МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ — НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Д.В.Гризовская

Статья посвящена анализу современного миграционного фона Германии. Актуальность проблем объясняется интенсификацией процессов интеллектуальной миграции на современном геополитическом пространстве, вследствие чего неизбежно меняется этноконфессиональный состав региона. Перед многими государствами встала задача адаптации мигрантов и их интеграции в общеевропейское пространство. Проблема актуальна не только в странах ЕС, но также в РФ, в том числе в Тверской области. Основой эффективной модели регулирования трудовой миграции является комплексный анализ природы миграционного фона. Автор выделяет этапы формирования миграционных потоков в Германию. На основании обобщенных статистических данных делается вывод об особенностях исторического развития миграционных процессов в этой стране. Особое внимание уделено факторам, привлекающим мигрантов в так называемый «традиционный» центр иммиграции, и целям, которые преследуют мигранты.

Ключевые слова: миграционные процессы, трудовая миграция, миграционный фон, гастарбайтер, мигрант.

 

В современном мире процессы резкого роста миграционных потоков характерны для многих регионов, в особенности для промышленно развитых стран, где наблюдается спад рождаемости и демографического роста коренного населения. На фоне сокращения рождаемости, старения населения и растущей потребности в высококвалифицированных специалистах иммиграция является одним из важных ресурсов экономического и социального развития. Однако круг проблем, возникающих с необходимостью интегрировать иммигрантов в общество принимающей стороны, рассматривается значительной частью государств как угроза экономической и социальной стабильности, культурному развитию и национальной идентичности.

Проблемы миграции и миграционных потоков привлекают внимание ряда современных экономистов, социологов и историков. С начала 2000-х гг. опубликовано значительное количество работ, посвященных анализу миграционного фона Германии (Ф. М. Абдулрахман, С. А. Дукарт, Е. В. Ма- ренкова, Ю. С. Нехорошев, С. Хауг, С. Ярошенко). Исследования позволяют выделить региональные особенности расселения мигрантов, а также основные этапы трудовой миграции в страну. Кроме этого, авторы обращают внимание на специфику взаимодействия принимающего общества и иностранного населения.

Еще одним важным вопросом для изучения является миграционная политика Германии. К. М. Губина [4], М. В. Немытина [9] и Л. Кара- чурина [6] выделяют такую особенность нормативно-правовой базы, как сочетание социально- гуманистических и экономических приоритетов государства. Эта особенность связана, по мнению К. Р. Короткина [7], с заинтересованностью Германии в дешевой рабочей силе, с одной стороны, и ограничением в гражданских правах — с другой.

Е. М. Чичкова причину такой противоречивой политики видит в увеличении числа нелегальных мигрантов. При анализе «контрактов интеграции», которые заключаются между мигрантами и государством и подразумевают прохождение языковых и общегражданских курсов, исследователь отмечает ужесточение иммиграционной политики Германии, негативно оценивая ее и называя этнической: доступ к гражданству в первую очередь предоставляется мигрантам немецкого происхождения [15].

И. А. Скорняков отмечает иную особенность в развитии миграционного законодательства — активизацию интеграционных процессов, что приведет к формированию мультикультурного общества [13].

Системный анализ миграционной политики Германии представлен в исследованиях зарубежных авторов М. Боркерта, В. Боссвика [17] и НамИн Ли [18], которые определяют влияние стран ЕС на развитие германского законодательства в области иммиграции как важнейший фактор.
Однако затрагиваются лишь отдельные аспекты миграции в Германии. В данной статье предпринята попытка обобщения имеющихся статистических данных с целью выявления основных черт миграционных процессов в немецком государстве.

Вплоть до конца XX в. Германия юридически не являлась страной «иммиграции», так как в государстве отсутствовала нормативно-правовая база, регулирующая миграционные процессы. Существовало лишь понятие «репатриация». Все иностранные граждане, приехавшие в основном из стран социалистического лагеря (см. рис. 1), считались репатриантами независимо от цели их пребывания в стране.

Положение изменилось во второй половине ХХ в., когда немецкое государство было вынуждено компенсировать нехватку рабочей силы путем привлечения иностранных рабочих. Они приезжали в страну в рамках международных соглашений, в итоге численность иностранцев существенно увеличилась [5].

