ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРАВ И СВОБОД В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

В.В.Пучкова, канд. юрид. наук

Аннотация. Цель статьи – проанализировать обеспечение и реализацию прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья посредством государственной политики. В статье анализируются развитие законодательного регулирования системы здравоохранения и проблемы конституционно-правового регулирования права граждан на охрану здоровья. Автор делает вывод, что правовая система государства обязана обеспечивать соблюдение норм, регулирующих вопросы реализации каждым человеком конституционного права на охрану здоровья.

Ключевые слова: политика государства, охрана здоровья, ответственность, права человека, законодательное регулирование.

 

В Конституции Российской Федерации закреплено одно из основных прав человека – право на охрану здоровья и медицинскую помощь . Здоровье человека является высочайшей ценностью, поэтому официальное признание такого права и закрепление его в Основном законе Российской Федерации – Конституции свидетельствует о развитии государства как демократического и правового. Однако политика государства, которое считается правовым, должна быть направлена на реальное обеспечение основных прав и свобод человека. Именно обеспечение и реализация прав и свобод человека и гражданина являются основной задачей государства. В действительности эта задача государством выполняется неэффективно, несмотря на принятие множества законов и нормативных правовых актов в сфере здравоохранения. Причин неэффективного решения этой задачи несколько. Например, уровень демократии определяется обеспечением прав и свобод в сфере охраны здоровья, развитие которого зависит от многих существенных факторов. Для реализации прав и свобод, их защиты и обеспечения необходимо создание эффективного социально-юридического механизма. Социально-юридический механизм реализации права граждан на охрану здоровья должен предусматривать гарантии их обеспечения и защиты, на создание которого должна быть направлена политика государства.

В Конституции РФ закреплено положение приоритета прав человека по отношению к государству, содержатся основные права и свободы человека, которые конкретизируются в иных законодательных актах и определяются категориями справедливости, свободы, равенства, демократизма, милосердия. Конституционное право граждан на охрану здоровья нашло отражение в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где конкретизируются основные аспекты данного права, например право на медицинскую помощь . В связи с этим возникает интерес к исследованию правовой природы конституционного права граждан на охрану здоровья, имеющий теоретический и практический характер проблемы обеспечения и реализации данного права.

Гарантом реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь является государство в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основной закон России – Конституция РФ, а гарантом Конституции является Президент РФ. В сфере охраны здоровья все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать принципам и нормам международного права. В связи с этим деятельность государства должна быть направлена на реализацию прав и свобод в сфере охраны здоровья. Это одно из важнейших его полномочий. Над глобальным значением реализации права граждан на охрану здоровья работает Всемирная организация здравоохранения, деятельность которой направлена на защиту прав и свобод человека в сфере охраны здоровья от преступных посягательств на здоровье человека. В случае нарушения права на охрану здоровья появляется необходимость в его защите, которая осуществляется путем наказания виновных. При этом при привлечении виновных к ответственности следует учитывать наличие вины и наличие причинно-следственной связи между неправомерным деянием и неблагоприятными последствиями, возникающими в результате причинения вреда здоровью.

Развитие законодательного регулирования системы здравоохранения зависит от решения многих глобальных проблем на государственном уровне. Среди проблем можно выделить дублирование федеральных законов и других нормативных правовых актов на местах. Развитие законодательного регулирования системы здравоохранения должно быть направлено на устранение практики дублирования региональными законами федеральных законов по аналогичным предметам регулирования, так как данный факт негативно влияет на правовое регулирование данной сферы, тем самым создает коллизии. Для решения этой проблемы необходимо более четко определить нормативную модель института, в которой было бы вычленено содержание федерального уровня регулирования по предмету совместного ведения, а также «оставшийся» предмет регионального регулирования.

На современном этапе органами государственной власти, обладающими законодательными полномочиями, применяются два направления развития законодательства об охране здоровья граждан. Это внесение изменений и дополнений в законодательные акты и принятие новых федеральных законов. Однако этого недостаточно, чтобы полностью исключить существующие пробелы и противоречия в законодательных актах одной или смежных отраслей законодательства, а также и внутри одного акта. Кроме того, совершенствованию правового регулирования на законодательном уровне будет способствовать информированность граждан нашей страны.

Главная цель конституционно-правового регулирования заключается в поддержании системы здравоохранения в сбалансированном состоянии. Это достигается путем закрепления в Конституции принципов регулирования отношений между медицинскими работниками и пациентами, между медицинскими организациями, органами управления, их должностными лицами и пациентами (населением).

В сфере системы здравоохранения выявлены проблемы конституционно-правового регулирования, которые выражаются в том, что в настоящее время институт ответственности государства развит слабо. Это является основной проблемой, которая выражается в слабом материальном обеспечении и несовершенстве законодательной базы. Решение этой проблемы зависит от усиления ответственности государства в лице его органов, которая должна наступать за нарушение конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь .

