К ВОПРОСУ О БАНКРОТСТВЕ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ

В.В.Лукьяненкова, канд. юрид. наук

Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки банкротства управляющих компаний, анализируются факторы и причины банкротства управляющих компаний. Автор предлагает комплекс мер по предотвращению банкротства управляющих компаний.

Ключевые слова: банкротство, управляющая компания, проблемы банкротства, неплатежеспособность, недостаточность имущества.

 

Деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства вызывает интерес большинства населения, так как от ее результативности зависит жизнеобеспечение любого населенного пункта. Прекращение подачи основных коммунальных ресурсов (воды, тепла, электроэнергии т.п.) может привести к самым катастрофическим последствиям. Поэтому эффективное управление эксплуатацией жилищного фонда призвано обеспечить безопасные и комфортные условия проживания.

Российское жилищное законодательство в настоящее время содержит нормы, предусматривающие способы управления многоквартирным домом, которые должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. К числу таких способов относится непосредственное управление, создание товарищества собственников жилых помещений, а также заключение договора с управляющими компаниями. Последний способ наиболее часто встречается в практике. К настоящему времени накоплен не только значительный опыт функционирования данных организаций, но и обширная практика их банкротств.

Многие исследователи указывают на необходимость отнесения предприятий жилищно-коммунального хозяйства к особой категории должников .

Деятельность управляющей компании представляет собой вариант предпринимательской деятельности. Как определяет Гражданский кодекс РФ – предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2) .

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. № 75 установлено, что в качестве управляющей компании могут выступать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели .

Вследствие этого управляющая организация – это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют управление многоквартирным домом.

Жилищное законодательство определяет, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом .

Как было уже сказано ранее, управляющая компания является полноценной коммерческой структурой, которая стремится к приумножению прибыли и покрывает свои убытки. Следовательно, все финансовые риски, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, возлагаются в полном объеме на управляющую компанию. Следует отметить отсутствие специального законодательства, регламентирующего порядок признания банкротом управляющей компании. В силу этого анализ основных причин банкротства данных организаций целесообразно начать с указания на критерии банкротства юридических лиц в целом, регламентированные Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно п. 2 ст. 3 указанного закона юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Таким образом одними из основных критериев банкротства управляющей компании должны являться неплатежеспособность, под которой понимается прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств, также недостаточность имущества – превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника (ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Любая управляющая компания подвержена финансовым рискам, имеющим различный причинный характер. В их числе можно назвать недостаточный уровень компетенции руководящего состава организации, возможное сотрудничество с недобросовестными партнерами и самое очевидное – неплатежеспособность жильцов дома. Все это в совокупности или каждый негативный фактор в отдельности может инициировать банкротство управляющей компании, работающей в сфере жилищно-коммунальных услуг.

Следует иметь в виду, что банкротство управляющей компании может иметь несколько разновидностей, имеющих различные причины. Реальное банкротство вызвано неспособностью продолжения ведения хозяйственной деятельности, невозможностью оплачивать накопленные долговые обязательства, т.е. управляющая компания признается неплатежеспособной, при этом капитал компании практически исчерпывается и организация проходит процедуру банкротства.

Техническое банкротство вызвано ситуацией, когда у компании преобладает дебиторская задолженность. При этом активы, которыми располагает управляющая компания, превышают ее кредиторскую задолженность. В таких условиях процедура банкротства в отношении управляющей компании инициируется крайне редко. Намного чаще это приводит к введению антикризисных мер и выработке правильного антикризисного управления.

Наконец, фиктивное банкротство инициируется в целях введения в заблуждение кредитора с намерением отсрочить обязательные платежи и долговые выплаты.

В целом предпосылки к объявлению банкротства как результата неэффективной работы управляющей компании можно объяснить сразу несколькими факторами, которые включают в себя как внешние проблемы общего характера, так и внутренние неразрешенные вопросы. В частности, если рассматривать внешние проблемные источники, влияющие на результативность работы управляющей компании, следует упомянуть общее плачевное состояние сферы жилищно- коммунальных услуг в России и, как следствие, это влияние на конкретную управляющую компанию.

