ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО КОММЕРЧЕСКОГО АРБИТРАЖА ПРИ ООН. АНАЛИЗ КОНВЕНЦИИ О ПРИЗНАНИИ И ПРИВЕДЕНИИ ИСПОЛНЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ АРБИТРАЖНЫХ РЕШЕНИЙ

А.П.Иванов

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам зарождения международного коммерческого арбитража в мире. Дана характеристика законодательного регулирования конвенции, обозначены отдельные проблемы правового регулирования арбитража.

Ключевые слова: Франция, ООН, МКАС, МТП, СССР, международная торговая палата, Этьен Клементел, международный коммерческий арбитраж.

 

Учитывая развитие торговых правоотношений не только внутри той или иной страны, но и между субъектами разных государств, общая тенденция повышения интереса к альтернативным способам разрешения споров во всем мире за последние годы бесспорна. В связи с чем такой альтернативный способ разрешения споров, как производство в международном коммерческом арбитраже, всегда будет востребован.

В начале XX столетия Франция являлась одной из мощных по экономическому потенциалу держав мира . Интенсивно проходила модернизация французской индустрии, в том числе формирование новых отраслей – алюминиевой, химической, цветных металлов. По объему продукции тяжелой индустрии Франция занимала тогда второе место в мире, по производству автомобилей – первое. Возросли грузопассажирские перевозки на железнодорожном транспорте. Однако после внутри политической борьбы в экономике Франции ощущалась стагнация. С целью предотвращения упадка были предприняты попытки привлечь зарубежные активы и развить международную торговлю, но торговые палаты столкнулись с проблемой решения поставленных задач. Торговые палаты начинают сотрудничать с властью в области формирования экономической и социальной политики. Принимают активное участие в процессах по принятию законов, пользуются правом законодательной инициативы, направляют свои выводы по законодательным инициативам. Участвуют в работе парламента, правительства и его комиссии. Соответственно принимают решения в вопросах экономического развития. Однако учитывая международный статус участников торговли, торговые палаты были не в компетенции решать вопросы за пределами своей страны. Итогом ситуации стало создание 24 октября 1919 г. во Франции международной торговой палаты, первой в мире.

Международная торговая палата (МТП) – независимая некоммерческая международная организация . Целью палаты стало создание благоприятных условий для помощи бизнесу путем продвижения торговли и инвестиций, свобода движения капиталов по всему миру. Первым председателем МТП стал бывший министр финансов Франции Этьен Клементел (Etienne Clementel), определивший местом расположения МТП Париж . В последующие четыре года Этьен Клемен- тель, по результатам работы МТП, пришел к идее о создании Арбитражного суда при МТП. Таким образом первый Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) начал свою работу в Париже в 1923 г. Крупными делами МКАС при МТП стали судебные тяжбы по репарациям и военным долгам по окончании Первой мировой войны. В 1939 г., в связи с началом Второй мировой войны, МКАС при МТП совместно с МТП перенес свою деятельность в нейтральную Швецию, откуда по окончании вернулся во Францию.

После создания «United Nations» (ООН), МТП получила официальный статус консультанта для ООН и его специализированных агентств . ООН создавалась в годы Великой Отечественной войны, целью и задачей которой являлось установление мирного режима на территории всей планеты путем мирного урегулирования споров – пе- реговорами . Первостепенные цели и задачи отражены в основном документе «Charter of the United Nations and statute of the international court of justice» , подписан странами-участниками 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско и вступившем в силу 24 октября 1945 г. Любая конвенция не обязательна к ратификации, но имеет право быть ратифицирована любым участником-государством ООН, при этом не нарушая свою Конституцию и не в ущерб собственному суверенитету . Подобным примером послужила ратификации ст. 20 «Незаконное обогащение» в Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» документ принят полностью, с пояснениями и изменениями в действующем правовом поле.