Система вербовки иностранных рабочих в Германии была основана на ротационном принципе, то есть предполагала замену одного гастарбай- тера другим. Мигранты получали разрешение на работу на определенный срок и были связаны с конкретным работодателем. По окончании срока разрешения трудовые мигранты были обязаны вернуться на родину [Там же]. До 1973 г. в страну въехало около 14 млн мигрантов, из которых только 3 млн остались в Германии и вызвали к себе семьи. Такая практика продолжалась до 1970-х гг., так как «нефтяной шок» спровоцировал новый структурный кризис, в ходе которого число безработных в стране возросло [8. С. 25— 27; 10]. Политика активного привлечения мигрантов сменилась политикой ограничения въезда.

Экономическое развитие Германии вплоть до начала 1970-х гг. являлось одной из основных причин приглашения трудовых мигрантов (га- старбайтеров) обоих полов из Южной и Юго-Восточной Европы. С конца 1950-х гг. и до 1973 г. в Германию въехало около 14 млн работников, около 11 млн вернулись. Сначала доминировали итальянцы, испанцы и греки. В конце 1960-х гг. выросла доля югославов и турок.

После 1973 г., когда экономическая ситуация в мире и стране несколько стабилизировалась, правительство ФРГ было вынуждено принять доктрину мультикультурализма для решения проблемы интеграции иностранных граждан в немецкое общество. Мультикультурная модель предполагала наличие внутри общества культурных различий. Иммигранты считались полноправными участниками системы образования, рынка труда и жилья и т. д. Для такой модели приоритетными задачами являлись уравнение мигрантов и местного населения в политических и гражданских правах, а также равенство перед законом всех граждан, что обеспечивается законами о гражданстве. Прибывшие работники сохраняли мировоззрение, стиль жизни и систему ценностей, характерные для своей культуры. Предполагалось, что такое параллельное сосуществование непохожих друг на друга культур приведет к неизбежной интеграции и взаимному культурному обогащению. Однако основной целью мигрантов была трудовая деятельность на территории Германии, а не приобщение к немецкой культуре [14. С. 11].

Рис. 1. Соотношение мигрантов в Германии из стран социалистического лагеря, млн чел.

Возросшая плотность населения на территории страны привела к увеличению расходов на социальную сферу, в связи с этим постоянно росла финансовая нагрузка на население. Это оказало негативное влияние на взаимодействие между различными группами населения: росло отрицательное отношение к иностранцам, которые стали рассматриваться немцами как причина нестабильности в государстве. Для немецкого населения был характерен страх перед слишком большим количеством иностранцев, что вызывало стремление к их вытеснению. Однако острая потребность
в дополнительных трудовых ресурсах сдерживала изменение законодательства [11. С. 158].
Численность населения граждан Германии и иностранцев в 1951—2005 гг. [6]

Новый всплеск иммиграции произошел в 1990-е гг. К 1993 г. свыше 1,4 млн чел. подали прошение о предоставлении им убежища, преимущественно это выходцы из Восточной Европы, балканских стран и Турции. Около 350 тыс. беженцев из районов военных действий в Боснии и Герцеговине получили временное убежище в Германии, не проходя процедуру подачи ходатайства о предоставлении политического убежища. Таким образом, с 1951 по 2005 г. численность иностранного населения возросла с 506 тыс. до 6700 тыс. чел., то есть почти в 13 раз [6] (см. табл. 1). Иностранцы стали серьезным фактором экономического развития страны. К 1994 г. в Германии проживало 6,5 млн иностранцев, около четверти из них являлись гражданами стран Европейского Союза.

Таблица 1
Численность населения граждан Германии и иностранцев в 1951—2005 гг. [6]

Увеличение иностранного населения в Германии связано со следующими привлекательными для мигрантов условиями:
• возможность трудоустройства;
• гибкая система налогообложения и сравнительно простая регистрация предприятий;
• высокая деловая активность;
• с 1990-х гг. — также возможность получения бесплатного высшего образования.

По данным на 2012 г., Германия являлась третьим в Европе регионом, после Великобритании и Франции по масштабам миграционных потоков [1].

