ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА НАРУШЕНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

Ю.И.Михайлов

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся международной ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права и возможности использования международных механизмов привлечения к ответственности за совершение преступлений.

Ключевые слова: ответственность, преступления, запрещенные средства и методы, гражданское население.

 

В современных условиях на фоне продолжающихся вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке (Сирия, Йемен, Ирак, Ливия, Афганистан), в Украине, на африканском континенте проблемы ответственности государств и физических лиц за совершение нарушений норм международного гуманитарного права приобрели особую остроту в отношениях между государствами.

Среди мер, которые направлены на исключение вооруженных конфликтов из жизни общества, большую предупреждающую роль играет международное право, которое объявляет военные преступления вне закона, являющихся результатом гибели сотен и тысяч человек.

Россия всегда являлась и продолжает оставаться активной участницей международных соглашений, нормы которых применяются в период вооруженных конфликтов и занимают очень важное место в структуре международного права. В древние времена поведение воюющих на поле боя определялось обычаями, которые и представляли правила ведения войны. Сталкиваясь с реальными войнами, государства пришли к необходимости ограничения насилия воюющих сторон путем заключения соглашений, регулирующих отношения между государствами в период возникающих вооруженных конфликтов. Реалии современной жизни подтверждают правильность высказывания голландского мыслителя Г. Гроция о том, что в период вооруженных столкновений, как и в мирное время, существуют свои правила, установленные в законах, главная цель которых «уменьшить бессмысленные страдания, смягчить жестокости, защитить права человека». А как отмечал Ш. Монтескье, что основным началом международного права должен быть принцип: «народы должны делать во время мира как можно больше добра, а во время войны как можно меньше зла» .

Установление ответственности за нарушение норм в период вооруженных столкновений направлено прежде всего на неукоснительное соблюдение всеми государствами этих норм и обеспечение международного правопорядка. Именно институт ответственности выполняет и гарантирует обеспечение правового порядка. Фактическим основанием привлечения к ответственности государства является совершение им правонарушения, имеющего признаки международного, а к уголовной ответственности физических лиц за совершение ими преступлений, квалифицируемых как военные. Нарушения норм международного гуманитарного права в основном совершаются в период вооруженных межгосударственных конфликтов, а также во внутригосударственных конфликтах. Практически все международные правонарушения гуманитарного права являются результатом преднамеренных противоправных деяний государств, а именно при совершении государствами преступлений против мира, направленных на нарушение основополагающих принципов международного права и выражающихся в планировании, подготовке и развязывании войн, совершении военных преступлений, таких как применение химического оружия, массовое убийство мирных граждан, убийство военнопленных, не предоставление пощады никому, применение запрещенных международным правом средств и методов ведения военных действий, истребление неприятельской собственности, разрушение незащищенных городов и другие преступления. Все вышеперечисленные преступления являются нарушениями Женевских Конвенций 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительных протоколов к ним.

Появление института ответственности государств за нарушение норм в период вооруженных столкновений государств относится к концу XVIII в. Так, согласно Российско-Турецкому Сан-Стефанскому мирному договору по окончании русско-турецкой войны в 1878 г. Турция понесла ответственность, выражающуюся в выплате России материального ущерба в размере 1,140 млрд. рублей, а также в форме территориальных уступок России со стороны Турции.

В дальнейшем установление ответственности на многостороннем уровне было закреплено в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. Важную роль в деле формирования и становления международно-правовой ответственности государств за совершенные ими правонарушения сыграл Версальский договор 1919 г., установивший вину Германии и ее союзников за развязывание Первой мировой войны. До начала Второй мировой войны вопросы ответственности за нарушение международных гуманитарных норм были регламентированы в Женевской конвенции 1929 г., касающейся таких жертв войны, как раненые и больные в действующих армиях. Злодеяния германского фашизма, совершенные в годы Второй мировой войны, сделали главным повестки дня вопрос об ответственности Германии за совершенные преступления в ходе военных действий. Еще в процессе ведения войны и затем после ее окончания были приняты важные международно-правовые документы, которые предусматривали ответственность Германии как государства, развязавшего агрессивную войну. Это были документы: принятая в Москве в 1943 г. декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства, документы Крымской конференции 1945 г., важнейший документ, поставивший точку в Великой Отечественной войне – Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил от 8 мая 1945 г., декларация о поражении Германии от 5 июня 1945 г., а также принятые решения на Потсдамской конференции (17 июля – 2 августа 1945 г.) и Лондонское соглашение между правительствами стран антигитлеровской коалиции о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси от 8 августа 1945 г.