Статут Международного суда закреплен в Уставе ООН, таким образом является его неотъемлемой частью . В 1958 г. «ООН» была принята «Convention of the Recognition and Enforcement of Foreign Ar- „ ы.
bitral Awards», в которой содержится 16 статей . Нью-Йоркская конвенция за время существования не редактировалась. На территории СССР данная Конвенция была ратифицирована 10 августа 1960 г. Указом Верховного Суда СССР .

Предпосылками создания Конвенции стали в том числе такие факты, как судебные дела, рассматриваемые правовым органом ООН, в количестве 4 дел с участием СССР и США. Все иски между СССР и США рассматривались в годы холодной войны, и суть разрешения споров заключалась в незаконной, нелегальной, нарушающей суверенитет СССР воздушной разведке силами ВВС США. Стоит обратить внимание и на тот факт, что 3 из 4 дел были рассмотрены до создания Конвенции и все 4 дела были сняты с рассмотрения. По прошествии лет, опираясь на мнения известных политологов и историков С. М. Рогова, В.М. Зубка и др., споры о необходимости судебного органа при ООН во имя мира не имеют места быть, так как к 3-й Мировой войне великие державы готовились.

Суд при ООН, согласно Конвенции, рассматривает все спорные дела, которые передают страны-участники. Передача спорных дел различного рода способствует разрешению ситуации. Согласно «Convention of the Recognition and Enforcement of Foreign Arbitral Awards», все страны обязуются передать на рассмотрение споры, в случае их возникновения. На 25 августа 2017 г. лишь 157 стран из 193 стран- участниц ратифицировали документ . Процедура присоединения к Конвенции совершается депонированием грамоты о присоединении Генеральному Секретарю ООН.

Именно в вышеуказанной конвенции официально и впервые закрепляется термин «арбитражные решения». Также стоит отметить и отсутствие предвзятости в документе, т. е. полное равноправие всех сторон спора. Применительно ст. 3 Конвенции, государства исполняют решения с юридическими нормами той страны, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений. Однако какие-либо обременительные условия, повышенные сборы или пошлины невозможны, которые уже установлены на территории спорящих государств.

Для суда ООН, как и для любого другого суда, существует документарный минимум. Сторона должна представить ряд документов: заверенное арбитражное решение или его копию; подлинное соглашение или копию. Заверенный перевод документов на язык ответчика.

Немаловажная ст. 5 Конвенции утверждает перечень причин для отказа в признании и приведении в исполнение решений:
1) Если ответчик представит такие доказательства, как:
a) стороны были недееспособны или соглашение недействительно по закону;
b) сторона не уведомлена должным образом о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве;
c) решение не подпадает под условия арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре;
d) не соответствие состава арбитражного органа;
e) решение не стало окончательным для сторон или было отменено.
2) Компетентная власть страны, где будет производиться разбирательство, найдет:
a) объект спора не может являться предметом арбитражного суда по национальному закону этой страны;
b) противоречие о признании и приведении в исполнения решения по публичному порядку этой страны.

Также Конвенция не обошла стороной и Женевский протокол от 1923 г. и Женевскую конвенцию от 1927 г., которые утрачивают силу после ратификации настоящей Конвенции. Таким образом Женевский протокол и Женевская конвенция не действует на территории стран – участниц Конвенции. Еще одним немаловажным фактом ратификации являются заявления и оговорки к исполнению вынесенных решений.

