УЧАСТИЕ РФ В МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В РАМКАХ АТЭС

А.С.Огурцовская

Аннотация. Статья посвящена анализу интеграции России в АТР, прежде всего в АТЭС, форум которого является одним из приоритетных направлений российской внешней политики. Главной стратегической целью России в АТР является превращение ее в связующее экономическое, финансовое, коммуникационное, культурное, цивили- зационное звено европейской и азиатской экономик и шире – европейского и азиатского миров. Масштабность и динамизм происходящих процессов оказывают непосредственное влияние на позиции России в АТР и в силу этого ставят перед российской внешней политикой конкретные задачи, от успешного решения которых во многом будет зависеть будущее развитие не только российского Дальнего Востока, но и страны в целом.

Ключевые слова: Россия, интеграция, международное право, АТР, АТЭС, стратегическая цель, динамизм, внешняя политика.

 

Международное право в своем развитии прошло сложный путь в соответствии с самой историей существования и развития человеческого общества. При этом на различных этапах развития межгосударственных отношений сохранялись отдельные прогрессивные нормы и институты, отвергались и исчезали устаревшие и появлялись новые, которые способствовали дальнейшему развитию и укреплению многогранных международных отношений и прогрессивному развитию самого международного права.

В настоящее время международная торговля и интеграция в различные группировки становится важнейшей внешнеэкономической и внешнеполитической задачей каждого государства, поэтому ни одна страна мира не может существовать изолированно от других государств. В этом процессе Россия занимает одно из ведущих мест. Сейчас РФ является полноправным членом основных мировых и региональных интеграционных группировок, а также активно участвует в их деятельности. Кроме того, в последнее время Россия активно заявляет о своей самостоятельной внешней политике, о несогласии с политикой двойных стандартов и попытками построения однополярного мира. С учетом этого актуальной становится задача изучения роли России в интеграционных процессах.

Развитие мировой экономики в начале третьего тысячелетия напрямую связано с активно развивающимися процессами глобализации. Эти процессы вовлекают в свою сферу все новые страны, стирая национальные границы, и тем самым способствуют появлению на мировой арене новых акторов, таких как субнациональные регионы [1].

Азиатско-Тихоокеанский регион становится одним из мировых центров экономической мощи. Здесь расположено большинство государств мира, наиболее динамично развивавшихся до глобального финансового кризиса конца 1990-х гг. Среди ведущих индустриально развитых стран региона выделяются Япония, Китай с Гонконгом, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Австралия и Новая Зеландия. По прогнозам западных экспертов доля в суммарном мировом ВНП АТР к 2025 г. составит 40-50 %[2].

Идея создания Тихоокеанского Экономического сообщества в интересах взаимовыгодного сотрудничества стран АТР появилась в начале 60-х годов. Появлению АТЭС во многом способствовали усилия крупного бизнеса и деятельность учрежденного в 1980 г. Совета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС), базой которого стал «добровольный кодекс» прямых инвестиций. Наработанные СТЭС институционные механизмы и опыт многостороннего сотрудничества были широко использованы при создании АТЭС [3].

В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития. За четыре года эта организация прошла путь от конференции на уровне министром до ежегодных саммитов с участием лидеров ведущих государств АТР [4].

Е.Ф. Авдокушин прогнозировал, что благодаря высоким темпам экономического развития, нарастающим внутрирегиональным потокам товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в XXI в. АТЭС станет стержнем экономического роста мира. Свой вывод он обосновал быстрыми темпами роста товарооборота между тремя главными участниками АТЭС: Японией, США и Юго-Восточной Азией (без учета Японии) [5].

Необходимо отметить особенность данного объединения, которая заключается в отсутствие Устава как обязательного документа, так как АТЭС является международным форумом, консультативным органом правительств государств-членов для обсуждения, прежде всего экономических вопросов. Поэтому для понимания результативности АТЭС необходимо обратить внимание на саммиты, а также принятые декларации и ключевые документы, определяющие долгосрочную стратегию развития организации, где утверждается объем работ и их финансирование.

