НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕНТНОГО МЕХАНИЗМА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

А.Ф.Сагитова

В настоящее время механизм рентных отношений в экономике России является несовершенным, поскольку не может разрешить противоречия между субъектами рентных отношений. Прежде всего это связано с недостаточным развитием теоретических подходов, направленных на корректировку регуляторов рентного механизма на основе принципа согласования экономических интересов. В статье рассмотрены противоречия между субъектами рентных отношений в экономике России на примере земельной ренты. Автор предлагает направления совершенствования механизма рентных отношений в экономике России. Исследование показало, что рассмотренные противоречия между субъектами рентных отношений чаще всего носят разрешимый характер, связанный с удовлетворением интересов всех социальных групп. Разрешение противоречий между субъектами рентных отношений предполагает формирование устойчивой институциональной среды и инжиниринг экономических регуляторов на рентной основе в рентообразующих отраслях экономики в соответствии с функциональной ролью рентного механизма.

Ключевые слова: рента, рентные отношения.

 

Основным элементом в системе экономических интересов субъектов рентных отношений в экономике России является соотнесение частных и общественных интересов. Рассмотрев различные точки зрения по поводу интереса, а также на иерархию частных и общественных интересов, можно выделить существование двух методологических подходов. Первый подход отражает приоритет частного интереса и выражается в методологии индивидуализма. Второй подход рассматривает личность как производную общественного интереса. Несмотря на то что некоторые точки зрения расходятся, исследователи единодушно пришли к тому, что частный интерес и общественный интерес неразделимы, в противном случае возможна полная трансформация самой модели социально-экономических отношений.

Автор в своем исследовании выделяет проблемы, возникающие в процессе реализации механизма рентных отношений в экономике России, в связи с этим поставлена цель исследования — выявить направления совершенствования механизма рентных отношений в экономике России.

Исследуя рентные отношениях в экономике России, можно сделать следующий вывод: в случае если экономические отношения опираются на неформальные институты в условиях неспецифи- цированных прав собственности, то есть преобладания общественных форм собственности на природные ресурсы, присвоение природной ренты осуществляется на основе не деперсонифициро- ванного рыночного института ренты, а с использованием квазирыночных способов, связанных с реализацией экономических интересов одних субъектов рентных отношений за счет других.

С помощью исследования рентных отношений в современной экономике России можно сделать вывод о существенных проблемах в урегулировании экономических интересов между субъектами рентных отношений. Эти трудности вытекают из недостаточного обоснования имеющихся теоретических подходов, направленных на корректировку регуляторов механизма рентных отношений в экономике России на основе принципа согласования экономических интересов [12].

Рассмотрим пути разрешения противоречий между субъектами рентных отношений в экономике России на основе корректировки экономических регуляторов рентного механизма.

1. Противоречие между арендаторами рентного ресурса и собственниками этого ресурса заключается в том, что в условиях институци- онализации часть рентного дохода получает не собственник, а пользователь рентного ресурса. Аналогичная ситуация складывается во многих рентообразующих отраслях, таких как сельскохозяйственная, лесная, минерально-сырьевой комплекс и т. д.

Если рассматривать сельское хозяйство, то разрешение противоречий между арендатором земли и арендодателем по поводу установления размеров арендной платы за землю связано, во- первых, с дальнейшей спецификацией прав собственности на рентные ресурсы как условием
нормального гражданского оборота земельных участков (в сельском хозяйстве прежде всего это минимизация трансакционных издержек, в том числе компенсация издержек судебно-межевого производства) [7].

Во-вторых, развитие рентных отношений в плане долгосрочного использования рентных ресурсов в сельскохозяйственных и других рентообра- зующих отраслях законодательно регулирует не только максимальные, но и минимальные сроки арендной сделки, включая аренду с правом наследования и выкупа рентного ресурса, в частности на неиспользуемых земельных угодьях. Большое внимание здесь уделяется также нормированию уровня арендной платы на основе государственных стандартов.

Рассмотрев особенности арендных отношений в развитых странах, можно сделать вывод о том, что рынок аренды земель сельскохозяйственного назначения является объектом государственного регулирования, поэтому величина арендной платы и условия землепользования редко определяются рыночными отношениями, что отражено в таблице.

