ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В КАЗАХСТАНЕ

Е.Т.Джарлыкасымов

Аннотация. В статье выделены сущностные признаки правовой культуры, проанализирован уровень развития правовой культуры ка- захстанцев; определены основные направления, принципы и организационно-правовые меры повышения правовой политики государства.

Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правосознание, правовая пропаганда, юридическое образование.

 

Фундаментальную основу правосознания составляют идеи права и порядка. Сама структура правосознания представляет собой совокупность парадигм, представляющих «интеллектуальные и духовные матрицы» постижения реальности, единства интеллектуального и чувственного восприятия окружающего мира. Не зная основных принципов функционирования и структуры правовой системы, основ действующего законодательства, граждане не могут осуществлять свои права и защищать свои интересы. Таким образом, правосознание является необходимым элементом правовой культуры, т.е. степени восприятия и осознания правовой информации, выраженной в понятиях, суждениях, представлениях и взглядах о праве, его институтах и уч- реждениях . Центральным звеном правовой культуры является правовое знание, уровень которого позволяет понять масштабы и характер его развития.

Высокий уровень правовой культуры предполагает позитивное и реалистичное отношение к праву и правовым явлениям, осознание социальной значимости правопорядка, уважительное отношение к правам другого человека, привычку законного поведения и гражданско- правовую деятельность Напротив, показателями низкой правовой культуры являются отрицание или преувеличение роли права в жизни общества, неуважение к закону и правам человека, систематические нарушения действующего законодательства гражданами и должностными лицами .

Правовая культура всегда основана на определенной исторической традиции, ей присуща преемственность. Традиционно правовой культуре Казахстана присуще устойчивое представление о государстве как высшей ценности, вследствие чего личности традиционно отводится подчиненное положение. Специфической чертой правовой традиции можно считать и коллективизм, обусловленный общинным характером культуры казахского народа. Для Казахстана на протяжении всей истории всегда свойственно коллективное, родовое (общинное) бытие человека, не отделявшего себя от своего сообщества. Вместе с тем конец ХХ в. стал большим испытанием для духовного мира казахстан- цев. В «мире духа» почти каждый казахстанец чувствовал себя частью общества идеи, гармонично развитым человеком, имеющим стабильное будущее и все возможности для собственного развития. Этот мир в одночасье рухнул. На смену ему пришел «мир вещей», Казахстан в ходе реформ постепенно стал частью потребительского общества, который основан на проявлении практического эгоизма и индивидуализма.

Произошедшая трансформация социальной системы Казахстана требует как научной концептуальной интерпретации, так и оформления новой ценности и семантической идентификации государства и общества. Эти изменения являются в настоящее время уже состоявшимся общественно-политическим фактом, и их нельзя игнорировать. Сегодня в Казахстане реализуются основные ценности, принципы и нормы современных демократических цивилизованных правовых систем, которые, по мнению руководителей государства, способны при разумном подходе создать условия для гражданской идентификации и истинной гражданской самореализации. Эти принципы и нормы закреплены в Конституции Республики Казахстан, в рамках конституционного, гражданского и других отраслей права.

Основой новой правовой идеологии является преамбула Основного закона Республики Казахстан, которая устанавливает конституционный статус человека и гражданина, всего народа как источника государственной власти и социальной базы государства. Народ в Конституции Республики Казахстан понимается как «целостное социально- политическое явление, включающее все национальные группы» .

