ПРАВОПОРЯДОК И ЗАКОННОСТЬ КАК БАЗИСНЫЕ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

И.А.Уваров, д-р ист. наук, доцент

Аннотация. В статье исследуются понятия правопорядка и законности в историческом аспекте.

Ключевые слова: философия, государство, общество, право, правопорядок, законность.

 

Большие перемены, происходящие в жизни нашей страны в последние годы, поучительный опыт достижений современной общественной мысли настоятельно требуют осуществления серьезной исследовательской работы по осмыслению базисных философско-правовых понятий и категорий. К таковым, безусловно, относятся понятия правопорядка и законности. Это тот случай, когда философский разум вторгается в повседневную правовую действительность и может стать залогом и условием ее нового осмысления и преобразования.

Проблема правопорядка сложна и многогранна, она всесторонне, с разных точек зрения изучается общественными науками. Важнейшим моментом в научном анализе правового порядка является философско-методологический подход, который дает возможность выявить генезис правопорядка, охватить его взаимосвязи с общественным и государственным строем, правом и правоотношениями и политикой и показать его значение и функции в рамках более общей системы общественных отношений и явлений. Многочисленные попытки толкования понятия «правопорядок» не привели к выработке общепризнанных дефиниций. А между тем, четкое определение данного понятия необходимо не только для теории, но и для практики, для выработки правильного направления решения проблем, связанных с праворегу- лирующей и правоохранительной деятельностью. На наш взгляд, наиболее продуктивной является точка зрения, согласно которой правопорядок следует понимать как реальное состояние основанных на праве общественных отношений.

Сегодня все большее число исследователей (юристов и философов) решительно выступает против односторонней «управленческой» трактовки права, защищая его общечеловеческую, гуманистическую сущность .

Такой подход к правовым явлениям позволяет нам выявить истинную сущность правопорядка, его диалектическую взаимосвязь с общечеловеческими, гуманистическими ценностями.

Долгое время понятие правового порядка связывалось, прежде всего с понятием законности и дисциплины. Широко было распространено мнение, что именно законность и дисциплина обеспечивают правовой порядок. Теоретические положения о взаимосвязи законности, дисциплины и правопорядка настолько отработаны, что указания на их причинно-следственную зависимость стали общим местом в общественно-политической литературе. Однако столь хорошо изученные наукой явления, если их рассматривать сквозь призму правового обеспечения общечеловеческих, гуманистических начал в общественной жизни, открывают свои новые грани.

Такой подход к правовым явлениям позволяет нам выявить истинную сущность правопорядка, его диалектическую взаимосвязь с общечеловеческими, гуманистическими ценностями.
Прежде всего обнаруживается первичная корреляция законности не с правом, а с дисциплиной. Терминологически законность произ- водна от закона.

И это закономерно, так как отражает сущностную черту этого явления – внутреннюю связь с государственной властью. Принудительность и общеобязательность государственной воли. Закон – это атрибут государственного суверенитета. Законность не только терминологически, но и сущностно производна не от права, а именно от закона. Вот почему и критерием законности выступает не непосредственно правовое (правое, справедливое), а юридическое («законосообразное»). Очевидно, что при определенных общественных условиях законность только обеспечивает юридическую форму или еще продолжает сохранять правовую оболочку нормативных установлений государства, не имеющих или потерявших свою правовую сущность. Трактовка законности как средства в руках государства хорошо согласуется и с другим историческим фактом – использование формы закона в целях самой жесткой диктатуры. Несомненно, законность и дисциплина представляют важнейшую социальную ценность в управленческих вертикальных отношениях, где они объективно необходимы. Но именно в силу этого их потенциал не реализуется в горизонтальных отношениях равноправных сторон. И именно поэтому, на наш взгляд, неправомерно выводить сущность правопорядка из законности и дисциплины, некорректно ставить вопрос о единстве законности и правопорядка вообще. Не отрицая этой связи, следует признать, что правопорядок, в отличие от законности, имеет регулятивную природу и коррелирует в первую очередь не с дисциплиной, а с правом и его гуманистическим потенциалом. Терминологическая производ- ность правопорядка от права очевидна и отражает его сущностную черту – организованность общественных отношений на основе права. Правовой порядок, если он действительно правовой – всегда, в соответствии с началами права, является социально справедливым, дающим простор свободе личности и историческому прогрессу. Только правовое законодательство является условием правопорядка. В обществе, основанном на гуманистических началах – а это как раз признак правопорядка – должны быть механизмы, обеспечивающие своевременную, а еще точнее – упреждающую корреляцию законодательства в соответствии с вновь формирующимися интересами личности. Но если таковых нет, то сам факт массового неповиновения закону становится фактором устранения изживших себя норм или восполнения пробелов в праве.