Внутренние негативные факторы связаны с недостаточной компетентностью аппарата управления, который принимает непродуманные административные решения. Однако же основной проблемой большей части управляющих компаний, демонстрирующих неэффективную работу, является высокий уровень дебиторской задолженности перед предприятиями, осуществляющими поставку ресурсов (ресурсоснаб- жающими организациями).

Можно выделить основные причины возникновения дебиторской задолженности у управляющих компаний, что вызвано специфической сферой деятельности. Так достаточно распространенным является некорректное определение нормативов потребления холодной воды. В случае оплаты израсходованной потребителем воды не по счетчику, а по установленным нормам, зачастую принятые нормативы значительно не совпадают с фактическими показаниями, что объясняется, в первую очередь, высоким уровнем износа сантехнического оборудования, а также проживанием на жилой площади незарегистрированных жильцов.

Аналогичная ситуация складывается и с исчислением нормативов теплоснабжения. Возможные резкие похолодания в зимний период и низкий уровень теплоизоляции домов, построенных еще по старым технологиям, выливаются в увеличенное фактическое потребление тепла. При этом разница между фактически потребленным теплом и оплаченным по тарифу ложится на управляющую компанию.

В реальности не все жильцы своевременно оплачивают коммунальные услуги, а на управляющей организации лежит обязанность по осуществлению этой недоплаты, как правило, источником таких средств выступают другие статьи расходов, в частности, содержание дома. По данным статистики, практически нигде в мире нет 100 % сборов. В России ежемесячно управляющие компании недополучают от жильцов от 2 до 20 % платежей. Однако существуют регионы, где недоплата достигает 40 % .

Адресные субсидии, предоставляемые государством для малообеспеченных граждан, могут снизить уровень недоимки. К сожалению, в этом можно усмотреть и вину управляющих компаний, которые не оказывают правовую помощь этим слоям населения, хотя и имеют материальную заинтересованность в положительном решении вопроса

Кроме этого, управляющие компании часто являются объектами лицензионных проверок, следствием чего даже незначительное нарушение может привести к возбуждению дела об административных нарушениях и наложению административного штрафа. Подобное развитие ситуации, и особенно в отопительный период, может оказать значительное негативное влияние на положение управляющей компании.

Безусловно, не все описанные причины могут привести к единственно возможному варианту – банкротству управляющей компании. Более того, зачастую данная процедура будет абсолютна невыгодна главному инициатору этой процедуры – ресурсоснабжающей организации. Если доход управляющей компании в большинстве представляет собой платежи собственников и нанимателей, а сама управляющая компания, как правило, не имеет ликвидного недвижимого имущества, то в результате объявления банкротства управляющей компании организация, поставляющая коммунальные ресурсы, не сможет получить требуемую сумму накопленного долга. Кроме того, долги управляющей компании, которая прошла процедуру банкротства, не переходят к новой управляющей компании .

Таким образом процедура банкротства может стать неизбежным продолжением неэффективной деятельности управляющей компании, однако необходимо рассматривать данный процесс как крайнюю меру разрешения сложившейся ситуации, устанавливая виновных лиц, так как это может привести к нарушению интересов как кредиторов управляющих компаний, так и самих собственников жилых помещений, заключивших договор управления многоквартирным домом.

Считаем целесообразным поддержать комплекс мер по предотвращению банкротства управляющих компаний за счет увеличения финансовой поддержки, которая может быть достигнута за счет развития кредитно-финансовых механизмов и внедрения новых финансовых технологий; создания действенных механизмов по взысканию просроченной задолженности населения за оказанные жилищно- коммунальные услуги; совершенствования нормативно-правовой базы, а именно снижения налогового бремени малых предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства за счет предоставления различных льгот и сокращения административных барьеров.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188- ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 14.
3. Постановление Правительства РФ от 6.02.2006 № 75 (ред. от 4.03.2015) «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» // Российская газета. 2006. № 37.
4. Иваненко Л.В., Солодова Е.П. Приоритетные направления деятельности субъектов малого предпринимательства в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг в Самарском регионе // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2014. № 4 (115).
5. Ткачев В.Н. Теоретические и практические проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) особых категорий субъектов конкурсного права: Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. – М., 2008.
6. Ряховская А.Н. Усиление регулирующей функции государства в сфере ЖКХ: целесообразность и необходимость // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2013. № 4.

Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 4 (63) 2017

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 35

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code