, или, как его называют, системный метод в теории государства и права – это совокупность методологических подходов, приемов и принципов изучения и конструирования государства и права, многих государственно-правовых явлений как систем. Данный метод исходит из того, что: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка … С системно-структурным подходом тесно связан функциональный метод, который используется для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними. Данный способ применяется в теории государства и права при изучении функций государства, государственных органов, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений».

Без сопровождения такого рода текста наглядных, практических примеров самостоятельно понять указанные методы в столь абстрактной форме студенту-первокурснику сложно. Не всегда и преподаватели свободно владеют этими вопросами. Не случайно во время государственных экзаменов при ответе на вопрос о методологии теории государства и права сообщение только перечня методов вполне удовлетворяет комиссию.

Изложенное показывает, что для более плодотворного освоения юридических дисциплин в первом семестре для юристов необходим некий непродолжительный по времени промежуточно-вводный этап.

Он может занять, например, один месяц и выражаться в изучении дисциплины «Введение в юриспруденцию». В некоторых вузах подобная дисциплина предусмотрена (чаще всего под названием «Введение в специальность»), однако, во-первых, она изучается опять же одновременно с «Теорией государства и права» и «Историей отечественного государства и права», чем в значительной степени снижает эффект от введения этой дисциплины, и, во-вторых, содержание «Введения» включает в себя, как правило, характеристику тех должностей и органов, где предстоит работать выпускнику юридического факультета.

На наш взгляд, «Введение в юриспруденцию» необходимо включить как обязательную дисциплину для изучения в первом семестре, более того, с указанием, что она должна предшествовать и «Теории государства и права», и «Истории отечественного государства и права». Содержательно эта дисциплина может включать в себя следующие вопросы: понятие юриспруденции и факторы, определяющие ее необходимость; юриспруденция как сфера социальной и профессиональной деятельности и как совокупность специальных знаний; исторические аспекты развития юриспруденции; функции юридической деятельности; общая характеристика и содержание образовательного стандарта по специальности «Юриспруденция»; основные учебные дисциплины, изучаемые на юридических факультетах высших учебных заведений; ключевые понятия в праве; исторические аспекты и тенденции развития юридического образования; многоаспектность и специализация профессиональной деятельности юристов; юридические традиции в России.

Помимо этого, по-прежнему остается актуальной проблема текстового изложения материалов в указанных дисциплинах, изучаемых на первом курсе, что снижает эффективность самостоятельной подготовки студентов . В учебниках по «Теории государства и права» очень редко теоретические положения сопровождаются практическими примерами (именно практическими, взятыми из реальности, с указанием даты, обстоятельств дела, места, времени и т.д.). Как, например, студентам усвоить вопрос о структуре нормы права, если авторы, дав понятие и классификацию элементов структуры нормы права, не дают никаких примеров. Мы ни разу не встретили и упоминания о предназначении этой теоретической конструкции – для чего она разработана? Остаются голые определения, студенты их выучивают, но не понимают. И в этой связи иногда встречающиеся вопросы студентов «А зачем мне это надо?» при таком обучении не лишены оснований.

В учебниках по истории государства и права сравнительно редко при характеристике права того или иного исторического периода указываются ссылки на конкретные нормативно-правовые акты. Кроме того, как нам представляется, учебники явно перегружены сведениями о государственных институтах в ущерб правовым – нужно иметь в виду, что сведения о монархии, абсолютизме и т.д. достаточно подробно излагаются в курсе «Отечественной истории», тут явно налицо дублирование. Немало об этом изучалось в школе. В этой связи мы полагаем целесообразным изучать только историю права и соответствующие дисциплины переименовать в «Историю отечественного права» и «Историю права зарубежных стран».

Библиографический список

1. Беляева Л. А. Современные тенденции развития образовательного пространства / Современное образовательное пространство: проблемы и перспективы // Материалы Международной научной конференции. – Екатеринбург, 2007.
2. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. – М., 2004.
3. Кабанкова Е.Н. Формирование познавательной самостоятельности студентов: теоретические аспекты // Вопросы методики преподавания в вузе. 2015. № 4.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 2 (61) 2017

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 15

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code