Вышеизложенные международно-правовые акты явились основой политической и материальной ответственности Германии и ее сателлитов за совершенные злодеяния во время войны, а также юридическим основанием для привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших военные преступления. В послевоенный период вопросы ответственности государств получили дальнейшее развитие в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных протоколах к ним 1977 г. Нормы Конвенций прямо устанавливают обязанность возмещать убытки, причиненные в период конфликта в форме репараций и реституций, привлекать к ответственности лиц, входящих в вооруженные силы, виновных в совершении военных преступлений. Анализ международно-правовых актов позволяет сделать вывод, что в современном международном праве сложились следующие виды ответственности государств: нематериальная, т.е. политическая и материальная, а в отношении конкретных лиц-индивидов, совершивших военные преступления, установлена уголовная ответственность. Так, например, всем известно, что именно по окончании Второй мировой войны были осуждены нацистские преступники, японские военные преступники, в чем можно убедиться, изучив судебные материалы международных военных трибуналов. Также за совершение военных преступлений во время военных действий во Вьетнаме в Соединенных Штатах Америки были осуждены военнослужащие, виновные в совершении преступлений. Но, к сожалению, уже в то время американские суды пошли по пути оправдания подсудимых, ссылаясь на то, что они выполняли приказ, что противоречило Уставу международного военного трибунала 1945 г.

Привлечение к уголовной ответственности лиц за совершение военных преступлений становится значимой и актуальной в современных условиях, когда продолжаются вооруженные конфликты в Ираке, Сирии, Украине и других регионах нашей планеты. Юридическими основаниями такой ответственности являются Гаагская Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. с дополнительными протоколами 1977 г., Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. и Второй протокол к ней 1999 г., Римский статут международного уголовного суда 1998 г. Вопрос ответственности очень важный, как и отношение государств к исполнению и соблюдению взятых международных обязательств. Так, например, не случайно США не ратифицировали Римский статут об учреждении международного уголовного суда, на который мировым сообществом была возложена компетенция по расследованию военных преступлений, т.е. вот оно, лицемерие США. Вашингтон решил не участвовать в работе международного судебного органа по понятным причинам, чтобы не отвечать за все содеянное ими в других странах, за агрессию, за вторжение, за вмешательство во внутренние дела других государств без каких-либо правовых оснований.

В настоящее время очень серьезно стоит вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших военные преступления в Ираке, Сирии, Ливии, Афганистане, Украине, в силу того, что применяются двойные и тройные стандарты, нет согласованности между государствами – участниками многочисленных Конвенций и Протоколов, необходимо настойчиво продолжать принимать меры к привлечению к ответственности лиц за нарушение установленных международным правом норм, и делать это нужно как совместно, так и самостоятельно в сотрудничестве с ООН и в соответствие с ее Уставом. В этом направлении Россия последовательна в своих действиях, так в течение всего периода вооруженного конфликта с 2014 по 2017 гг. представителями средств массовой информации, общественных организаций Российской Федерации, представителями органов власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики осуществляется фиксирование всех преступлений, совершаемых против гражданского населения, которые международным правом квалифицируются как военные преступления – и данные свидетельства преступлений, зафиксированные на фотографиях, картах, в отснятых видеосюжетах, документальных фильмах, а также списки убитых граждан, включая женщин, детей – уже взяты Следственным комитетом России за основу для дальнейшего заведения уголовных дел по обвинению в использовании запрещенных методов войны. Многие эксперты России по ситуации в Украине неоднократно заявляли, что очень важно фиксировать все преступления, совершаемые на территории Донецкой и Луганской Народных Республик, чтобы ни один из совершивших преступления не ушел от ответственности. Уже на протяжении длительного времени в центре Европы убивают женщин, детей, стариков, и очень важно сделать все возможное, чтобы материалы, свидетельствующие о совершенных преступлениях, были не только доступны, но и обязательны для изучения в международных организациях, вплоть до ООН и Совета Европы, для этого российской стороне нужно работать во всех возможных форматах. Зарубежные политики, яростно выступающие против позиции России по ситуации на Украине, ни разу не могли аргументировано опровергнуть приведенные чудовищные факты совершенных преступлений. Аналогичные ситуации складываются и в Сирии, в Ираке, Афганистане, где совершаются преступления против гражданского населения, применяются запрещенные международным правом средства и методы ведения войны. Подводя итог о возможности привлечения к ответственности военных преступников, в настоящее время необходимо использовать все имеющиеся средства и механизмы международного права для принятия соответствующих решений в виде резолюций, осуждающих их преступные деяния.

Тут стоит и напомнить слова великого российского юриста Федора Мартенса, который в Преамбуле к 4 Гаагской Конвенции 1907 г. сформулировал положение о том, что неучастие государства в каком- либо договоре об ограничении средств и методов ведения войны не освобождает его от ответственности за содеянное, на чем и основываются принципы гуманизма и гарантируется защита мирного населения. Это положение необходимо помнить всем совершившим военные преступления, и когда-нибудь ситуации в Сирии, Украине, Ираке, Афганистане будут всесторонне расследованы и виновные понесут справедливое наказание.

Библиографический список

1. Котляров И.И. Международное гуманитарное право и его применение в Вооруженных Силах России // Военная мысль. 1998. № 5.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 3 (62) 2017

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code