НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА И УСПЕШНОСТЬ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ

И.А.Белова, кандидат экономических наук

Проанализировано влияние налоговой нагрузки на показатели успешности российских малых и средних предприятий. Основным внешним фактором, влияющим на успешность предприятий малого и среднего бизнеса, выступает налоговая нагрузка. В качестве показателя успешности предприятий малого и среднего бизнеса предложено рассматривать рентабельность операционной прибыли. Информационной основой для исследования выступают данные бухгалтерской отчетности малых и средних предприятий по трем значимым отраслям Челябинской области: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, оптовая торговля, строительство в период 2014—2015 гг. Данные были предоставлены лидером в сфере информационного обеспечения — «Первым Независимым Рейтинговым Агентством». В основу методики настоящего исследования положен корреляционный анализ.

Ключевые слова: налоговая нагрузка, успешность, успешность бизнеса, малый бизнес, средний бизнес, малые и средние предприятия.

 

Любые предприятия, в том числе малые и средние, осуществляют свою деятельность в условиях влияния множества факторов. Особую роль играют внешние факторы, так как формируют соответствующую среду, в которой функционируют предприятия. К ним можно отнести наличие государственных программ поддержки малых и средних предприятий, административных барьеров, трансакционных издержек, а также налоговую нагрузку, доступ к государственному заказу, доступность финансовых ресурсов и т. д. Список можно пополнять еще долго. Именно от этих факторов зависит, насколько успешным будет предприятие. Целью данного исследования выступает анализ влияния налоговой нагрузки на показатели успешности малых и средних предприятий в России в 2014—2015 гг., что является продолжением ранее проведенного исследования по итогам 2012—2013 гг. [4; 14].

В настоящее время говорить о том, что экономическая наука изобилует многочисленными трудами, отражающими проблему успешности предприятий малого и среднего бизнеса как в России, так и за ее пределами, не приходится. Но все же необходимо констатировать, что есть некоторые заслуживающие внимания исследования в этой области. В частности, ранее отечественными авторами была изучена экономическая природа и противоречия успешности бизнеса [2], уточнено понятие «успешность» и предложено трехмерное измерение успешности [3; 13]. Также была предложена типология факторов успешности, основанная на делении факторов на внутренние и внешние [14], раскрыты наиболее значимые факторы успешности, в число которых вошли налоговые льготы и налоговая нагрузка [6; 7], трансакционные издержки [10; 11], социальная ответственность руководителя [12], изучен налоговый аспект взаимодействия государства с малыми и средними предприятиями [1]. Исследование программ поддержки и развития инфраструктуры поддержки, перспектив и проблем малого и среднего бизнеса раскрыто в работах [5], [8], [9], [15]. Среди зарубежных авторов, рассматривающих раскрываемую в настоящем исследовании проблему, особого внимания заслуживают работы, отражающие влияние налогового законодательства на успешное функционирование предприятий малого и среднего бизнеса [16; 17]. По их мнению, требования, предъявляемые к малым и средним предприятиям в области налогообложения, выступают внешним фактором увеличения их затрат, а также накладывают существенное ограничение на их успешность. Создание стимула для реинвестирования прибыли путем организации эффективного налогообложения малых предприятий раскрыто коллективом авторов [18]. Дальнейшим развитием этих направлений исследований будет анализ влияния налоговой нагрузки на успешность малых и средних предприятий, функционирующих в Челябинской области Российской Федерации.

В настоящем исследовании в качестве показателя, отражающего результат действия внешних факторов на малые и средние предприятия, предложен уровень налоговой нагрузки. А одним из показателей успешности нами сознательно выбран показатель эффективности предприятия, в роли которого выступает рентабельность операционной деятельности (ROS).

Методическую базу исследования составляют статистические методы, а именно корреляционный анализ. Для оценки влияния налоговой нагрузки (НН) были проанализированы данные бухгалтерской отчетности малых и средних предприятий в разрезе трех отраслей Челябинской области. Далее на их основе был рассчитан показатель налоговой нагрузки. Как правило, наиболее используемой формулой для расчета налоговой нагрузки выступает формула, представленная ниже:

Суммарная величина уплаченных налогов Выручка от реализации продукции, работ, услуг
Вследствие недостаточности данных о налогах, уплачиваемых малыми и средними предприятиями, а в некоторых случаях их полного отсутствия, в настоящем исследовании величина уплаченных предприятиями налогов определялась исходя из данных по налогу на прибыль (если предприятие применяло общую систему налогообложения) и налогу на доходы (если предприятие использовало специальные налоговые режимы).