Например, Российская Федерация в отношении решений, вынесенных на территории не договаривающихся государств, Россия применяет Конвенцию только в той мере, в какой данные государства признают режим взаимности. Соединенные Штаты Америки ратифицировали конвенцию с двумя заявлениями:

1) США применяет Конвенцию в отношении признания и приведения в исполнение решений, вынесенных на территории другого договаривающегося государства;
№ 4 (63) 2017

2) США применяет Конвенцию исключительно в отношении разногласий, касающихся юридических взаимоотношений, будь то договорного или иного характера, которые рассматриваются в соответствии с национальным законодательством в качестве торговых. Канада заявила, что она будет применять Конвенцию исключительно в отношении разногласий, касающихся юридических взаимоотношений, будь то договорного или иного характера, которые рассматриваются в соответствии с законодательствами Канады в качестве торговых, за исключением провинции Квебек, законодательство которой не предусматривает такого ограничения. Дания заявила 10 февраля 1976 г., что положения Конвенции применяются в отношении Гренландии и Фарерских островов. Таджикистан и Норвегия ратифицировали документ с оговоркой в отношениях, связанных с недвижимым имуществом. Босния и Герцеговина, Хорватия, Мальта, Черногория, Республика Молдова, Сербия, Словения, Таджикистан, бывшая югославская Республика Македония выдвинули оговорку в отношении ретроактивного применения Конвенции. Но есть и ряд стран, которые ратифицировали документ без дополнительных заявлений и оговорок, такие как: Узбекистан, Уругвай, ОАЭ, Испания, Швейцария, Казахстан, Италия и другие. Ангола ратифицировала документ лишь в 06.03.2017 г., тем самым является на сегодняшний день последним государством, ратифицировавшим Конвенцию . Учитывая, что Ангола приобрела независимость от Португалии 11 ноября 1975 г., развивает внутреннюю правовую культуру, ратификация любых международных актов является серьезным шагом для страны.

Однако возможность совершения подобных заявлений при ратификации и позже с уведомлением Генерального Секретаря ООН создают проблему принятия и вынесения решений. В силу изменения после ратификации вступят через 90 дней, с момента получения уведомления.

Конвенция включает в себя постановления для федеративных и не унитарных стран:
a) обязательства федерального правительства и федеральной власти такие же, как и обязательства не федеративных государств;
b) в случае конституционной независимости земель по отношению к принятию законодательных актов, федеративное правительство доводит до сведения местные власти;
c) государство обязуется представлять нормативную базу и практику к конкретным постановлениям по требованию любого договаривающегося государства, переданного через Генерального Секретаря ООН.

Согласно Уставу ООН о сохранении суверенитета и отсутствии противоречий с конституцией страны, Конвенция защищает интересы уже начавшихся разбирательств. Настоящая Конвенция будет применяться в отношении арбитражных решений, дела о признании и приведении в исполнение которых были начаты до вступления в силу денонсации. Таким образом государство, решившее денонсировать настоящую Конвенцию, обязано письменно уведомить Генерального Секретаря ООН. Денонсация вступит в силу на 90 день. Государство, руководствовавшись ст. 10, вправе заявить на имя Генерального Секретаря ООН, что действие Конвенции в отношении той или иной территории прекратится через год, со дня уведомления Генерального Секретаря ООН. Также ни одно договаривающееся государство не имеет права использовать Конвенцию против других государств за пределами ее применения и исполнения.
Заключительная статья имеет стандартную форму для всех конвенций и приравнивает аутентичность текста настоящей конвенции на следующих языках: русский, китайский, французский, испанский и английский. Однако 21 декабря 1982 г. резолюцией № 528 ООН форма была дополнена переводом на арабский язык. Таким образом все документы, принятые ООН позднее 21.12.1982 г. переводятся на 6 языков мира . Генеральный Секретарь ООН препровождает заверенные копии Конвенции государствам.

В заключение считаю создание МКАС при МТП во Франции прорывом для юриспруденции в области международных споров. Создание данного судебного органа явилось толчком для всей юридической науки в XX веке, несмотря на сложную геополитическую ситуацию в мире, по результатам которой стал разрешать споры по репарациям и военным долгам участникам конфликта.