Наиболее крупным регионом эмиграции в Германию считается Европа (69,7 %). Среди отдельных стран по данному показателю лидируют Турция, Польша, Российская Федерация, Италия и Казахстан [16] (см. рис. 2).

Мигранты неравномерно расселены по территории Германии: более 80 % проживают в четырех крупных землях, расположенных на юге и юго- западе страны: Баден-Вюртемберг (18 %), Бавария (21 %), Гессен (15,8 %) и Северный Рейн- Вестфалия (29,8 %) [12] (см. рис. 3). В крупных индустриальных районах федеральных земель, а также в Берлине мигрантов больше, чем в сельской местности, что связано с приоритетными целями иностранного населения, а именно с получением высшего образования и созданием собственного бизнеса.

В 2010 г. доля иностранных граждан, иммигрировавших в Германию, составила 85,6 %, тогда как иммиграция немцев достигла 14,4 %. В целом доля иностранцев, ежегодно мигрирующих в Германию, выросла с середины 1990-х гг., что связано с сокращением иммиграции репатриантов и членов их семей, которые отражены в статистике иммиграции как немцы.

Согласно Центральному реестру иностранцев, на 31 декабря 2011 г. самую большую группу иностранцев в Германии составляли турецкие граждане (23,2 %). Второй по численности группой были итальянцы — 520 159 чел. (7,5 %), третьи — поляки — 468 481 чел. (6,8 %) [3].

Можно выделить следующие цели миграции в Германию:
1) возвращение этнических немцев на родину;
2) воссоединение семей, включая брачную миграцию;
3) временное пребывание в стране сезонных рабочих, контрактных рабочих, высококвалифицированных специалистов;
4) обучение в немецких университетах.

В настоящее время в Германии продолжает преобладать трудовая миграция, однако изменились источники ее формирования. Большинство трудовых мигрантов прибывают из «третьих стран» (см. табл. 2).

Распределение граждан «третьих стран», прибывших в Германию в 2010 г. с целью трудоустройства, по уровням квалификации показывает, что почти две трети из них нашли квалифицированную работу, каждый третий получил вид на жительство с целью трудоустройства, не требующего профессиональных квалификаций. Квалифицированные и высококвалифицированные кадры прибывают из Японии, Индии, Кореи, Турции и Китая, большая часть украинских и русских граждан приезжают для выполнения работы, не предусматривающей квалифицированного профессионального обучения.

Среди граждан «третьих стран» женщины из РФ и Украины составили более двух третей всех работников, въехавших на территорию Германии в 2010 г., тогда как среди выходцев из Хорватии,

Сербии и Боснии и Герцеговины преобладают мужчины. Однако в общем количестве квалифицированных кадров женщины составляют всего лишь пятую часть, в то время как среди работников, не имеющих квалификации, — 54,5 % [2].

Рис. 2. Соотношение европейских мигрантов в Германии по этническому происхождению, % (2012)

Таблица 2
Мигранты «третьих стран» в Германии (2010)

Увеличение численности женщин на рынке труда Германии связано с миграционной политикой, предоставляющей женщинам и мужчинам равный доступ к любой профессиональной деятельности.

Таким образом, трудовая миграция позволяет сбалансировать рынок труда как внутри государства, так и на международном уровне.

Вместе с тем приток мигрантов требует финансовых расходов, необходимых для реализации мер по адаптации и интеграции «нового» населения. Основными проблемами, возникшими в связи с увеличением миграционных потоков, являются изменение этнического состава, привнесение в европейское общество элементов иной культуры и рост нелегальной миграции (см. рис. 4 ) [14. С. 7].

Рис. 3. Распределение мигрантов по федеральным землям Германии (2010)

Рис. 4. Количество нелегальных мигрантов в государствах ЕС (2006), млн чел.

Таким образом, миграционным процессам в Германии во второй половине XX — начале XXI в. присущи следующие черты: увеличение масштабов международной миграции и концентрация миграционных потоков, то есть оформление наиболее крупных районов эмиграции. Тенденция увеличения числа мигрантов обусловлена высокимка- чеством жизни, безопасности, потребностями в рабочей силе, перспективами и решением демографической ситуации. Германия стоит перед лицом серьезной задачи: с одной стороны, регулирование демографического фона, с другой — сохранение баланса между иностранным и коренным населением. Такое положение требует своевременной реакцаи гасуаарттва, ыновыражаетаяв создании глОквкл миграционного законодательства.