Помимо этого, расчет показателя рентабельности операционной прибыли осуществлялся по следующей формуле:

Базой для проведения анализа выступают предприятия малого и среднего бизнеса в Челябинской области. При этом критерием отбора стали малые предприятия с объемом выручки от реализации не более 400 млн р., средние — от 400 млн до 1 млрд р. в год. За основу взят список предприятий, формирующих 3 наиболее значимые отрасли Челябинской области. Список был составлен на базе данных, предоставленных «Первым Независимым Рейтинговым Агентством». Региональная экономика Челябинской области представлена следующими отраслями: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, строительство и оптовая торговля в период 2014—2015 гг. Число малых и средних предприятий Челябинской области, формирующих три ведущие отрасли, показано в табл. 1.

Анализ табл. 1 позволяет сделать выводы о том, что число как малых, так и средних предприятий по каждой отрасли за анализируемый период имеет тенденцию к росту. В среднем число предприятий каждой отрасли выросло на 25 %. Наибольший рост наблюдается в оптовой торговле в среднем бизнесе (62 % в 2015 г. по сравнению с предыдущим годом).

При обработке данных бухгалтерской информации из выборки намеренно были исключены предприятия, которые в отчетности либо не отразили информацию по уплаченным ими налогам, либо предоставили нулевую отчетность (это касается примерно 30 % малых предприятий по каждой отрасли, информация по средним предприятиям имелась в полном объеме). В том числе анализируемая выборка была уменьшена на число предприятий, которые представляли собой нетипичные и экстремальные наблюдения. Их наличие помешало бы корректному анализу ввиду несоблюдения главного требования к выборке — ее репрезентативности.

Далее был проведен корреляционный анализ влияния налоговой нагрузки на рентабельность операционной прибыли предприятия (ROS) в разрезе трех отраслей в 2014—2015 гг. по средним и малым предприятиям.

Средний бизнес

Проведенный анализ позволяет нам сделать вывод о том, что во всех трех исследуемых отраслях Челябинской области установлена сильная положительная связь между налоговой нагрузкой и рентабельностью операционной деятельности.

Таблица 1
Число малых и средних предприятий, формирующих каждую из ключевых отраслей Челябинской области

Графически корреляционная связь между исследуемыми показателями по средним предпри
ятиям, формирующим отрасль металлургического производства и производства готовых металлических изделий, а также корреляционное поле представлены на рис. 1 и 2.

Коэффициент детерминации между налоговой нагрузкой и рентабельностью операционной прибыли в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий составил R2 = 0.851 (2014 г.). R2 = 0.8252 (2015 г.). Принимая во внимание, что его значение лежит в диапазоне 0.7—1. можно сделать вывод о том. что существует прямая положительная зависимость (так называемая тесная связь) между исследуемыми нами величинами. Далее были рассчитаны частные коэффициенты эластичности между факторной переменной (налоговой нагрузкой) и объясняемой переменной (рентабельностью операционной прибыли). В результате мы получили их следующие значения: в 2014 г. значение коэффициента достигло уровня 8.04. а в 2015 г. — 0,91, что существенно ниже уровня 2014 г. Иными словами, в 2014 г. изменение среднего значения налоговой нагрузки в отрасли на 1 % приведет к большему увеличению рентабельности операционной прибыли (8.04 % в 2014 г. против 0.91 % в 2015 г.), что. в свою очередь, может быть обусловлено изменением структуры предприятий данной отрасли и кризисными явлениями, сопровождающими национальную экономику в анализируемый период.

Графически корреляционная связь м|ежду исследуемыми показателями по средним предприятиям. формирующим отрасль оптовой торговли, а также корреляционное поле представлены на рис. 3 и 4.

Коэффициент детерминации между налоговой нагрузкой и рентабельностью операционной прибыли в оптовой торговле составил R2 = 0.736 (2014 г.). R2 = 0.7054 (2015 г.). Принимая во внимание, что его значение лежит в диапазоне 0.7—1, можно сделать вывод о том. что существует прямая положительная зависимость (так называемая тесная связь) между исследуемыми нами величинами.

Рис. 1. Корреляционная связь налоговой нагрузки и рентабельности операционной прибыли в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий в разрезе средних предприятий в 2014 г.

Рис. 2. Корреляционная связь налоговой нагрузки и рентабельности операционной прибыли в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий в разрезе средних предприятий в 2015 г.

Рис. 3. Корреляционная связь налоговой нагрузки и рентабельности операционной прибыли в оптовой торговле в разрезе средних предприятий в 2014 г.

Рис. 4. Корреляционная связь налоговой нагрузки и рентабельности операционной прибыли в оптовой торговле в разрезе средних предприятий в 2015 г.