Форум строится на основе ряда программных документов. Главный – Богорская декларация [6], принятая в 1994 г., которая ставит целью формирование в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестиционной деятельности к 2010 г. для развитых и к 2020 г. – для развивающихся экономик.

Позднее «Богорские цели» были конкретизированы Осакской программой действий (1995 г.) [7], которая определила тактику форума. В ней были названы 15 областей, в которых членам АТЭС необходимо было произвести преобразования для достижения Богорских целей: тарифы и нетарифные ограничения, услуги, инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, политика в области конкуренции, правительственные заказы, выполнение обязательств ВТО, посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и анализ информации. Программа выдвинула концепцию гибкости, по которой страны должны вести свободную и открытую торговлю на основе прогрессивного снижения пошлин и увеличения прозрачности таможенных режимов.

Диверсификация торгово-экономических связей, принятый курс развития на ослабление зависимости экономики от сырьевого экспорта и коммерциализацию достижений наукоемкого и технологического производства, все в большей степени востребуемых в странах АТР, требуют отхода от односторонней ориентации на рынки Евросоюза и Северной Америки.

По словам профессора С.В. Кортунова, Россия как евразийская страна имеет долгосрочные военные, политические и экономические интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Суть этих интересов состоит в том, чтобы обеспечить здесь не только безопасность России, но и ее геоэкономические позиции, существенно повысить конкурентоспособность страны [8].
Форум АТЭС (далее – АТЭС) стал первым опытом многостороннего межправительственного взаимодействия в АТР. Россия получила возможность влиять на процесс формирования новых взаимоотношений в регионе [9].

В начале 1990-х гг. Российская Федерация предприняла ряд шагов по сближению со странами АТР. В сентябре 1992 г. Россия вошла в состав Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС). В мае 1994 г. – в состав Тихоокеанского экономического совета (ТЭС).

Решение о вступлении России в АТЭС было принято в начале 1995 г., а заявка на вступление в Форум подана в марте 1995 г. по распоряжению Президента РФ (№ 103-рп от 28 февраля 1994 г.). На основе принципа консенсуса на Ванкуверском саммите АТЭС (1997 г.) принято решение о приеме Российской Федерации в 1998 г. в качестве полноправного члена [10].

В 2000 г. была издана «Концепция участия Российской Федерации в Форуме АТЭС», где азиатско-тихоокеанское направление следует выделить в качестве одного из приоритетных в общей композиции российской внешней политики [11]. По словам В.В. Путина, на деловом саммите АТЭС «Бизнес и глобализация», 15 ноября 2000 г. в Бруней, правительства должны принимать участие в управлении процессами глобализации, используя принципы торговой политики и международное право. Это необходимо в условиях, когда потенциал крупнейших транснациональных корпораций уже превышает совокупный экономический потенциал целого ряда стран [12].

В среднесрочной перспективе целью России в АТР является активное участие в экономической и финансовой интеграции в рамках АТЭС и на субрегиональных уровнях (в форматах АСЕАН плюс три, страны СВА плюс Россия, АСЕМ, СНГ плюс Азия и т. п.). Использование возможностей такой интеграции поможет подняться экономике Сибири и Дальнего Востока [13].

Несмотря на то, что форум является площадкой для диалога, решения, принимаемые в рамках АТЭС, являются наиболее результативными. Например, в 2012 г. Указом Президента РФ № 612 от 21 мая были сделаны конкретные шаги в области институционального обеспечения новой восточной политики [14]: образовано Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. В целях продвижения интересов российских деловых кругов в АТР в 2011 г. был учрежден Национальный деловой центр АТЭС (НДЦ АТЭС). Основная задача НДЦ АТЭС – поддержка участия отечественных бизнес- структур в проектах Делового консультационного совета АТЭС.