Анализ документа, принятого ООН «Конвенция о признании и приведении исполнений иностранных арбитражных решений», позволяет условно разделить его на три основные части:

1) характеризует данный документ на мировой арене, поясняя странам-участникам основные положения ратификации;

2) поясняет, определяет права и обязанности участникам споров, которые наступят в случае судебного решения МКАС. Данная часть в документе имеет наиболее важную юридическую позицию, так как каждая страна суверенна, имеет свои законы и порядки. Это усложняет принятие решений МКАС, учитывая специфику рассматриваемых дел и отсутствие судебной практики;

3) краткость данной части заключается в подведении итогов. Статья 16 прямо указывает, на какие языки мира данный документ будет переведен. В те годы на этих языках общались страны-лидеры, между которыми возможны были бы споры. Во избежание иной трактовки от верной, создания юридической коллизии, документ был переведен на русский, китайский, французский, испанский и английский языки.

Судебная практика с участниками других стран индивидуальна. Однако по статистике за 2014 г. в МКАС России 63 % дел рассмотрено по поставкам. Среди иностранных участников чаще всего дела рассматривались с участниками из СНГ, меньше всего с участниками Американского континента. Апелляционные иски чаще оставляют без удовлетворений.

Интересным является иск Украины к России от 17 января 2017 г. о признании действий России на Донбассе нарушающими Международную конвенцию по борьбе с финансированием терроризма, а в Крыму – Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В состав Суда назначили судей ad-hoc – Леонида Скот- никова и Фаусто Покара. В апреле 2017 г. Суд вынес промежуточное решение отказать в предписании временных мер в части дела, касающегося конвенции по борьбе с финансированием терроризма, но предписать России выполнить ряд временных мер. Что касаемо второй части иска, обеспечить доступность образования в Крыму на украинском языке и воздержаться от ограничений крымско-татарского сообщества. Решение действует до того, пока суд ООН не рассмотрит вопрос по существу и не вынесет окончательное решение. Следует отметить, согласно ст. 10 гл. 1 «Конституции Республики Крым», принятой Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 г., государственными языками являются украинский, русский, крымскотатарский. Таким образом вопрос о языках решен. Следующим принятым во внимание документом является Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21 марта 2014 г. подписанный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

Исходя из неоднозначности дела, суд потребовал от обеих сторон воздерживаться от обостряющих действий. Однако несмотря на все принятые законодательные акты со стороны России, референдума временной власти РК, полуостров согласно принятой резолюции № 68/262 ГА ООН от 27 марта 2014 г. «О территориальной целостности Украины», входит в состав Украины. Существует еще один важный документ: «Declaration on the granting of independence to colonial countries and peoples», принятый резолюцией ГА ООН № 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г., опирающийся прямо на Устав ООН, суть которого заключается в нижеследующим: «All peoples have the right to self-determination; by virtue of that right they freely determine their political status and freely pursue their economic, social and cultural development».

Учитывая специфику рассматриваемого дела, отсутствия подобных дел, Суд ООН будет вынужден дать определение государственной принадлежности земельного вопроса, закрыв окончательно международный спор.

Библиографический список

1. http://rk.gov.ru/. Портал правительства Республики Крым.
2. http://ras.arbitr.ru/. Портал «Электронное правосудие. Судебная практика.
3. http://www.france.promotour.info/histoire/histoire-34.php
4. http://www.msk.arbitr.ru/. Арбитражный суд Москвы.
5. http://www.newyorkconvention.org/. Портал «New York Arbitration Convention».
6. http://www.supcourt.ru/ Верховный Суд Российской Федерации.
7. http://www.un.org
8. http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/RES/528(1 98) Официальный интернет-ресурс ООН «Библиотека им. Дага Хаммаршельда».
9. http://www.uncitral.org/uncitral/ru/uncitral_texts/arbitration/NYCon vention.html
10. https://fr.wikipedia.org/
11. Карабельников Б.Р. Международный коммерческий арбитраж: Учебник. – М., 2013.
12. СПС КонсультантПлюс.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 4 (63) 2017

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 22

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code