Далее были рассчитаны частные коэффициенты эластичности между факторной переменной (налоговой нагрузкой) н объясняемой переменной (рентабельностью операционной прибыли). В результате мы получили их следующие значения: в 2014 г. значение коэффициента достигло уровня 0,73, а в 2015 г. — 0,55, что ниже уровня 2014 г. Иными словами, в 2014 г. изменение среднего значения налоговой нагрузки в отрасли на 1 % приведет к чуть большему увеличению рентабельности операционной прибыли (0,73 % в 2014 г. против 0,55 % в 2015 г.).

Графически корреляционная связь между исследуемыми показателями по средним предприятиям, формирующим строительную отрасль, а также корреляционное поле представлены на рис. 5 и 6.
Коэффициент детерминации между налоговой нагрузкой и рентабельностью операционной прибыли в строительстве составил R2 = 0,7475 (2014 г.), R2 = 0,7908 (2015 г.). Принимая во внимание, что его значение лежит в диапазоне 0,7—1, можно сделать вывод о том, что существует прямая положительная зависимость (так называемая тесная связь) между исследуемыми нами величинами. Далее были рассчитаны частные коэффициенты эластичности между факторной переменной (налоговой нагрузкой) и объясняемой переменной (рентабельностью операционной прибыли). В результате мы получили их следующие значения: в 2014 г. значение коэффициента достигло уровня 0,87, а в 2015 г. — 0,94. Иными словами, в 2015 г. изменение среднего значения налоговой нагрузки в отрасли на 1 % приведет к чуть большему увеличению рентабельности операционной прибыли (0,94 % в 2015 г. против 0,87 % в 2014 г.).
Результаты корреляционного анализа влияния налоговой нагрузки на рентабельность операционной прибыли средних предприятий трех анализируемых отраслей Челябинской области представлены в табл. 2.

На основании анализа, представленного выше, можно сделать вывод, что на один из показателей успешности средних предприятий, в частности эффективность, налоговая нагрузка оказывает существенное влияние. Причем наибольшее влияние наблюдается в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий.

Рис. 5. Корреляционная связь налоговой нагрузки и рентабельности операционной прибыли в строительстве в разрезе средних предприятий в 2014 г.

Рис. 6. Корреляционная связь налоговой нагрузки и рентабельности операционной прибыли в строительстве в разрезе средних предприятий в 2015 г.

Таблица 2
Результаты корреляционного анализа влияния налоговой нагрузки на рентабельность операционной прибыли средних предприятий по ключевым отраслям Челябинской области

Малый бизнес

Аналогичный анализ проведем по малым предприятиям. формирующим ключевые отрасли региональной экономики Челябинской области.

Графически корреляционная связь между исследуемыми показателями по малым предприятиям. формирующим отрасль металлургического производства и производства готовых металлических изделий, а также корреляционное поле представлены на рис. 7 и 8.

Коэффициент детерминации между налоговой нагрузкой и рентабельностью операционной прибыли в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий составил R2 = 0,7224 (2014 г.), R2 = 0,5347 (2015 г.).

Принимая во внимание, что в 2014 г. его значение лежит в диапазоне 0.7—1. можно сделать вывод о том. что существует прямая положительная зависимость (так называемая тесная связь) между исследуемыми нами величинами. В свою очередь в 2015 г. значение коэффициента детерминации по- пало в диапазон 0.5—0.69. Это говорит о том. что в этом году наблюдается средняя положительная связь между налоговой нагрузкой и рентабельностью операционной прибыли. Датее были рассчитаны частные коэффициенты эластичности между факторной переменной (налоговой нагрузкой) и объясняемой переменной (рентабельностью операционной прибыли). В результате мы получили их следующие значения: в 2014 г значение коэффициента достигло уровня 1.17. а в 2015 г — 0.81. что гораздо ниже уровня 2014 г. Иными словами, в 2014 г изменение среднего значения налоговой нагрузки в отрасли на 1 % приведет к большему увеличению рентабельности операционной прибыли (1,17%в2014г. протав 0,81 % в 2015 г.).

Графически корреляционная связь между исследуемыми показателями по малым предприятиям. формирующим отрасль оптовой торговли, а также корреляционное поле представлены на рис. 9 и 10.
Коэффициент детерминации между налоговой нагрузкой и рентабельностью операционной прибыли в оптовой торговле составил R2 = 0,5189 (2014 г.). R2 = 0,5384 (2015 г.). Принимая во внимание. что значение коэффициента лежит в диапазоне 0.5—0.69 как в 2014. так и в 2015 г.. можно сделать вывод о наличии средней положительной связи между налоговой нагрузкой и рентабельностью операционной прибыли. Далее были рассчитаны частные коэффициенты эластичности между факторной переменной (налоговой нагрузкой) и объясняемой переменной (рентабельностью операционной прибыли).