Социальная ценность правопорядка в том, что он органично связан не с государственным управлением, а с самоорганизацией, саморегулированием общества. В последнем случае общественный порядок, согласованность действий членов общества обеспечиваются не тщетными усилиями центра, а ими самими на основе гарантированных прав, когда каждый, жизнедействуя в своих личных интересах, тем самым объективно работает на общее благо. Правовой порядок использует не столько управленческие, сколько регулятивные механизмы. Поэтому отношения субординации, если они есть, лишь дополняют отношения координации. Развитая система социального саморегулирования испытывает потребность и дает простор развернутой системе правового регулирования с его основными цивилистиче- скими институтами, свободой заключения договоров, доступностью защиты прав и интересов личности. Защита правопорядка в подобных общественных условиях, в отличие от защиты законности (прерогативы и бремени только государства), всегда является делом не только всех субъектов политической системы общества, но и кровным делом каждого гражданина, ибо, как сказал Р. Иеринг, «кто защищает свое право, тот в узких пределах его защищает право вообще» . Диалектическая взаимосвязь права, правопорядка и гуманизма проявляется не только на уровне правогенеза, но и при анализе аксиологического аспекта права. В юридической науке активно развивается теоретическое направление – правовая аксиология, которая тесно связана с философией права, представляет собой ее часть, аспект.

Что было вызвано активной потребностью определить собственную социальную ценность права, достичь полной реализации заложенных в праве потенциальных возможностей?

Сегодня все большее число исследователей склоняется к мысли, что в праве без опосредующей роли ценностей и оценок нельзя перейти от сущего к должному, от фактического к нормативному, что генезис правовой нормы как специфической нормы должного нельзя понять и объяснить без категорий аксиологии. Право нужно рассматривать как систему норм духовно-практического (ценностно- нормативного) освоения мира и закономерно предположить, что право одновременно находится в двух ипостасях:
1) идеальное бытие (в сознании – это правовые нормы в качестве идеальных абстрактных моделей поведения);
2) реально-практическое бытие (в поведении людей, в общественных отношениях – это право на «социологическом» уровне: правовые отношения, конкретные и индивидуальные юридические аспекты).

Единство этих двух видов бытия права обеспечивается посредством закона и принципом законности. Учитывая, что в вопросе о социальной ценности права имели место определенные разночтения, связанные с недостаточно глубокой разработкой теории права, представляется необходимым вернуться к нему еще раз. Категория «социальная ценность» носит мировоззренческий характер и не может рассматриваться в отрыве от таких понятий, как необходимость, потребность, полезность, но и не тождественна им, имеет свое специфическое содержание. Социальная ценность – это определенное благо, которое несет человечеству данное явление (предмет). В ходе исторического развития цивилизации и культуры вырабатываются целые иерархические системы ценностных ориентиров, которые так или иначе отражают с общечеловеческих позиций те реальные ценности, которые создаются людьми, осваиваются ими благодаря общественной деятельности. Реальные ценности представляют собой общечеловеческое достояние, оказываются в этом смысле тем самым социальным благом, которое приносит людям общественный прогресс. Более того, социальная ценность общественных явлений концентрируется именно в сфере социальных отношений, в которых первое место принадлежит человеческому фактору, развитию человеческой личности. В состоянии ли право содействовать активизации человеческого фактора? Если придерживаться представлений о том, что социальная ценность права заключается в его нормативности, формальной определенности и государственной принудительности, то положительно ответить на этот вопрос практически невозможно. Эти качества сами по себе не способны стимулировать личность, содействовать ее всестороннему развитию.