Люди не делятся на национальные группы, социальные слои и классы, что очень важно для сохранения мира и единства в обществе. Таким образом, Конституция признает государство социальным, т. е. в нем не отдается преимуществ и предпочтений никому ни в чем за счет дискриминации других. Признание казахского языка государственным не может считаться привилегией, так как это естественное право казахского народа. Если бы родной язык коренного населения Казахстана не имел статуса государственного, то это было бы нарушением его естественных прав. Вся правовая идеология Казахстана основывается на признании народа творцом Конституции. В Конституции РК 1995 г. этот статус закреплен особо. Основной закон начинается словами: «Мы – народ Казахстана <….> Мы принимаем эту Конституцию» . Именно Конституцией народом Казахстана установлено государство, определены формы его правления и структуры, основы социально- экономической системы, закреплен в приоритете статус человека и гражданина, установлено идеологическое многообразие, запрещены создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение унитарности государства, подрыв безопасности Республики Казахстан. Национальная идеология, в том числе и правовая, должна отражать систему идей и ценностей суверенного Казахстана. Главной целью национальной идеологии является превращение многонационального населения Казахстана в единое государство, которое связано единой историко-культурной традицией прошлого, общим процветанием Казахстана в будущем. Однако все эти постулаты закреплены на бумаге и в сердцах создателей. А как обстоят дела на самом деле?

Основываясь на результатах существующих исследований правовой культуры Казахстана, ее пока можно охарактеризовать как среднюю. Довольно значительная часть населения затрудняется определить, что они вкладывают в понятие правовой культуры. Исследователи отмечают слабую ориентацию в нормах законодательства особенно среди сельских жителей . Более высокий результат показывают студенты вузов. Так, результаты социологического опроса среди студентов неюридических вузов показали следующее: студенты понимают правовую культуру прежде всего, как культуру взаимодействия, основанную на ценностях и нормах поведения, принятых в обществе. На это указали 38,9 % респондентов. Некоторые из студентов дали другие определения: 25,8 % респондентов считают, что правовая культура – это комплексное понятие, включающее правовые знания, ценности, а также формы личного поведения; для 16 % респондентов правовая культура ассоциируется с определенными формами взаимодействия, основанными на соблюдении законов, имеющихся в обществе; 9,8 % опрошенных сводят ее к принятию личности правовых знаний, норм, ценностей; 5,8 % опрошенных студентов отмечают, что это не более чем правовые знания и 7,2 % – правовые нормы . Таким образом, мы видим, что студенты в понимание правовой культуры вкладывают как образовательные аспекты, так и ее нормативно- аксиологическую составляющую.

Стратегия формирования правовой культуры личности в современном Казахстане должна основываться на ряде принципов, основными из которых должны, на наш взгляд, стать неразрывные связи между формированием общей культуры личности и собственно правовой культурой, включающей на уровне членов общества развитый гуманизм как уважение человеческого достоинства; реализм; гибкость и адаптивность к специфике развития общества; на уровне государства – минимизацию применения принудительных мер.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что основными источниками информации о правовых знаниях являются образовательные учреждения, средства массовой информации, включая электронные СМИ и, конечно же, правоохранительные органы. Однако, к сожалению, реальность такова, что интернет, особенно его «мусорная часть», стал сегодня для многих молодых казахстанцев основным источником получения правовых знаний, что не способствует повышению их правовой культуры . Таким образом, возник разрыв между необходимостью повышения качества правовых знаний и ограниченными возможностями государства делать это в организованных формах.

Отсюда неотъемлемой частью правовой политики Казахстана должна стать всесторонняя поддержка научной и образовательной деятельности, т.е. необходимо поднимать престиж высшей и средней школы как главных распространителей правовых знаний среди молодежи. Помимо этого, необходимо продолжить работу по повышению правовой грамотности граждан, в том числе среди государственных служащих. Надо расширять объем и повышать качество правовой пропаганды через средства массовой информации, включая интернет- ресурсы, активизировать научные исследования по актуальным проблемам законодательства и право применения, особенно в тех отраслях права, которые наиболее востребованы в повседневной жизни граждан.

Одним из вопросов, тесно связанных с организационно-правовыми мерами, являются вопросы подготовки разно профильных специалистов в области права. Обществу и государству нужны юридические кадры новой формации, патриотично настроенные и ориентированные на защиту прав и свобод человека и гражданина, интересы общества и государства. Именно такой подход должен лежать в основе системы юридического образования . Считаем, что образовательная реформа должна быть направлена на изменение правового образования в целом. Это не только необходимость более строгого мониторинга деятельности юридических вузов, но и изменение самой системы правового обучения, ориентированного в основном на изучение теории, но не на постижение практики. Вместе с тем сегодня, как никогда, актуально усиление именно практической направленности учебных курсов вузов, включение в образовательную программу обязательной стажировки студентов в прокуратуре, таможенных и налоговых органах, адвокатуре, судебной системе. В медицинских школах студенты с третьего курса обучаются непосредственно в клиниках и больницах, осваивая на практике полученные там теоретические знания. Может, этот подход пора вводить и в юридические вузы?