Нарушение права на охрану здоровья требует восстановления и защиты со стороны государства. В этом случае восстановление в правах может осуществляться как в отношении субъектов, права которых нарушены, так и тех, кто их нарушил. При причинении вреда восстановление прав будет связано с возмещением убытков, а при нарушении прав граждан применяется наказание виновных. Обе формы восстановления затронутого права взаимосвязаны законодательными нормами. При этом должны разрабатываться и функционировать мероприятия юридической ответственности. Эти мероприятия должны применяться в установленном законом порядке. Необходимость повышения ответственности органов государственной власти и их должностных лиц за несоблюдение и нарушение законодательства возникает в связи с несоблюдением норм закона в сфере охраны здоровья. Для этого при конституционно-правовом регулировании права граждан на охрану здоровья государство должно применять действенные механизмы, избегая действий по затягиванию процесса реализации такого права, исключая самоуправство и беззаконность своих действий или бездействия.

Злоупотребление государства своей властью в лице его органов и должностных лиц можно устранить путем принятия соответствующих правовых актов, направленных на привлечение к ответственности должностных лиц органов государственной власти в случае совершения неправомерных действий или, наоборот, за отказ от совершения действий по обеспечению и охране прав граждан в сфере здравоохранения. Также ответственность должна быть предусмотрена для организаций и медицинских работников, осуществляющих медицинскую деятельность и не оказывающих медицинскую помощь надлежащего качества, а также за другие правонарушения в сфере здравоохранения. Именно такой подход будет способствовать результативной реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Для эффективного конституционно-правового регулирования реализации данного права необходимо на государственном уровне осуществлять контрольные функции за деятельностью должностных лиц всех органов власти, учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность, за деятельностью врачей по обеспечению права каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Поэтому на современном этапе развития общества возникает необходимость конкретизации мер ответственности в отношении должностных лиц органов государственной власти, лечебных учреждений и врачей на законодательном уровне.

Таким образом государственная политика в сфере охраны здоровья граждан должна быть направлена:
• на реализацию конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, и разработку действенных механизмов;
• на социальную, правовую защиту граждан в области охраны здоровья, создание более благоприятных условий для обеспечения эффективной профилактики, выявления и лечения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья граждан;
• на обеспечение населения лекарственными средствами отечественного производства;
• на обеспечение в первоочередном порядке выпуска медицинской продукции для диагностики и лечения, распространенных и социально значимых заболеваний, для лечения лиц с ограниченными возможностями, для детей в интернатах, пенсионеров, для охраны здоровья матери и ребенка по перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;
• на формирование эффективной системы обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой лечебно-профилактических учреждений и населения;
• на разработку эффективного механизма привлечения финансовых средств коммерческих банков и других внебюджетных источников на развитие медицинской промышленности;
• на обеспечение развития малых отечественных предприятий в медицинской промышленности;
• на совершенствование системы мер по привлечению на конкурсной основе инвестиций в развитие медицинской промышленности;
• на стимулирование лизинга для оснащения предприятий отрасли технологическим оборудованием и приборами;
• на реформирование и реструктуризацию предприятий, научных и проектно-конструкторских организаций в медицинской отечественной промышленности;
• на создание современной системы организационно- экономического и информационно-аналитического обеспечения в сфере производства и реализации лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения, а также в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
• на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение и строительство новых предприятий на базе прогрессивных технологий за счет всех источников финансирования;
• на развитие производства субстанций лекарственных средств;
• на развитие инфраструктуры, направленной на охрану окружающей среды, на действующих предприятиях медицинской промышленности;
• на создание дополнительных рабочих мест за счет обеспечения ввода новых производственных мощностей;
• на перепрофилирование ряда устаревших производств на выпуск новых, более эффективных видов медицинской продукции, внедрение новых и усовершенствованных технологических процессов, оборудования и средств автоматизации;
• на разработку нормативно-правового и метрологического обеспечения медицинской промышленности.

Для изменения сложившейся ситуации возникла необходимость корректировки направлений и целей государственной политики в области производства лекарственных средств и медицинских изделий в сторону усиления роли локальных производителей на внутреннем рынке, обеспечения разработки инновационной продукции и подготовки кадров для современных производств. Политика государства в сфере здравоохранения должна быть направлена на обеспечение возможности реального получения высококвалифицированной медицинской помощи всеми слоями населения независимо от места их проживания.

Библиографический список

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) / Российская газета. 2009. 21 янв. № 7.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» / Российская газета. 2011. 23 нояб. № 5639.
3. Пучкова В.В. Проблемы реализации института ответственности государства в сфере охраны здоровья // Проблемы права. 2012. № 5.
4. http://www.pravo.gov.ru
5. СПС КонсультантПлюс

Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 4 (63) 2017

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 19

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code