2. Разрешение противоречия между арендатором земли и наемными рабочими по поводу установления размеров заработной платы требует от государства реализации стратегии комплексного развития территорий (инфраструктура, альтернативная занятость) на основе программ импортоза- мещения и дальнейшего продвижения продукции на мировые рынки.

Кроме того, необходима финансовая и институциональная поддержка государством организационных форм предпринимательства в ренто- образующих отраслях, прежде всего в сельском хозяйстве, объединяющих, во-первых, собственников (владельцев) рентных ресурсов и работников в одном лице и, во-вторых, малые хозяйственные формы и крупный бизнес (например, производственно-потребительская кооперация на частно-государственной логистической основе).

Основные характеристики аренды сельскохозяйственных угодий в развитых странах [2]

Отечественный опыт советского периода, а также практика регулирования цен за рубежом (страны Евросоюза, США, Китай) на современном этапе рассматривает ограничение торговых наценок на социально значимые продукты питания как эффективный инструмент регулирования ценообразования, а следовательно, и распределения рентных доходов на основе специального законодательства.

Да и в СССР максимальная торговая наценка составляла 12 %, а на социально значимые продукты — 8 %. По некоторым оценкам, в современной России розничные цены на продукты питания завышены на 40—50 %, а на отдельные группы — на 100 % и более. Однако отсутствие императивных начал на уровне федеральных законов в отношении ценовых пропорций и надбавок не позволяет отрегулировать распределение дифференцированной ренты в пользу собственников и пользователей ресурсов.

3. Противоречие между арендатором земли и банками по поводу процентной ставки по кредитному договору. Разрешение противоречия между экономическими интересами арендаторов и коммерческими банками связано, во-первых, с переходом от модели субсидирования заемщика (государство возмещает часть затрат по уплате процентов) к модели льготного кредитования в буквальном смысле, когда субсидия включена в процентную ставку, во-вторых, с усилением императивной правовой регламентации (что не разрешено, то запрещено) кредитных отношений и сведением воедино имущественных интересов субъектов отношений (государство, заемщики, банки) в типовом договоре.

4. Противоречие в экономических интересах пользователей рентных ресурсов и государства по поводу налогообложения имеет ярко выраженную диалектическую форму. С одной стороны, в Российской Федерации природная рента является главным источником бюджетных доходов. Совершенствование государственной политики в области земельной ренты необходимо начать с местного уровня, поскольку земельный налог, который выступает в качестве практикуемой формы изъятия земельной ренты, является местным налогом. В связи с тем, что величина земельного налога определяется путем перемножения кадастровой стоимости и ставки земельного налога в соответствии с видами разрешенного использования земли, необходимо проводить ежегодную кадастровую оценку земель. Так, например, в Челябинской области кадастровая оценка земель проводилась последний раз в 2011 г. Таким образом, если кадастровая оценка земель проводится не ежегодно, то бюджет недополучает прирост от ее переоценки каждый год. Прирост поступлений в бюджет осуществляется лишь на момент переоценки земель, что сокращает дополнительные возможности по ежегодному улучшению в области землепользования [9]. С другой стороны, фискальная политика выступает одним из ключевых инструментов стимулирования хозяйственной деятельности. Поэтому разрешение данного противоречия связано с изменением вектора государственной поддержки, который должен быть направлен на развитие технологической базы в рентообразующих отраслях и связывать объем государственной поддержки с инновационной активностью и соблюдением технологических правил. Иными словами, поддержка должна быть ориентирована на производительность, а не на физические объемы.

5. В разрешении межпоколенного противоречия в комплексном виде воплотились все вышеотме- ченные проблемы рентных отношений. Очевидно, что принципы эффективного природопользования должны учитывать экономические интересы различных субъектов рентных отношений, в том числе в долгосрочной перспективе, и базироваться на методологической основе природной ренты как базового экономического регулятора отношений.