Для повышения уровня правовой культуры в Казахстане необходимо осуществить комплексные меры, результаты которых будут соответствовать требованиям современной политики в области демократизации всего государства и общества, к таким мерам относятся:
• повышение качества подготовки специалистов, совершенствование законодательства и его публичное освещение;
• постоянный мониторинг деятельности государственных органов в правовой сфере, развитие судебных органов, повышение уровня профессионализма среди государственных служащих;
• создание условий для целенаправленной политики государства в сфере популяризации правовых знаний, включая разработку в вузах программ специализированных дисциплин по методике правовой пропаганды среди населения;
• государственная поддержка научных исследований в правовой сфере при одновременном сокращении разрыва между научными достижениями и их практическим применением. Это означает, что все результаты исследований должны быть доступны для широкой общественности, опубликованы в монографиях и выпущены в свободную продажу. Для органов же государственной власти результаты должны быть помещены в специализированных периодических изданиях, чтобы чиновники были в курсе новейших научных разработок по той или иной проблеме в области права и при составлении государственных программ могли опираться на результаты научных исследований;
• развитие и поддержка на государственном уровне системы общественных организаций в сфере защиты прав и свобод человека.

Важнейшей задачей Республики Казахстан и ее правовой системы должно стать целенаправленное повышение уровня правовой культуры и формирование ее содержания в рамках единой государственной стратегии.

Таким образом, завершая рассмотрение вопроса, подведем итоги:

1. Правовая культура – это особое системное социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние личности и общества. Правовая культура не только обеспечивает и характеризует правоохранительную деятельность, но и содержит некоторые политические и правовые требования, адресованные гражданам, сохраняет и систематически обновляет образцы и идеалы должного поведения, хранит и систематически обновляет образцы и идеалы должного поведения, подлинного авторитета и исполнения закона.

2. Важнейшим показателем правовой культуры гражданина является не только знание его прав и свобод, но и умение их реализовывать, защищать в случае их нарушения и нести ответственность за свои действия и устремления. В Казахстане сегодня правовая культура гражданского общества нуждается в систематизации накопленного опыта и стимулировании дальнейшего развития.

3. Процесс формирования правовой культуры является сложным и длительным процессом, который затрагивает абсолютно все аспекты общественной жизни. Основными элементами и средствами его формирования являются: повсеместное развитие правовых знаний среди населения; широкомасштабная пропаганда права и правовой культуры; развитие правовой науки и применение ее научных результатов на практике; совершенствование системы нормативных правовых актов.

Библиографический список

1. Жигулин А.А. Понятие правовой культуры и ее сущностные характеристики [Текст] // Научно-исследовательские публикации. 2013. № 2.
2. Конституция Республики Казахстан 30 августа 1995 г. (В ред. Закона РК от 10 марта 2017 г.) [Текст] // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1996. № 4. Ст. 217.
3. Темирбеков Ж.Р. Правовая культура студентов Казахстана в современных условиях: социологическое исследование [Текст] / Ж.Р. Темирбеков // Вестник КРСУ. 2016. Т. 16. С. 24-32.
4. Червяковский А.В. Актуальные проблемы правового информирования [Текст] / Вестник Омского университета. 2009. № 4 (21).
5. Ахметов А. С. Правовая культура и гражданское общество в Казахстане [Текст]: Монография. – Павлодар: НИЦ ПГПИ, 2014.
6. Указ Президента РК «О концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 гг.» от 24 августа 2009 г. № 858 [Электронный ресурс].

Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 1 (64) 2018

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Просмотров: 20

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code