Рис. 9. Корреляционная связь налоговой нагрузки и рентабелъносто лперационной прибыли в оптовой торговле в разрезе малых предприятий в 2014 г.

Рис. 10. Корреляционная связь налоговой нагрузки и рентабелъносто лперационной прибыли в оптовой торговле в разрезе малых предприятий в 2015 г.

В результате мы получили, что значение коэффициентов эластичности и в том и в другом годах находилось практически на одном уровне: в 2014 7. — 0,68, в 2015 г. — 0,69. Иными словами, за 2014—2015 гг. изменение среднего значения налоговой нагрузки в отрасли на 1 % приведет к увеличению рентабельности операционной прибыли на 0,68 % и 0,69 % соответственно.

Графически корреляционная связь между исследуемыми показателями по малым предприятиям. формирующим строительную отрасль, а также корреляционное поле представлены на рис. 11 и 12.
Принимая во внимание, что значение коэффициента лежит в диапазоне 0.3—0.49 как в 2014, так и в 2015 г., можно сделать вывод о наличии умеренной положительной связи между налоговой нагрузкой и рентабельностью операционной прибыли. Далее были рассчитаны частные коэффициенты эластичности между факторной переменной (налоговой нагрузкой) и объясняемой переменной (рентабельностью операционной прибыли). В результате мы получили, что значение коэффициентов эластичности и ^ том и в другом годах находилось практически на одном уровне: в 2014 г. — 0.69. в 2015 г. — 0.62. Иными словами, за 2014—2015 гг. изменение среднего значения налоговой нагрузки в отрасли на 1 % приведет к увеличению рентабельности операционной прибыли на 0.69 % н 0.62 % соответственно. Несмотря на меньшие значения коэффициента детерминации в строительной отрасли по сравнению с оптовой торговлей, изменение средней величины налоговой нагрузки приведет к одинаковому увеличению рентабельности операционной деятельности в обеих отраслях.

Результаты корреляционного анализа влияния налоговой нагрузки на рентабельность операционной прибыли малых предприятий трех анализируемых отраслей Челябинской области представлены в табл. 3.

Рис. 11. Корреляционнаясвязъ налоговой нагрузкии рентабельности операционной прибыли в строительстве в разрезе мапых предприятий в 2014 г.

Рис. 12. Корреляционнаясвязъ налоговой нагрузкии рентабельности операционной прибыли в строительстве в разрезе мапых предприятий в 2015 г.

Таблица 3
Результаты корреляционного анализа влияния налоговой нагрузки на рентабельность операционной прибыли малых предприятий по ключевым ортраслям Челябинской области

В результате проведенного выше анализа можно сделать вывод, чтоналоговая нагрузка оказывает существенное влияниенауспешность средних предприятий, в частности на такой показатель, как эффективность. При этом, во-первых, из всех анализируемых нами отраслей наибольшее влияние наблюдается в металлургическом производству и производстве готовых металлических изделий как по средним, так ипомалымпредпри- ятиям за весь анализируемый период. Во-вторых, по всем анализируемым отраслям (включая как малые, так и средние предприятия) необходимо
отметить снижение влияния данного фактора на показатель успешности в 2014—2015 гг. При этом наибольшее снижение влияния отмечено по малым предприятиям (коэффициент детерминации R2 в среднем колеблется в диапазоне 0,4—0,5).

Таким образом, анализ, представленный в настоящем исследовании, базируется на авторской методике анализа влияния факторов внешней среды (налоговой нагрузки) на один из показателей успешности предприятий (рентабельность операционной прибыли). В последующем новые исследования повлекут за собой представление аналогичных выводов и рекомендаций для всех отраслей российской экономики, но уже на основе разработанной интегральной оценки успешности малых и средних предприятий. Это, в свою очередь, позволит представителям государственной власти применять их в процессе разработки программ государственной поддержки, а субъектам малого и среднего предпринимательства — в процессе принятия управленческих решений.