На примере лесного сектора рентообразующей сферы российской экономики можно выделить следующие принципы лесопользования, которые направлены на согласование интересов не только действующих субъектов рентных отношений, но и будущих поколений:
— объем рубки должен обеспечивать занятость постоянного местного населения и работу местной рентабельной деревообрабатывающей промышленности;
— рентная оценка стоимости эксплуатационных запасов леса не должна снижаться;
— экологическая ценность лесных ресурсов не должна снижаться до неравновесного уровня, за которым следует деградация экосистемы;
— способы лесопользования должны обеспечивать максимальную доходность выделов;
— доход от лесопользования не должен убывать;
— рентные платежи в бюджеты муниципалитетов должны увеличиваться [5].

В настоящее время решения о предоставлении в хозяйственное пользование лесных ресурсов принимаются на региональном уровне, при этом в подавляющем большинстве срок аренды ограничивается 3—5 годами (при максимальном сроке аренды, установленном законом, 49 лет).

Очевидно, что реализация указанных принципов связана с развитием экономических стимулов к расширению сроков предоставления аренды лесов [15].

Из примера сельского хозяйства следует, что сохранение ресурсного потенциала аграрной экономики напрямую связано с развитием рентных отношений. В число важнейших задач, влияющих на развитие рентных отношений, входят:
— обеспечение сохранения и восстановления плодородия почв;
— развитие мелиорации сельскохозяйственных земель;
— повышение эффективности использования земельных ресурсов сельского хозяйства;
— развитие системы информационного обеспечения субъектов рентных отношений.

Следовательно, требуется такая настройка экономических регуляторов рентного механизма, которая позволит решить указанные задачи и, следовательно, повысит эффективность рентного механизма с точки зрения в формирования и распределения земельной ренты в долгосрочной перспективе [2].

В настоящее время нерациональное с экологической точки зрения землепользование обусловлено комплексом институциональных и инфраструктурных факторов, обусловливающих формирование в среде землепользователей психологии «временщика». Среди них следует выделить такие факторы, как:
— неразвитость информационной инфраструктуры земельного рынка, отсутствие достоверности и полноты информации о субъектах земельных отношений;
— административные барьеры землевладения и землепользования;
— неполнота прав собственности на земельные ресурсы;
— неэффективное использование общей долевой собственности на землю в силу отсутствия эффективных организационных форм кооперации дольщиков [14].

Безусловно, разрешение межпоколенного противоречия связано с развитием собственно рыночных институтов в рентообразующих отраслях экономики как условия преодоления методологических и институциональных ограничений функционирования рентного механизма.

В частности, развитию института земельного рынка призван способствовать комплекс мер, в том числе:
1) формирование информационной базы о земельной собственности и субъектах отношений и обеспечение доступа к информации о правах и обременениях, связанных с земельной собственностью;
2) организация мероприятий по межеванию с привлечением квалифицированных кадастровых инженеров;
3) снижение вероятности технических ошибок в процессе межевания на основе применения
современных технических решений (спутники GPS и др.);
4) обеспечение правовой защиты интересов арендаторов и собственников земельных ресурсов, правовое противодействие практике земельного рейдерства;
5) совершенствование договорных отношений, снижающее риск оппортунистического поведения сторон;
6) сокращение трансакционных издержек, связанных с защитой прав собственности в судебном порядке;
7) совершенствование кадастровой оценки земель, корректировка кадастровой стоимости на основе рентного подхода [8].

В России ставка земельного налога сравнительно низкая. Это обусловлено наличием огромного потенциала России по площади. Если рассматривать возможность увеличения поступлений в бюджет от земельного налога за счет роста ставки земельного налога, которая дифференцировалась от 0,3 до 1,5 %, то прирост поступлений в бюджет от повышения ставки земельного налога необходимо использовать для повышения качества земель [13].

Очевидно, что помимо развития рыночных институтов требуется совершенствование регуляторов экологически рационального природопользования на основе рентного способа оценки экономического ущерба от нерационального хозяйствования.