Представляется, что социальная ценность права заключается не в этих его свойствах, хотя они для него действительно специфичны.

Право должно рассматриваться в качестве одного из главных средств объективации таких понятий, как «социальная справедливость», «активность», «свобода», «равноправие» и др. Связь названных социальных идеалов с правом становится нагляднее, если иметь в виду, что они приобрели также характер и правовых ценностей и стали основными правовыми принципами. Принципиально важно, что эти гуманистические ценности не существуют сами по себе, независимо от права. В государственно организованном обществе коренные и первичные интересы личности неразрывно связаны с правом как ведущим социальным регулятором общества и вне права не имеют своего бытия. Критерием ценности права является развитие человеческой личности: право лишь тогда представляет собой ценность, когда оно прямо или косвенно содействует расцвету родовой сущности, ибо человек – это центр всех ценностей, и он сам в сфере права есть ценность последней инстанции. Право является важнейшим компонентом человеческой культуры, уникальной нормативно-ценностной основой цивилизации – основой, институализирующей прежде всего общечеловеческие, гуманистические ценности. Среди общечеловеческих таких ценностей важнейшее место принадлежит идее социальной справедливости. В общественном и теоретическом сознании, практике нашего общества доминировал подход к справедливости как состоянию фактического равенства, следствием которого было утверждение в общественных отношениях уравнительной «справедливости», неизбежно гасившей личную инициативу.

Но если ставить вопрос о собственно (абсолютной) ценности права в его связи с социальной справедливостью, то, как это ни парадоксально, в основе этой связи лежит исходно естественноисторическое неравенство людей и нормативное закрепление принципа формального (правового) равенства. По своим при- родно-генетическим данным люди изначально не могут быть физически и интеллектуально уравнены. Здесь господствует их неисчерпаемая индивидуальность. Не в меньшей степени они различаются и по своей социальной, демографической, национальной и профессиональной принадлежности. Преодоление отмеченных объективных различий и достижение социальной справедливости и равенства в обществе возможно лишь при условии достаточно развитого взаимного обмена продуктами деятельности людей. Обмен не только устраняет ограниченность «натурального хозяйствования», но и взаимообогащает интересы участников такого обмена. Но развернутый обмен продуктами деятельности, в свою очередь, немыслим без развернутой нормативно-правовой регламентации общественных отношений. Поэтому можно заключить: фундаментальная связь права и социальной справедливости происходит через соответствующую организацию рынка. Одним из качественных показателей наличия правовых отношений в обществе является уровень социальной активности членов этого общества. Отношение к праву, активное использование юридических средств можно рассматривать как функцию персонифицированного интереса. Интерес постоянно мотивирует своего носителя на активные действия. Право же доводит содержание этих действий, что называется до автоматизма, когда субъект интереса и не задается собственно вопросом: как поступить в данном случае? Его активность приобретает формы нормативной активности, т.е. протекает по правилам данной субкультуры, изложенным в правовом нормативном материале и прочно освоенным через эту общедоступную форму.

Причины низкой активности граждан в определяющей степени объясняются двумя взаимосвязанными факторами: отсутствием соответствующего интереса либо недостаточностью нормативных, в первую очередь юридических, средств их реализации. Можно с уверенностью сказать, что ограниченность правовых средств активности личности есть, по существу, скудность, неразвитость социокультурных способов активизации общественной жизнедеятельности в целом. И наоборот, спад и застой жизни общества объективно ведут к упадку его правовой культуры. В системе иерархии общечеловеческих ценностей идеал социальной свободы занимает особое место. Свобода, по- видимому, представляет собой наиболее общую, смыслозаданную иным социальным ценностям гуманитарную ценность. Она выступает целевой вершиной самой идеи гуманизма в мировом обществе.