Значение Дальнего Востока, как авангарда интеграции государства в региональный сегмент мировой экономики, в роли которого выступает АТЭС, растет по мере усиления стратегической роли России как важнейшего связующего звена в системе активно развивающегося взаимодействия [15].

Преобразование экономической системы Российского государства делает необходимым изменение соответствующей модели обеспечения экономической интеграции. Курс на экономическую интеграцию требует взвешенных и обоснованных политико-правовых решений [16].

Изучению Азиатско-Тихоокенского региона посвящены труды многих российских и зарубежных исследователей. В современных межгосударственных взаимоотношениях нельзя не обратить внимание на оценку директора и старшего научного сотрудника программы России и Евразии Эндрю Качинса, который в своей статье отмечает разворот политики России в Азию [17].

Подтверждение данного курса прослеживается по главному документу внешней политики РФ – Концепции.

Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 г. [18] фиксирует уже не тенденции, а четко обозначенные реалии переходного периода, особенность которого заключается «в формировании полицентричной международной системы». Кроме того, появилась принципиально новая целевая установка: реализация мер для закрепления за Россией статуса ключевого транзитного направления по обеспечению торгово-экономических связей между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, в том числе посредством расширения участия в формируемых грузоперевозках [19].

В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации 2016 г. в ч. IV о региональных приоритетах внешней политики п. 78, Россия рассматривает укрепление своих позиций в Азиатско- Тихоокеанском регионе и активизацию отношений с расположенными в нем государствами как стратегически важное направление своей внешней политики, что обусловлено принадлежностью России к этому динамично развивающемуся геополитическому региону. Россия заинтересована в активном участии в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе, использовании его возможностей при реализации программ социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, в создании в регионе всеобъемлющей, открытой, транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества на коллективных началах.

В настоящее время вопросы регионального сотрудничества и региональной интеграции актуальны для России. К тому же размеры и географическое положение России дают ей возможность тесно сотрудничать на региональном уровне, по крайней мере с половиной мира – со странами Европы, АСЕАН, АТЭС, Восточной Азии, ШОС, участвовать в механизмах сотрудничества по морским делам на Балтике и в Средиземном море и т. д. Большое разнообразие приобретают формы международного сотрудничества регионов, которое осуществляется ими как во взаимодействии с национальным правительством, так и самостоятельно [20].

При этом регионы имеют существенные ограничения в сфере международных связей и традиционно осуществляют их в русле национальной внешней политики, национального законодательства и международных договоров Федерации. Государство при этом остается главным участником внешнеполитической деятельности, основным и общепризнанным субъектом международного права, опорой конституционного внутригосударственного устройства [21]. И важнейшей основой для внутригосударственного регулирования и нахождения компромисса интересов субъектов и Федерации является Федеральный закон от 4.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» [22].

Сама идея о возможности осуществления таких связей и о необходимости их координации вытекает из установления в ст. 72 Конституции РФ [23] вопросов, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в том числе:
– вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
– природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры.

В ходе восстановления вертикали власти появилось компактное и максимально четкое Постановление Правительства РФ от 1.02.2000 № 92 «О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей во исполнение ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» [24]: «Решение Правительства Российской Федерации о его согласии на осуществление субъектами РФ международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств принимается на основании обращения органов исполнительной власти субъектов РФ, содержащего обоснование необходимости осуществления таких связей, при наличии положительного заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией».

Участие субъектов Федерации в соглашениях, имеющих отношение к внешнеэкономической деятельности, предусматривают также Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г.[25] и Федеральный закон «Об особых экономических зонах» 2005 г.[26]. Более того, субъекты-регионы имели стимулы объединяться с другими субъектами в рамках экономических районов-регионов, примерно соответствующих федеральным округам, а легальную основу для этого установил Федеральный закон от 17.12.1999 «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации»[27]. Он был принят «в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации», среди задач создания таких ассоциаций обозначил следующие: – «стабилизация экономического положения и социальная защита населения; – подготовка предложений по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации; – изучение рынка труда в целях разработки совместных мер по обеспечению максимальной занятости населения, повышению квалификации и переподготовке кадров». Здесь можно отметить, что сначала из стремления к объединению возникли ассоциации субъектов, а позже был принят данный закон, предписывающий привести уставы этих ассоциаций в соответствие с ним (ст. 9) [28].