В отношении интересов будущих поколений появляется необходимость обоснования воспроизводства рентных ресурсов. Разрешение противоречия между поколениями основано на совокупности мер, направленных на развитие институтов рентных отношений и информационной инфраструктуры воспроизводства возобновляемых рентных ресурсов, в том числе: 1) комплексный мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, лесных и водных ресурсов и т. д., с корректировкой кадастровой стоимости под влиянием ренто- образующих факторов; 2) регламентация хозяйственной деятельности и разработка нормативов и платежей за нерациональное с точки зрения экологических интересов общества природопользование. Для решения данной проблемы потребуется разработка системы ценового зонирования территорий в целях включения экологической компоненты в цены на сырье и оформления компенсационных платежей при причинении ущерба окружающей среде (см. рисунок).

Направления совершенствования механизма рентных отношений

Таким образом, автором предложены направления урегулирования внутренних противоречий между субъектами рентных отношений в экономике России. Разрешение противоречий между субъектами рентных отношений предполагает формирование устойчивой институциональной среды и инжиниринг экономических регуляторов на рентной основе в рентообразующих отраслях экономики в соответствии с функциональной ролью рентного механизма.

список литературы

1. Экономическая теория : учебник / В. И. Бархатов, Г. П. Журавлева, А. В. Горшков [и др.] ; под ред. В. И. Бархатова, Г. П. Журавлевой. — М. : Финансы и статистика, 2007. — 848 с.
2. Деревянко, О. В. Организационно-экономический механизм планирования бизнес-процессов предпринимательских структур : дис. … канд. экон. наук / О. В. Деревянко. — СПб., 2004. — 156 с.
3. Дугина, Т. А. Особенности развития земельных отношений за рубежом / Т. А. Дугина // Науч.- метод. электрон. журн. Концепт. — 2015. — Т. 13. — С. 4481—4485.
4. Журавлева, Г. П. Новый курс экономической теории / Г. П. Журавлева. — М. ; Тамбов : Издат. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. — 656 с.
5. Журавлева, Г. П. Трансформация современной рыночной системы хозяйствования: теория и практика : монография / Г. П. Журавлева, В. Б. Бычин. — М. ; Тверь : Науч. кн., 2006. — 376 с.
6. Ложникова, А. В. Рентная политика в РФ: опыт и проблемы / А. В. Ложникова // Экономика и упр. — 2011. — № 7 (68). — С. 17—19.
7. Мещеров, В. А. К вопросу о рыночном механизме рентных отношений / В. А. Мещеров // Вестн. Самар. гос. экон. акад. — 2004. — № 3 (15). — С. 117—118.
8. Починков, С. В. Экономические проблемы устойчивого управления лесами в России / С. В. Починков // Устойч. лесопользование. — 2004. — № 2 (4). — С. 40—48.
9. Плетнев, Д. А. Институциональные проблемы формирования механизма рентных отношений в экономике России / Д. А. Плетнев, А. Ф. Сагитова // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 кн. Кн. 1. — М. : РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2014. — С. 143—147.
10. Рафикова, А. Ф. Эволюция подходов к определению земельной ренты / А. Ф. Рафикова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2010. — № 5 (306). Экономика. Вып. 25. — С. 60—66.
11. Сагитова, А. Ф. Развитие понятия «рентные отношения» в экономической науке / А. Ф. Сагитова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2015. — № 11 (366). Экономика. Вып. 49. — С. 13—22.
12. Сагитова, А. Ф. Проблемы формирования механизма и инструментов рентных отношений в России / А. Ф. Сагитова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 9 (338). Экономика. Вып. 44. — С. 46—51.
13. Сагитова, А. Ф. Формирование и использование новых форм рентных доходов в российской экономике / А. Ф. Сагитова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2013. — № 32 (323). Экономика. Вып. 42. — С. 57—61.
14. Шагайда, Н. Рынок земель сельскохозяйственного назначения: практика ограничений / Н. Ша- гайда // Вопр. экономики. — 2005. — № 6. — С. 119—128.
15. Основные проблемы лесопромышленного комплекса России [Электронный ресурс]. — URL: http://www.raexpert.ru/researches/lesprom/lpk2002/part_1/.

Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 2 (398). Экономические науки. Вып. 56. С. 65—71.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code