Социальное освобождение человека, историческое формирование в нем личности органически связано с утверждением в обществе правовых начал .

Возможность для каждого человека свободно действовать обеспечивается прежде всего правовыми средствами, следовательно, право несет в себе свободу, нормируя ее. И материальные, и идеологические, и политические гарантии свободы получают юридическое оформление. Этот момент весьма важен. Но функциональное значение права ни в коей мере этим не исчерпывается, право есть само по себе мера социальной свободы личности. Элементарная и важнейшая предпосылка общественного развития заключается в том, что общество гарантирует своим членам возможность автономного поведения. Законодательное признание за каждым человеком его нравственной и интеллектуальной независимости, способности самостоятельно решать, что для него безусловно значимо, ценно и выгодно, есть первоначало права, в этом заключается его социальная ценность. Философское осмысление права должно быть полностью сориентировано на человека. И в таком правопонимании должен быть выражен смысл права, пробивавшийся в его историческом развитии вопреки всем препятствиям и произволу, – обеспечение и защита человеческой свободы, определение ее возможностей, границ и гарантий. Через идею свободы можно осмыслить практически все правовые проблемы. Не превратив право в действенный и действительный инструмент свободы и свободного творчества людей, не сделав его фактором защиты и самоуправления, трудно рассчитывать на успешное решение задачи переустройства нашего общества на гуманистических началах. Реализуется социальная ценность права в его специфическом способе регуляции общественных отношений, которые отличаются от политических, властно-приказных, моральных, религиозных и других социальных регуляторов тем, что ставит участников общественных отношений в положение формального равенства, т.е. применяет одинаковый масштаб к фактически неравным индивидам. Кроме того, право означает всеобщность, всеобщность свободы, ибо формальное равенство несвободных – это равенство бесправных. Право – это форма свободы, предполагающая, что участники свободного общения формально равны и вступают друг с другом в отношении эквивалентного обмена. Наконец, следует учитывать, что выраженная правом свобода обусловлена социально исторически. Изложенные исходные принципы приводят сторонников выявления гуманистического потенциала права к его определению как исторически и объективно обусловленной формы свободы в реальных отношениях. Таким образом, обращаясь к изначальному смыслу права и правопорядка, мы должны признать, что источником последнего является утверждение в общественных отношениях и законодательных нормах, их регулирующих, таких гуманистических начал, как свобода, равенство, справедливость. Поэтому далеко не все общественные отношения, даже если они регламентированы законом, могут быть признаны правовыми, не всякий узаконенный общественный порядок является правовым. Это свидетельствует о несостоятельности позитивистских концепций права и правопорядка, которые любое фактически распространенное отношение признают правовым, независимо от его содержания. Не может быть признан правовым общественный порядок, основанный на властно-приказных отношениях, которые приводят к отчуждению человека от власти и труда, не создают условий для раскрытия творческих потенций личности. Гуманизм – сущностное, определяющее качество правового порядка. Только общественные отношения, где человек и его свобода являются главной социальной ценностью, могут стать основой для формирования в стране прочного правопорядка, обеспечивающего общественный прогресс. С другой стороны, право обладает собственной социальной ценностью, которая заключается в объективации таких понятий, как «свобода», «справедливость», «равноправие». Поэтому правовой порядок, основанный на институциали- зации правовых начал, является важнейшим средством утверждения в общественных отношениях общечеловеческих, гуманистических ценностей.

Современные реалии процесса становления российской государственности требуют поиска новых методологических подходов к осмыслению генезиса правопорядка и законности, без чего невозможно успешное решение проблем, связанных с праворегулирующей и правоохранительной деятельностью.

Библиографический список

1. Иеринг Р. Борьба за право. – СПб., 1907.
2. Мальцев Г.В. Социальные основания права. – М.: Норма, 2011.
3. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Норма, 2016.
4. Радько Т.Н. Хрестоматия по теории государства и права. – М.: МГЮА, 2014 .

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 4 (63) 2017

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 21

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code