В своей работе А.Е. Савченко затронул тему Саммита АТЭС-2012, рассмотрев перспективы Владивостока и условия их достижения. Автор пояснил, что одной из фундаментальных причин региональной власти стремления провести саммит в столице Приморья заключается в том, что, возможно, для региона это шанс осуществить качественный прорыв. При подготовке к саммиту была принята подпрограмма «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» [29], где переосмысливались проблемы, которые должны быть решены в ходе ее реализации. Прежде всего, речь шла о создании начальных условий для преобразования Владивостока и экономически связанной с ним территории «в крупный индустриальный, научный, деловой и туристический центр региона» [30]. Именно в Сиднейской декларации глав государств и правительств АТЭС от 2007 г. отдельным пунктом было прописано проведение форума АТЭС 2012 г. во Владивостоке [31].

Основным документом является Концепция председательства Российской Федерации в форуме АТЭС в 2012 г., упомянутая в п. 3 «б» Указа Президента РФ от 5 декабря 2007 г. № 1633 «Об Организационном комитете по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в форуме «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 г.» [32]. Утвердилась данная Концепция в 2010 г.

Д.А. Медведевым, в которой были определены основные направления российского председательства:
– торгово-инвестиционная либерализация и региональная экономическая интеграция;
– продовольственная безопасность;
– совершенствования транспорто-логистических систем;
– интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста и сотрудничества в целях модернизации [33].

Принятие декларации лидеров экономик АТЭС является основным итогом саммита 2012 г. Особо подчеркивается, что все экономики АТР теперь являются членами ВТО, и в связи с чем подтверждается принятое ими обязательство по либерализации и способствованию торговле и инвестициям.

В декларации говорится, что страны-участницы берут на себя обязательства по борьбе с коррупцией. Ключевыми факторами для устойчивого роста, по мнению лидеров экономик АТР, являются надежная международная торговля, инвестиции и экономическая интеграция [34].

На пресс-конференции по итогам форума АТЭС, В.В. Путин подчеркнул философию и значимость форума в снятии барьеров, поощрении открытости рынков и частной конкуренции. Россия считала важным активизировать совместные усилия по продвижению этого процесса. Тем более, когда все участники заинтересованы в том, чтобы глобальная экономика преодолела угрозы рецессии и вышла на траекторию устойчивого роста и долговременного подъема. И владивостокский саммит подтвердил приверженность экономик АТЭС к базовым принципам свободы торговли и интеграции [35].

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время Россия является полноправным участником наиболее влиятельных международных интеграционных группировок с различным правовым статусом, что позволяет ей реализовывать свои интересы, согласно Концепции внешней политики. Россия инициативно участвует в процессе обновления и реформирования АТЭС, имеет весомый голос в дискуссиях по проблематике борьбы с международным терроризмом и различным аспектам безопасности, в том числе в сфере торговли и финансов, а также безопасности личности, которые прочно вошли в число профилирующих тем работы Форума.