Список литературы

1. Брус, В. А. Современные черты миграционных процессов и миграционной политики в странах Западной Европы [Электронный ресурс] / В. А. Брус // Конституц. и муницип. право. — 2010. — № 12. — URL: http://www.juristlib.ru/book_6918.html.
2. Германия. Базовый миграционный профиль [Электронный ресурс // Пражский процесс. — URL: https://www.pragueprocess.eu/fileadmin/PPP/PPTI_Migration_Profile_Light_Germany_RU.pdf.
3. Гонтмахер, Е. М. Мировые миграционные процессы: необходимость глобального регулирования [Электронный ресурс] / Е. М. Гонтмахер // Экономический портал. — URL: http://institutiones.com/ general/2254-mirovye-migracionnye-processy-neobxodimost-globalnogo-regulirovaniya.html.
4. Губина, К. М. Проблемы миграционной политики Германии / К. М. Губина // Особенности миграционной политики: проблемы, поиски, решения : сб. ст. / под ред. О. Ю. Корневой, Е. А. Таран. — Томск, 2012. — С. 151—153.
5. Денисенко, М. Б. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада / М. Б. Денисенко, О. А. Хараева, О. С. Чудиновских. — М., 2003. — 314 с.
6. Карачурина, Л. Иммиграционная политика Германии: успешный — неуспешный опыт [Электронный ресурс] / Л. Карачурина // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2008. — № 7. — URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0351/analit02.php#_FNR_1.
7. Короткин, К. Р. Государственное регулирование миграционных процессов в условиях глобализации на примере политики Федеративной Республики Германия : автореф. дис. … канд. политол. наук / К. Р. Короткин. — СПб., 2011. — 23 с.
8. Лисицкий, А. В. Миграционный процесс: состояние, тенденции развития, регулирование : автореф. дис. … канд. политол. наук / А. В. Лисицкий. — М., 2006. — 29 с.
9. Немытина, М. В. Правовое регулирование миграционных отношений: опыт Германии / М. В. Немытина // Вестн. РУДН. Юрид. науки. — 2010. — № 4. — С. 110—117.
10. Нефтяной шок [Электронный ресурс] // Большая энциклопедия нефти и газа. — URL: http://www. ngpedia.ru/id606329p 1 .html.
11. Попков, В. Д. Особенности адаптации русских эмигрантов в Берлине (1990-е годы) / В. Д. Попков // Журн. социологии и соц. антропологии. — 2000. — № 3, т. III. — С. 158—166.
12. Проблема миграции в Германии [Электронный ресурс] // Все о Германии. — URL: http://www. de-web.ru/article/a-453.html.
13. Скорняков, И. А. Иммиграционная политика Германии : автореф. дис. … канд. политол. наук / И. А. Скорняков. — Чита, 2011. — 21 с.
14. Судоплатов, П. А. Миграционные процессы и миграционная политика в странах Европейского Союза : автореф. дис. … канд. экон. наук / П. А. Судоплатов. — М., 2006. — 29 с.
15. Чичкова, Е. М. Механизм выработки и технологии осуществления современной иммиграционной политики Федеративной Республики Германия : автореф. дис. . канд. политол. наук / Е. М. Чичко- ва. — Н. Новгород, 2011. — 24 с.
16. Bevolkerung und Erwerbstatigkeit. Bevolkerung mit Migrationshintergrund. Ergebnisse des Mikrozensus 2012. — Wiesbaden : Statistisches Bundesamt, 2013. — S. 7—8.
17. Borkert, M. Migration Policy-Making in Germany — between national reluctance and local pragmatism? / M. Borkert, W. Bosswick // Working Paper. — 2007. — № 20.
18. Nam-Eun Lee. Europaisierung deutscher Migrationspolitik. — Gottingen, 2012.

Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 5 (401). Экономические науки. Вып. 57. С. 96—103.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code