Список литературы

1. Бархатов, В. И. Взаимодействие государства с малым и средним бизнесом: налоговый аспект /
B. И. Бархатов, И. А. Белова // Экон. возрождение России. — 2016. — № 1 (47). — C. 160—166.
2. Бархатов, В. И. Природа и противоречия успешности малого и среднего бизнеса в современной экономике / В. И. Бархатов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 21 (350). Экономика. Вып. 47. —
C. 8—14.
3. Бархатов, В. И. Успешность бизнеса как операциональное понятие для управленческой деятельности / В. И. Бархатов, Д. А. Плетнев // Управленческие науки в современном мире : сб. докл. науч. конф. : в 2 т. — СПб. : Реал. экономика, 2015. — Т. 1. — С. 11—14.
4. Николаева, Е. В. Институциональные факторы успешности предприятий среднего бизнеса в Челябинской области / Е. В. Николаева, И. А. Белова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 21 (350). Экономика. Вып. 47. — C. 159—176.
5. Белова, И. А. Развитие инфраструктуры государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в России / И. А. Белова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2016. — № 6 (388). Экон. науки. Вып. 53. — C. 77—85.
6. Белова, И. А. Налоговая нагрузка как фактор успешности предприятий среднего бизнеса Тюменской области / И. А. Белова // Наука XXI века: проблемы, поиски, решения : материалы XXXIX науч.- практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечеств. войне (Миасс, 24 апр. 2015 г.). — Миасс : Геотур, 2015. — С. 77—83.
7. Белова, И. А. Налоговые льготы для малого и среднего бизнеса как внешний фактор их успешности / И. А. Белова // Инновационная экономика и промышленная политика региона (Экопром-2015) : тр. междунар. науч.-практ. конф., 8—10 окт. 2015 г. — СПб. : Изд-во Политехи. ун-та, 2015. — С. 472—479.
8. Кудрявцева, Т. А. Программы поддержки малого бизнеса через систему кредитования / Т. А. Кудрявцева // Современное развитие малого бизнеса : материалы III Всерос. проф. конф. с междунар. участием. — Челябинск, 2015. — С. 150—152.
9. Модель успешного предприятия малого и среднего бизнеса в России / В. И. Бархатов, Д. А. Плетнев, Е. В. Николаева [и др.] ; под ред. В. И. Бархатова, Д. А. Плетнева. — М. : Перо, 2016. — 320 с.
10. Николаева, Е. В. Влияние трансакционных издержек на успешность предприятий малого и среднего бизнеса в российских регионах / Е. В. Николаева // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2015. — № 18 (373). Экономика. Вып. 51. — С. 140—148.
11. Николаева, Е. В. Трансакционные издержки и налоговая нагрузка как факторы успешности среднего бизнеса Челябинской области [Электронный ресурс] / Е. В. Николаева, И. А. Белова // Стратегии бизнеса : электрон. науч.-экон. журн. — 2014. — № 4 (6). — URL: http://www.strategybusiness.ru/index. php/jour/article/view/121/116 (дата обращения 20.01.2017).
12. Плетнев, Д. А. Взаимосвязь успешности малого и среднего бизнеса в России и социальной ответственности его руководителей / Д. А. Плетнев // Институциональная трансформация экономики: российский вектор новой индустриализации : материалы IV Междунар. науч. конф. : в 2 ч. Ч. 1 — Омск, 2015. — С. 492—497.
13. Плетнев, Д. А. Три измерения успешности малого и среднего бизнеса в России / Д. А. Плетнев, В. И. Бархатов // Стратегическое планирование и развитие предприятий : материалы симп., Москва, 14—15 апр. 2015 г. Секция 1. — М., 2015. — С. 25—27.
14. Природа, факторы и измерение успешности предприятий малого и среднего бизнеса в России / под общ. ред. В. И. Бархатова, Д. А. Плетнева. — М. : Перо, 2015. — 302 с. — (Электронная книга).
15. Филиппова, И. Н. Проблемы и перспективы малого бизнеса в условиях изменений налогового законодательства / И. Н. Филиппова // Современное развитие малого бизнеса : материалы III Всерос. проф. конф. с междунар. участием. — Челябинск, 2015. — С. 110—111.
16. Dwenger, N. Sharing the burden: Empirical evidence on corporate tax incidence / N. Dwenger, P. Rat- tenhuber, V. Steiner // School of Business & Economics. — 2011. — Vol. 19.
17. Hansford, A. Tax compliance costs for small and medium sized enterprises: the case of the UK / A. Hansford, J. Hasseldine // eJ. of Tax Research. — 2012. — Vol. 10, no. 2. — P. 288—303.
18. Taxation and small firms: creating incentives for the reinvestment of profits / F. Chittenden, P. Poutziouris, N. Michaelas, T. Watts // Environment and Planning C: Government and Policy. — 1999. — Vol. 17. — P. 271—286.

Вестник Челябинского государственного университета.
2017. № 2 (398). Экономические науки. Вып. 56. С. 98—108.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 25

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code