Библиографический список

1. Пантюшин Д.С. Тенденции и перспективы развития внешнеэкономических связей Дальневосточных регионов России со странами Азиатско-Тихоокенского региона: Дисс. … канд. экон. наук: 08.00.14. – М., 2005.
2. Дергачев В.А. Глобальная геоэкономика (трансформация мирового экономического пространства). Научная монография. – Одесса: ИПРЭЭИ НАНУ, 2003.
3. Официальный сайт АТЭС. URL: http://www.apec.org
4. Островская Е.Я., Фирсова И.С. Роль АТЭС в развитии экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Исследовательский проект «Неформальные институты в глобальной системе регулирования». Мировая экономика. 2010 № 4.
5. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 1999.
6. Богорская декларация 1994. Официальный сайт АТЭС URL: http: //www.apec.org/Meeting-Papers /Leaders-Declarations
7. Осакская декларация 1995. Официальный сайт АТЭС URL: http://www.apec.org/Meeting-Papers /Leaders-Declarations/1995
8. Кортунов С.В. Национальные интересы России в АТР. Журнал «Золотой Лев» № 142-143 URL: http://www.zlev.ru/142/142_13.htm
9. Шипилов С.Б. Роль форума АТЭС в политико-интеграционных процессах Азиатско-Тихоокеанского региона: Дис. … канд. полит. наук: 23.00.04. – М., 2007.
10. Костюнина Г.М. Участие России в других интеграционных группировках // Международная экономическая интеграция: Учебное пособие / Под ред. Н.Н. Ливенцева. – М.: Экономистъ, 2006.
11. Шипилов Сергей Борисович. Роль форума АТЭС в политико- интеграционных процессах Азиатско-Тихоокеанского региона. Дис. … канд. полит. наук: 23.00.04. – М.: РГБ, 2007.
12. Выступление Президента РФ В. В. Путина на деловом саммите АТЭС «Бизнес и глобализация». 15 ноября 2000 г. в Бруней. URL: http://www.mid.ru
13. Национально-государственные интересы России в АТР. Геополитика. 2009. URL: http://uchebnik-besplatno.com/uchebnik- geopolitika/natsionalno-gosudarstvennyie-interesyi-rossii.html
14. Указ Президента РФ № 612 от 21 мая 2012 г.
15. Леонов П.В. Роль Дальнего Востока в экономическом взаимодействии России со странами АТЭС: Дисс. … канд. экон. наук: 08.00.14. – М., 2004.
16. Царев П.А. Интеграция в мировую экономику как функция Российского государства: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.01. – М., 2016.
17. Andrew Carrigan Kuchins Russia and the CIS 2013: Russia’s Pivot to Asia, Asian Survey 54, no. 1 (2014): 129-37 (Россия и СНГ-2013: Разворот России к Азии).
18. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г.) URL: http://www.mid.ru
19. Концепции внешней политики Российской Федерации: сравнительный анализ. URL: mgimo.ru
20. Насыров И.Р. Международная деятельность субъектов: причины, цели и формы // Федерализм: российское и международное измерения (опыт сравнительного анализа) / Под ред. Р.С. Хакимова. – Казань: изд-во Института истории АН РТ, 2004.
21. Щербина Н.Г., Щербина Е.М. Особенности международных связей и отношений на региональном уровне / Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2009.
22. Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4.01.1999 № 4-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/
23. Конституция РФ. Ст. 72 URL: http://www.consultant.ru
24. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. № 91 «О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств». Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
25. Федеральный закон «О соглашениях, о разделе продукции» от 30.12.1995 № 225-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document
26. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ URL: http://www. consultant.ru
27. Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов
Российской Федерации» от 17.12.1999 № 211-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru
28. Щербина Н.Г., Щербина Е.М. Особенности международных связей и отношений на региональном уровне / Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2009.
29. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. № 1110 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.» URL: http://www.garant.ru
30. Савченко А.Е. Саммит АТЭС-2012: перспективы Владивостока и условия их достижения. URL: www.cyberleninka.ru
31. Сиднейская декларация глав государств и правительств АТЭС по проблемам изменения климата, энергетической безопасности и чистого климата. URL: http://www.kremlin.ru/supplement.
32. Указ Президента РФ от 5 декабря 2007 г. № 1633 «Об организационном комитете по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 г.» URL: http://ivo.garant.ru
33. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Информационно-аналитические материалы. URL: www.veb.ru
34. Декларация лидеров АТЭС-2012. URL: http://www.apec.org/
35. Пресс-конференция по итогам форума АТЭС. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 3 (62) 2017

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 23

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code